Что чувствует человек когда молится

Сила молитвы: зачем нужна молитва, безопасно ли молиться о других

Какую перемену совершает молитва в человеке, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

– Зачем нужна молитва? Можно ли молиться о других людях?

– Для того чтобы жило наше тело, нам необходимо питание, а чтобы жила наша душа, – молитва. Не случайно многие святые отцы говорят, что мир стоит молитвою. В современном обществе, которое относительно недавно освободилось из плена государственного атеизма, большинство людей, слава Богу, ощущает потребность в молитве. Если не все молитвенное правило, то, по крайней мере, молитву «Отче наш» многие знают наизусть и каждый день стараются читать.

– Достаточно ли этого?

– Молитве «Отче наш» научил Своих учеников и последователей Сам Господь. Ее текст приводится в Святом Евангелии. По сути, в немногих словах этой молитвы излагается все, что необходимо для нашего спасения. Но со временем возникло и множество других молитв, которые ныне печатаются в молитвословах и составляют утреннее и вечернее молитвенное правило.

– Зачем нужны эти дополнительные молитвы? Не лучше ли современному человеку, перегруженному тысячами дел, довольствоваться в своей жизни одной молитвой «Отче наш»?

– Возможно, что в раннехристианских общинах, где люди испытывали великое вдохновение от недавно пережитых евангельских событий, достаточно было чтения одной молитвы «Отче наш». По мере оскудения этого первого энтузиазма веры, когда в Церковь стало приходить много людей, не могущих сразу отказаться от своих прежних вредных привычек и страстей, появилась потребность в усилении молитвы. Оскудение веры уже наблюдал святой апостол Павел. О плачевном духовном состоянии некоторых римлян, коринфян, критян, греков он пишет в своих Посланиях. Поэтому апостол заповедовал всем непрестанно молиться.

– Разве это возможно? Ведь мы с большим трудом вычитываем даже короткое молитвенное правило, которое занимает у нас по времени, утром и вечером, не больше получаса, а у кого-то и меньше.

– Как свидетельствует опыт не только многих подвижников благочестия, но и простых верующих людей, это не только возможно, а и необходимо.

– Почему?

– Дело в том, что, согласно учению апостола Павла, человек трехсоставен. Он состоит из духа, который роднит его с Богом, души, дающей жизнь телу, и собственно тела, при помощи которого мы двигаемся и можем что-то делать. При творении человека Господь установил между этими частями строгую иерархию. Тело должно подчиняться душе, а душа – духу. Когда же человек забывает о Боге (что произошло и до сих пор происходит в результате грехопадения), то его дух начинает жить потребностями души, а душа – потребностями тела.

– Как это проявляется? Ведь большинство людей с виду такие добрые, воспитанные, порядочные, толерантные, многие имеют не одно, а несколько высших образований. Чего им еще не хватает?

– По мысли святителя Феофана Затворника, в результате грехопадения душа ниспала в плоть и человек стал плотским, самолюбивым, гордым, завистливым, похотливым. Телу для удовлетворения его потребности в пище и питии, продолжения рода нужно немного, но когда душа, которая постоянно в движении (приснодвижимая), ниспадает в плоть, то потребности тела возрастают до бесконечности. Человек может много есть и пить, даже из-за этого испытывать проблемы со здоровьем, а ему все мало и мало. Он не может вовремя остановиться. Также похоть плоти в нем может разжигаться не только для продолжения рода, а до безумия, когда человек перестает довольствоваться своей женой, но заводит себе еще любовниц. А ныне общество уже настолько низко нравственно опустилось, что даже противоестественные грехи хочет выдать за норму. И в целом можно наблюдать, что человек всю жизнь под давлением разных забот крутится как белка в колесе, но в результате остается с пустотой, которую никакие земные утешения не могут заполнить.

– Чтобы хоть немного остепениться, обрести подлинный смысл жизни, – для этого и нужна молитва?

– Да, молитва как раз помогает восстановить нарушенную грехом иерархию между духом, душой и телом. Возглас священника во время Божественной Литургии: «Горе имеем сердца» – все время напоминает нам об этом. То есть при помощи молитвы мы должны свою душу, средоточием которой является сердце, вознести вверх и соединиться с Богом. Если это происходит, тогда резко снижаются запросы тела. Человеку становится легко соблюдать пост, довольствоваться в пище малым. Монахи даже полностью отказываются от брачной жизни.

– Но человеку бывает очень непросто самому настроиться на молитву. Что делать?

– Чтобы было легче отвлечься от житейской суеты и настроиться на молитву, существует молитва соборная, в храме за богослужением. Любое самое сложное дело становится легким, когда мы чувствуем поддержку других людей. Так и в молитве, когда весь храм молится, тогда самый суетливый и неспокойный человек тоже успокаивается и настраивается на молитву.

– Если чувствуешь, что твоя молитва еще слишком слабая, надо ли просить близких молиться о тебе в трудную минуту?

– Обязательно. Мы становимся Церковью в подлинном смысле этого слова лишь тогда, когда молимся друг о друге. Когда же каждый думает только о себе, то даже при том, что такой человек ходит в храм, сомнительно, что он является членом Церкви Христовой. На Закарпатье заведено поминать вслух во время сугубой ектении всех стоящих в храме, а также их родственников, ближних и дальних. И хотя из-за этого продолжительность службы увеличивается почти на полчаса, люди этим не тяготятся, а наоборот, радуются, потому что чувствуют себя не одинокими, а членами великой Соборной Церкви.

– Существует такое расхожее в некоторых киевских приходах поверие, что опасно молиться о других, ибо таким образом ты можешь взять на себя грехи тех людей. Это правда?

– Ни в коем случае. Церковь молится о всех. В первую очередь о тех, кто к ней принадлежит, а затем о мире всего мира. Нельзя лишь подавать записки на проскомидию с именами тех людей, которые не принадлежат Церкви. Но в домашних условиях или когда мы стоим на молитве в храме, то можем вспоминать всех людей, которых мы знаем, и верующих и неверующих, и православных и неправославных, и праведников и великих грешников. Если мы о далеких от Церкви людях не помолимся, чтобы Господь их просветил, наставил и помиловал, то кто о них помолится?

– Однако некоторые люди жалуются, что когда они начинают молиться о других, например, о своих пьяницах-соседях или безбожных начальниках, то у них возникают всякие личные проблемы. Как быть в такой ситуации?

– Да, лукавому духу очень не нравится, когда мы молимся о себе и о других людях, он старается нас всячески отвлекать от молитвы, а иногда даже запугивать (знаю, что по этой причине некоторые перестали ходить в храм или ушли в раскол); но ни в коем случае не надо обращать внимания на его немощные дерзости, нельзя при этом малодушествовать и трусить, ибо тогда сатана может полностью взять над нами власть. Надо, наоборот, усилить молитву о себе и о других людях.

Источник

ДУШЕВНАЯ БОЛЬ

Поможем справиться с душевной болью. Опытные и деликатные психологи и психиатры. Работаем круглосуточно. Скорая помощь. Свой круглосуточный стационар. Помощь на дому.

«Душевная боль», «душевные муки» — болезненное ощущение внутреннего напряжения, сопровождающееся тоской и чувством тяжести (или давления) в груди, в области сердца.

Тяжесть страданий и выраженность «душевной боли» может достигать такой степени, что становится невыносимым и трудноописуемым страданием. Врачи психиатры выделяют два типа поведения при выраженной душевной боли: ступор (когда человек замирает в ужасе, «застывает» без движения) и ажитация (мечется, не может найти себе покоя, сопровождается криками и агрессией к себе).

Механизм развития чувства «боли в душе» связан с нарушением соотношения процессов возбуждения и торможения в головном мозге, активацией гипоталамо-гипофизарной системы центральной нервной системы, изменением баланса в симпатической и парасимпатической системах. Ощущению «боли в душе» могут сопутствовать:

  • Бессонница, ранние пробуждения или повышенная сонливость;
  • Чувство тревоги, апатии, тоски;
  • Боли или неприятные ощущения в разных частях тела;
  • Повышение или понижение температуры;
  • Временные и обратимые нарушения пищеварительной системы (запоры или поносы, отсутствие аппетита), сердечно-сосудистой системы (сердцебиения, аритмии, колебания артериального давления), дыхательной системы (одышка, чувство нехватки воздуха, ощущение неполного вдоха).
  • Снижение веса;
  • Гормональные и иммунные нарушения (обычно обратимые).

Душевная боль — нормальная реакция здорового организма на тяжелую утрату, на горе. Так же душевная боль может быть симптомом заболевания нервной системы, психического расстройства.

Самая частая причина душевной боли — депрессия. Наличие ощущения «боли в душе» говорит о тяжелом депрессивном эпизоде. При депрессии «душевная боль» наиболее выражена в утренние часы и первой половине дня, сопровождается тоской с чувством виновности. В тяжелых случаях ей сопутствуют суицидальные мысли, что является показанием к срочной консультации психиатра.

Помимо депрессии душевная боль бывает при реактивных состояниях (расстройствах адаптации и нарушении приспособительных реакций), отравлениях (к примеру, при алкогольной или наркотической абстиненции), других эндогенных заболеваниях и последствиях органического поражения мозга.

Как помочь человеку, испытывающему душевную боль

Первое — попытаться поговорить с ним, упокоить и попытаться оценить тяжесть душевного страдания. Искреннее сопереживание может облегчить «душевные муки».

Если при беседе выяснится, что душевная боль возникла недавно, вполне объясняется внешними причинами (есть реальная утрата чего-то или кого-то значимого), то следует отвлечь разговором, попытаться уложить поспать, отдых и сон должны принести облегчение. В таких случаях можно руководствоваться правилом «ВРЕМЯ ЛЕЧИТ».

В случае, если видно что «боль в душе» длительная, сопровождается снижением веса, бессонницей, суицидальными мыслями, то следует не ждать, а обратиться на прием к психиатру для оценки состояния. Если позволяет ситуация — организуйте консультацию психиатра либо в клинике, либо пригласите врача на дом. В крайних случаях вызывайте скорую медицинскую помощь.

Помощь при душевной боли в клинике РОСА

Клиника РОСА — специализированный центр, имеющий несколько отделений в городе Москва, занимающийся помощью при «душевной боли». Мы оказываем как психологическую помощь (беседы, тренинги, групповые и индивидуальные психотерапевтические занятия), так и медикаментозное, физиотерапевтическое лечение и реабилитацию.

Почему следует обратится в нашу клинику:

  1. Сложившийся коллектив психиатров, психологов, неврологов и психотерапевтов;
  2. Имеет лицензию и сертифицирована для оказания психиатрической, психотерапевтической и психологической помощи как в стационарных условиях (в клинике), так и на дому;
  3. Работает круглосуточно;
  4. Оказываем помощь по первому обращению;
  5. При необходимости, на период лечения выдается лист нетрудоспособности.
  6. Психологическая помощь близким, консультации родственников.

Источник

Душа человека получает облегчение, когда за нее молятся

О поминовении усопших в третий день после смерти повествует апостольское предание. В нем говорится, что Господь воскрес на третий день; поэтому и нам надо в этот день усиленно молиться о почившем.

Когда преподобный Макарий Александрийский просил Ангела объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил ему: « Когда в третий день бывает в Церкви поминовение, тогда душа умершего получает от стерегущего Ангела облегчение в скорби , которую чувствует от разлучения с телом. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду».

Девятый день. В этот день Святая Церковь совершает молитвы и Бескровную Жертву об усопшем также по апостольскому преданию. Преподобный Макарий Александрийский, по откровению ангельскому, говорит, что после поклонения Богу в третий день повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых она начинает скорбеть и укорять себя.

Сороковой день. Дни плача по умершим в самой глубокой древности продолжались сорок дней. По установлению Церкви положено творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст), и особенно — в сороковой день (сорочины). Как Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь приносит милостыни и бескровные жертвы по усопшему, испрашивает ему у Господа благодать победить врага и получить Царство Небесное.

Что мы можем сделать для умерших в течение сорока дней после их смерти? Как только человек умер, необходимо заказать сорокоуст, то есть ежедневное поминовение во время Божественной литургии в течение сорока дней.

Если смерть человека случится во время Великого поста, то в среду и пятницу каждой недели заказывают панихиды, а в субботы и воскресенья — обедни об упокоении души умершего. Сорокоуст во время Великого поста не заказывается, так как Божественная литургия в этот период каждый день не совершается.

Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому во время Пасхальной недели (первая неделя после Пасхи) панихид не бывает , их начинают заказывать со вторника Фоминой недели (вторая неделя после Пасхи). Этот день называется Радоницей, потому что именно тогда и мертвым возвещается радость о Воскресении Христовом.

В третий, девятый и сороковой дни заказывают в церкви обедни об упокоении усопшего. Дома, в память о нем, собираются за трапезой его родные и близкие, чтобы в совместной молитве за него просить у Господа оставления грехов и упокоения души его во Царствии Небесном.

В Церкви постоянно возносятся молитвы об усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение о тех, кто в аде содержится.

Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, часто совершал Божественную литургию об усопших и рассказывал: «Один узник, за которого родители, почитавшие его умершим, трижды в год совершали Божественную литургию (в дни Богоявления, Святой Пасхи и Пятидесятницы), по освобождении из плена неожиданно явился домой к своим родителям и рассказал, что в эти самые дни приходил к нему в темницу некий славный муж: оковы спадали с ног узника, он делался свободным. В прочие же дни он опять содержался в оковах».

Итак, позаботимся же об ушедших от нас в иной мир, чтобы сделать для них всё, что мы можем, памятуя о том, что блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5: 7).

Из книги протоиерея Валентина Мордасова «У Бога все живы»

Источник

Оцените статью