- Воспитываем чувство прекрасного
- Почему важно развивать в себе чувство прекрасного?
- Красота — в голове смотрящего? Как мозг определяет прекрасное
- «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?»
- Знакомьтесь: нейроэстетика
- Бездушная красота: как и за что критикуют нейроэстетику
- Эволюция, симметрия и правильные гены
Воспитываем чувство прекрасного
Приучать детей к красоте нужно с самого детства. С эстетическим вкусом не рождаются, его воспитывают в ребёнке. Оно взращивается в атмосфере, в которой растёт малыш.
Путь в мир прекрасного начинается в семье. В идеале, во время беременности женщине нужно слушать приятную музыку, смотреть на картины, рисовать. А потом с самого младенчества окружить ребёнка красивыми вещами. Обои тёплых тонов, интересные игрушки, мелодичная колыбельная, картины на стенах – всё это составляет фундамент восприятия детей.
Мало смотреть, надо видеть. Как часто мы идём по улице и не замечаем прекрасного вокруг нас. Необязательно ехать в Париж, чтобы восхититься красотами. Даже если вы живёте в обычном городе, легко найти, чем полюбоваться. Это может быть разноцветная клумба, старинное здание, огненный закат, звёздное небо, изящный забор. Главное – самому обратить внимание и привлечь к этому внимание ребёнка. Объясните ему, что в обычных вещах тоже можно увидеть красоту.
Фотографируйте то, что заметил малыш. Потом, пересматривая снимки, вы возвращаетесь к тому, что его восхитило. Обсуждайте с ним, что именно ему понравилось и почему. Если вас что-то вдохновило, поделитесь этим с ребёнком.
Дети должны расти не только в чистоте, но и в красоте. Окружите себя красивыми вещами. Статуэтки, картины, классическая музыка за ужином – всё способствует взращиванию чувства прекрасного. С самого детства ходите с ребёнком в музеи, галереи, театры. После похода переговорите с ним, что его впечатлило. Пробудите интерес к хорошей литературе. По вечерам устраивайте семейные чтения, а после обсуждайте прочитанное. Слушайте классическую музыку. Учёными доказано, что она благоприятно влияет на психику человека. Искусство должно стать неотъемлемой частью ребёнка. Оно не только формирует чувство прекрасного, но и расширяет кругозор, заставляет сопереживать и ценить красоту, развивает творческие задатки.
Пусть ребёнок попытается творить сам. Никто не говорит, что нужно вырастить второго Чайковского или Айвазовского. Но рисование, пение, вышивание, игра на музыкальном инструменте пойдёт ему на пользу.
Чувство прекрасного играет не последнюю роль в формировании речи и мышления в целом. У детей, которые воспитывались в эстетической среде, больший словарный запас, лучше развита эрудиция, воображение и коммуникационные навыки.
Кроме того, искусство спасает нас в трудную минуту. Мы можем найти дельный совет в книге Маркеса или на несколько минут забыть о проблемах, глядя на картины Моне. Искусство даёт нам эмоциональное насыщение, энергию, духовную поддержку.
Не нужно заставлять ребёнка идти на выставку или насаживать ему свои музыкальные вкусы. Лучше воспользуйтесь врождённым детским любопытством и стремлением познавать что-то новое. Тогда малыш сам, как губка, впитает в себя прекрасное. Если в семье взрослые в свободное время не сидят у телевизора и компьютера, а ходят на культурные мероприятия, то и ребёнок вырастет гармоничным и счастливым.
Источник
Почему важно развивать в себе чувство прекрасного?
Мы с рождения окружены разными людьми и предметами. Различные установки, вкладываемые в нас, позволяют различать хорошее от плохого, красивое от ужасного, доброе от злого.
Эстетика, если говорить коротко, учение о формах прекрасного в природе, творчестве и жизни. Но я могу смело заявить, что это чувство присуще не всем. Это можно заметить в мелочах: одежда, манеры, речь,макияж. У такого общества свои взгляды на этот счет, у них много своих забот.
Самое главное, что человек выглядит красиво для себя. Он знает, что бордовый цвет резинки на руке идентичен оттенку ботинок, в таком случае чувствует себя уверено. Таким людям необходимы перемены в жизни, будь то перестановка в комнате или кардинальная смена стиля.
Можно с уверенностью сказать, что люди, которые видят красоту даже в обшарпанных стенах могут по праву являются творческими. Развитое чувство эстетики очень вдохновляет на сотворение чего-то нового. Так как творчество бывает разное, то и вдохновение приходит для разных вещей. Кто-то печатает статьи или пишет стихи, кто-то поет или рисует, некоторые читают и переживают все эмоции,описанные в тексте.
Эстетика влияет на человека весьма положительно. Он начинает быть более чувственным и внимательным. Появляются такие качества, как спокойствие и уравновешенность. Любовь к прекрасному помогает создать свой собственный гармоничный стиль.
Искусство не менее важный фактор развития эстетических качеств. Театр, литература, музыка- все эти виды искусств разных жанров влияют на формирование личности. К примеру, художественная литература развивает у детей творческие навыки.
Почему это важно? Гармония с природой и искусством позволяет лучше ощущать свои эмоции,помогает разобраться в себе и, соответственно, чувствовать себя лучше и спокойнее.
Чтобы развить в себе эти качества, человеку не обязательно быть поклонником элитарной культуры, он может слушать панк и рок музыку и видеть в этом свою собственную эстетику.
На своем примере могу рассказать про проблему эмоционального выгорания . Когда ты теряешь интерес и чувство ответственности к себе, жизни, учебе,ты понимаешь, что все эмоции,которые ты испытывал,теперь не имеют значения,вместо них теперь полное безразличие. Мне помогли справиться с этим небольшая смена имиджа и предпочтений в музыке.Я начала чувствовать себя лучше спустя какое-то время, эмоции вернулись и теперь я снова ищу вдохновение буквально во всем.
Чтобы комфортно чувствовать себя в обществе, человеку должно быть спокойно наедине с собой. Эстетика тела, движения, стиля, макияжа, процесса чего-то обычного или очень важного будет влиять исключительно положительно на формирование личности в любом возрасте.
Источник
Красота — в голове смотрящего? Как мозг определяет прекрасное
Мария Орлова
3 апреля 2018
0
Золотое сечение — идеал соотношения пропорций. Считается эталоном красоты в природе.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Мы публикуем там свежие новости и лучшие фотографии.
Мы хорошо знаем, что такое красота, потому что наблюдаем её и чувствуем. Концептуальной стороне этого вопроса посвящены бесчисленные философские тексты, научные работы, произведения искусства. Тем не менее человек до сих пор пытается понять, почему определенные предметы, люди и явления прекрасны, а другие — нет. Как наше сознание формирует эстетические представления о мире вокруг и о нас самих? Есть ли формула красоты, которую выводит мозг? Рассказываем, как ученые отвечают на эти вопросы и почему активно критикуют другу друга за поиск биошифра к коду красоты.
«Что есть красота и почему ее обожествляют люди?»
Красота по своему универсальному определению — это сочетание характеристик, которые удовлетворяют эстетические чувства. А понятие эстетики представляет собой концепцию из философии искусства XVIII века, согласно которой восприятие красоты происходит через особый процесс, отличный от простого оценивания мира вокруг.
Термин «эстетика» происходит от греческого слова αἴσθησι — «чувство, восприятие». Он был введен Александром Баумгартеном в 1750 году как синоним исследований сенсорного знания. Но после выхода в 1790 году «Критики способности суждения» Иммануила Канта эстетика стала фокусироваться на осмыслении красоты всего, что есть в природе, и искусства. На волне этих рассуждений философ Эдмунд Берк писал:
Эта мысль была опубликована в 1756 году, однако большой ее след можно обнаружить в исследовательских гипотезах сегодня. То есть уже тогда, в эпоху Просвещения, люди предполагали, что есть условные маркеры, которые человеческое сознание воспринимает как признаки красивого. Но в то время у ученых еще не было технологии магнитно-резонансной томографии, которая показывает реальную картину происходящего в мозге. А вот современные деятели науки этой возможностью пользуются сполна и наблюдают биологическую сторону того, что долгое время считалось абстрактным, субъективным и неосязаемым — переживание чувства прекрасного.
Знакомьтесь: нейроэстетика
На рубеже XX и XXI века оформилась новая междисциплинарная область — нейроэстетика. Существующая на стыке когнитивной психологии, нейронауки и философии, эта исследовательская сфера стремится заглянуть в самую глубину процессов, благодаря которым в мозге формируются понимание красоты и реакции на нее.
Ключевой персоной и пионером в области нейроэстетики считается Семир Зеки, профессор нейробиологии университетского колледжа Лондона в Великобритании. Именно он с помощью технологии нейровизуализации первым обнаружил, какие участки мозга отвечают за восприятие прекрасного. На основе сопоставления почти сотни исследований мозговой активности профессор Зеки и его коллеги установили, что эстетический ответ на прослушивание красивой музыки, созерцание приятных изображений и оценку привлекательности людей происходит в одних и тех же зонах.
Во-первых, отчетливые реакции можно обнаружить в твердой оболочке, расположенной в одной из глубоких складок коры мозга. Это открытие оказалось интересно и неожиданно. Ведь было известно, что в этой области формируются отрицательные эмоции (отвращение и боль). Ученые интерпретировали свое наблюдение так: эстетическая обработка — это, по сути, оценка ценности объекта в категориях «плохой» / «хороший», вот она и проходит через эту область.
Во-вторых, во время созерцания красоты активируется орбитофронтальная кора — там обрабатываются реакции на вкус, запах и слух, а также формируются чувства удовольствия и вознаграждения. Этот факт, по словам ученых, указывает на то, что эстетические эмоции развивались у человека сначала для оценки объектов биологической значимости (источники пищи и подходящие партнёры). А уже потом эта система, вызывающая ответ центра удовольствия и выработку гормона дофамина, стала стимулироваться все большим набором приятных объектов окружающего мира.
В то же время нейровизуализация показывает противоречивые картины в отношении восприятия уродливого. Анализ профессора Зеки выявил, что при наблюдении чего-то некрасивого увеличивается приток крови к амигдале, или миндалевидному телу, — области мозга, ответственной за формирование эмоциональных реакций вообще и страха в частности. Другие подобные исследования, наоборот, никаких корреляций между взглядом на непривлекательное и активацией конкретных участков мозга не выявили. И это одна из причин, по которой на специалистов по нейроэстетике обрушивается критика коллег.
Бездушная красота: как и за что критикуют нейроэстетику
Нейроэстетика действительно является объектом споров и дискуссий среди ученых. Например с большой статьей по этому поводу в PLOS Biology выступили нейрофизиолог Бевиль Конвей из университета Уэллсли и музыковед Александр Рединг из Гарвардского университета. Они апеллируют к тому, что невозможно выделить универсальные принципы красоты, которые якобы закладываются в мозге. Плюс активно намекают, что вся нейроэстетика зиждется на редукционистском подходе и к физиологии, и к искусству.
Также с критическими статьями в New York Times и других СМИ выступила профессор философии из Калифорнийского университета Беркли Альва Ноэ. Она считает, что нейроэстетика дает одновременно слишком широкий и слишком узкий взгляд на искусство и красоту. Получается, что прекрасное трактуется только как стимул для нейронов мозга. «Понимание красоты и извлечение смысла из неё — это слишком целостный опыт, чтобы попытаться свести его до нескольких механизмов», — отмечает Ноэ.
В ответ Семир Зеки поясняет, что нейроэстетика предлагает совершенно новое понимание красоты. Вместо того чтобы определять, какие характеристики имеют все красивые объекты, он и его единомышленники выясняют, что общего у этих объектов с точки зрения того, как мозг воспринимает их. Эти данные могут существенно помочь рекламному бизнесу и арт-индустрии.
Профессор Зеки считает, что, независимо от культуры, существуют определенные закономерности в работе мозга, связанные с эстетической оценкой. При этом он не отрицает, что понятия красоты различаются между культурами и меняются в рамках одной культуры. Он делит восприятие красоты на биологически обусловленное и культурно унаследованное. «Например для мусульманина мечеть окажется более красива, чем католический собор, потому что для него в этой эстетике больше смысла. Но одну и ту же красивую женщину или маленького ребенка признают прекрасными в подавляющем большинстве стран и культур», — поясняет нейробиолог. То есть весь вопрос заключается в том, по каким общим законам мозг человека обрабатывает, кодирует и генерирует эстетические переживания.
Но пока у этого научного спора нет победителя, и доводы всех сторон имеют смысл. Более того, в дискуссию вклинивается еще одна группа исследователей, которая предлагает искать ответы на вопросы в теории эволюции и генетике.
Мечеть шейха Зайда. Фотография — отличный пример того, как изображение с идеальной симметрией становится более эстетичным.
Эволюция, симметрия и правильные гены
Довольно большой пласт научных работ по анализу эстетического восприятия можно найти у экспертов в области эволюционной биологии и психологии. Красной нитью через эти исследования проходит идея о том, что восприятие красоты помогало человеку выживать и развиваться. Красивый пейзаж с яркими растениями с большей вероятностью оказывался тем местом, где было много пищи и ресурсов. Вода из кристально чистого ручья была полезнее, чем вода из мутной реки. Даже сейчас, оказавшись в магазине, скорее всего, вы выберете красивые, ровные фрукты, без пятен и гнили. То есть инстинкт выбора в пользу красоты целесообразен, когда дело касается выживания и продолжения рода.
Этот же эволюционный механизм работает и с человеческими лицами. Главную роль тут играет симметрия. Аньян Чаттерджи, профессор Высшей школы медицины университета Пенсильвании, отмечает, что абсолютное большинство экспериментов в области нейронауки приводит к единому выводу: лицевая симметрия сигнализировала нашим предкам о лучшем партнере для создания потомства.
Эта теория одинаково подтверждается как при анализе представителей западной культуры, так и восточной (хотя в азиатской эстетической традиции искусства выше ценится асимметрия). Как в исследованиях с участием жителей мегаполисов, так и на примере сообществ, отдалившихся от цивилизации (племена в Танзании и Папуа Новой Гвинеи). Кстати, маленькие дети в возрасте шести месяцев позитивно реагируют именно на симметричные лица.
Поэтому ряд биологов и нейрофизиологов предлагает говорить о наличии средних пропорций и параметров, которые привлекают нас. Согласно наблюдениям, среднестатистические признаки с меньшей вероятностью сигнализируют о мутации. Кроме того, усредненность отражает большую гетерозиготность — наличие как доминантной, так и рецессивной аллели в генах, а не двух доминирующих или двух рецессивных аллелей (преимущество, которое отражает симметрия). А гетерозиготность зачастую гарантирует относительно большую устойчивость и выносливость организма. Снова эволюция и ее законы.
На самом деле, вести дискуссию на эту тему можно бесконечно. Чем дальше мы погружаемся в нее, тем больше новых споров возникает. Но из всех проведенных на сегодняшний день исследований следует банальный вывод: красота заключается не в объекте, это мы сами наделяем мир вокруг атрибутами красоты. Эта функция мозга и сознания помогает нам быть людьми и чувствовать себя людьми. Она не определяет нас, но определенно помогает жить.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник