Что чувствует человек когда умирает ислам

Что такое смерть с точки зрения Ислама?

Человек состоит из двух разных субстанций: особого духа (рух) и биологической души. Первая – вечная, свойственная человеку; обладающая разумом и знанием; вторая – смертная, свойственная людям и животным, обладающая физической способностью – движением.

Истина о смерти

Этот особый дух, имеющий божественное предначертание, не исчезает после смерти тела и не умирает, но лишь меняет своё положение и место пребывания. Могила – это место его пребывания, которое может стать для него садом Рая или огненной ямой Ада.

У этого духа нет прямой связи с телом, оно дано ему во временное пользование для подготовки к жизни вечной. Тело для духа является инструментом, орудием труда, средством передвижения; для духа оно равносильно неводу для рыбака, непригодность которого вовсе не влечёт за собой несостоятельность рыбака.

Напротив, если даже невод пришёл в непригодность после того, как охотник-рыболов успешно завершил ловлю, это для него ещё лучше и подобно удаче, ибо он избавляется от груза этой сети и необходимости тащить её.

Как после рыбной ловли сеть становится ненужной и мешает ловцу, так и верующий желает смерти после того, как использовал тело для осуществления своей цели, ибо он уже получил то, для приобретения чего было дано ему тело. Оттого он и ждёт смерти, то есть отделения духа от тела, ибо она для него в радость, но никак не в тягость. Поэтому и Посланник Аллаха ﷺ сказал:

الموت تحفة المؤمن

«Смерть – подарок верующему». (Аль-Хаким)

Он сказал это потому, что земная жизнь подобна тюрьме для верующего, ведь в ней он не имеет полной свободы действий, всё время испытывает тяготы борьбы со своим эго (нафсом), преодоления своих желаний, сопротивления сатане. Смерть – освобождение от всего этого, а освобождение есть истинный подарок.

Если же невод испортился ещё до охоты, то охотника постигнет великое горе, печаль, боль, томление и сожаление, ибо он ещё не использовал его в нужных целях. Точно так же человека, небрежно относившегося к выполнению своих обязанностей перед Всевышним Аллахом, смерть опечалит, так как он ещё не всё получил от тела, и поэтому такой нерадивый начнёт просить Создателя: «О Господи, оживи меня и верни в дольний мир для совершения благих деяний», кои он не успел совершить, ибо назначение тела – творить добрые дела.

Приход смерти для тела подобен порче у охотника всего, что помогает ему в ловле. Он привык к этой сети (телу) и любит её, его сердце привязано к ней, с её красивой формой и предназначением и всем, что имеет отношение к ней, потому его постигают две разновидности мук:

1) беда, томление и сожаление от упущенной ловли, которая осуществляется только посредством «сети тела»;

2) исчезновение, потеря любимой сети, к которой сердце так привязано и привыкло.

Всё указанное является всего лишь начальными познаниями о могильных муках; если глубоко изучать, исследовать и размышлять, то сущность их только более прояснится.

Смерть есть конец силы тела. И каждый окончательно осознает это, когда действительно закончится его сила, то есть дух отделится от тела, и когда части его тела не смогут совершать то, что желает разум.

Если человеку что-либо нравится, для него нет разницы, как разлучить владельца с объектом желания – отвести владельца от предмета или, оставив его на месте, унести объект желания. Так же нет разницы для человека, заберут ли у него всё, что он имеет и любит, или оставят всё это на месте и заберут его самого. Всё равно итог один и тот же – лишение желаемого.

Тяжесть могильных мук умершего соответствует тому, что он оставил после себя в этом мире – любимые предметы, вещи и т. д. Смерть оставит тебя наедине с Всевышним Аллахом, отделив от всего, чем ты владел в этом мире.

Когда ты предстанешь перед Создателем, твоё наслаждение будет соответствовать степени твоей любви, которую ты испытывал к Нему, и твоё утешение будет соответствовать тому, как ты поминал Его. Поэтому Всевышний напоминает тебе, говоря, как об этом сообщается в некоторых преданиях:

أنا بُدُّك اللازم فالزم بُدَّك

«Я – Тот, в ком ты обязательно нуждаешься, так постоянно держись за Меня».

Узнав, что страдания и могильные муки прямо пропорциональны твоей привязанности к мирским благам, не думай, то если тебе ничего не нравится в мире, то это спасёт тебя от могильных мук. Сколько семей разводится, мотивируя это отсутствием сердечной тяги, любви, но когда бывшие супруги остаются в одиночестве, они часто не могут перенести эту потерю, случаются даже самоубийства.

Знай: пока не покинешь этот мир, у тебя есть тяга к вещам, мирским благам, и самая сильная тяга бывает к тому, хозяином чего являешься ты сам. Чем больше у тебя эта тяга, тем больше мук тебя ждёт в могиле. Ведь именно поэтому по-настоящему разумные люди стараются уменьшить количество своего мирского богатства, расходуя его на благородные дела.

Примером для них служит Пророк ﷺ , который не оставил после себя ничего из мирского богатства, кроме молитвенного коврика и кувшина, которым он пользовался для омовения. Именно поэтому Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Люби всё, что хочешь, но, поистине, ты расстанешься с этим».

Ты можешь сослаться на распространённое мнение некоторых людей, что со смертью человек полностью исчезнет, а потом воскреснет, что в могиле мучают огнём, змеями и скорпионами, и потому упомянутое выше не соответствует этому. Так знай, утверждение, что смерть – это полное исчезновение, ложь.

Из достоверных источников – Корана и Сунны – известно, что праведные люди не исчезают со смертью. В Коране Всевышний Аллах говорит:

فَرِحِينَ بِمَا آتَاهُمُ اللَّهُ مِنْ فَضْلِهِ يُرْزَقُونَ رَبِّهِمْ عِنْدَ أَحْيَاءٌ بَلْ ۚأَمْوَاتًا اللَّهِ سَبِيلِ فِي قُتِلُوا الَّذِينَ تَحْسَبَنَّ وَلَا

«Не считайте мёртвыми тех, кто умер на пути Аллаха ради Его религии. Поистине, они живы у своего Господа, и их души путешествуют в зобах зелёных птиц по Раю и получают свой удел, вкушая райские плоды и радуясь тому, что Аллах даровал им по милости Своей». (сура «Алу ‘Имран»‚ аяты 169-170; «Тафсир аль-Джалалайн») Этот аят касается счастливцев, умерших в вере.

А что касается несчастных, которые умерли, не уверовав в Аллаха, то в достоверном хадисе, приведённом Аль-Бухари и Муслимом, говорится, что после окончания священной битвы при Бадре Пророк ﷺ подходил к каждому убитому врагу и обращался к нему со словами: «О такой-то! Я нашел всё, что обещал нам Аллах, истиной, а ты нашёл то, что обещал вам Аллах, истиной?»‚ попрекая их таким образом.

Тогда сподвижники спросили Посланника Аллаха ﷺ : «Как же ты обращаешься к ним, ведь они умершие?» Пророк ﷺ ответил: «Клянусь Аллахом, владеющим моей душой, вы слышите то, что я говорю, не лучше, чем они. Только они не могут ответить».

Имам Малик также говорил: «Души правоверных после физической смерти (то есть отделения от тел) путешествуют, они отправляются туда, куда захотят».

После смерти человека ждёт ещё одна большая опасность – это лишение возможности приблизиться к Всевышнему Аллаху и созерцать Его. Лишь после смерти человек поймёт истинное величие упущенного им на этом свете блага, каким бы ничтожным оно ему ни казалось при жизни, потому что после смерти всё становится предельно ясным.

Эти две муки: потеря всего, что любил, и лишение самого великою блага – приближения к Аллаху и Его лицезрения на том свете – усиливают одна другую, особенно для того, кто любил что-либо больше Создателя и находил утешение в чём-либо другом помимо Всевышнего.

Ты спросишь: действительно ли людей в могиле мучают большие змеи или это плод воображения человека, и об этом говорят для устрашения людей? Так знай, что это действительно существующие змеи, которых мы, живые люди, не можем увидеть.

В хадисе Пророка ﷺ , переданном Ахмадом, Ибн Хиббаном и другими, говорится: «Верующий в своей могиле пребывает в цветущем зелёном саду. Могила для него расширяется на 70 локтей, а его лицо сияет, словно луна в ночь полнолуния. Знаете ли вы, о чём ниспослан аят: «Поистине, для него Я сделаю жизнь тяжёлой, полной лишений»?» Сподвижники ответили: «Аллах и Его Посланник ﷺ лучше знают».

Пророк ﷺ продолжил: «Он ниспослан относительно наказания неверующего в могиле. Всевышний Аллах направит на него девяносто девять «тиннин». Знаете ли вы, что такое «тиннин»? Это змеи, у каждой из которых по девять голов. Они будут терзать, жалить его, лизать и дуть на него, мучая его до наступления Дня воскресения».

Размышляй об этом хадисе и знай, что сказанное выше – истина, и её видят обладатели духовного, сердечного видения (басыра) яснее, чем мы видим своими глазами. Невежда же станет отрицать это, говоря: «Когда я смотрю в могилу, то не вижу там абсолютно никаких следов мучений». Так пусть знает невежда, что эти страшные змеи выходят не из тела умершего, а из его души.

Поистине, душа, которая была в нём до наступления смерти, подвергала его мучениям или наслаждениям, однако он не чувствовал этих укусов из-за своего опьянения, вызванного преобладавшими в нём мирскими страстями и желаниями. Поэтому он начнёт чувствовать её укусы только после смерти, когда отделится от всего мирского.

Эта змея состоит из качеств (сифатов) человека, и количество её голов соответствует количеству его порицаемых нравственных качеств и его страстей, которые он испытывал к мирским богатствам и вещам.

Основной причиной появления этой змеи является любовь к мирской жизни, головы змеи разветвляются от туловища соответственно количеству ответвлений от любви к мирской жизни и порицаемых качеств человека, таких, как зависть, совершение деяний напоказ, высокомерие, коварство, обман, любовь к высокому положению в обществе и богатству, вражда, ненависть. Все эти качества увеличивают у змеи количество голов, которые кусают его.

Эти змеи занимают место в глубине духовного сердца неверующего потому, что само неверие приводит к этому, как и сказал Всевышний Аллах:

ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمُ اسْتَحَبُّوا الْحَيَاةَ الدُّنْيَا عَلَى الْآخِرَةِ

«Это обещанное им за то, что они возлюбили мирскую жизнь больше, чем жизнь в вечном мире». (сура «Ан-Нахль», аят 107)

Также Всевышний Аллах говорит:

أَذْهَبْتُمْ طَيِّبَاتِكُمْ فِي حَيَاتِكُمُ الدُّنْيَا وَاسْتَمْتَعْتُمْ بِهَا

«Вы исчерпали вашу долю благ, предаваясь удовольствиям в земном мире и наслаждаясь ими». (сура «АльАхкаф», аят 20)

Если бы змеи приходили к покойному извне, то было бы легче, ибо иной раз они могли бы и не явиться к нему по той или иной причине, или же они могли бы покинуть умерших. Эти змеи из числа ‘алям аль-малякут[1]. Мирские же вещи, которые может видеть человеческий глаз – из среды ‘алям аш-шахадат[2]. И в соответствии с деяниями человека эти змеи, скорпионы и прочие существа явятся к нему и будут мучить его.

Человек во сне видит, что его кусает змея. Спящий только немного отдалён от материального мира, то есть находится в промежуточном мире между видимым и невидимым мирами, и для него в некоторой степени открывается суть определённых деяний.

А мёртвый отдалён от этого мира полностью, и он видит всё в «‘алям аль-малякут» в реальности, и это будет продолжаться для него уже вечность. И поэтому смерть является подобием сна, длящимся до Судного дня. И тогда ему скажут:

لَقَدْ كُنْتَ فِي غَفْلَةٍ مِنْ هَٰذَا فَكَشَفْنَا عَنْكَ غِطَاءَكَ فَبَصَرُكَ الْيَوْمَ حَدِيدٌ

«Поистине, в дольнем мире ты был беспечен относительно постигшего тебя сегодня, но Мы сорвали с тебя покров и устранили твою беспечность тем, что ты видишь сегодня, и сегодня твоё зрение стало ясным для того, чтобы видеть то, от чего ты отрёкся в бренном мире». (сура «Каф», аят 22; «Тафсир Аль-Джалалайн»)

Знай, что бодрствующий человек, находясь рядом со спящим, не может увидеть змею, которая кусает его во сне. Но оттого, что он не видит змею, он ведь не может отрицать, что спящего во сне укусила змея, и это причинило тому боль.

Таково же и состояние мёртвого в могиле. Хотя мы не видим мучений или наслаждений, которым предаются умершие, они поистине подвержены им.

Из книги «ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД В ИСЛАМЕ»

[1] ʻАлям аль-малякут – весь невидимый мир, включая ангелов, джиннов и т. д.

[2] ʻАлям аш-шахадат – весь видимый мир; всё во Вселенной, что можно увидеть.

Источник

Что такое смерть и что происходит с душой после смерти? Видео

В самой человеческой природе заложено стремление к Вечности. Будучи заложником этого скоротечного материального мира, человек всегда стремится к Вечности. Кто прислушается к внутреннему голосу, услышит, как он вновь и вновь говорит о Вечности.

Даже если бы человеку была дарована Вселенная – это не утолило бы его жажды Вечной жизни, для которой он создан. Природное стремление людей к постоянному счастью обусловлено объективной реальностью и тем фактом, что вечная жизнь действительно существует.

Что такое смерть?

Тело есть инструмент духа, который управляет и контролирует все его органы вплоть до мельчайших частиц, из которых состоят клетки. В предопределённый Господом час человека постигает болезнь, и его организм прекращает свои функции, что знаменует собой приход Ангела смерти.

Хотя смерть приходит к человеку по воле Господа Бога, обязанность забирать человеческие души Он возлагает на ангела Азраила, являющегося символической завесой, отделяющей в глазах людей смерть от Того, Кто её посылает. Болезни или различные бедствия также символизируют своего рода завесу, но уже непосредственно между смертью и Азраилом.

Явление Ангела смерти умирающему

Так как ангел Азраил, как и все ангелы, создан из света, он может появляться и присутствовать сразу в нескольких местах одновременно. То, что он занят в определённый момент, вовсе не означает, что в это же самое время он не может участвовать в выполнении каких-либо других дел.

Так же, как солнце дарит тепло и свет всему миру одновременно и, отражаясь, присутствует в бессчётных прозрачных объектах этого мира, ангел Азраил может забирать миллионы душ одновременно, не создавая при этом путаницы.

Каждому из ангелов даны в подчинение подобные ему ангелы. Когда умирает хороший, праведный человек, к нему сначала приходят несколько ангелов с улыбающимися светящимися лицами.

За ними следует ангел Азраил, которого могут сопровождать один или несколько подчинённых ему ангелов – им поручено забирать души праведников.

Ангелы, забирающие души праведников, отличаются от ангелов, которые забирают души грешников. Души грешников, встречающих смерть с озлобленным, испуганным лицом, они «безжалостно вырывают» из тела.

Что чувствует человек в свой смертный час?

Перед теми, кто веровал в Господа и вёл праведный образ жизни, открыты двери Рая. Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что души праведников забираются так же мягко и плавно, как вытекает вода из кувшина.

Более того, шахиды (мученики, погибшие на пути Господа) не чувствуют агонии смерти и не знают, что умерли. Вместо этого они чувствуют, что переместились в лучший мир, и наслаждаются Вечным счастьем.

Пророк Мухаммад ﷺ сказал Джабиру, сыну Абдаллаха ибн Амра (да будет доволен им Аллах), который был мученически убит в битве при Ухуде: «Знаешь ли ты, как Господь встретил твоего отца? Он встретил его так, что ни глаза не видели, ни уши не слышали, ни умы этого не постигли. Твой отец сказал:

«О Всевышний! Верни меня в мир живых, чтобы я мог рассказать тем, кого оставил там, насколько прекрасно ожидаемое после смерти!». Господь ответил: «Возврата нет. Жизнь даётся только единожды. Однако я расскажу им о твоём пребывании здесь»».

И после этого был ниспослан следующий аят:

وَلَا تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ قُتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ أَمْوَاتًا بَلْ أَحْيَاءٌ عِندَ رَبِّهِمْ يُرْزَقُونَ فَرِحِينَ بِمَا آتَاهُمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ

«Не считайте мёртвыми тех, кто умер на пути Аллаха ради Его религии. Поистине, они живы у своего Господа, и их души путешествуют в зобах зелёных птиц по Раю и получают свой удел, вкушая райские плоды и радуясь всему тому, что Аллах даровал им по милости Своей». (сура Алу ‘Имран‚ аяты 169-170; «Тафсир аль-Джалалайн»)

Человек умирает так, как он живёт. Тот, кто вёл праведную жизнь, умирает достойной смертью, тогда как смерть грешника бывает мучительной и ужасной. Пророк Мухаммад ﷺ , больше всех восхвалявший Господа Бога, советовал читать особые молитвы в свой предсмертный час.

Известно, что ближайшие сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ , например, ‘Усман, ‘Али, Хамза и Мус‘аб ибн ‘Умар и другие (да будет доволен ими всеми Аллах), посвятившие себя служению Исламу, погибли смертью мучеников.

Нужно ли бояться смерти?

Для тех, кто верует и совершает праведные поступки, смерть не должна быть страшна. Хотя кажется, что смерть есть угасание света жизни и её прелестей, на самом деле это освобождение от тяжких обязанностей мирской жизни. Это перемена места пребывания, переход в иное состояние, но одновременно и приглашение к Вечной жизни. Согласно предопределению Господа, мир постоянно обновляется, на смену бренной жизни приходит Вечная жизнь.

Когда фруктовая косточка падает в почву, кажется, что она гибнет. На самом деле она подвергается биологическому процессу, проходит через определённые стадии развития, и в конце концов из неё вырастает новое дерево. Таким образом, «смерть» косточки является началом жизни нового дерева, новой, более совершенной ступени развития.

Если смерть растений, представляющих собой простейший уровень жизни, прекрасна и имеет большое значение, то смерть человека, представляющего собой более высокую ступень жизни, должна быть ещё более прекрасна и иметь ещё более серьёзное значение: человек, уходя под землю, непременно обретёт Вечную жизнь!

Смерть освобождает человека от тягот мирской жизни, которая с возрастом и постигающими человека несчастьями становится более трудной. Смерть принимает его в круг Вечности и Любви, где человек сможет наслаждаться обществом любимых людей и находить утешение в счастливой Вечной жизни.

Душа в промежуточном мире

После смерти душа предстаёт перед Господом Богом. Если человек жил праведной, целомудренной жизнью и достиг совершенства, ангелы, сопровождающие его душу к Господу, переносят её к Богу.

Ангелы приветствуют душу всюду, где она пролетает, и спрашивают: «Чья это душа? Как прекрасна эта душа!». Ангелы, сопровождающие душу, называют её самыми прекрасными словами и отвечают: «Это душа того, кто молился, соблюдал пост, подавал милостыню и переносил все трудности жизни во имя Господа!».

Наконец, Всемогущий Аллах приветствует душу и приказывает ангелам: «Отнесите душу обратно в могилу, где похоронено тело её, ибо она должна ответить на вопросы ангелов Мункира и Накира».

С душой грешника повсюду обращаются с пренебрежением и буквально швыряют её обратно в могилу.

Любые неприятности, происходящие с человеком в нашем бренном мире, возникают из-за его грехов. Если человек искренне верует, но иногда не может воздержаться от грешных поступков, Бог из милости к нему посылает на него беды, чтобы очистить от грехов.

Господь может также подвергнуть его жестокой смертельной агонии, дабы простить ему грехи или возвести на более высокий духовный уровень, но при этом Господь забирает его душу очень нежно и мягко.

Если, несмотря на все несчастья, перенесённые человеком в миру, и несмотря на перенесённые муки смертельной агонии, человек всё ещё имеет непрощённые грехи, он подвергается каре уже в могиле, но избавляется от наказаний в Аду.

В дополнение ко всему сказанному, каждый человек, находясь ещё в могиле, имеет беседу с двумя ангелами о своих мирских поступках, ибо могила является первым этапом перехода души к Вечной жизни, где каждому воздастся за его деяния в этом мире.

Как записано в книгах, дядя Пророка ﷺ ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) очень хотел увидеть во сне второго праведного халифа ‘Умара (да будет доволен им Аллах) после его (‘Умара) смерти.

Однако увидеть ‘Умара во сне ему удалось лишь через шесть месяцев, и тогда он спросил: «Где же ты был до сих пор?». На что ‘Умар ответил: «Не спрашивай меня об этом! Я лишь успел подвести итог своей жизни».

Могила несёт определённое наказание и выполняет роль чистилища от грехов. Это очень горькое лекарство, однако за ним следует райское выздоровление.

Как было уже сказано, в могиле каждый умерший беседует с двумя ангелами, которых зовут Мункир и Накир. Они спрашивают: «Кто твой Бог? Кто твой Пророк? Какую религию ты исповедовал?»

Если человек при жизни верил в Бога и миссию того пророка, во время которого он жил, и если он избрал истинную веру, он сможет ответить на вопросы ангелов.

Отношения между душой и телом различны – в зависимости от того, в каком мире они находятся. В мирской жизни душа заключена в «темницу» тела. Если грешная личность и плотские желания доминируют над духовностью, это непременно ухудшит состояние души и скажется на окончательном приговоре, выносимом человеку.

Если же, наоборот, душа может контролировать личность посредством веры, поклонения и правильного поведения и способна освободиться из плена плотских желаний, то она очищается, обретает непорочность и наделяется благими качествами. Это приносит душе счастье в обоих мирах.

После похорон душа отправляется в место ожидания – загробный мир (Барзах). Хотя тело разлагается и уходит в землю, его неотъемлемые частицы не подвергаются разложению.

Неизвестно, имеют ли эти частицы отношение к человеческому гену, но к какой бы части тела эта частица ни относилась, душа взаимодействует с телом через неё. Эта часть тела служит также основой, из которой Аллах воссоздаёт человека в Судный день.

Может быть, эта часть, сформированная из составных частиц или атомов тела, в том числе уже смешавшихся с землёй, станет проводником к Вечной жизни в ходе финального разрушения и создания новой Вселенной. Господь использует эти частицы для возрождения человека в День Воскресения.

Что делает душа в промежуточном мире?

Загробный мир (Барзах) – это царство, где душа ощущает «дыхание» Рая с его благословением или Ада с его наказанием. Если человек жил праведной жизнью, его праведные деяния – молитвы, благие дела и т.д. – появятся перед ним в промежуточном мире в виде дружелюбных товарищей.

Для него также откроются окна с видом на райские сады, и, как сказано в хадисе, могила станет для него подобна райскому саду. Тем не менее, как уже говорилось, если у человека ещё остались грехи, то какую бы праведную жизнь он ни вёл, он будет подвергнут наказанию в промежуточном мире для очищения души от грехов, чтобы она смогла попасть в Рай сразу после Воскрешения.

Если же человек вёл грешный образ жизни, его неверие в Всевышнего Аллаха и плохие поступки появятся перед ним в образе неверных приятелей и таких тварей, как скорпионы и змеи. Он увидит сцены Ада, и могила его станет преисподней.

Живут ли части тела или его клетки после смерти?

Все знают, что пока человек жив, именно душа его чувствует боль и радость. Хотя душа чувствует боль через нервную систему и использует эту систему для взаимодействия со всеми частями тела, вплоть до каждой клетки, для науки всё ещё остаётся загадкой следующее: как происходит взаимодействие между душой и телом, включая мозг человека?

Любой сбой в работе какой-либо части тела, его внутренних органов, приводящий к смерти, может привести к остановке деятельности нервной системы. Тем не менее, как доказано наукой, некоторые клетки мозга продолжают жить какое-то время после смерти.

Учёные проводят исследования на основании сигналов, получаемых от таких клеток головного мозга после смерти. Если работа сложится удачно, и они смогут расшифровать эти сигналы, это будет иметь очень важное значение, особенно в области криминалистики, так как позволит пролить свет на преступления, «авторы» которых неизвестны.

В Священном Коране рассказывается, как во времена пророка Мусы (мир ему) Аллах воскресил убиенного, и тот рассказал о своём убийце.

Муки, испытываемые в могиле и Аду

Так как душа страдает и радуется, продолжает взаимодействовать с телом и в промежуточном мире через те частицы, которые не поддаются разложению, то нет смысла обсуждать вопрос: душа или только тело, или же они вместе будут терпеть могильные муки?

Тем не менее, как указывалось раньше, Аллах воссоздаст людей в день Воскрешения из тех самых частиц их тел, и тела эти воскреснут на заре Вечной жизни.

Так как душа живёт в этом мире вместе с телом, делит с ним радости её и горести, Господь воссоздаст людей как физически, так и духовно. Мусульмане-сунниты согласны с утверждением, что душа и тело вместе отправятся в Ад или в Рай.

Господь воссоздаст тела в форме, соответствующей потустороннему миру, где всё будет живым:

وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَآ إِلاَّ لَعِبٌ وَلَهْوٌ وَلَلدَّارُ الآخِرَةُ خَيْرٌ لِّلَّذِينَ يَتَّقُونَ أَفَلاَ تَعْقِلُونَ

(смысл): «Земная жизнь есть не что иное, как только игра и забава, а Обитель Вечности (Ахират) лучше для богобоязненных. Разве вы не разумеете этой явной истины и не понимаете, что для вас – добро и что для вас – зло?» (сура Аль-Анам: 32)

Какие дары мы можем посылать душе после смерти?

Души в промежуточном мире будут видеть и слышать нас, Господь позволяет им это. Господь по Своей воле может позволить некоторым людям увидеть во сне, а иногда и наяву умершие души, услышать их или побеседовать с ними.

После смерти человека книга его деяний закрывается, кроме тех деяний, что были совершены им при жизни и продолжают приносить пользу и после смерти. Если человек оставил после себя хороших, праведных детей, книги и иное наследие, от которого люди впоследствии могут получать пользу, если он воспитал людей, полезных обществу, внёс вклад в их воспитание, ему будет воздаваться вновь и вновь.

Если всё же человек стал причиной какого-то зла или совершил греховный поступок, которому начали подражать другие, то грехи его будут накапливаться до тех пор, пока это зло будет жить среди людей.

Таким образом, чтобы быть полезными любимым людям, которые отошли в Мир иной, мы должны быть их достойными наследниками. Помогая бедным, живя праведной жизнью, и особенно – используя средства из наследства, оставленного умершими на пропаганду Ислама, мы можем увеличить вознаграждение Аллаха.

ISLAMDAG.RU

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Оцените статью