Сбивчивость, сомнения, страхи во время намаза
Открывая для себя молитвенную практику, не стоит давать сомнениям и страхам развиться. Весь этот поток негатива – от Сатаны. Через сомнение, на которое мы начали обращать внимание, а также через устрашения, перерастающие в нашем сознании в страх, он может сбить нас с толку. Если мы не обращаем внимания на его нашептывания, подводимые и забрасываемые к нам сомнения-устрашения, то его «атаки» становятся безрезультатными и он отступает на некоторое, порой продолжительное время.
И наконец, спокойно, без напряжений, но периодически стоит взывать к Всевышнему о помощи, и Он обязательно ответит. Нет сомнений в этом!
Если человека в молитве одолевает забывчивость, а значит, и сопряженная с этим нервозность, то для него будут своего рода панацеей следующие рекомендации:
1. Необходимо выучить несколько коротких сур из последней 30-й части (джуза) Корана. Выученные суры, которые надо будет читать в первых двух фардовых ракяатах либо в любом из ракяатов сунны после суры «аль-Фатиха», сделают молитву менее монотонной, человек привыкнет размышлять над заложенным в них смыслом.
2. Молящемуся полезно мысленно установить для себя в процессе совершения молитв несколько контрольных точек, в которых бы он фиксировал правильность и последовательность своих действий. Со временем он будет предвосхищать эти контрольные точки и концентрироваться на самой молитве.
3. Следует знать перевод тех сур, которые человек читает в намазе, так как это позволит соотносить жизнь и молитву как единое целое, в котором молитва влияет на жизнь, а жизнь на молитву. Об этом свидетельствуют следующие слова Всевышнего, переданные пророком Мухаммадом: «Я [Господь Бог] разделил молитву между Мною и молящимся человеком на две части. Раб Мой получит то, что просит. Когда скажет он: «Аль-хамду лил-ляхи раббиль-‘алямин» («Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров»), то скажу: «Благодарит Меня раб Мой»; когда скажет: «Ар-рахмани ррахим» («Милость Которого безгранична и вечна»), то скажу: «Восхваляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Малики явмиддин» («Владыке Судного Дня»), то скажу: «Прославляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Ийякя на‘буду ва ийякя наста‘ин» («Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи»), то скажу: «Это – между Мною и обращающимся ко Мне. Ему Я [дам] то, что он просит»; когда скажет: «Ихдина ссыратоль-мустакым, сыратоль-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдуби ‘аляйхим ва ляддоллийн» («Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые сошли с него»), то скажу: «Это – рабу Моему. И ему – то, что он просит»[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
Источник
ВОПРОС-ОТВЕТ
Вопросы об Исламе
- Непрочитанные сообщения
- Темы без ответов
- Активные темы
- Поиск
- Пользователи
- Наша команда
Войти используя аккаунт социальных сетей
Намаз. Проблемы со здоровьем — газы.
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
Намаз. Проблемы со здоровьем — газы.
Саламуалейкум ва рахматуЛлахи.
Подскажите, как поступить. Прошу прощения за подробности, но спросить мне не у кого..
Чтобы сделать намаза утренний, я встаю минут за 40 до окончания намаза. И Хвала Аллаху, если у меня без затруднений получается его сделать. Но порой мне приходится по 4, а то и 5 раз брать омовение когда я уже одета и все — по одной простой причине — у меня проблемы со слабым кишечником. Причем это не просто я так говорю — это и врачом доказано, сдерживать себя у меня практически не получается от газов — потому что в конце концов я не могу понять, испортилось ли омовение или все-таки внутри меня остался воздух, не вышел..
Так получилось, что я из-за этого поторопилась в намаза — уже когда читала Салават — во-первых, сократив его на половину — потому что чувствовала, что если не сделаю это — то потеряю весь намаз целиком (а времени, несмотря на то, что я встала довольно-таки заранее — уж за 40 минут, казалось бы, можно было бы и сделать, ведь так, но у меня не получается). Так вот. Я сократила Салават — и обратилась с саламом к правому плечу, потом к левому — и в этот момент, то ли между ними — то ли во время второго салама — мне показалось что все, я опять потеряла омовение (уверенной на сто процентов я быть не могу, потому что ни запаха, ни звука не было, но мышцы расслабились — и не понятно по какой причине, то ли от того, что газы в обратную сторону пошли, либо от того, что я потеряла омовение). Времени на брать омовение + намаз не оставалось — я пока не переделываю, в надежде, что Аллах облегчит мне мои намазы — ведь я искренне старалась этого не допустить.
Надо ли мне переделать намаз? Как поступать дальше,если нечто похожее со мной происходит довольно-таки часто.
Помогите мне,пожалуйста, я жду вашего ответа.
Я знаю, вопрос чересчур деликатный, но мне просто не к кому обратиться..
Источник
Что ты испытываешь, когда читаешь Коран?
Дорогие единоверцы в исламе! Уважаемые прихожане!
Сегодня проповедь будет посвящена отношению к Священному Корану. Скажите пожалуйста, что мы испытываем во время чтения Корана? Книга Аллаха – это не просто набор слов и предложений. Все аяты, имеющиеся в ней, касаются каждого из нас: предостережения от совершения греха, повеления и запреты, обещания о прекрасной жизни в Раю – реальность, обращенная всем нам. И как мы реагируем слова Всевышнего, спешим ли воплотить их в жизнь Его приказы, оставляем ли мы сомнительное и предосудительное сразу же после прочтения аятов о страшном и мучительном наказании?!
«Они говорят: «Господь наш! Отврати от нас мучения в Геенне, поскольку мучения там не отступают. Как скверны эта обитель и местопребывание!»»(25:65-66).
Что сподвижников отличает от нас — мусульман, живущих в XXI веке?
– Они обладали иной, более искренней верой. Рядом с ними был Посланник Аллаха ﷺ, им приходилось сталкиваться с чудесами, которые происходили прямо перед их глазами. Имам «Муслим» в своем сборнике хадисов выделил ряд изречений в отдельный раздел «О чудесах пророка». Представьте такую картину: у сотни людей нет воды для питья и омовения? и они обращаются за помощью к Посланнику ﷺ, который с помощью Всевышнего разрешает их нелегкую проблему:
«Анас Ибн Малик передал, что Пророк Аллаха, (находясь) вместе со своими спутниками в Аль-Зауре, а Аль-Заура это (район) в Медине, у базара и мечети, там он потребовал принести стакан воды и опустил в него свою ладонь. Тогда из промеж его пальцев стала биться (вода) и все его спутники совершили малое омовение». Он сказал: «Я спросил: «Сколько их было, Хамза?» Тот ответил: «Их было приблизительно три сотни»» (Муслим).
Мы же оторваны от Пророка Мухаммада ﷺ, и нас отделяют от него более 14 столетий. У современных мусульман из-за слабой веры выстраивается неправильное представление о религии. Во многом, разобщение и конфликты, возникающие среди единоверцев, случаются из-за проблем с искренностью – «якын».
К нам в медресе ходят много учеников. Я вижу, как они учатся. Не хочу никого ругать, но у большинства нет искреннего стремления к получению знаний. Многие читают Коран «от урока до урока». Когда задаешь им вопрос: – Выучили 10 аятов? – Да, учить надо, но у нас были дела, проблемы на работе, – отвечают они.
Сахабы, как только слышали о ниспослании нового аята, они сразу же стремились изучить его. 11-летний мальчик Зейд ибн Сабит, несмотря на жизненные трудности и лишения, успел выучить наизусть множество сур. Посланник ﷺ, увидев его способности, велел ему приступить к изучению языка на котором общались и писали евреи. За кротчайший срок он осилил эту задачу. Им двигала искренность, поэтому Аллах помогал юному сподвижнику.
Сахабы не читали Коран «для галочки». Во время чтения они восхищались им. Случалось так, что некоторые из них повторяли определенные аяты в намазах по несколько часов.
Позвольте привести вам яркие случаи из жизни сахабов, табиинов и праведников. Все эти истории укрепляют нашу веру и служат примером богобоязненности. Почувствуйте духовно-нравственную разницу между поколениями:
Ибада бин Хамза как-то отправился к Асме и увидел ее совершающую намаз. В намазе она повторяла слова Всевышнего: «Аллах же оказал нам милость и уберег нас от мучений знойного ветра» (52:27). Сначала он повторял за ней, делал дуа. Прошло много времени и Ибада отправился на рынок. Вернувшись оттуда он снова застал Асму читающую аят из суры «ат-Тур».
Ибн Масгуд один из тех, кого Аллах наградил знаниями в области Корана. В своих намазах он постоянно повторял аят:
«Господи! Приумножь мои знания» (20:114).
Сагид ибн Хубайр постоянно читал Творца:
«Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху» (2:281).
Хаушаб передал слова Хасана:
«Вы теряете сладость в трех вещах: в молитве, Коране и поминании Аллаха. Если вы найдете и ощутите ее, то будете обрадованы. Не почувствуешь сладости, то знай – твоя дверь закрыта» (аль-Хулия, 6/171).
Однажды Сулейман ибн Тайми, один из табиинов, после ночной молитвы возглавил намаз. Он стал читать суру «аль-Мульк» и дошел до 27 аята «Когда они узреют его (наказание в День воскресения) вблизи от себя, лица неверующих опечалятся, и тогда им скажут: «Вот то, что вы призывали!»». Он повторял этот аят так долго, что люди стоящие за ним стали расходиться, в конце концов, в мечети не осталось ни одного человека. Азанчей, пришедший в мечеть огласить азан на утренний намаз застал Сулеймана все еще повторяющего 27 аят из суры «аль-Мульк» (аль-Хулия, 3/29).
Мухаммад ибн Мункадир, читая Коран в своем доме, начал плакать. Его дети обеспокоились и позвали соседа Абу Хазима, сказав: «Не могли бы вы успокоить нашего отца?». Абу Хазим пришел к Мухаммаду ибн Мункадиру и спросил: «Брат мой, почему ты плачешь? Ты напугал своих домочадцев». Он ответил: «Я плачу над прочитанным мною аятом, в котором говорится, что люди в Судный день, читая книги своих деяний, увидят там грехи, о которых они даже не подозревали: «Но откроется им от Аллаха то, о чем они даже не предполагали» (39:47)». Услышав это, Абу Хазим тоже заплакал. Кто-то из семьи Мухаммада удивленно спросил Абу Хазима: «Мы пригласили тебя, чтобы ты успокоил человека, а ты наоборот усилил его плачь». Тогда он сказал Мухаммаду: «Расскажи им о причине, которая заставила нас обоих плакать» (аль-Хулия, 3/146).
Аби Нух аль-Ансари передал: «В то время как Али бну аль-Хусейн был у семя дома и совершал земной поклон случился пожар. Люди стали кричать: о сын Посланника Аллаха – пожар! Он не поднял своей головы до тех пор, пока огонь не погас. Его спросили: что заставило тебя не обращать на огонь внимания? Он ответил: огонь в грядущей жизни» (Сифат ас-Сафва, 1/389).
Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), прочитал читал суру «ат-Тур», а когда дошел до аята «Наказание твоего Господа непременно наступит» (52:7), начал рыдать так сильно, что заболел, и люди приходили навещать его (ад-Дау ва ад-Дава).
Посмотрите на все истории и сделайте для себя выводы. Сердца праведников сразу же отвечали на аяты Корана, они переживали вместе со словами Всевышнего. В Досточтимом Коране сказано:
«Я же поторопился к Тебе, Господи, чтобы Ты остался доволен» (20:84).
Дорогие братья и сестры! Торопитесь совершать добрые дела! Спешите к милости и довольству Аллаха! Излечивайте свои сердца от небрежности и неподобающего отношения к Корану!
Ибн Масгуд говорил: «Если Всевышний Аллах начинает обращение со слов: “О те, которые уверовали!”, – то это, либо благо, которое приказано, либо зло, которое запрещено»» (Ахмад).
Обращайте внимание каждому слову Корана и следовать его законам.
Коран – это не просто слова и буквы, а слова Всевышнего, обращенные верующим. Читая и изучая Книгу Аллаха мы получаем аджр, достигаем милости Господа и проявляем заботу о жизни после смерти.
Каждый изученный и выученный наизусть аят поможет нам в Судный день. Коран станет заступаться за тех, кто читал его усердно и искренне.
Поистине сатана – Иблис – желает, чтобы в ваших сердцах были не слова Аллаха.
Пусть Коран будет спутником и другом по жизни каждого верующего! Горе тем, чьими друзьями являются грехи и соблазны, обман и расточительство!
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!
Имам-хатыб нижегородской Соборной мечети Мунир-хазрат Беюсов
Источник
5 факторов, отвлекающих нас во время намаза
Намаз верующего состоит из обязательных и желательных действий. Поминание Аллаха, обращение к Нему и действия намаза без смиренности, искренности и присутствия сердца не достигают нужной цели. Ведь речь человека бессмысленна, если она не выражает то, что у него в душе.
От Нафи‘а, вольноотпущенника ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что ‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) написал своим наместникам:
إِنَّ أَهَمَّ أَمْرِكُمْ عِنْدِي الصَّلَاةُ فَمَنْ حَفِظَهَا وَحَافَظَ عَلَيْهَا حَفِظَ دِينَهُ وَمَنْ ضَيَّعَهَا فَهُوَ لِمَا سِوَاهَا أَضْيَعُ
«Поистине, наиважнейшим делом я считаю намаз. Тот, кто дорожит намазом и совершает его как положено, сохранит свою религию, а кто пренебрегает намазом – с большей лёгкостью нарушит и остальное в Исламе». (Имам Малик)
Хасан Аль-Басри сказал:
كل صلاة لا يحضرها قلبك فهي إلى العقوبة أسرع مِنْها إلى الثواب
«За намаз, который верующий совершает без присутствия сердца (хузура), он, скорее, будет наказан, а не получит награду».
К сожалению, мы часто недостаточно смиренны во время намаза. Можно даже сказать, что это происходит с каждым, кто совершает намаз. Смиренность в намазе имеет очень важное значение.
Ведь намаз без хузура подобен пламени, который не даёт никакого тепла. Следовательно, намаз, совершённый без присутствия сердца, не принесёт верующему ничего, кроме снятия обязательства совершения намаза.
Поэтому мусульмане должны стремиться наполнять намаз смыслом и ни на что не отвлекаться от намаза. Чтобы совершить намаз таким образом, молящийся должен избегать факторов, отвлекающих его во время намаза.
1. Лишние мысли, не связанные с совершением намаза
Шайтан всё время стремится отвлечь верующего от намаза и постоянно заставлять молящегося думать во время совершения намаза, о чём угодно, но только не о самом намазе.
Также причиной возникновения посторонних мыслей во время намаза может быть то, что человек видит или слышит. От подобных причин возможно избавиться, совершая поклонение в уединённом тёмном месте, в котором нет ничего отвлекающего. А тому, кто совершает намаз в мечети, следует опустить взгляд и стараться не обращать внимание на происходящее кругом.
Молящийся также может избавиться от лишних мыслей, принуждая свою душу (нафс) вникнуть в действия намаза и в то, что он читает. Таким образом, он может отвлечь себя от посторонних мыслей и сконцентрироваться при намазе только на поклонении Аллаху.
2. Спешка в намазе
Шайтан также пытается внушить молящемуся мысли о незаконченных делах. Именно во время совершения намаза мы вспоминаем о самых важных своих делах, проблемах и ищем пути их решения. Это заставляет человека поскорее завершить поклонение, что неизбежно отвлекает нас от самого намаза.
Мы должны понять, что это всё уловки шайтана, чтобы отвлечь нас от намаза. Всевышний Аллах непременно приведёт все наши дела в порядок, если наше поклонение будет усердным и искренним.
3. Сомнения о правильности омовения
Чаще всего человека отвлекают от намаза сомнения в правильности омовения, в чистоте места, тела и одежды. У многих во время совершения намаза возникает мысль, что их омовение может быть недействительным.
От ‘Аббада ибн Тамима передаётся, что его дядя ‘Абдуллах бин Зайд аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) однажды спросил у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) о том, что следует делать человеку, которому показалось, что во время молитвы у него испортилось омовение. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) на это ответил:
لاَ يَنْصَرِفْ حَتَّى يَسْمَعَ صَوْتًا أَوْ يَجِدَ رِيحًا
«Пусть не прекращает намаз, пока не услышит звук или не почувствует запах». (Бухари, 137; Муслим, 361; Абу Давуд, 176)
Это означает, что если человек совершил омовение со всеми его обязательными действиями, он не должен прекращать намаз из-за сомнений, наущений и нашёптываний шайтана, если у него нет полной уверенности в том, что омовение нарушилось. А если тело, место для намаза и одежда были чистыми, то они таковыми и останутся, пока не будут однозначно загрязнены.
4. Не поворачиваться по сторонам и не смотреть в небо
От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
لَا يَزَالُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ مُقْبِلًا عَلَى الْعَبْدِ، وَهُوَ فِي صَلَاتِهِ، مَا لَمْ يَلْتَفِتْ، فَإِذَا الْتَفَتَ انْصَرَفَ عَنْهُ
«Всемогущий и Великий Аллах обращён к Своему молящемуся рабу до тех пор, пока тот не посмотрит по сторонам, и тогда Он покидает его». (Абу Давуд, 909)
От ‘Убайдуллаха ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передаётся, что один из сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) рассказал ему, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил:
إِذَا كَانَ أَحَدُكُمْ فِي الصَّلَاةِ فَلَا يَرْفَعْ بَصَرَهُ إِلَى السَّمَاءِ أَنْ يُلْتَمَعَ بَصَرُهُ
«Когда кто-нибудь из вас пребывает в намазе (совершает намаз), пусть ни в коем случае не поднимает взор к небу, чтобы его не лишили зрения». (Имам Ахмад, 22516; Ан-Насаи 1194)
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что однажды она задала Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) вопрос о тех, кто поворачивает голову по сторонам во время намаза, и он ответил на это:
هُوَ اخْتِلاَسٌ يَخْتَلِسُهُ الشَّيْطَانُ مِنْ صَلاَةِ الْعَبْدِ
«Это кража шайтана, тайно похищающего нечто из молитвы раба Аллаха». (Бухари, 751; Абу Дауд, 910; Тирмизи, 590)
5. Отвлекающая обстановка
Немаловажной для полноценного совершения намаза является окружающая обстановка. Молящийся не может сосредоточенно совершать намаз, если что-то его отвлекает. Его может отвлечь даже разноцветная одежда, картинки и надписи на одежде и месте совершения намаза.
Человека может отвлекать от намаза не только окружающая обстановка, но и внутреннее состояние. Так, молящегося отвлекает накрытый стол, особенно если он голоден. То же самое касается ситуации, когда человеку нужно справить нужду.
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что она слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
لَا صَلَاةَ بِحَضْرَةِ طَعَامٍ، وَلَا هُوَ يُدَافِعُهُ الْأَخْبَثَانِ
«Не будет совершён полноценный намаз человеком, когда еда уже подана на стол или когда его отвлекают от намаза позывы к удовлетворению большой или малой нужды». (Муслим, 560)
Также молящегося отвлекает от намаза сонливость и дремота. В таком состоянии лучше отложить намаз на некоторое время и немного поспать, пока сонливость не пройдёт. Однако, если время намаза не исходе, человек не может его отложить. В таком случае он должен найти другой способ отогнать сонливость и срочно совершить намаз.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِذَا نَعَسَ أَحَدُكُمْ فِى الصَّلاَةِ فَلْيَنَمْ حَتَّى يَعْلَمَ مَا يَقْرَأُ
«Если кто-нибудь из вас задремлет во время молитвы, пусть поспит, пока его сонливость не пройдёт, и он будет понимать, что читает». (Бухари, 213)
Стоит отметить, что человека с крепким иманом и искренним сердцем ничто не может отвлечь во время намаза, ведь сахабы (да будет доволен ими Аллаха) обладали способностью совершать намаз даже на поле боя, даже будучи ранеными. Они как никто другой осознавали, что любой намаз может оказаться последним. Нам, конечно, о таких способностях остаётся только мечтать, поэтому очень важно, чтобы ничто не отвлекало нас от намаза.
Намаз – это ключ к счастью и успеху в обоих мирах. Если мы не воспользуемся этим ключом, то врата милости и прощения Аллаха могут не раскрыться перед нами. Неполноценный намаз подобен некачественной работе или инструменту. Такой инструмент будет бесполезным в достижении поставленных целей. Точно так же и неполноценно совершённый намаз не принесёт пользы.
Пусть Всевышний Аллах примет наше поклонение и поможет в достижении всех наших целей!
Мухаммад Султанов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник