Что лучше чувства или рассудок

Что важнее: чувства или разум?

Чувства и разум. Хочу и надо

Если человек прислушивается исключительно к уму, он рискует подавить свои чувства, разучиться чувствовать, растерять свою интуицию. Такой человек вынужден жить в тисках «должен» и «правильно». Такие же требования он начинает предъявлять к окружающим, осуждать их и наказывать за «избыток» чувств, которых лишен сам.

Если человек прислушивается только к чувствам, он рискует быть захваченным своими страстями, заблудиться в своих желаниях, перестать различать «хочу» и «надо». Слепое следование чувствам ведет к тому, что человек потакает себе. И очень сложно потом вернуть себе волю.

Одни люди выбирают для себя опору на разум, а к чувствам прислушиваются – как к ориентиру. Человек неспроста испытывает тягу к чему-либо, неспроста симпатизирует кому-то или избегает кого-то. Для этого всегда есть и причина, и цель. Прежде чем принимать решения, важно понять и причину, и цель своих влечений.

Другие люди считают свои чувства более важными, а свой разум используют в качестве ориентира. Оценивают, как не сделать глупость и не потерять землю под ногами, следуя своим желаниям.

Однако между первым и вторым путем разница не существенна. Не столь важно, первичны чувства или разум. Важно, чтобы они были уравновешены.

Как найти равновесие между чувствами и разумом?

Когда перед вами встанет выбор между вашими «хочу» и «надо», не позволяйте себе принимать скоропалительных решений или делать поспешные выводы. Остановитесь и понаблюдайте за маятником внутри вас.

Не пытайтесь заглушить ни чувства, ни разум. Послушайте себя, сосредоточьтесь. Живите, дышите, смотрите. Маятник продолжает качаться, но очень важно не подталкивать его! Наоборот – с каждым его движением старайтесь замедлить качели. Продолжайте наблюдать.

В тот момент, когда маятник почти перестал раскачиваться между «хочу» и «надо», приходят самые легкие и верные решения. Умейте ждать, и, возможно, ситуация уладится сама собой.

Источник

Почему чувства так же важны, как и рассудок

Можно бесконечно спорить, о том, что важнее в процессе познания: чувства или разум? Или другими словами, что выступает главным инструментом для достижения достоверного знания?

Возможно, я Вас удивлю, но ни первое, ни второе не является главным, они работают сообща. И более того, в процессе познания работают три элемента: чувства, рассудок и разум. Кто так решил? И за что отвечает каждый элемент? – мы разберемся с вами прямо сейчас.

Спор между эмпириками и рационалистами вёлся долго, и решил его Иммануил Кант. Этот выдающийся немецкий философ второй половины XVIII века, был первым, кто заявил, во-первых, что предмет сообразуется с нашим сознанием, а не сознание с предметом, как это считалось ранее («коперниканский переворот»); а во-вторых – что и чувства, и разум являются главными элементами познания, и нельзя представить одно без другого.

«Хотя всякое наше знание начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта», — пишет Кант в начале «Критики чистого разума».

Итак, давайте разбираться поэтапно, как происходит процесс познания по Канту.

Мы получаем данные о предмете, с помощью наших органов чувств в пространстве и времени. То есть это лишь сбор неких впечатлений о предмете. Мы не можем ограничиваться на чувственных данных, так как они не несут в себе смысловой нагрузки.

“Как мы все видим предметы одинаково, если воспринимаем мир субъективно?”, — спросите Вы. Это происходит именно потому, что все люди воспринимают предметы в одном пространстве и времени. Пространства и время – это априорные формы чувственности. Априорные формы – это формы, которые не зависит от нашего опыта (априорность=доопытность). Более того, априорностью обладают те «предметы», которые являются всеобщими и общезначимыми (пространство и время, как раз имеют такие свойства). Мы же не можем представить предмет вне времени и пространства (проверьте), значит пространство и время – априорные формы.

«Некие впечатления о предмете» мы назовём многообразием. Это многообразие необходимо синтезировать, иначе у нас будет один большой несистематизированных сбор данных. И этот синтез с помощью воображения уже происходит на уровне рассудка.

Получив многообразие, рассудок отправляет свои данные о предмете в категории. Категории – это пустые логические формы, они выступают как некие ячейки, в которые свойства предмета можно разложить как по полочкам. И после этого, рассудок формирует понятие предмета (общее представление).

Всего категорий 12, и эта таблица размещена ниже. Мы не будем на ней останавливаться, но вы можете поэкспериментировать и представить какое-либо понятие, разложив его по категориям рассудка.

Количество Качество Отношение Модальность
Единство Реальность Субстанция и акциденция Возможность и невозможность
Множественность Отрицание Причина и следствие Существование и несуществование
Целокупность Ограничение Взаимодействие Необходимость и случайность

Но на одном понятии рассудок не останавливается. Дальше рассудок вырабатывает суждение, которое определяется с помощью таблицы суждений (и Вы также можете проверить свой пример).

Количество Качество Отношение Модальность
Общие Утвердительные Категорические Проблематические
Частные Отрицательные Гипотетические Ассерторические
Единичные Бесконечные Разделительные Аподиктические

Таким образом, рассудок выработал суждение и создал правило, на основе которого уже будут формироваться дальнейшие знания. На уровне рассудка мы уже получили некое знание о предмете, которое не могло бы существовать без изначальной работы чувств. Поэтому и чувства, и рассудок являются важными и необходимыми элементами в процессе познания. Они не могут выполнять функции другого, а как раз дополняют работу друг друга. Однако, знания, полученные на уровне рассудка, ограничиваются опытом и не дают полную картину мира.

И на последнем этапе начинается работа разума. Он вырабатывает умозаключения и принципы из полученных от рассудка суждений. Разум стремиться выстроить из суждений цепочку умозаключений, чтобы создать цельное знание о предмете. Также разум находится в поисках последних принципов, которые охватывают весь наш опыт. Но для того, чтобы охватить весь опыт, необходимо выйти за его пределы. И здесь уже возникают предметы интереса разума — чистые понятия рассудка – идеи: Душа, Мир, Бог.

Однако, если даже мы получали абсолютно достоверное знание о предмете, то это лишь наше восприятие этого предмета, или – как называл Кант – феномен (явление). На самом же деле, каждый предмет – это ноумен («вещь в себе»), и мы никогда не сможем узнать его реальную природу. Но это совсем не значит, что нужно бросить поиски смысла и устройства жизни. Необходимо только помнить, что Ваше понимание жизни может не совпадать с пониманием другого человека – и это совершенно нормально, потому одной уникальной истины не существует.

Источник

Тест: Чувство или рассудок?

Человек уступает современному компьютеру в скорости и точности логических решений. Тем не менее человек обладает бесспорным преимуществом: все его рассуждения всегда эмоционально окрашены. Правда, иной раз эмоциональность скорей препятствует правильному решению Попробуем разобраться, в какой мере сочетаются в нас чувство и разум.

Перед вами несколько вопросов, суждений, описаний простых житейских ситуаций. Из трех вариантов возможной реакции, который более соответствует вашему мнению.

1. В ходе делового разговора коллега неожиданно начинает цитировать стихотворные строки.

А. Такая вольность совершенно неуместна при решении серьезных вопросов.

Б. Вам самому такое не пришло бы в голову, но вы согласны признать этот риторический прием интересным.

В. Как знать – может быть, мудрость поэта подскажет правильное решение.

2. Если вы смотрите телесериалы, то какому жанру отдаете предпочтение?

Б. Это зависит от художественных достоинств фильма.

3. Начальник отдает распоряжение, которое, по вашему мнению, приведет к плачевным последствиям.

А. Вы без обсуждений приметесь выполнять приказ. В конце концов, если ваш пессимистический прогноз оправдается, ответственность ляжет не на вас.

Б. Вы станете переубеждать начальника, а если это не удается, постараетесь, выполняя приказ, свести к минимуму возможные издержки.

В. Будете стараться воспрепятствовать исполнению неразумного приказа любой ценой.

4. На предстоящий день гороскоп сулит вашему знаку Зодиака крупные неприятности.

А. Вы не придадите этому значения, так как вообще не верите астрологам.

Б. Это нелишнее предупреждение о необходимой предосторожности.

В. Постараетесь в этот день не выходить из дома.

5. В некой семье разница в возрасте между супругами составляет более 20 лет.

А. Не исключено, что тот, кто моложе, имеет какой‑то корыстный интерес, иначе его выбор трудно объяснить.

Б. Без близкого знакомства с этими людьми нельзя судить об их подлинных отношениях.

В. Возраст – не помеха настоящей любви!

6. Молодой человек избирает гуманную, но низкооплачиваемую профессию.

А. Он предусмотрительно рассудил, что в будущем отношение к этой профессии изменится и оплата возрастет.

Б. Вероятно, именно в этой сфере лежит его призвание.

В. Такой выбор достоин преклонения. А еще говорят, что современная молодежь слишком меркантильна!

7. Автор газетной статьи недостаточно компетентно осветил вопрос, в котором вы считаете себя специалистом.

А. Если бы он был столь же хорошо осведомлен, как вы, то не допустил бы неточных суждений.

Б. Высказать свое мнение – его право, а ваше право – согласиться с ним или нет.

В. Искажение истины непозволительно, особенно в газетной статье.

8. Вы запланировали крупную покупку, но уже в магазине обнаружили, что облюбованная вещь подорожала, и собранных денег не хватает.

А. Вы отправитесь восвояси и продолжите копить деньги.

Б. Купите аналогичную вещь более скромного качества по доступной вам цене.

В. Постараетесь утешить себя – например, купите торт или какой‑нибудь милый сувенир.

9. Друг подарил вам редкую книгу, которая, однако, вам неинтересна.

А. Вы отнесете ее букинисту, чтобы извлечь из подарка хоть какую‑то пользу.

Б. Поставите книгу на полку в надежде, что она когда‑нибудь пригодится.

В. Подарок ценен как знак внимания. Вы бережно сохраните этот символ вашей дружбы.

Если среди избранных суждений преобладают обозначенные буквой А, то вам свойственна повышенная рациональность. Вы прагматично подходите к любой проблеме, стараясь опираться на твердую логику и здравый смысл. Впрочем, такой подход не страхует от ошибок, ибо не исключено, что какие‑то ваши решения хоть и логичны, но вытекают из предвзятых мнений и предрассудков. Вы не позволяете эмоциям вмешиваться в логику рассуждения, а ведь они иной раз могут и помочь!

Если преобладают ответы Б, то вы – образец гармоничного сочетания аффекта и интеллекта. Сильные чувства вам не чужды, но вы умеете их контролировать.

Преобладание ответов В свидетельствует о несколько повышенной эмоциональности. Некоторые люди ценят вас за неравнодушие и открытость в изъявлении чувств, тогда как другие осуждают за чрезмерную экзальтированность и недостаток логики. И те, и другие по–своему правы. Постарайтесь сосредоточиться на том, чтобы ваша эмоциональность была подлинным достоинством, а не преградой здравому смыслу.

Если среди ваших ответов не преобладает ни один тип, то вас трудно отнести к определенной категории. В иных ситуациях вы действуете как хладнокровный аналитик, а порой даете волю чувствам. Чтобы оценить, насколько оправдана бывает ваша позиция, прислушайтесь к мнению друзей и близких.

Источник

Тест «Что вам ближе — эмоции или рассудок»

Этот тест показывает чем вы руководствуетесь при принятии решения.

Как проходить тест

  • Прикройте глаза и сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха
  • Откройте глаза, посмотрите на картнику для теста (она будет ниже по тексту)
  • Что вы увидели первым?
  • Прочитайте расшифровку
  • Ставьте “нравится”, делитесь с друзьями и подписывайтесь канал

Картинка для теста

Расшифровка результатов теста

Глаза

Если вы обратили внимание на глаза, вы склонны к анализу, логике, принимаете решения скорее взвешенно, обдуманно, чем спонтанно. Даже при выборе партнера вы сначала будете оценивать его полезность для вас. Для современной жизни — здоровая расчетливость — не самое плохое качество, хотя может сделать жизнь эмоционально бедной. Помните, что все хорошо в меру, а жизнь — это не математика.

Эмоции управляют вашей жизнью. Вы слишком верите своей интуиции и готовы отказаться от любых логических доводов, если чувствуете, что нужно поступить именно так. К сожалению, разочарования в вашей жизни не настолько редки, как хотелось бы. И обещания данные себе, что в следующий раз будете думать головой вы не сдерживаете и опять встаете на свои любимые грабли.

Важно научиться анализировать и выключать эмоции хотя бы иногда. Это сложно, но для вас это необходимость, чтобы белых полос стало больше..

Подписывайтесьт на канал! Делитесь с друзьями! И не забудьте поставить «нравится», чтобы я и дальше готовила для вас тесты.

Источник

Разум или чувства: чем руководствоваться?

Споры психологов и философов о том, чем же все-таки стоит человеку руководствоваться в жизни прежде всего – разумом или чувствами – не утихает до сих пор. Подолью и я масла в огонь размышлений.

Дело в том, что лично я руководствуюсь в этом вопросе двумя мыслями, двумя тезисами. И эти тезисы поначалу могут даже показаться противоречащими друг другу. Вот они:

  • Все чувства и эмоции создаются изначально человеком и управляются им же, особенно если он видит и осознает, как именно он эти чувства и эмоции создает.
  • Главное, чем руководствуется человек и ради чего он делает все в своей жизни – это чувства и эмоции.

И вот тут вы можете меня спросить: Денис, как же это так может быть, чтобы человек, умея создавать любую внутреннюю погоду, был при этом всецело зависим от своего эмоционально-чувственного фона?

Поясню, как я это вижу:

Для начала – скажу о логически-абстрактном мышлении, а точнее – о его полной зависимости от нашего чувственного опыта. Дело в том, что в основе любой абстракции лежит ощущение. Мы не можем воспринять ни одной логической, абстрактной модели или понятия без привязки к нашему чувственному опыту. Помните, какого физика-ядерщика называют «продвинутым»? – Того, кто может сложнейшие модели объяснить «на пальцах». Что значит «на пальцах»? – Это значит на простых, понятных даже ребенку примерах. На примерах, которые может наблюдать каждый человек в элементарной предметной реальности, данной нам в ощущениях. Помните, как Эйнштейн объяснял свой способ придумывания сложнейших теорий, в том числе теории относительности? – Я, говорит, просто представлял, как сажусь на луч света и лечу на нем, и пытался при этом сообразить, что же в таком случае может происходить со мной и вокруг меня.

Первоначальный опыт создания и использования понятий мы получаем в процессе освоения первых слов: мы называем маму – «мама», мы смотрим на предмет, из которого пьем сок, и с помощью взрослых называем это «чашка», трогаем «дерево», смотрим на «небо». Что происходит в нашем уме в этот момент? – Мы связываем конкретные чувственные образы (синеву неба, например) со звукорядом «небо». И потом, глядя на небо, мы называем его так, как его называют все в нашей культуре – «небо». Если бы жили в другой стране, называли бы его «the sky», например. Т.е. видим-то мы все одно и то же, но звукоряд, с которым мы связываем увиденное, в каждой культуре – свой. А ведь это и есть первый опыт создания «понятийной среды» в собственной голове. Это и есть начало формирования понятийного мышления. Далее мы узнаем, что одну и ту же связку чувственных образов (возникающих у нас, когда мы смотрим на небо), мы можем называть разными словами: небеса, небо, воздух, атмосфера. Эти понятия мы связываем с другими, находим их точки соприкосновения: появляются понятия «облака», «осадки», «молния», а потом – «молекулы», «разреженность воздуха», «сила притяжения», «планета». Мы всё добавляем и добавляем понятия, создавая в своем уме ветвистую систему взаимозависимых определений, и моделируем мы эту понятийную систему по ходу всей нашей жизни. Но факт остается фактом: в основе всей этой системы понятий, какой бы сложносплетенной она ни была, лежат наши, воспринятые нами когда-то чувственные образы, ощущения. Даже когда вы говорите слово «квинтэссенция», вы все равно привязываете его к знакомым вам ощущениям. А если не привязываете? – А тогда вы этого слова и не понимаете вовсе. Невозможно понять то, что не связано с собственным чувственным опытом.

Именно поэтому, когда я слышу о главенстве «логики» над «чувствами», для меня это звучит как «главенство ноутбука над электричеством»: дескать, чего там электричество, главное – мощь компьютерного железа, которым напичкан ноутбук. Да, железки тоже важны. Но без электричества, текущего по микросхемам и проводам, смысла в этой сложносоставной железке – нет. Без тока ноутбук попросту не будет работать. Так и с человеческим организмом: можно сколько угодно восторгаться красотой и мощью логики и абстракций, но если отсоединить их от чувственного опыта – останется звенящая бессмысленная пустота.

А теперь – о том, почему же эмоционально-чувственное является для человека самым главным.

Дело все в том, что за любым «логическим» решением всегда лежит решение эмоциональное. Повторюсь: за любым. Человек – не компьютер, и человек не может совершать ни каких действий и не может принимать ни каких решений, если под этими действиями и решениями нет мотивационной базы. А мотив как раз и рождается в чувственно-мотивационном поле. Вот вам пример: представьте, я бы вам сказал «создай новый файл эксель и создай на нем сложную таблицу со всеми статистическими данными по расходам электроэнергии в каждом из кварталов твоего города за последний год». Если вы не уснули от скуки во время прочтения самого этого задания, то что вы сделаете после этого? – Скорее всего, зададите вопрос «а нафига?». И правильно сделаете. Потому что вы человек, а не компьютер. Вы не подключены к постоянному источнику питания, вы запасаетесь силами и питательными веществами сами, и решение о каждом из действий принимаете исходя из связи этих действий с вашим мотивационным ядром, а не только лишь по приказу какого-то пользователя, который пришел и приказал. Т.е. вы, как человек, представляете собой живую систему, которая сама ищет себе питательные вещества, сама их перерабатывает в энергию и после этого старается максимально рачительно накопленные силы расходовать, выбирая то, что является наиболее приоритетным. Если не дробить на слишком мелкие детали весь сложный процесс образования мотивационно-подкрепленного решения, то можно сказать, что решение принимается в целом так: в первую очередь силы расходуются либо на то, что сохраняет жизнь и целостность организму (т.е. «от страха»), либо на то, что сулит мощный прилив сил и ресурсов в будущем (т.е. «к радости»). Страх и радость – это те самые полюса, по которым организм ориентируется при принятии решений о первоочередности каких-то действий. Соответственно, в каком случае вы ринетесь заполнять предложенную мной табличку? – Либо в случае, когда за неисполнение этого действия вам грозит что-то неприятное (потеря жизни или здоровья, например), либо когда за исполнение этого действия вам обещано что-то, что лично у вас вызывает радость и приятное предвкушение (большая сумма денег или еще что-то очень лично вам ценное и нужное). Если же ни угрозы, ни радости за действием не стоит, тогда… а нафига его вообще выполнять? «А смысл?» — спрашивают в таких случаях люди. Так вот, «смысл» — это слово больше из эмоциональной сферы, а не из чисто логической (потому что «чисто логической», как мы уже выяснили, не бывает вовсе). Можно сказать и так: «логика и абстракции – это производные эмоционально-чувственного опыта, они обслуживают нашу мотивационную систему, но никогда не играют роль первой скрипки».

Когда человек говорит «я принимаю решения только разумом и не поддаюсь эмоциям», задайте ему простые вопросы: А для чего ты принял вот это решение? А вот это следующее для чего? А потом вот это для чего? И пройдя вместе с ним к смысловому фундаменту, вы упретесь в какое-то ощущение: либо в страх («делал что-то, чтобы не случилось страшное»), либо в радость («делал что-то, чтобы было больше приятностей и радости»). А тогда – зачем говорить про «не поддаюсь эмоциям и чувствам», если изначально все на них и строится?

Другое дело, когда человек говорит про промежуточные, случайные, автоматические эмоциональные реакции. Да, есть целый набор социальных эмоций, которые рождены на базе основных состояний (на базе состояний радости/воодушевления или страха/угнетенности), но представляют собой лишь формы, оттенки этих основных состояний, и вот этими эмоциями можно и нужно управлять, модифицировать. И в этом случае мы говорим об управлении формой, но не об управлении сутью. Мы не можем выключить в себе мощные механизмы, создающие полномасштабные реакции страха или радости. Но управлять формами, которые создаются на основе этого механизма, можем вполне. Это я и называю «управление эмоциями». Большую часть нашей эмоциональной жизни составляют именно они – формы-эмоции, которые мы разучиваем вместе с другими социально-культурными шаблонами взаимодействия. Именно так из общего состояния страха появляются «отростки-формочки» типа страха публичного выступления, испуг от громкого хлопка рядом, волнение за родного человека, который всё не приходит домой, и ужас от осознания того, что ребенок вот-вот упадет с высокой горки; именно так из общего состояния радости получается восторг красками неба, радость от встречи с любимым, счастье от победы, удовольствие от поедания долгожданного арбуза, радостное предвкушение отпуска и счастье от первого «агу» малыша. Эти формочки создаются на пересечении освоенных нормативов («в этих ситуациях пугаться – это нормально», «по этому поводу радоваться – правильно»), оценок и интерпретаций («если я без денег, то мне будет нечего есть и я останусь ни с чем», «когда у меня есть любимый человек, это счастье»), телесных паттернов, привычных или воспроизводимых именно сейчас (сгорбленные плечи, «бровки домиком», напряженный живот – для страха; расправленные плечи, грудь вперед, «открытое лицо», полуулыбка – для радости) и их сочетаний. И процессом создания этих формочек – можно и нужно управлять. Нужно всего лишь осознание, внимательность и привычка это отслеживать.

Но – но! – мы в этих случаях все равно говорим не про «превосходство логики над чувствами», а про «модификацию отдельных фрагментов нашей эмоциональной жизни с помощью логики и разума».

И вообще, я думаю, пора уже перестать делить человеческую личность на «разум» и «чувства», потому что само это разделение вносит больше неразберихи, чем порядка. Ведь, как мы уже говорили выше, разделить то, что изначально является частями одной и той же системы, — это значит запутывать себя еще больше и множить проблемы, а не решать их. Логика и абстракции, которые мы используем, изначально построены на чувственно-эмоциональном опыте, а сложносоставные эмоциональные формы, в свою очередь, могут быть легко скорректированы при участии логики и абстракций (которые позволяют корректировать целые пласты мировоззрения, наводя там нужный порядок и очищая личность от вредных мировоззренческих наводок со стороны). Вот и хорошо 🙂

Источник

Оцените статью