Что дает власть над настроением

Настроение и его власть над человеком

Содержимое публикации

Классный час на тему: Настроение и его власть над человеком ( VII VIII классы)

Методика проведения: беседа по результатам предварительно проведенного анкетирования.

Стимулировать процесс самовоспитания.

Предотвратить неправильное представление о полной власти настроения над человеком.

Познакомить учащихся с понятием настроения с позиции психологической науки.

Учащимся предлагается анкета, примерно следующего содержания:

Как часто меняется твое настроение?

Всегда ли ты знаешь причину того или иного настроения?

Пытаешься ли ты улучшить свое плохое настроение и как?

Влияет ли твое настроение на результаты твоей работы (дома, в школе)?

Как ты относишься к плохому настроению друзей, родных?

За два-три дня ученики оповещаются о теме предстоящего классного часа.

Данные анкетирования анализируются до классного часа, так чтобы результаты анкеты можно было использовать как содержательный материал. Количество одинаковых ответов подсчитывается (в процентах), наиболее интересные и оригинальные ответы могут быть выписаны для того, чтобы привести их в качестве иллюстрации во время беседы.

Содержание классного часа.

Во вступлении педагог на основе житейских примеров подводит учеников к вопросу о сущности такого явления, как настроение. Например, он может обратить внимание детей на то, что мы часто ссылаемся на дурное настроение, на то, что трудно общаться с человеком, если у него плохое настроение, что мы не любим, когда у наших друзей и близких дурное настроение, что трудно учиться при плохом настроении. Здесь могут как раз пригодиться данные анкеты – ответы на два последних вопроса анкеты.

Педагог указывает на то, что настроение в итоге влияет и на самочувствие других людей, отмечает, что умение сохранить свое хорошее настроение относится к области этикета поведения советского человека, что этому умению мы должны учиться, но что, к сожалению, мы не всегда делаем.

К характеристике настроения относится: его почти мгновенная перестройка; влияние настроения на жизненную активность; отсутствие строгой направленности (трудно сказать, против кого направлено плохое настроение, невозможно сказать, какой объект вызвал хорошее настроение и т.д.); податливость настроение тренировкам.

После этого сообщения общего характера классный руководитель переходит к основному вопросу беседы – к умению управлять настроением. Он намечает некоторые пути управления своим настроением:

а) узнать причину своего настроения, для чего стоит восстановить в памяти отрезок времени до появления дурного настроения. Причины часто бывают пустячными, и сознание этого помогает изменить настроение. Указывая на этот способ, педагог вновь может обратиться к анкетам детей, где большинство написало, что не знают причин настроения;

в) использовать связь настроения с физическими процессами. Так, изменение ритма дыхания, растягивание губ в улыбку, смена одежды, ванна или душ могут улучшить настроение и повысить работоспособность;

с) уверять себя в том, что любое настроение подчинено сознанию. Обратить внимание учеников на афоризм: «Человек, поддерживающий хорошее настроение, формирует свою нравственность».

Данное сообщение педагог может закончить обращением к учащимся следить за своим настроением, управлять им. Но если классные часы стали привычными для учеников и отношения их с педагогом достаточно доверительны, то беседа может быть продолжена. А общим итогом может стать единогласное решение – помогать друг другу справляться с плохим настроением и не поддаваться ему ни в коем случае.

Классный руководитель в заключение может предложить детям через какое-то время вновь заполнить предложенную им анкету, чтобы посмотреть, какие изменения произошли в сфере управления своим настроением. Для этого необходимо, чтобы результаты анкетирования сохранились до подобного в будущем классного часа.

Источник

Настроение и его власть над человеком
методическая разработка (8 класс) по теме

Классный час для учащихся 8 класса на тему «Настроение и его власть над человеком»

Скачать:

Вложение Размер
nastroenie.doc 30 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Настроение и его власть над человеком» (8 класс)

Методика проведения : беседа по результатам предварительно проведенного анкетирования.

  1. Стимулировать процесс самовоспитания.
  2. Предотвратить неправильное представление о полной власти настроения над человеком.
  3. Познакомить учащихся с понятием настроения с позиции психологической науки.
  1. Учащимся предлагается анкета, примерно следующего содержания:

Как часто меняется твое настроение?

Всегда ли ты знаешь причину того или иного настроения?

Пытаешься ли ты улучшить свое плохое настроение и как?

Влияет ли твое настроение на результаты твоей работы (дома, в школе)?

Как ты относишься к плохому настроению друзей, родных?

  1. За два-три дня ученики оповещаются о теме предстоящего классного часа.

Данные анкетирования анализируются до классного часа, так чтобы результаты анкеты можно было использовать как содержательный материал. Количество одинаковых ответов подсчитывается (в процентах), наиболее интересные и оригинальные ответы могут быть выписаны для того, чтобы привести их в качестве иллюстрации во время беседы.

Содержание классного часа.

Во вступлении педагог на основе житейских примеров подводит учеников к вопросу о сущности такого явления, как настроение. Например, он может обратить внимание детей на то, что мы часто ссылаемся на дурное настроение, на то, что трудно общаться с человеком, если у него плохое настроение, что мы не любим, когда у наших друзей и близких дурное настроение, что трудно учиться при плохом настроении. Здесь могут как раз пригодиться данные анкеты – ответы на два последних вопроса анкеты.

Педагог указывает на то, что настроение в итоге влияет и на самочувствие других людей, отмечает, что умение сохранить свое хорошее настроение относится к области этикета поведения советского человека, что этому умению мы должны учиться, но что, к сожалению, мы не всегда делаем.

К характеристике настроения относится: его почти мгновенная перестройка; влияние настроения на жизненную активность; отсутствие строгой направленности (трудно сказать, против кого направлено плохое настроение, невозможно сказать, какой объект вызвал хорошее настроение и т.д.); податливость настроения тренировкам.

После этого сообщения общего характера классный руководитель переходит к основному вопросу беседы – к умению управлять настроением. Он намечает некоторые пути управления своим настроением:

  1. Узнать причину своего настроения, для чего стоит восстановить в памяти отрезок времени до появления дурного настроения. Причины часто бывают пустячными, и сознание этого помогает изменить настроение. Указывая на этот способ, педагог вновь может обратиться к анкетам детей, где большинство написало, что не знают причин настроения;
  2. б) использовать связь настроения с физическими процессами. Так изменение ритма дыхания, растягивание губ в улыбку, смена одежды, ванна или душ могут улучшить настроение и повысить работоспособность.
  3. Уверять себя в том, что любое настроение подчинено сознанию. Обратить внимание учеников на афоризм: «Человек, поддерживающий хорошее настроение, формирует свою нравственность».

Данное сообщение педагог может закончить обращением к учащимся следить за своим настроением, управлять им. Но если классные часы стали привычными для учеников и отношения их с педагогом достаточно доверительны, то беседа может быть продолжена. А общим итогом может стать единогласное решение – помогать друг другу справляться с плохим настроением и не поддаваться ему ни в коем случае.

Классный руководитель в заключении может предложить детям через какое-то время вновь заполнить предложенную им анкету, чтобы посмотреть, какие изменения произошли в сфере управления своим настроением. Для этого необходимо, чтобы результаты анкетирования сохранились до подобного в будущем классного часа.

Источник

Искусство самоконтроля: лучшие способы обрести власть над собственными эмоциями

Эмоции являются фундаментальной частью нас самих. Пока у нас есть мозг, мы будем испытывать различные типы переживаний. Мы пытаемся покорить наши эмоции, но в большинстве случаев продолжаем оставаться их рабами. Некоторые люди полагают, что полная открытость собственных переживаний должна принести душевный мир. Вопрос только в том, принесет ли такая позиция покой окружающим? Другие считают, что эмоции нужно подавлять и уметь владеть ими. Но чем больше мы пытаемся их контролировать, тем больше эта река ощущений выходит из берегов. Так как же быть? Сегодня поговорим о том, каким образом удастся обрести власть над своими эмоциями и как научиться контролировать себя.

Послание мозга, от которого нельзя избавиться до конца

Для начала заметим, что эмоции — это сигнал. Избегать их — значит игнорировать осмысленное послание нашего мозга. Однако владение своими эмоциями не означает, что им нужно давать волю и идти у них на поводу. Но и подавление, как уже было указано, не несет ничего хорошего — оно может навредить нашему психическому и физическому благополучию.

В одном из психологических исследований людям предложили посмотреть и затем обсудить документальный фильм о взрывах над городами Хиросима и Нагасаки. После просмотра данной киноленты попросили скрыть свои эмоции. По сравнению с теми, кто этого не делал, подавлявшие имевшиеся у них чувства в большей мере испытывали скачки артериального давления. Также у них были отмечены другие нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. Это исследование является одним из многих, еще раз доказывающих: «маскируя» наши внутренние чувства, мы не в состоянии от них избавиться полностью, и в конечном итоге они начинают влиять на наше физическое тело.

Активные действия по разрешению проблемы

После того, как вы определили, в чем заключается то сообщение, которое хочет передать эмоция, можно сразу принять меры. Сначала спросите себя, есть ли что-нибудь, что можно сделать, чтобы разрешить ситуацию позитивным для себя образом. Например, если одолевает досада, так как не получается найти хорошую работу, можно разработать план дальнейших действий или позвонить друзьям, которые дадут совет по поводу составления резюме. Может быть, вам стоит отточить навыки прохождения собеседования или расширить область поиска работы.

Если сделать ничего нельзя, то определите, как вы можете справиться с эмоциями иначе. Например, можно переключить внимание на другие вещи: медитировать, общаться с людьми, посмотреть хороший фильм или же заняться физической активностью.

Не попадать в неприятные ситуации

Избегайте обстоятельств, которые вызывают нежелательные эмоции. Если вы знаете, что, скорее всего, рассердитесь, если начнете опаздывать на работу, то гораздо лучше встать пораньше, чтобы у вас было на все достаточно времени и медленные лифты или глупые пешеходы не вызывали злость. Или, если вы находите какого-либо своего знакомого раздражающим, придумайте, как избежать столкновения с этим человеком.

Изменить фокус внимания

Предположим, что человек постоянно ощущает себя хуже окружающих, которые всегда отлично выглядят. Он находится в тренажерном зале и не может не замечать других людей, которым удается выполнить в три раза более тяжелую программу нагрузок. Что можно посоветовать в этом случае? Ведь внимание притягивается к таким людям, как магнит, и это становится источником неприятных эмоций. В данной ситуации стоит найти для себя другую мишень внимания — не менее притягательную, но при этом конструктивную. Такому посетителю вместо того, чтобы смотреть на более успешных людей, стоит научиться обращать внимание. нет, не на себя, а на тех, кому удается выполнить меньше упражнений. Иными словами, на тех, кто слабее него. Это даст возможность ощутить себя более уверенно в своих способностях.

Посмотреть на ситуацию иначе

В основе наших самых глубоких эмоций лежат убеждения, которые вызывают их к жизни. Например, мы ощущаем грусть, когда верим, что что-то потеряли. Или же чувствуем гнев, когда решаем, что важная для нас цель сорвана. Конечно, меняя свои мысли, мы не сможем изменить ситуацию. Однако так получится проследить то, как ситуация влияет на нас. Когнитивная переоценка предполагает, что мы заменяем мысли, ведущие к неприятным эмоциям, теми мыслями, которые приводят к радости. Или, по крайней мере, к удовлетворению.

В качестве примера здесь можно рассмотреть простую ситуацию, которая также нередко приводится в качестве аргумента психологами. Когда человек находится в условиях дикой природы, то некоторые животные представляются ему опасными. Но тот же лев или змея, находящиеся в зоопарке, уже не вызывают в нас страха. Ведь они находятся за железными решетками и никаким образом не могут нам навредить. Даже наоборот: в такой ситуации опасное животное вызывает в нас не боязнь и стремление унести ноги, а интерес — хочется понаблюдать за ним со стороны.

Таким образом можно менять взгляд на любую ситуацию в собственной жизни. Конечно, трудность заключается в том, чтобы отыскать способ преобразования неприятных событий в приятные. Но пример с дикими животными показывает, что иногда достаточно включить всего лишь одно дополнительное условие — в данном случае железные решетки клеток — которое полностью меняет взгляд на обстоятельства.

Сосредоточиться на ощущениях тела

Когда мы находимся в неподвижности, например, во время трудного разговора, эмоции накапливаются, а не рассеиваются. Психологи утверждают, что подъем и ходьба помогают активизировать мыслительную часть нашего мозга и снизить активность в эмоциональной области. Конечно, если вы и ваш коллега сидите за столом, то можно и не решиться внезапно встать. Однако вполне допустимо сказать коллеге: «Ничего, если я немного пройдусь?» Но даже если это не представляется возможным, то стоит совершать хотя бы небольшие движения. Например, скрестить пальцы или сфокусировать внимание на том, как ощущается подошва обуви. В психологии такой подход называется «заземлением». Его смысл заключается в том, чтобы перевести фокус внимания на тело, ощутить его связь с земной поверхностью, ослабить неприятные эмоции.

Взять перерыв

Это один из самых редко используемых подходов. Чем больше времени мы уделяем отдыху от собственных эмоций, тем менее интенсивными они становятся. Поэтому в ситуации, когда вами овладевают неприятные переживания, как никогда важно немного отвлечься и отдохнуть. Когда есть возможность, стоит просто прилечь на диван, постараться расслабиться. Если речь идет о рабочей ситуации, здесь полезно просто выйти из помещения, конечно же, заранее указав уважительную причину. Особенность негативных эмоций в том, что нередко они заставляют нас напрягаться все больше, в то время как расслабление является именно тем, в чем мы на самом деле нуждаемся в подобных обстоятельствах.

Источник

Оцените статью