- «Смерть — часть жизни и мира. Это нужно донести до ребенка, чтобы он не воспринимал ее как что-то ужасное и противоестественное»: интервью психолога
- Смерть ребенка. Пережить. Понять. Принять
- Споря с абсурдом
- Утешить и утешиться
- Несбывшиеся надежды
- Обитатели чистой земли
- «В раю нужны цветочные бутоны»
- Наши молитвенники
- Опасная прелесть
- Горе находит выход
- Преображающее свойство
«Смерть — часть жизни и мира. Это нужно донести до ребенка, чтобы он не воспринимал ее как что-то ужасное и противоестественное»: интервью психолога
Лариса Пыжьянова рассказывает, как правильно говорить с ребенком на одну из самых сложных тем
Вопрос о смерти неизбежно возникнет у ребенка — рано или поздно на эту тему захочет (или будет вынужден) поговорить любой маленький человек. Пугаться этого не стоит. Обсуждать смерть и отвечать на вопросы о ней максимально понятно — это нормально. Наши коллеги из НЭН взяли интервью у психолога с многолетним опытом работы в чрезвычайных ситуациях Ларисы Пыжьяновой, а мы забрали его на перепубликацию к себе. Оригинал материала — по ссылке.
К какому возрасту у детей формируется понятие смерти?
Первые представления о том, что такое смерть, и страх смерти, у ребенка возникают примерно к 5-6 годам. Причем сначала появляется страх смерти родителей. Ребенок активно общается и состоит в социальных группах, ходит в детский сад, на улицу, в секции. К этому времени у кого-нибудь из детей уже есть опыт утраты: от самого простого, но трагичного для ребенка — смерти домашнего животного — до серьезной потери близких людей, таких как бабушка или дедушка. Дети делятся переживаниями с окружающими, конечно, на том уровне, который доступен им. А их сверстники, в свою очередь, тоже воспринимают эту информацию, как могут. Пока смерть для них — неконкретный образ, что-то на уровне фантазий и ощущений. Но дети уже начинают понимать, что утрата значимых для них людей — очень страшно и плохо. Так формируется страх смерти близких. К тому же, в 5-6 лет начинается активное созревание лобных долей и появляется абстрактное мышление. Этот процесс завершится только к 11-12 годам. А пока дети только-только начинают понимать причинно-следственную связь, анализировать информацию, делать выводы. Такая физиологическая основа и социализация приводят к тому, что у детей постепенно формируется представление о смерти. Где-то к 7-8 годам у ребенка появляется осознание того, что он тоже смертен, возникает страх собственной смерти. Но даже у детей среднего возраста и подростков смерть не воспринимается, как что-то конечное для них. Да, они могут осознавать трагичность смерти, но не в отношении самого себя, им кажется, что они будут жить вечно, что жизнь не закончится. В этом заключена опасность подростковых суицидов, которые скорее являются криками о помощи, чем желанием уйти из жизни. Окончательно представление о смерти формируется только в юношестве.
Что сказать ребенку, когда он спрашивает, что такое смерть?
Смерть — часть жизни и мира. Это нужно донести до ребенка, чтобы он не воспринимал ее как что-то ужасное и противоестественное. Стоит говорить о том, что умерший человек, животное или даже цветок в этом мире жить уже не будет, свою жизнь он завершил смертью. Почему важно донести до ребенка понимание конечности этого процесса? Потому что ребенку надо научиться жить в мире без умершего, осознать и принять потерю. Кстати, это понимание важно не только для детей, но и для взрослых. У меня был опыт работы с семьей, в которой очень долго все было благополучно: не случалось смертей и тяжелых болезней. В итоге женщина, дожив до пятидесяти лет, не имела опыта утраты. Когда она столкнулась лицом к лицу с горем, оно стало для нее непереносимым, психика не была готова к этому. Конечно, реакция на такие события зависит от опыта и особенностей личности. Не стоит погружать ребенка в эти знания как-то специально. При возможности, когда дело касается младших школьников, стоит об этом поговорить, но в контексте чего-либо, например, прочитанной книги или мультфильма. А вообще дети задают эти вопросы. Рано или поздно он прозвучит даже не как вопрос, а просто рассказ, что кто-то из его окружения потерял близкого. Можно взять за основу эту ситуацию и немного поговорить, начав с вопроса: что ты еще об этом знаешь? что ты почувствовал? Можно рассказать ситуацию из своего опыта, ведь такие события присутствуют в жизни каждого человека. Тем самым, у малыша формируются сочувствие и сопереживание, он узнает, что в такие моменты люди нуждаются в поддержке и понимании.
Что делать со страшной атрибутикой, например, кресты или венки? Дети тоже сталкиваются с ними.
В этом случае нужно пояснить, что в жизни людей есть такое понятие как традиции, что важные моменты своей жизни человек сопровождает определенными ритуалами. Например, в день рождения у нас есть торт со свечками, воздушные шарики, подарки, на свадьбе — невеста в белом платье, повсюду цветы. И когда люди умирают, тоже есть свои ритуалы. Так сложилось, что у нас все, что связано с трауром, — черное, а, например, в Индии — белое. Но это совсем не значит, что черное — это что-то страшное. И у жениха на свадьбе черный костюм, на маме черное платье, когда она собирается в театр. А венки делают из искусственных цветов, чтобы они дольше стояли… О чем я? То есть нужно подать это с рациональной стороны, чтобы у ребенка не появлялись страхи. Объяснить, что есть и другие ритуалы, связанные со смертью. Эта тема не должна быть табуирована, о ней нужно и важно говорить.
Говорить даже тогда, когда, кажется, что это будет для ребенка травматичным? Когда случилась смерть близкого, например.
Надо сообщать такие новости даже самым маленьким детям в возрасте 2-4 года. Может они все и не до конца осознают, но почувствуют, что взрослые ведут себя как-то не так. Дети склонны винить себя, и малыш подумает, что это именно он стал причиной такого поведения родных. Если умер близкий и значимый для ребенка человек, он в любом случае будет задавать вопрос, куда он пропал. Неправильно было бы обманывать, говорить, что он уехал путешествовать или в командировке. Ребенку надо сказать правду. Если этого не сделать, малыш будет ждать и надеяться, что тот самый взрослый скоро вернется. Постоянное ожидание выматывает, а родителям все сложнее и сложнее будет отвечать на его вопросы.
Как лучше сообщать такие новости?
Во-первых, если близкий умер от болезни, надо так и говорить: он болел, врачи сделали все, что могли. Если с ребенком ходили в больницу, он легче воспримет эту информацию. Не стоит очень углубляться и подробно рассказывать, как работали врачи, как именно это случилось. Если это произошло внезапно, сначала нужно сказать, что этот человек, например, дедушка, умер и его с нами никогда не будет, это была тяжелая болезнь или произошел несчастный случай — в зависимости от обстоятельств. В целом, если ребенок не расспрашивает, не надо говорить лишнего. Если все-таки интересуется, нужно объяснить, но очень дозированно, не вводя ребенка в какие-то травматические подробности.
Что здесь особенно важно? Первое — сообщить о факте смерти. Второе — не надо говорить такие вещи, как «умерший сейчас на облаке и смотрит на тебя», или «его бог забрал», или «он заснул навсегда». Надо сказать, что хотя в жизни ребенка этого человека уже не будет, но его любовь не исчезнет бесследно, останется с малышом навсегда в его памяти. Даже совсем маленькие дети понимают, что такое любовь, пусть даже на своем уровне.
Почему нельзя так говорить?
У детей могут формироваться соответствующие страхи. Бог забрал — значит он злой и страшный. Уснул навсегда? — а вдруг я засну и тоже не проснусь. Эти страхи формируются на основе детских фантазий: а что значит сидит на облаке? где оно? сколько там наверху умерших? Значит, они все за нами смотрят и могут даже попадать на нас. Ребенок заслуживает того, чтобы вы с ним оставались честным.
В чем особенность переживания утраты в каждом из возрастов?
Маленькие дети 2-3 лет грустят, ощущают, что им чего-то не хватает. Правда, через какое-то время образ близкого стирается, остается печаль, дети могут плакать, грустить какое-то время. Дети 5-6 лет дольше и глубже переживают потерю, потому что связь с тем человеком была сильнее и эмоциональнее. Но они все равно не осознают, насколько изменится их жизнь. Другая ситуация с подростками. Они тяжелее всех воспринимают смерть, потому что понимают, что ничего не вернешь, и уже не будет так, как прежде. Может возникать агрессия по отношению к умершему: «он меня бросил». Или к окружающим — «лучше бы вы умерли». Если подросток после смерти близкого начал вести себя асоциально и агрессивно — скорее всего, это переживания, связанные с утратой. Ни в коем случае нельзя его в чем-то обвинять или отворачиваться от него.
После этого появляется другой вопрос, брать ребенка на похороны или нет, и с какого возраста это делать?
По этому поводу есть разные мнения, и решать здесь родителям. Конечно, о совсем маленьких детях речь не идет. Если это касается значимого человека, ребенка надо брать для того, чтобы он получил опыт совместного переживания горя. А это может случиться тогда, когда он не отлучен в этот момент от семьи. Часто бывает, что детей из лучших намерений куда-то увозят, чтобы они якобы не видели слез и горя. Но это очень важный опыт в жизни ребенка. Если правильно вместе с ним пройти через этот этап, он не будет травмой, а, наоборот, станет бесценным переживанием, которое в дальнейшем даст ему опору. Причем неважно, сколько лет ребенку, он часть семьи. Дети очень отзывчивые и чувствительные, они также могут утешать и подбадривать взрослых.
Если принято решение брать ребенка на кладбище, надо обязательно рассказать ему, что там будет происходить, и сделать так, чтобы рядом с ним был человек, который бы позаботился о нем на месте. Им может стать не очень близкий родственник или друг семьи — тот, кого ребенок хорошо знает, но несильно вовлеченный в горе. Он должен объяснить ребенку, что происходит, почему все плачут. Если все-таки решили не брать ребенка на кладбище, после похорон надо обязательно сходить на могилу усопшего, чтобы малыш тоже имел возможность попрощаться, чтобы показать, где покоится человек. Рассказать, что делают люди, когда приходят на кладбище. Можно принести то, что ребенок хочет подарить, например, рисунок, или просто поговорить. Пусть малыш сам выберет, что делать.
Что отвечать ребенку, когда он обращается к родителям с вопросом: а вы тоже умрете?
Это очень тяжелый вопрос. Он у детей всегда возникает, когда кто-то из близких умирает. В такие периоды у них сразу теряется ощущение защищенности, привычный мир рушится, становится зыбким и неустойчивым, может начать формироваться тот самый страх потери близких — я останусь один. Не стоит врать, что мы никогда не умрем. Но правду надо преподнести, чтобы ребенок ощутил поддержку. Это может выглядеть примерно так: «да, в какой-то момент все люди умирают», если это маленький ребенок, и он потерял бабушку или дедушку, надо сказать «они были очень старенькие, и, когда люди доживают до такого возраста и старше, они умирают. Мама и папа тоже когда-то умрут, когда станут старенькими. Но перед этим пройдет много-много времени. Мы с тобой рядом, мы вместе». Для малыша, конечно, такого ответа будет достаточно. Если ребенок постарше, надо сказать, что смерть может случиться с любым человеком, в любом возрасте. «Я отвечаю за себя и буду делать все для того, чтобы быть рядом с тобой столько, сколько тебе это потребуется. Правда, обещать тебе, что буду именно столько времени, не могу, но я буду стараться: беречь себя и тебя, и ты, в свою очередь, береги себя. Давай мы будем заботиться друг о друге, тогда проживем долгую и счастливую жизнь». Вот пример того, как это может выглядеть.
Как себя вести, чтобы события, которые происходят внутри семьи при утрате, не были травматичны для ребенка?
Надо обеспечить ему ощущение защиты, дать опору: когда вся семья переживает это вместе, когда он видит искреннее проявление чувств, может сам их проявить и видит со стороны близких поддержку. Когда взрослые говорят, что сейчас мы горюем, и нужно время, чтобы это пережить. Это дает ребенку важное понимание, что горе приходит, а утрата — это часть жизни.
Источник
Смерть ребенка. Пережить. Понять. Принять
Детская смерть – огромная трагедия и шок для семьи. Для родителей непостижимо, как после такого жизнь может продолжаться. Как не утратить веру? Где найти силы? Для каждого ответы будут разными. А находить их можно в таинствах Церкви, беседах с духовником, обращению к событиям Священной истории и ее христианским смыслам.
Споря с абсурдом
С утратой ребенка, особенно новорожденного, мировоззрение его близких рушится, никуда не спрятаться от боли и острого переживания абсурдности бытия, а любые слова сочувствия причиняют еще большее страдание.
Особенно маме, которая ближе к малышу телесно – девять месяцев вынашивала свое чадо, в муках произвела на свет, остро испытала радость рождения, первого прикосновения, кормления, взгляда.
Пуповина с рождением не обрывается, это ведь пожизненная связь. Но только вынырнул маленький человек из околоплодного пространства, вошел в новое измерение, вдохнул воздуха, начал жить, и вдруг – нет. А ведь был, состоялся – улыбался, щурился на свет, держал за палец, имел свой особенный цвет глаз, был на кого-то похож.
Родителям умершего малыша кажется, что они оказались в вакууме, в черной дыре, в предельном одиночестве, и вокруг ни души. Редкий друг, не каждый священник и далеко не всякий православный психолог способен в этой ситуации на уместное и мудрое слово соболезнования и сопереживания.
Утешить и утешиться
Сочувствуя родителям, важно подходить к этому с рассуждением. Активно и эмоционально утешать – значит, пробуждать новые слезы и жалость к себе, а это не снимет душевного разлада и напряжения. Приводить в чувство хлесткими фразами маму или папу, потерявших ребенка, и вместе с ним и важные жизненные смыслы – тоже не выход. Все равно, что бить лежачего больного за то, что он не может встать. Психотерапевтический эффект от уговоров, упреков, увещеваний вернуться к нормальной повседневности, взывания к совести и разуму – тоже весьма сомнительный.
Попробуйте хотя бы отчасти понять это состояние – почти древнегреческое ощущение ужаса от неумолимости судьбы. Горе затмевает сознание, вызывает сопротивление, протест, вопль библейского Иова к небесам. В горьких событиях потерявшему ребенка видится не Промысл Божий, а демоническое слепое существо с повязкой на глазах. А все правильные в любое другое время аргументы – «у Бога все живы», «однажды мы встретимся», предложения позвать знакомого священника домой или пойти вместе причаститься и исповедоваться звучат почти что саркастически.
Что же делать? Размышляет священник Сергий Круглов: «Маме не надо особо проповедовать и пропагандировать о детях. Она все знает сама. Сердцем, нутром своим. Спасите лучше в первую очередь не детей – маму. Вот ее. Вот эту Рахиль. Дайте ей отдышаться. И она заплачет. В голос. И плачем расскажет всё и обо всём…»
Словом, пожалеем мам (и отцов) молчаливым своим сочувствием, позволим им отрыдать своё. И попробуем дать надежду.
Ветхозаветные люди считали рождение ребенка благословением, а бездетность – наказанием, поэтому потеря детей была для них страшным и оглушительным горем. Пророк Иеремия восклицал: «Глас слышен в Раме, плач и рыдание и вопль; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» ( Иер.31:15 ). Внуки и правнуки нашей праматери Рахили символически оплаканы ею за 17 веков, прошедших от ее плача и до Рождества Христова. Но родился Христос – и все изменилось. У земной жизни открылось окошко, а в нем обозначилась вечная перспектива.
Несбывшиеся надежды
«За что мне это? Почему он появился на свет и его забрали обратно? Что я делала не так? Отчего так невыносимо плохо? Как дальше жить?» – вот те отчаянные материнские вопросы, перед которыми съеживается и цепенеет душа. И в основе всех этих горестных вопрошаний, как бы жестко это не прозвучало – в первую очередь, тревога и забота о себе.
Да, это естественно – наше эгоистическое стремление удержать то, что мы получили в подарок от Бога, мысленно присвоили и не готовы вернуть обратно. И можем ли мы рассуждать по-другому, если житейская психология диктует нам свои представления о счастье и несчастье – сожаления о сыне или дочери, так и не вкусивших благ сада земного? Будем же откровенны сами с собой. Оплакивая ребенка, на самом деле мы оплакиваем самих себя и собственные несбывшиеся мечты в его ожидании. Не пригодившиеся вещи и игрушки, школьные праздники с букетами, выпускные с лентами и шампанским, студенчество, первую запись в трудовой книжке, первый заработок, свадьбу, внуков, путешествия, дачную идиллию, семейные будни и быт, – все то, что могло бы быть и не состоялось. Все пошло не по нашему сценарию, не так, как мы себе запланировали. И поэтому наш мир рушится.
Почему так? Отчасти потому, что та же обывательская житейская психология представляет нам смерть как наказание и катастрофу, а земную жизнь как некую бесконечность, где главными ценностями остаются здоровье и долголетие, а дни еще долго продолжают «мотать колесо». И после них маячат туманные перспективы – вроде бы что-то там есть, но это будет не скоро, можно подумать об этом потом.
Христианство иначе расставляет акценты: происходящее здесь и сейчас важно постольку, поскольку касается жизни будущего века, личной встречи со Христом и возможности нашего спасения в Царствии Небесном. И если центр тяжести наших стремлений и упований смещается от повседневности в Вечность, то и взгляд наш на жизнь и смерть тоже в корне меняется. В результате этой духовной метаморфозы мы иначе видим привычные вещи. В том числе и то, что составляет истинное благо для нас и наших детей.
Обитатели чистой земли
Именно такой, отличный от общепринятого, взгляд на детскую смерть предлагают святые отцы Церкви.
Самым поэтичным и утешительным языком говорит о ней свт. Иоанн Златоуст: «… Итак, не будем предаваться печали, когда увидим, что наших детей постигает та участь, которой мы не желали бы и для себя. Ведь это только для нас чаша смерти исполнена опасности, для детей же она спасительна, и то, что во всех возбуждает ужас, желанно для них, что для нас является началом имеющего постигнуть нас там наказания, становится для них источником спасения.
За что, в самом деле, потребовали бы отчета у тех, которые совершенно не испытали греха? За что подверглись бы наказанию те, которые не имели познания ни добра, ни зла? О, блаженная смерть счастливых детей! О, смерть невинных! Ты поистине начало новой вечной жизни. О, конец, становящийся началом бесконечной радости!»
А вот что утверждает Ефрем Сирин: «Хвала Тебе, Боже наш, из уст грудных младенцев и детей, которые, как чистые агнцы в Едеме, упитываются в Царстве!
По сказанному Духом Святым (см.: Иез. 34, 14 ), пасутся они среди деревьев, и архангел Гавриил – пастырь сих стад. Выше и прекраснее степень их, нежели девственников и святых; они – чада Божии, питомцы Духа Святаго. Они – сообщники горних, друзья сынов света, обитатели чистой земли, далекие от земли проклятий.
В тот день, когда услышат они глас Сына Божия, возрадуются и возвеселятся кости их, преклонит главу свою свобода, которая не успела еще возмутить дух их.
Кратки были дни их на земле, но блюдется жизнь их в Едеме; и родителям их всего желательнее приблизиться к их обителям.
Залогом у Тебя, , да будут дети , да вкушают они блаженство горе на небесах, да предстоят там молитвенниками за всех нас, потому что детская молитва чиста. Благословен Дарующий детям блаженство в чертоге Своем!
Восприял некогда Спаситель наш детей на руки Свои, благословляя их перед сонмами народа, а тем показал, что любит Он детство, потому что чисто оно и далеко от всякой скверны. Благословен Вселяющий детей в чертоге Своем! Праведный видит, что лукавство умножилось на земле, и над всеми владычествует грех; потому посылает Ангела Своего поять отселе сонм прекрасных детей и призывает их в чертог радостей.
Как лилии в поле, пересаженные в рай дети и, как жемчужины в венце, переселенные в царство младенцы неумолчную воспевают там хвалу.
Кто не будет радоваться, видя детей, отводимых в брачный чертог? Кто станет оплакивать юность, если избегает она греховных сетей? И нас, Господи, вместе с ними возвесели в брачном чертоге! Хвала Тому, Кто изводит отселе юность и переселяет ее в рай! Хвала Тому, Кто поемлет детей и оставляет их в чертоге блаженств! Безопасно там радуются они».
«В раю нужны цветочные бутоны»
Не далекий от нас по времени духовный авторитет – старец Паисий Святогорец в беседах с приходящими к нему не раз высказывался по поводу смерти детей. Вот фрагменты из некоторых бесед.
– Геронда, одна мать девять лет назад потеряла ребёнка. Сейчас она просит Вас помолиться, чтобы она увидела его хотя бы во сне и утешилась.
– А сколько лет было ребёнку? Он был маленьким? Это имеет значение. Если ребёнок был маленький и если мать находится в состоянии таком, что когда он явится, она не потеряет душевного покоя, то он ей явится. Причина того, что ребёнок не является, находится в ней самой.
– Геронда, а может ли ребёнок явиться не своей матери, которая об этом просит, а кому-то ещё?
– Как же не может! Ведь Бог устраивает всё в соответствии [с нашей пользой]. Когда мне говорят о том, что какой-то юноша умер, я скорблю, но скорблю по-человечески. Ведь, исследовав вещи глубже, мы увидим, что, чем взрослее становится человек, тем больше ему надо бороться и тем больше у него накапливается грехов. Особенно люди мира сего: чем дольше они живут, тем больше – своими попечениями, несправедливостями и тому подобным – они ухудшают свое состояние, вместо того чтобы его улучшить. Поэтому человек, которого Бог забирает из этой жизни в детстве или в юности, больше приобретает, чем теряет.
– Геронда, почему Бог попускает, чтобы умирало так много молодых?
– Никто еще не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть. Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом – так, чтобы спасти его душу. Если Бог видит, что человек станет лучше, Он оставляет его жить. Однако, видя, что человек станет хуже, Он забирает его, чтобы его спасти. А других – тех, что ведут греховную жизнь, но имеют расположение сделать добро, Он забирает к Себе до того, как они успевают это добро сделать. Бог поступает так, потому что знает, что эти люди сделали бы добро, если бы им представилась для этого благоприятная возможность. То есть Бог всё равно что говорит им: “Не трудитесь: хватит и того доброго расположения, которое у вас есть”. А кого-то еще – очень хорошего, Бог забирает к Себе, потому что в Раю нужны и цветочные бутоны.
Наши молитвенники
Авва Паисий говорит нам и следующее: «Конечно, родителям и родственникам умершего ребёнка всё это понять нелегко. Посмотри: когда умирает малыш, Христос берёт его к Себе словно маленького Ангела, а его родители рыдают и бьют себя в грудь, тогда как им следовало бы радоваться. Ведь откуда они знают, кем бы он стал, когда вырос? Смог бы он спастись?
Когда в 1924 году мы уезжали из Малой Азии на корабле, я был младенцем. На корабле было полно беженцев. Я лежал на палубе, закутанный матерью в пелёнки. Один матрос случайно на меня наступил. Мать подумала, что я умер, и начала плакать. Одна женщина из нашей деревни размотала пелёнки и убедилась, что со мной ничего не произошло. Но если бы я умер тогда, то точно был бы в Раю. А сейчас мне уже столько лет, я столько подвизался, но в том, окажусь я там или нет, всё равно ещё не уверен.
Но, кроме того, смерть детей помогает и их родителям. Родители должны знать, что с того момента, как у них умирает ребёнок – у них появляется молитвенник в Раю. Когда родители умрут, их дети… придут к двери Рая, чтобы встретить души отца и матери. А это ведь немалое дело! Кроме того, маленьким детям, которые были измучены болезнями или увечьем, Христос скажет: “Придите в Рай и выберите в нём самое лучшее место”. А дети ответят Христу так: “Здесь прекрасно, Христе, но мы хотим, чтобы вместе с нами была и наша мамочка”, и Христос, услышав прошение детей, найдет способ, чтобы спасти их мать».
Опасная прелесть
По словам отца Паисия, родителей в горе подстерегают искушения. «Конечно, матери не должны бросаться и в другую крайность. Некоторые матери верят, что их умерший ребёнок стал святым, и от этого впадают в прелесть. Одна такая мать хотела дать мне что-то из вещей своего умершего сына – в благословение, потому что верила, что он стал святым. “Благословите, – спросила она меня, – давать людям его вещи в благословение?” – “Нет, – сказал я ей, – лучше не надо”. А другая такая мать в Великий Четверг прикрепила к стоящему посреди храма Распятию фотографию своего ребёнка, которого убили немцы. Она говорила: “И мой сын пострадал так же, как Христос”. Женщины, которые оставались в храме на ночь перед Распятием, не стали ей мешать, оставили её в покое, чтобы её не ранить. А что ей было говорить? Ведь её душа была травмирована».
Действительно, случаи, описанные аввой Паисием, не редки.
Один из примеров произошел в современной нам России и отражен в псевдоправославной литературе. Будьте осторожны! Сочинения об отроке Вячеславе, мальчике, умершем и затем, можно сказать, «канонизированном» его мамой в Тульской области, содержат откровенный оккультизм. Как рассказывает в брошюрках мама мальчика, объявившая его «святым» – когда ребенок был жив, она заподозрила в нем необычайные пророческие свойства и повезла в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы там его «посмотрели» и признали духовные дары. Но этого не произошло – ничего не признали, и после Лавры вместе со Славиком они отправились прямиком к какому-то экстрасенсу, который и подтвердил у мальчика наличие «дара пророчества».
Вскоре Славик умер, и мама превратила память о нем в религию. В соцсетях есть видеоролик (а ведь это документ!), где бедная женщина серьезно говорит: «Вячеслав нас учил, что Земля плоская». В интернете существует сообщество, которое выстраивает «паломнические» маршруты, согласовывает размещение «верующих» на месте – словом, организует поездки к могилке Славика, куда «верующие» приносят записочки, «заряжают» воду и откуда берут «святую» землю. Так мамино горе, возведенное в степень, отвращает от православной христианской веры, сбивает с истинного пути, а значит, приносит духовный вред.
Горе находит выход
Хотелось бы упомянуть тот факт, что отношение к детской смерти в позапрошлом и начале прошлого века в нашей стране было совсем иным. Да, личное горе также остро причиняло боль, но его легче переносили и смиреннее принимали, потому что почти в каждой семье детей было много – в младенческом возрасте часто умирали.
Картина известного художника-передвижника Ивана Крамского «Неутешное горе» передает его личную драму, когда умерли сразу двое его маленьких сыновей. На лице героини полотна, по мнению современников, очень похожей на жену живописца, отражается глубокое и сильное переживание утраты. Горе ее – на душевной глубине, но у зрителей оно пробуждает не ужас, а раздумья о смысле жизни, и воспринимается как напоминание иметь память смертную. Здесь нет ни трагических жестов, ни заломленных рук, ни глаз, полных отчаяния и безнадежности. Это горе, которое находит выход и может быть излечено.
Случались такие трагедии не только в обычной, но и в царской семье. Причин множество – низкий уровень медицины, сложные условия быта и прочее. Прот. Александр Ильяшенко, обращаясь к истории России, говорит в одном из своих последних интервью, что в начале ХХ века были «высокие темпы прироста населения, но при этом и очень высокие показатели смертности, особенно детской. В царское время детская смертность была такова, что умирал каждый четвертый младенец до года. Я смотрел статистику, в Англии и Германии смертность была в те годы ниже, чем в России».
Преображающее свойство
Для мам и пап одинаковой трагедией бывает и сидром внезапной детской смерти, когда ребенок уходит бессимптомно, а его переходу в мир иной ничто не предшествует, как говорится, ни что не предвещает. И многомесячные мытарства и томления в детской гематологии и онкологии, когда тихий конец ребенка во сне кажется им единственным и желанным выходом и освобождением. Такова наша природа – расставание всегда горестно, даже если понимаешь, что оно исцеляет от всех болезней и что оно не навсегда.
Время лечит. Боль переживается. Приходит и понимание, и принятие. И желание пойти в храм на литургию, исповедоваться и причаститься. И подойти к батюшке, с которым можно поделиться и попросить совета. И поплакать перед иконой Вифлеемских младенцев-мучеников, и молитвенно обратиться к ним. Все это будет, когда придет нужный момент и назреет душевная потребность.
Детская смерть обладает свойством менять нас изнутри. Она способна преображать не только тех, кто теряет свое чадо. Она преображает всех окружающих.
Иногда увидишь короткую новость в СМИ, а за ней проглядывает целая маленькая жизнь. Прочтешь, что в областной больнице от ожогов рано утром Страстной недели умерла двухлетняя девочка, и эта новость обжигает душу. Изучаешь другие газеты и сайты, а потом от знакомых вроде бы случайно узнаешь имя девочки, ее печальную историю, все детали ее болезни и перехода в мир иной. И видишь как наяву горячий чайник на плите, случайно задетый в игре. Обожженые руки и тело, болевой шок, полные страха глаза мамы. Слышишь сирену «скорой» и как переговариваются врачи в приемном. И понимаешь, что недаром узнала всю эту скорбную историю. Возможно, об этом младенце некому помолиться, и эта важная миссия почему-то поручена именно тебе.
Молитесь о своих чадах, где бы они ни были. Именно это, а не слезы и рыдания, будет лучшим проявлением вашей любви. И она обязательно будет иметь продолжение.
Пепельный ангел
Приснился пепельный ангел
И девочка на руках…
Не праздничный Исаакий —
Узкой комнаты страх.
Легкую плоть Посыльный
Принял из моих рук.
Жизни ее светильник
Гаснул, как на ветру…
В личике полусонном
Не дал он мне читать.
Завтра прочту: в больнице
Двух с половиной лет
Утром Страстной Седмицы
Чадо покинуло свет.
Небо сгустит потемки,
Парк, ожоговый центр…
Как Рахиль о ребенке,
Плачет пепельный цвет.
Знаю, что это – та.
Выйди встречать невинных.
Много их нынче… там?
Мария Солунь
Фото из открытых источников
Источник