- Какое воздействие оказывают на людей картины Саврасова, Левитана и других известных пейзажистов
- Что такое пейзажи настроения, и благодаря кому они возникли
- Алексей Саврасов, Василий Поленов
- Исаак Левитан, Константин Коровин
- Пушкин А.С. стр. 67 — 68
- Стихотворение «Няне» стр. 67
- 1. Как Пушкин относится к своей няне? Какие слова помогают нам понять её чувства к поэту?
- 2. С какой интонацией ты прочитаешь это произведение? Почему? Обоснуй свой выбор.
- Стихотворение« Тучи» стр. 67
- 1. Как Пушкину удаётся показать, что пора ненастья миновала? Какие слова он для этого выбирает?
- 2. Можно ли сказать, что поэт ведёт воображаемый диалог с тучей? Объясни.
- 3. Какое настроение вызывает у тебя прочитанное стихотворение?
- Стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!» стр. 68
- 1. Какие картины осени рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору подчёркнутые строчки?
- 2. Какие чувства вызывают у тебя картины осени, нарисованные А. С. Пушкиным? Подготовься к выразительному чтению стихотворения.
- 3. Подумай, какие слова нужно выделить голосом особо; где следует сделать паузу; какой темп и тон, какая интонация будут соответствовать содержанию произведения, помогут передать чувства и настроение поэта.
- 4. Рассмотри репродукции картин. Как художники изображают осеннюю пору? Составь рассказ и запиши его план в «Рабочую тетрадь».
- Рассказ по картине художника В. Поленова «Золотая осень».
- Рассказ по картине художника И. Левитана «Вечерний звон».
- 5. Сравни с тем, как это делает Пушкин в своём стихотворении. Расскажи.
- 6. Подумай, как удалось художникам передать своё отношение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением Пушкина? Объясни.
Какое воздействие оказывают на людей картины Саврасова, Левитана и других известных пейзажистов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что такое пейзажи настроения, и благодаря кому они возникли
Когда при взгляде на пейзаж вдруг сжимается сердце, охватывает грусть или, наоборот, возникает ощущение счастья, когда кажется, что картина почти передает звуки, свежесть ветра, холод или жар – это и есть пейзаж настроения. Это направление в творчестве художников XIX-XX веков стали выделять недавно. Раньше пейзаж не играл самостоятельной роли, становясь фоном для портрета, библейских или исторических сюжетов. Но благодаря уходу от общепринятых стандартов в живописи, развитию собственных взглядов на роль произведений искусства в человеческом самопознании, пейзаж стал развиваться, превращаясь в самостоятельный и перспективный жанр.
Например, когда говорить напрямую о тюремной, каторжной стороне русской действительности было затруднительно, картина «Владимирка» Исаака Левитана, на которой была изображена лишь дорога, уходящая вдаль, могла вступать со зрителем в молчаливый диалог.
Непосредственным импульсом к появлению пейзажей настроения следует считать появление независимых от Академии художеств мастеров, объединившихся в Товарищество передвижных художественных выставок. И не меньшим значением обладало чутье мецената Павла Третьякова, безошибочно чувствовавшего настроение пейзажа и выкупавшего у авторов их холсты, побуждая и дальше работать в этом же направлении. Так в русской культуре появлялись мастера, практически все свои работы создававшие в жанре пейзажа настроения.
Мастерство таких пейзажистов не сводилось к точному воспроизведению природного ландшафта или к запечатлению уникальных и редких природных объектов – в этом их отличие от художников, сделавших документальную достоверность главной своей задачей.
В этих произведениях состояние природы в тот момент, в который она запечатлена на холсте, было подчинено одному общему настроению, отражало оно и характер самого художника. В пейзажах настроения всегда видна личность их создателя, и природа в них изображена такой, какой ее видит человек в определенной душевном состоянии. Это достигается разными способами – особенностями композиции, ритма, «воздухом» и «светом», насыщенностью или разреженностью.
В пейзажах настроения нет смысла искать «говорящие» детали, символы и загадки, главная, всеобъемлющая идея – о взаимосвязи внутренней жизни человека с окружающей его природы.
Одним из родоначальников жанра «пейзажей настроения» считается Николай Никанорович Дубовской, который выбрал занятия живописью вопреки семейной традиции. Рожденный в семье казака, он был обязан посвятить себя военной службе, но и учась в гимназии, тайком, постоянно рисовал. К семнадцати годам ему удалось – не без помощи преподавателей – уговорить отца дать позволение обучаться в столичной Академии художеств.
Дубовской блестяще проявил себя по время учебы, и после, когда выбрал для себя пейзажную живопись в качестве главного жанра творчества, сумел добиться признания и успеха. В настоящее время почти забытый, Дубовской был на рубеже XIX-XX веков едва ли не самым популярным среди пейзажистов. Кроме того, он входил в число руководителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Будучи романтиком, Дубовской и пейзажи воспринимал как средство для выражения идей романтизма, когда природа становится неотъемлемой частью личности, меняющейся, борющейся со всем рациональным и застывшим. В работах Дубовского часто фигурирует изображение неба, с которым по степени изменчивости может поспорить разве что море.
Сохранился анекдот из жизни Дубовского, когда он, собираясь на собственную свадьбу, вдруг увидел из окна потрясающий вид, схватил этюдник и… забыл о времени. Свадьба, к счастью, все равно состоялась.
За картину «Притихло», в которой, по утверждению Левитана, «чувствуешь саму стихию», Дубовской был удостоен Большой серебряной медали Всемирной выставки в Париже в 1900 году.
Алексей Саврасов, Василий Поленов
Алексей Кондратьевич Саврасов, из семьи купцов Соврасовых (написание своей фамилии художник изменил впоследствии сам), тоже поступил вопреки отцовской воле, вместо торговых дел избрав для себя путь художника. Его работы принесли ему награды и звание академика, и наконец Саврасов возглавил пейзажный класс московского училища живописи.
Он был одним из учредителей Товарищества передвижников. Особенную популярность Саврасову принесла его картина «Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду», в ней, по признанию современников, был необыкновенно правдиво передан момент – можно было угадать и движение туч, и шум ветвей дерева. Пейзажи Саврасова написаны в лирическом духе, отражая одновременно и собственные переживания художника, и его безграничную любовь к родной земле.
Другим преподавателем Московского училища, впоследствии признанный мастером «интимного пейзажа», был Василий Дмитриевич Поленов, который, хоть и родился в столице, испытывал большую любовь к природе и всю жизнь хранил в памяти детские впечатления от поездок в Карелию и в Тамбовскую губернию, где гостил в усадьбе своей бабушки. В 1890 году Поленов реализовал свою мечту и купил собственное имение – в Тульской губернии на берегу Оки, где выстроил дом и мастерскую.
Исаак Левитан, Константин Коровин
И Саврасов, и Поленов были учителями великого русского пейзажиста Исаака Ильича Левитана.
С его картин начинается знакомство с русской пейзажной живописью – и не случайно. Левитан страстно любил русскую природу, слышал «ее музыку», проникался ее тишиной. Уже в 16 лет он написал один из своих первых шедевров – «Солнечный день. Весна», а в 19 – «Осенний день. Сокольники», картину, которая первой из левитановских попала в коллекцию Третьякова.
«Владимирку» называют русским историческим пейзажем – на картине изображено одновременно прошлое и настоящее России. В то время, как художник писал этот пейзаж, Владимирка уже не была тем трактом, по которому отправляли на восток каторжников: использовалась железная дорога. Но память о прошлом как будто растворена в самом пейзаже – тревожном, мрачном, почти без тени надежды.
Еще один «пейзажист настроения», как и Левитан, учившийся у Саврасова в училище живописи и ваяния, — Константин Алексеевич Коровин, русский импрессионист. Он был родом из купеческой семьи, после обучения в Москве поступил в петербургскую Академию художеств, но был разочарован методами преподавания в ней и, проучившись несколько месяцев, бросил.
В тридцать три года Коровин совершил путешествие по русскому и зарубежному Северу, откуда привез несколько пейзажей. В 1902 году художник приобрел дом в деревне Охотино Ярославской губернии.
«… Зачем устроены эти города? Что может быть мерзей каменного тротуара, с тумбами, пыль, какие-то дома, окна скучные. Не так живут. Надо же всем жить около леса, где речка, огород, частокол, корова, лошади, собаки » — так писал Коровин более века тому назад.
И еще о настроении, которое создают картины: как выглядела дворянская старость.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Пушкин А.С. стр. 67 — 68
Стихотворение «Няне» стр. 67
1. Как Пушкин относится к своей няне? Какие слова помогают нам понять её чувства к поэту?
Александр Сергеевич с большой теплотой и любовью относится к своей няне.
Поэт называет Голубка дряхлая моя, Подруга дней моих суровых.
В стихотворении он описывает чувства няни такими словами: ждёшь, горюешь, глядишь, теснит тоска и забота.
2. С какой интонацией ты прочитаешь это произведение? Почему? Обоснуй свой выбор.
Чувства поэта к няне передаются грустной интонацией, так как Пушкин, видимо, тоже скучает по няне.
Стихотворение« Тучи» стр. 67
1. Как Пушкину удаётся показать, что пора ненастья миновала? Какие слова он для этого выбирает?
Ясная лазурь, ликующий день, а также последние строки стихотворения:
«И ветер лаская, листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес…»
2. Можно ли сказать, что поэт ведёт воображаемый диалог с тучей? Объясни.
Да, действительно, можно утверждать, что в своём произведении Пушкин ведёт воображаемой разговор с тучей.
Поэт своими строками в стихотворении обращается именно к ней.
3. Какое настроение вызывает у тебя прочитанное стихотворение?
Стихотворение «Тучи» вызывает у меня приподнятое и радостное настроение.
Прочитав его, понимаешь, что гроза уже прошла и наступил погожий денёк.
Стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!» стр. 68
1. Какие картины осени рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору подчёркнутые строчки?
Унылая пора — всё вокруг готовится к зиме, падают листочки с веток, дождик идёт каждый день, тучами заволокло всё небо.
Очей очарованье — листья и трава окрасились в яркие краски (багрец и золото).
Пышное природы увяданье — несмотря на увяданье, всё вокруг раскрасилось в яркие краски и это очень красиво.
2. Какие чувства вызывают у тебя картины осени, нарисованные А. С. Пушкиным? Подготовься к выразительному чтению стихотворения.
Я чувствую грусть из-за уходящего лета.
Солнышко всё ещё светит, но уже не греет.
Небо затянуло тучами, часто моросит дождь.
Но когда я вижу осенние наряды деревьев и кустов, то испытываю настоящее восхищение от осени.
Она настоящая художница.
3. Подумай, какие слова нужно выделить голосом особо; где следует сделать паузу; какой темп и тон, какая интонация будут соответствовать содержанию произведения, помогут передать чувства и настроение поэта.
Унылая пора! Очей очарованье! — выделить голосом, (темп/тон – нормальный, восхищённый).
Приятна мне твоя прощальная краса — (пауза), (темп/тон – нормальный, сообщающий и радостный).
Люблю я пышное природы увяданье, (темп/тон – медленный, сообщающий)
В багрец и в золото одетые леса, (пауза) (темп/тон – медленный, сообщающий)
В их сенях ветра шум и свежее дыханье, (темп/тон – нормальный, сообщающий)
И мглой волнистою покрыты небеса, (темп/тон – нормальный, сообщающий)
И редкий солнца луч, (пауза) и первые морозы, (темп/тон – медленный, сообщающий)
И отдалённые седой зимы угрозы. (темп/тон – нормальный, сообщающий)
4. Рассмотри репродукции картин. Как художники изображают осеннюю пору? Составь рассказ и запиши его план в «Рабочую тетрадь».
Рассказ по картине художника В. Поленова «Золотая осень».
Живописец на этой картине изобразил осеннюю красоту русской земли.
Как будто художник стоит на высоком холме, а перед ним открывается красочный пейзаж осеннего погожего денька.
На переднем плане как ниточка, тянется тропинка, идущая далеко в лес.
Огромная, широкая река тихо течёт вдаль, а по её берегам раскинулись ещё зелёные луга, слегка позолоченные первой опавшей листвой в нескольких местах.
Художник использует яркие краски для изображения берёз, широкого, раскидистого дуба и берегов, заросших густой травой.
Это палитра — от мягкого охристого до торжественно золотого цвета.
На картине изображены крупные и мелкие вкрапления тёмно и ярко-зелёного цвета — это огромный дуб, кое-где кусты и маленькие ёлочки в лесу.
Интересно написана трава, есть ощущение солнечных бликов, но как-то ярко они не прорисованы.
Василию Дмитриевичу Поленову удалось передать все краски, а главное — ощущение приближающейся осени.
Смотришь на картину и понимаешь, что скоро солнце затянет тучами, листья на деревьях пожелтеют до золотого и облетят.
Только ёлочки останутся в своём неизменном зелёном наряде встречать суровую русскую зиму.
Рассказ по картине художника И. Левитана «Вечерний звон».
Художник очень любопытно описал осеннее настроение природы в конце лета.
Ведь мы видим, что на картине изображены ещё зелёные деревья, возле речки растёт зелёная трава, но почему-то есть ощущение приближающегося холода.
Эти чувства рождаются при виде немного позолоченных крон лесных деревьев.
На полотне просматриваются три плана — это тропинка к реке и лодочнику на переднем плане, широкой реке, занимающей центральную часть картины и монастырю, освещённому последними лучами заходящего солнца на заднем плане.
Исааку Ильичу Левитану удалось передать красоту уходящего лета и приближающей осени на своём полотне.
Но художник не ограничился этим — на картине также можно увидеть духовное возрождение русской земли.
Оно изображено в пышно цветущей зелени возле храма, а также паломниками, тихо плывущими на лодочке к монастырю.
Живописец изобразил храм в солнечных лучах, как маяк для души русского человека.
5. Сравни с тем, как это делает Пушкин в своём стихотворении. Расскажи.
Поэт в своём стихотворении также описывает очарование приближающейся осенней поры.
Мы читаем строки и представляем деревья в золотом убранстве, но ощущение увядания не покидает нас.
Мы знаем, что лето уже закончилось, пришла осенняя пора и уже совсем скоро потянет холодом.
6. Подумай, как удалось художникам передать своё отношение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением Пушкина? Объясни.
Две представленные картины не одинаково отражают наступление осени.
Если Поленов рисует уже свершившийся факт осеннего убранства природы, то Левитан описывает только приближение осенней поры.
На его картине ещё буйствует зелень, а на полотне Поленова много золота в осеннем убранстве деревьев.
Думаю, что картина Василия Дмитрия Поленова более полно отражает отношение Пушкина к осенней поре, чем полотно Исаака Левитана «Вечерний звон».
Источник