Что должно быть сильнее разум или чувства

Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?

На этой странице вы найдете школьное сочинение-размышление на тему «Разум и чувства» по роману Толстого «Война и мир» (11 класс).

План сочинения:

  1. Вступление.
  2. Наташа Ростова живет чувствами — анализ (аргумент 1).
  3. Андрей Болконский живет разумом — анализ (аргумент 2).
  4. Гармонизация чувственного и рационального у героев (аргумент 3).
  5. Выводы по теме.

Текст:

В каждом человеке соседствует и рациональное, и эмоциональное начало. Если чувства подавляют мысли, поступки становятся импульсивными, безрассудными, страстными. Если верх берет разум, действиями человека руководит целесообразность, здравый смысл, трезвый расчет. Так что же должно возобладать в человеке: рассудок или чувства? Можно ли прожить полноценную, насыщенную и счастливую жизнь при превосходстве одного над другим?

Эти непростые вопросы неоднократно поднимались на страницах русской классической литературы. Обратимся к эпическому роману Л.Н. Толстого «Война и мир» и его ключевым персонажам. Наташа Ростова руководствуется сердцем и чувствами. Она пылкая и порывистая, восхищается красотой природы, отдается чувствам в танце и пении. За естественность и непосредственность ее любят Андрей Болконский и Пьер Безухов. Но жить только чувствами нельзя.

Однажды излишняя эмоциональность и импульсивность Наташи обернулись против нее самой. Будучи помолвленной с князем Андреем, она увлеклась Анатолем Курагиным. Поддавшись сиюминутным чувствам, она согласилась сбежать с Анатолем из дома. Лишь после неудачной попытки побега Ростова начинает понимать, что нанесла тяжелый удар Андрею и чуть не погубила себя, свою честь и честь своей семьи. Героиня заболевает и даже не хочет жить. Наташа ощущает себя несчастной, так как полностью отдалась своим чувствам, не задумываясь о последствиях. Таким образом, чувства, взявшие верх над разумом, могут навредить человеку.

Напротив, молодой князь Болконский ставит рассудок выше чувств. Он организует свою жизнь правильно и разумно. Андрей постоянно размышляет о своем предназначении, ищет свое место в жизни, думает о подвигах и славе. Сначала герой предстает перед нами внутренне одиноким и несчастным, не способным на искреннюю, глубокую привязанность. Именно встреча с Наташей Ростовой оказывает на него спасительное действие. Он буквально молодеет, открывает свою душу чувствам, обретает радость жизни и строит планы на будущее. Но он еще не готов и не может простить Наташу за ее легкомысленный поступок, хотя та раскаялась. Руководствуясь разумом, Болконский обрекает на страдания и себя, и девушку.

Тяжелые испытания, выпавшие на долю главных героев, изменили их мировоззрение и заставили переосмыслить свою жизнь. Во время их последней встречи после Бородинского сражения мы видим, что Наташа повзрослела, и ее поступки уже не продиктованы сиюминутными порывами. Она искренне осознает свою вину перед Андреем, примиряется с ним и остается рядом с умирающим князем до его кончины. А Болконский приходит к пониманию того, что главное в жизни – это прощение, сострадание и любовь. Глубокие и сильные чувства к Наташе дарят ему ощущение счастья. Разум героев стал более одухотворенным, а чувства — осознанными.

Рассмотренные аргументы позволяют сделать вывод, что безусловное преобладание разума над чувствами или чувств над разумом не делает человека счастливым. Совершая поступки только по расчету или в эмоциональном порыве, можно сделать много непоправимых ошибок. Я считаю, что только при гармоничном сочетании разума и чувств человек будет счастлив сам и сделает счастливым других.

Источник

Что должно быть сильнее в человеке : разум или чувства? (Итоговое сочинение)

Понятие чувства, согласно словарю, это эмоциональное переживания человека, возникающие в процессе отношения с окружающим миром. Чувства формируются в ходе развития и воспитания человека. А разум-это познавательная деятельность человека, которая помогает ему логически и творчески мыслить, принимать сознательные решения. Каждый человек обладает этими качествами, но у кого-то чувства преобладают над разумом, а у кого-то, наоборот. На мой взгляд, чувства важнее.

Докажу свою точку зрения примером из литературы. Вспомним роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». В нем Евгений Базаров читает труды немецких учёных, интересуется лишь медициной и наукой. Он убеждён, что здравый смысл должен доминировать над чувствами. Евгений не признает искусство, не верит в любовь, отрицает все, что нельзя ощутить.

Нужно уникальное сочинение?

Напишем в течение 3 часов.

Наши эксперты проверят Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру — учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

У него разум преобладает над чувствами. Когда герой видит, что отец Аркадия, Николай Петрович Кирсанов, человек добрый, мягкий, образованный, читает Пушкина, то посмеивается над ним и предлагает заменить на более полезную, с его точки зрения, книгу Бюхнера » Материя и сила». Именно такие книги по душе Базаров. Его друг, Аркадий вскоре с удивлением узнает, что Евгений никогда не читал Пушкина. Но в конце романа мы видим, как нигилист изменил свои взгляды потому, что искренне полюбил Одинцову и стал нуждаться в поэзии для выражения своих чувств.

Кроме того, приведу ещё один пример в доказательство своего мнения. В романе Ф. М. Достоевского » Преступление и наказание», Раскольников, главный герой, совершив преступление, не может держать чувства в себе. Они затмевают его разум. Герой не может жить, думая о том, что он убил людей. Его мучается совесть, его внутренние переживания настолько сильны, что не дают ему думать о другом. Чувства скованные разумом, рвутся наружу. Раскольников — по природе своей добрый человек: помог ведь Мармеладову и его семье, вёл себя достойно со своими родными. Сердце всегда преобладало над разумом. В финале романа, мы видим, как Раскольников, не выдерживая душевных мучений, решает признаться в совершенном, так как не может жить с такой тяжестью. Одним словом, он потерял себя настоящего. Состояние героя отражается в его внешнем облике: руки дрожат, взгляд блуждает.

Таким образом, чувства очень важны для каждого человека, они помогают слушать своё сердце и поступать правильно.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду

Источник

Что важнее для человека: разум или чувства?

А действительно, что важнее для человека: разум или чувства? Над этим вопросом давно бьются лучшие умы человечества. Великие ученые мужи планеты строили теории, предположения, спорили до хрипоты, но, увы, получить однозначный ответ на этот вопрос им не удалось. Человеческая жизнь столь многогранна, что в области, где правят чувства, разум часто бывает бессилен. Так что же дирижирует жизнью? Разум или чувства?

Очень часто страсть, любовь «ослепляют» человека, парализуют его волю, заставляя совершать подчас необдуманные поступки. В произведении М. Булгакова «Морфий» акушерка Анна готовит своему возлюбленному, молодому доктору Сергею Полякову, зависимому от наркотиков, раствор морфия. Анна, будучи медиком, хорошо понимала, что с каждый уколом убивает Сергея, но, любя его, не могла отказать, сопротивляться. Конечно, Анна отдавала себе отчет в своих поступках, осознавала, что каждая доза приближает кончину доктора. Сергей Поляков, такой молодой, такой подающий надежды врач, погибает.

Данное произведение является примером того, как чувства, завладев человеком, могут подавить его волю и привести к плачевному результату.

Многие люди, когда речь заходит об их авторитете, отставляют все чувства в сторону и руководствуются одним лишь только разумом. Так, Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба» в образе мудрого и уважаемого запорожского казака Тараса Бульбы изобразил человека, для которого честь — не пустой звук. Узнав о предательстве Андрия, о его романе с польской панночкой, Тарас понимает, что «пропал казак, пропал бесславно, как подлая собака» и принимает страшное решение – убить сына-предателя, опозорившего его перед казаками. В Тарасе боролись два сильнейших чувства: безграничная отцовская любовь и чувство долга перед товарищами. Конечно. Такое решение далось отцу нелегко, но мудрый Тарас не пошел на поводу у своих чувств и защитил честь своей семьи, своего рода и всего казачества. Этот поступок является примером того, как человек с четкими моральными принципами может противостоять силе эмоций.

Могут ли чувства или разум единолично управлять жизнью человека? Я считаю, что нет. «Разум и чувство -две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой», — писал В.Г.Белинский. Я абсолютно согласен с критиком, по-моему мнению, главное, чтобы разум и чувства жили в гармонии.

Источник

Что должно быть сильнее разум или чувства

Чувства очень сильны в человеке и легко могут овладеть не только его душой, но и сознанием.Конечно же, сильнее должен быть разум, но не стоит полностью отказываться от своих внутренних желаний.Мы должны научиться жить, осознавая свои действия, и в то же время оставаться чуткими, добрыми, способными дарить тепло людям.

Предлагаю рассмотреть, как справлялись с этой непростой задачей в произведениях классиков.

Чацкий — главный герой комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова.Человек, имеющий чувство собственного достоинства, гордый и честный:»служить бы рад, прислуживаться тошно».Над ним, естественно, властвует разум, да это и к лучшему.Если бы герой отдался чувствам, то, наверное, потерял себя как личность.Обман — подлость, что нельзя ожидать от любимого человека, Софья оклеветала Чацкого в его безумии, хоть, может, и не хотела опустить его в глазах общества. Андрей Андреевич не простил ей эту выходку, несмотря на любовь к ней: «Слепец!Я в ком искал награду всех трудов. Зачем мне прямо не сказали, что все прошедшее вы обратили в смех?!»Разум помог влюбленному легче пережить разрыв, ведь предательство действительно сложно простить, и горе от потери очень тяготит.

А вот и пример того, как влияние чувств может погубить человека.Лиза — простая крестьянка, которая воспринимает мир через эмоции.Героиня повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», руководствуясь чувством искренней, чистой любви к Эрасту.который предал ее, совершила непоправимую ошибку.Обман привел к крушению надежд, потери смысла жизни для девушки, что привело к трагедии — ее самоубийству.

Если бы Лиза была образованной и мудрой, то она пережила бы горе разлуки, несмотря на тяготы.К сожалению, ее наивность погубила ее.

Источник

Что важнее: разум или чувства?

Одно без другого – как-то совсем неувлекательно.

Чего совершенно зря боятся женщины за тридцать? Мужчин в двадцать.

Как-то поздним апрельским вечером я ужинала в «Кофе­мании» на Покровке. Со своим другом, который работает в Россельхозбанке, но мечтает писать стихи. Уже пришла весна. А вместе с ней разные томления. Мы пили приличное кьянти, мы ели сносный стейк. Прощаясь с другом, уже в дверях, я обратила внимание на человека, ужинавшего с журналом «Сеанс». С номером «Сеанса» под названием «Последняя семья» – про то, что все атомизировалось и автоматизировалось, про то, что любви больше нет. Человек тоже меня заметил и поздоровался. Человек был красивый.

На следующее утро я обнаружила у подъезда своего дома мертвую птицу. Без головы. Наверное, голубя. Но может быть, и ворону. Собственно, это неважно. Речь не о том. Птицы летают и падают замертво. Люди живут и страшно тоскуют. Я одна из них, не первая и не последняя, кто грустит о чем-то большем. Каждый раз, когда приходит весна. Этот май-баловник каждый год Зинаиду лишает покоя.

Мертвую птицу я обошла стороной, двинула бесцельно по бульварам. Человек из вчерашнего дня, из внезапно уютной, хоть и сетевой «Кофемании», из журнала «Сеанс», из номера «Последняя семья» поглотил все мое внимание.

Поэтому я сочинила стихотворение, ну не в рифму, а так, верлибром. И запостила на фейсбук. Оно звучало претенциозно. Оно звучало так:

Около моего подъезда на асфальте
Третий день лежит мертвая птица.
Ее все игнорируют:
И дворники, и режиссеры авторского кино,
Потому что в России живем. Зато
Вечером среды я видела красивого человека.
Покровка. «Кофемания». Черные волосы, очки.
Он читал 66-й номер «Сеанса»,
Называется «Последняя семья».
Наверняка он читает «Медузу» тоже,
Как и я.
Мы не знакомы, но поздоровались.
Фейсбук – не тиндер,
Но вдруг бывает что-то эфемернее волшебства?

И человек, несмотря на то что фейсбук далеко не тиндер, откликнулся. Говорю же – май! Ответил, что правда «Медузу»* тоже читает. А Хамагути, чей новый фильм «Случайность и догадка» я в лоб процитировала, не успел заценить. Человек без лишних проволочек пригласил меня в ресторан. Выпить и поболтать. Ну и вообще.

Собираясь на встречу, я вдруг страшно смутилась. Я журналист, незнакомых людей регулярно беру на абордаж, чтобы выпустить лихое интервью или «портрет», анфас и профиль. Я стесняюсь только перед зеркалом, а на публике никогда. Я привыкла побеждать мужчин интеллектом, за моими максимами целлюлит или морщины вроде бы незаметны. Но тут что-то меня встревожило, что-то насторожило.

Я уже не хожу просто на свидания. Я хожу на творческие вечера себя нелюбимой, и все визави в глубине души мои подписчики. Может, дело в мертвой птице – это же явно знак судьбы; может, в возрасте – это же явно ­приговор. Но уверенность свою на подступах к ресторану я растеряла.

Мы выпили, мы поболтали. Вблизи человек был даже красивее, вблизи человек был не дурак, а напротив. Интересовался Сьюзен Зонтаг и политикой и разными духовными практиками. Не без Бродского, но без Барышникова. К ­счастью для меня. Высоких мужчин я котирую, высокий стиль – не очень.

Главное, однако, скрывалось не за словами, а за датами. Человеку, как оказалось, не так давно исполнилось 25. Человек родился в один день и год с актером Тимоти Шаламе. 27 декабря 1995-го. Эта информация меня убила. Совсем не нежно. Скорее, выстрелом в затылок. Тимоти Шаламе среди кинокритиков любить – зашквар. А любить сверстника Тимоти Шаламе – зашквар?

В общем, я задумалась и загрустила еще больше.

У меня есть текст про Тимоти Шаламе. Называется «Неотразимый отрок, кареглазый хлюпик». Выпущен к 25-летию­ кумира поколения, страдающего флюидностью, как чесот­кой. Новая молодежь в отличие от старой – всеядна. Они неразборчивы, но они гораздо терпимее нас. Все кошки у зумеров гендерно флюидны. Зачем нужна ориентация, любая – и сексуальная, и политическая, – в абсолютно дезориентированном ковидом мире. Мы такие меняющиеся час от часу, день ото дня, и все-таки мы вместе с вами, Зинаида, застрявшей в метриках и в предрассудках, сидим за одним столом. Пьем неудовлетворительный рислинг, общаемся.

История кино знает много фильмов про отношения взрослых женщин и растущих организмов. Это и «Римская весна Миссис Стоун», и Goodbye Again, и «Сансет-бульвар». Драмы, неуклонно оборачивающиеся трагедиями. Дамы бальзаковского возраста сперва сопротивляются страсти, потом гибнут в ее объятиях. Или не гибнут, а просто остаются одни на лестничной площадке, как Ингрид Бергман у Анатоля Литвака, экранизировавшего «Любите ли вы Брамса?» Франсуазы Саган. Финал, с которым не смириться, который не принять, как и цифры в паспорте – предатели. И о прошлом злая память, и о прошлом злые сны.

Растущий организм и уходящая натура. Флюидный гендер и конкретный климакс. Общество менеджеров Россельхозбанка и общество несостоявшихся поэтов. Мертвые птицы и подбитые экзистенцией люди. Мужчины и женщины. Человеки. Я хочу любви, но регресс в моей голове делает меня пленницей другого чувства. Страха бытия в поколенческой пустоши/разнице. Ведь надежду, как поет Аркадий Северный, нам на двоих делить придется.

Ночью я ворочалась под портретом Делона. Мне казалось, что амуры с пионерами он не одобрил бы. Женщины не люди и, несмотря на международную агитацию глянца, после сорока не живут. Из поля мужского видения навеки исчезают. Возможно, на видение, на глазное/адамово яблоко давит общество, а не природа. Возможно, поле видения и игла одобрения – женские комплексы. Иголка всегда в стогу сена. Женщиной быть – не поле перейти. С этими мыслями ближе к рассвету я все-таки забылась.

А утром снова налетела грусть, я пошла пройтись – по земле сырой, московской. Стала я на день старей, точно не мудрей, жить мне было прям совсем тошно. В тридцать плюс с птицей мертвой я уже хотела поменяться. как брякнул телефон, тихо, но почти громом.

Эсэмэска от человека, которую захотелось прочесть – в голос. Эсэмэска гласила нежность. И немножко стеба тоже.

Стала я сильней, а любовь страшней. Вот же она рядом ходит по земле московской. Как человека ни назову – своим или чужим, младше я не стану, конечно. Стану ли счастливей? Точно.

Источник

Оцените статью