Чирков ю г стресс без стресса м фис 2009 с 176

Стресс и стрессустойчивость человека (20 стр.)

Чирков Ю. Т. Стресс без стресса. — М.: ФиС, 1988 — 176 с.

Шанин Ю. Н. Раневая болезнь. — Л.: ВМедА, 1989. — 32 с.

Шапкин В. И., Бусаков С. С., Одинак М. М. Рефлексотерапия в комплексном лечении заболеваний травм нервной системы. — Ташкент: Медицина, 1987. — 287с.

Шевченко Ю. Л., Шанин В. Ю., Захаров В. И., Шанин Ю. Н., Цыган В. Н., Каштанова О. П. Реабилитация после травм и ранений // Общая патология и медицинская реабилитация. — СПб., 1994. — С. 3–16.

Шхинек Э. К., Лесников В. А., Фомичева Е. Е. Влияние парапентрикулярного введения налоксона на вызванные стрессом гормональные реакции//Пробл. эндокринол. — 1991. — Т. 37, № 3. — С. 48–51.

Эверли Дж. С., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение / Пер. с англ. М.: Медицина, 1985. — 224 с.

Юматов Е. А. Сердечно-сосудистые реакции при эмоциональных перенапряжениях // Физиология человека. — 1980. — № 5. — С. 893–905.

Юматов Е. А. Пептидно-нейромедиаторные механизмы устойчивости к эмоциональному стрессу // Стресс и психологическая патология. — М.: Московский НИИ психиатрии, 1983. — С. 7–12.

Arnold М. В. Stress and emotion//Psychological stress/Ed. by Applcy M.N. and Trumlull R. — New York: Appleton-Ccntury-Crofts, 1967. — P. 123–140.

Berry R., Stellwon J.. Steven D. Posttraumatic stress disorder among American legioneires in relation to combat experience in Vietnam. Associated and contributy factors // Ewison Res. — 1988. — Vol. 47, № 2. — P. 175–182.

Dupont A.. Sabord P., Merand G. el al. Age-related changes in central nervous system eukephalins substance P // Life Sci. — 1981. — Vol. 29. — № 22. — P. 2317–2322.

Jacobson E. You must relax. — New York: McGraw — Hill, 1978. — 115 p.

Krohne H. W., Laux L. Achievement, stress and anxiety. — Washington: Hemisphere, 1982. — 388 p.

Lazarus R. S. Psychological stress and the coping process. — New York: McGraw, 1966. — № 11. — P. 258.

Levi L. Stress and distress in respons to psychosocial stimuli // Acta Mcd. Scand. — 1972. — Vol. 191, suppl. 528. — 166 p.

Macleod A. D. Posttraumatic stress disorder in Word War Two veterans // N. Z. Med. J. — 1991. — Vol. 104, № 915. — P. 285–288.

McLean A. The Limbic system and its hippocampal formations // Journal of Neurosurgery. — 1954. — Vol. 11. — P. 29–44.

Pomerans В Brain opiates work in acupuncture // New Scientist. — 1977. — Vol. 73.-N1033. — P. 12–13.

Selye H. The stress of life. — New York: McGraw-Hill, 1956. — 325 p.

Schulz J. H. Das autogcne Training. — Stuttgart; New York: Thiemc, 1987. — 410 p.

Toyma P. M. The physiological basis of acupuncture and moxibustion therapy // J. Acup. — 1975. — Vol. 3. — P. 115–128.

Van Loon G., Mousa S., Kvetnansky R Adaptative mechanisms in the mеtеnkcphalin and catecholamine responses to repeated stress // Clin. Res. — 1985. — Vol. 33. — P. A537.

Welford A. T. Stress and performance // Ergonomics. — 1973. — Vol. 16. — P. 567.

Примечания

Е. Куэ в свое время утверждал, что самовнушение — подсознательный, а не сознательный процесс, но принципиально на его методике это не отразилось.

Источник

Книга: Ю. Г. Чирков «Стресс без стресса»

Серия: «Наука — здоровью»

Стресс — сравнительно новое, но уже приобретшее широкую популярность научное понятие. В книге увлекательно изложена его «биография», рассказано о том, какую роль играет стресс в жизни современного человека, как лучше использовать его положительное влияние и бороться с вредным. Для широкого круга читателей.

Издательство: «Физкультура и спорт» (1988)

Формат: 84×108/32, 176 стр.

Другие книги автора:

Книга Описание Год Цена Тип книги
Книга утопий. Русский эксперимент Настоящая книга повествует о том, как чистые и гуманные утопические идеалы очередных «спасителей» человечества, реформаторов, стремящихся устроить жизнь по формуле, рождают в итоге насилие и кровь… — Ленанд, (формат: 60×90/16, 448 стр.) Подробнее. 2011 576 бумажная книга
Охота за кварками Вот уже почти полвека кварки продолжают интриговать ученых. Эти частицы могли бы многое объяснить и стать первоэлементами, из которых построен мир, но пока физикамне удается их обнаружить. Охота за… — Красанд, (формат: 60×90/16, 226 стр.) Науку — всем! Шедевры научно-популярной литературы Подробнее. 2011 240 бумажная книга
Гомо галактикус. От Большого взрыва до полетов на Марс «Самое непостижимое во Вселенной то, что она постижима», — писал Альберт Эйнштейн. И наука своими достижениями подтверждает эти слова великого физика. В самом конце прошлого века, в 1998 году… — Либроком, (формат: 60×90/16, 272 стр.) Подробнее. 2013 292 бумажная книга
Сказание о стрессе Жанр книги СКАЗАНИЕ О СТРЕССЕ можно отнести к научно-популярному, а ее автора — к признанным современным мастерам этого жанра. Слово «стресс» известно всем, хотя в научный и бытовой оборот оно было… — Академический Проект, (формат: 84×108/32, 448 стр.) Подробнее. 2015 441 бумажная книга
Рассказы о фотосинтезе В предлагаемой читателю книге освещаются вопросы, связанные с появлением и развитием идеи фотосинтеза и характером этого процесса. Написанная ярким, живым, образным языком, она проводит… — Либроком, (формат: 60×90/16, 194 стр.) Науку — всем! Шедевры научно-популярной литературы Подробнее. 2014 284 бумажная книга
Карусель энергетики Энергетику можно уподобить стремительно мчащейся сквозь века мировой гигантской карусели. От первобытного костра к энергии ветра и воды, от труда рабов к паровой машине. Вот Король Уголь отдает… — Академический проект, (формат: 60×90/16, 408 стр.) Подробнее. 2016 520 бумажная книга
Охота за кварками Вот уже почти полвека кварки продолжают интриговать ученых. Эти частицы могли бы многое объяснить и стать первоэлементами, из которых построен мир, но пока физикамне удается их обнаружить. Охота за… — КРАСАНД, (формат: 60×90/16, 224 стр.) Науку — всем! Шедевры научно-популярной литературы Подробнее. 2011 417 бумажная книга

См. также в других словарях:

СТРЕСС — (стресс реакция) (англ. stress напряжение) особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. В русском языке термин стресс употребляется также для обозначения и самого раздражителя… … Большой Энциклопедический словарь

Стресс — (от англ. stress давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной… … Википедия

стресс — а; м. [от англ. stress напряжение] Состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.). ◁ Стрессовый, ая, ое. С ое состояние. С … Энциклопедический словарь

Стресс биологический — Универсальная форма неспецифической активности организма человека в любых ситуациях. О стрессе, как феномене, знали и писали давно и много, но в 30 50 х годах ХХ века канадский ученый Г. Селье разработал биологическую (физиологическую) теорию… … Энциклопедия современной юридической психологии

СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (́КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ — Переживание стресса и управление им относятся к центральным, ключевым явлениям многих человеческих проблем внутри и вне области психопатологии. Под психическим стрессом понимается несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии… … Психотерапевтическая энциклопедия

Стресс — (англ. – напряжение) – эмоциональная реакция, возникающая в ответ на экстремальные (неожиданные, разрушающие, болевые и др.) воздействия среды. Стресс проявляется как нарушение физиологической, психологической и социальной гармонии личности.… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Стресс, стресс-реакция — (англ. stress напряжение) особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. Концепция С. разработана канадским физиологом Г. Селье, который впервые применил этот термин в биологии в 1936 … Педагогический терминологический словарь

Виды психологического стресса — Интенсивность психологического стресса (см. Стресс, Стресс биологический., Стресс (эустресс и дистресс) в ПОО, Стресс психологический) бывает различна, как и его влияние на психическую деятельность и поведение человека. Выделяют три вида… … Энциклопедия современной юридической психологии

Тканевый стресс — … Википедия

Рабочий стресс — … Википедия

Средовой стресс (environmental stress) — Понятие стресса пришло к нам из области техники, где инженеров давно интересовали структурные реакции механизмов и сооружений (напряжение, деформация) в ответ на внешние события (стрессоры). Оригинальное исслед., в к ром этот термин был… … Психологическая энциклопедия

Источник

Чирков. Стресс без стресса. 1988 (св)

Доступно: 1 шт.
Цена: 90.00 р
Положить в корзину
Помощь: Как покупать? Задать вопрос продавцу

—>

Лот размещен: 02/09/2021 20:33:20
Предложение действительно до: 01/11/2021 20:33:20
Лот находится в городе: Вязьма (Россия)
Доставка:
по городу: Самовывоз.
по стране и миру: Стоимость доставки по стране 190.00 р.
Покупая несколько лотов продавца, Вы экономите на доставке.
Лоты доставляются одним отправлением.
Оплата: Наличные, Банковский перевод, Банковская карта, ЮMoney.
Состояние товара: Б/у.
2

1

№118077982

Ю. ЧИРКОВ

СТРЕСС БЕЗ СТРЕССА

1988

ЛОТЫ ОТПРАВЛЯЮ СТРОГО ПО СУББОТАМ. НОМЕР СООБЩАЮ В СООБЩЕНИИ.

Источник

Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса 3 page. Чирков Ю.Г. Стресс без стресса

Чирков Ю.Г. Стресс без стресса. М.: Физкультура и спорт, 1988. Эмоциональный стресс. Пер. с англ. Л.: Медицина, 1970.

Hytten К., Hasle A. Fire-fighters: a study of stress and coping // Acta

Psychiatrica Scandinavica. 1989. Suppl. 335. V. 80. P. 50-55. Horowitz M.J. Stress response syndromes. New York: Aronson, 1976. Selye H. Stress in health and desease. Boston; London, 1976.

Экстренная психологическая помощь. Травматический стресс

Глава 6. ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Вопросы, рассматриваемые в главе:

Основные особенности экстремальных ситуаций. Симптомы острой реакции на стресс. Приемы оказания экстренной «допсихологической» по­мощи:

— как помочь окружающим;

В главе 1 мы определили, что экстремальной ситуацией будем называть внезапно возникшую ситуацию, угрожаю­щую или субъективно воспринимающуюся человеком как угрожающую жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию.

Основными особенностями экстремальных ситуаций являются следующие:

— обычный уклад жизни разрушается, человек вынуж­ден приспосабливаться к новым условиям;

— жизнь делится на «жизнь до события» и «жизнь пос­ле события». Часто можно услышать «это было еще до ава­рии» (болезни, переезда и т.д.);

— человек, попавший в такую ситуацию, находится в особом состоянии и нуждается в психологической помо­щи и поддержке;

— большинство реакций, возникающих у человека, можно охарактеризовать как нормальные реакции на не­нормальную ситуацию.

Можно говорить о том, что, попадая в экстремальную ситуацию, человек находится в особом психологическом состоянии. Это состояние в медицине и психологии при­нято называть острой реакцией на стресс. В предыдущих главах уже встречалось это определение, теперь постара­емся остановиться на нем подробнее. В международном классификаторе болезней (МКБ-10) острое стрессовое расстройство определяется как быстро проходящее рас­стройство значительной степени тяжести у людей без пси­хических отклонений в ответ на психологический или физиологический стресс, исключительный по своей интен­сивности. Специалисты говорят об острой реакции на стресс в том случае, когда наблюдаются следующие симптомы:

— человек может находиться в состоянии оглушенно­сти, могут также наблюдаться тревога, гнев, страх, отчая­ние, гиперактивность (двигательное возбуждение), апатия и т.д., но ни один из симптомов не преобладает длительно;

— симптомы проходят быстро (от нескольких часов до нескольких суток);

— есть четкая временная связь (несколько минут) меж­ду стрессовым событием и появлением симптоматики.

Человек, переживающий подобное состояние, часто нуждается в помощи специалиста — психолога или врача. В психологии такой вид помощи называется экстренной психологической помощью (подробнее об организации и специфике оказания такой помощи специалистами-пси­хологами на месте чрезвычайной ситуации мы остановим­ся в следующей главе). Основной вопрос, рассматривае­мый сейчас, — это возможности и правила оказания такого рода поддержки не профессиональными психологами, а людьми, случайно или по роду деятельности оказавшими­ся рядом с таким человеком.

Рекомендации по оказанию экстренной «допсихологи-ческой» (по аналогии с первой доврачебной) помощи бу­дут разделены на два блока: первый блок рассказывает, как можно помочь окружающим, второй блок будет посвящен самопомощи. Будут рассмотрены приемы помощи при таких состояниях, как: страх, тревога, плач, истерика, апа­тия, чувство вины, злость, гнев, неконтролируемая дрожь, двигательное возбуждение.

Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс

При оказании психологической помощи важно следо­вать следующим правилам:

• Необходимо позаботиться о собственной безопасно­сти. Переживая горе, человек часто не понимает, что де­лает, и поэтому может быть опасен. Не пытайтесь помочь человеку, если не уверены в вашей абсолютной физичес­кой безопасности (есть примеры, когда при попытке са­моубийства человек не только сам бросается с крыши, но и тянет за собой того, кто пытается ему помочь; или, на­пример, люди часто накидываются с кулаками на того, кто сообщает о смерти близкого, даже если это случайный, посторонний человек).

• Позаботьтесь о медицинской помощи. Убедитесь, что у человека нет физических травм, проблем с сердцем. При необходимости позовите врача, вызовите скорую по­мощь. Единственное исключение — это ситуация, когда по каким-то причинам медицинская помощь не может быть оказана незамедлительно (например, приезда врачей при­ходится ожидать, или пострадавший изолирован, к при­меру, заблокирован в завале при обрушении здания и т.д.). В этом случае Ваши действия должны быть такими:

— сообщите пострадавшему о том, что помощь уже идет;

— подскажите ему, как необходимо себя вести: мак­симально экономить силы; дышать неглубоко, медленно, через нос — это позволит экономить кис­лород в организме и окружающем пространстве;

— запретите пострадавшему делать что-либо для самоэвакуации, самоосвобождения.

• Находясь рядом с человеком, получившим психи­ческую травму в результате воздействия экстремальных факторов (при теракте, аварии, потере близких, трагичес­ком известии, физическом или сексуальном насилии и т.п.), не теряйте самообладания. Поведение пострадавше­го не должно вас пугать, раздражать или удивлять. Его со­стояние, поступки, эмоции — это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

• Если вы чувствуете, что не готовы оказать человеку помощь, вам страшно, неприятно разговаривать с челове­ком, не делайте этого. Знайте, это нормальная реакция и вы имеете на нее право. Человек всегда чувствует неиск­ренность по позе, жестам, интонациям, и попытка помочь через силу все равно будет неэффективной. Найдите того, кто может это сделать.

• Основной принцип оказания помощи в психологии такой же, как в медицине: «Не навреди». Лучше отказаться от необоснованных, необдуманных действий, чем навре­дить человеку. Поэтому, если вы не уверены в правильнос­ти того, что собираетесь делать — лучше воздержитесь.

Теперь рассмотрим приемы экстренной психологичес­кой помощи окружающим при каждом из перечисленных выше состояний.

помощь ПРИ СТРАХЕ

• Не оставляйте человека одного. Страх тяжело пере­носить в одиночестве.

• Говорите о том, чего человек боится. Есть мнение, что такие разговоры только усиливают страх, однако уче­ные давно доказали, что, когда человек проговорит свой страх, тот становится не таким сильным. Поэтому, если человек говорит о том, чего он боится — поддерживайте его, говорите на эту тему.

• Не пытайтесь отвлечь человека фразами: «Не думай об этом», «Это ерунда», «Это глупости» и т.д.

• Предложите человеку сделать несколько дыхатель­ных упражнений, например таких:

1. Положите руку на живот; медленно вдохните, по­чувствуйте, как сначала воздухом наполняется грудь, потом живот. Задержите дыхание на 1—2 се­кунды. Выдохните. Сначала опускается живот, по­том грудь. Медленно повторите это упражнение 3—4 раза;

2. Глубоко вдохните. Задержите дыхание на 1—2 се­кунды. Начинайте выдыхать. Выдыхайте медлен­но и примерно на середине выдоха сделайте паузу на 1—2 секунды. Постарайтесь выдохнуть как мож­но сильнее. Медленно повторите это упражнение 3—4 раза. Если человеку трудно дышать в таком ритме, присоединитесь к нему — дышите вместе. Это поможет ему успокоиться, почувствовать, что вы рядом.

• Если боится ребенок, поговорите с ним о его стра­хах, после этого можно поиграть, порисовать, полепить. Эти занятия помогут ребенку выразить свои чувства.

• Постарайтесь занять человека каким-нибудь делом. Этим вы отвлечете его от переживаний.

Помните — страх может быть полезным (если помога­ет избегать опасных ситуаций), поэтому бороться с ним нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.

помощь при тревоге

• Очень важно постараться разговорить человека и по­нять, что именно его тревожит. В этом случае, возможно, человек осознает источник тревоги и сможет успокоиться.

• Часто человек тревожится, когда у него не хватает информации о происходящих событиях. В этом случае можно попытаться составить план, когда, где и какую ин­формацию можно получить.

• Попытайтесь занять человека умственным трудом: считать, писать и т.д. Если он будет увлечен этим, то тре­вога отступит.

• Физический труд, домашние хлопоты тоже могут быть хорошим способом успокоиться. Если есть возмож­ность, можно сделать зарядку или совершить пробежку.

помощь при плаче

Слезы — это способ выплеснуть свои чувства, и не сле­дует сразу начинать успокаивать человека, если он пла­чет. Но, с другой стороны, находиться рядом с плачущим человеком и не пытаться помочь ему — тоже неправиль­но. В чем же должна заключаться помощь? Хорошо, если вы сможете выразить человеку свою поддержку и сочув­ствие. Не обязательно делать это словами. Можно просто сесть рядом, приобнять человека, поглаживая по голове и спине, дать ему почувствовать, что вы рядом с ним, что вы сочувствуете и сопереживаете ему. Помните выражения «поплакать на плече», «поплакать в жилетку» — это имен­но об этом. Можно держать человека за руку. Иногда про­тянутая рука помощи значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов.

помощь ПРИ ИСТЕРИКЕ

В отличие от слез, истерика — это то состояние, кото­рое необходимо постараться прекратить. В этом состоя­нии человек теряет много физических и психологических сил. Помочь человеку можно, совершив следующие действия:

• Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с человеком наедине, если это не опасно для вас.

• Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (например, можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на по­страдавшего). Если такое действие совершить не удается, то сидите рядом с человеком, держите его за руку, погла­живайте по спине, но не вступайте с ним в беседу или, тем более, в спор. Любые ваши слова в этой ситуации только подольют масла в огонь.

• После того, как истерика пошла на спад, говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным, но добро­желательным тоном («выпей воды», «умойся»).

• После истерики наступает упадок сил. Дайте чело­веку возможность отдохнуть.

помощь ПРИ АПАТИИ

В состоянии апатии помимо упадка сил наваливается безразличие, появляется ощущение опустошенности. Если человека оставить без поддержки и внимания, то апатия может перерасти в депрессию. В этом случае можно про­извести следующие действия:

• Поговорите с человеком. Задайте ему несколько про­стых вопросов исходя из того, знаком он вам или нет: «Как тебя зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?».

• Проводите пострадавшего к месту отдыха, помоги­те удобно устроиться (обязательно нужно снять обувь).

• Возьмите человека за руку или положите свою руку ему на лоб.

• Дайте ему возможность поспать или просто полежать.

• Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадав­шим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (можно прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

помощь ПРИ ЧУВСТВЕ ВИНЫ ИЛИ СТЫДА

• Если с вами рядом человек, который мучается от стыда или от чувства вины, постарайтесь убедить его об­ратиться к специалисту. Такое состояние часто требует по­мощи специалиста-психолога или врача-психотерапевта.

• Поговорите с человеком, выслушайте его. Дайте по­нять, что вы слушаете и понимаете его (кивайте, поддаки­вайте, говорите «угу», «ага»). Не осуждайте человека, не старайтесь оценивать его действия, даже если вам кажет­ся, что человек поступил неправильно. Дайте понять, что принимаете человека таким, какой он есть. Не пытайтесь переубедить человека («Ты не виноват», «Такое с каждым может случиться»). На этом этапе важно дать человеку выговориться, рассказать о своих чувствах. Не давайте советов, не рассказывайте о своем опыте, не задавайте воп­росов — просто слушайте.

ПОМОЩЬ ПРИ ДВИГАТЕЛЬНОМ ВОЗБУЖДЕНИИ

Острая реакция на стресс может проявляться в двига­тельном возбуждении, которое может стать опасным для самого пострадавшего и окружающих. В этом случае по­старайтесь найти возможность физически остановить че­ловека. Прежде, чем пытаться ему помочь, убедитесь, что это не опасно для вас. Помните, психологическая помощь возможна только в случае, если пострадавший отдает себе отчет в своих действиях.

• Задавайте человеку вопросы, которые привлекут его внимание, или поручите дело, которое заставит его заду­маться. Любая интеллектуальная активность снизит уро­вень активности физической.

• Предложите прогуляться, сделать несколько физи­ческих упражнений, выполнить какую-то физическую ра­боту (что-то принести, переставить и т.д.), так, чтобы он почувствовал физическую усталость.

• Предложите совместно сделать дыхательную гимна­стику. Например, такую:

1. Встаньте. Сделайте медленный вдох, почувствуйте, как воздух заполняет сначала грудную клетку, потом живот. Выдыхайте в обратном порядке — сначала нижние отделы легких, потом верхние. Сделайте паузу в 1—2 сек. Повторите упражнение еще 1 раз.

Важно дышать медленно, иначе от переизбытка кис­лорода может закружиться голова.

2. Продолжайте глубоко и медленно дышать. При этом на каждом выдохе постарайтесь почувствовать рас­слабление. Расслабьте руки, плечи, спину. Почув­ствуйте их тяжесть. Концентрируйтесь на дыхании, представьте, что выдыхаете свое напряжение. Сде­лайте 3—4 вдоха-выдоха.

3. Некоторое время (примерно 1—2 минуты) дышите нормально.

4. Снова начинайте медленно дышать. Вдыхайте те­перь через нос, а выдыхайте через рот, сложив губы трубочкой. При выдохе представьте, что осторожно дуете на свечку, стараясь не погасить пламя. Старай­тесь сохранять состояние расслабленности. Повто­рите упражнение 3—4 раза.

5. Дышите как обычно.

ПОМОЩЬ ПРИ НЕРВНОЙ ДРОЖИ

• Нужно усилить дрожь. Возьмите человека за плечи и сильно, резко потрясите его в течение 10—15 секунд. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может вос­принять ваши действия как нападение.

• После завершения реакции необходимо дать пост­радавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.

1. Обнимать пострадавшего или прижимать его к себе.

2. Укрывать пострадавшего чем-то теплым.

3. Успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.

ПОМОЩЬ ПРИ ГНЕВЕ, ЗЛОСТИ, АГРЕССИИ

• Сведите к минимуму количество окружающих.

• Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или избить подушку).

• Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой.

• Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. В противном слу­чае агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!». Надо говорить: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».

• Старайтесь разрядить обстановку смешными ком­ментариями или действиями, но только в том случае, если это уместно.

• Агрессия может быть погашена страхом наказания, если:

— нет цели получить выгоду от агрессивного пове­дения;

— наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

В заключение этой главы хотелось бы сказать о том, что зачастую помощь и поддержка окружающих во время и сразу после трагических событий помогают человеку спра­виться с горем, не попасть в дальнейшем в замкнутый круг страха, вины и отчаянья.

Женщина, муж которой попал в серьезную автомобильную аварию и находился на грани жизни и смерти, рассказывала о том, что собраться с силами и пережить этот невероятно тя­желый период в жизни ей помогла медсестра, которая позво­лила выплакаться на своем плече, а потом сказала одну короткую фразу: «Ты справишься». Эта фраза стала девизом на многие месяцы. И сейчас, много лет спустя, героиня этой истории уверена, что именно участие почти незнакомой жен­щины помогло ей выстоять в той ситуации.

Самопомощь при острых реакциях на стресс

Итак, вы оказались в ситуации, когда вас одолевают сильные чувства — душевная боль, злость, гнев, чувство вины, страх, тревога. В этом случае очень важно создать себе условия для того, чтобы быстро «выпустить пар». Это поможет немного снизить напряжение и сохранить душев­ные силы, которые так нужны в экстренной ситуации. Можно попробовать один из универсальных способов:

• Займитесь физическим трудом: переставляйте ме­бель, убирайте, работайте в саду.

• Сделайте зарядку, совершите пробежку или просто пройдитесь в среднем темпе.

• Примите контрастный душ.

• Покричите, потопайте ногами, побейте ненужную посуду и т.д.

• Дайте волю слезам, поделитесь своими переживани­ями с людьми, которым вы можете доверять.

Не употребляйте большое количество алкоголя, это, как правило, только усугубляет ситуацию.

Как можно заметить, эти способы не являются психо­логическими приемами, многие люди интуитивно ис­пользуют их в жизни. Например, часто женщины, когда злятся на мужа или детей, начинают уборку, чтобы избе­жать ссоры; мужчины, испытывая гнев, идут в спортив­ный зал и с остервенением бьют по груше; испытав обиду из-за несправедливости на работе, мы жалуемся своим друзьям.

Помимо универсальных способов можно предложить способы, которые помогают справиться с каждой конкрет­ной реакцией.

Страх — это чувство, которое, с одной стороны, обере­гает нас от рискованных, опасных поступков. С другой сто­роны, каждому знакомо мучительное состояние, когда страх лишает нас способности думать, действовать. Спра­виться с таким приступом страха можно попробовать са­мому при помощи следующих простых приемов:

• Попытаться сформулировать про себя, а потом про­говорить вслух, что вызывает страх. Если есть возможность, поделитесь своими переживаниями с окружающими людьми. Высказанный страх становится меньше.

• При приближении приступа страха дышать нужно неглубоко и медленно — вдыхать через рот, а выдыхать че­рез нос. Можно попробовать такое упражнение: сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 1—2 секунды, вы­дохните. Повторите упражнение 2 раза. Потом сделайте 2 нормальных (неглубоких) медленных вдоха-выдоха. Че­редуйте глубокое и нормальное дыхание до тех пор, пока не почувствуете себя лучше.

Тревога. Часто говорят, что, испытывая страх, человек боится чего-то конкретного (поездок в метро, болезни ре­бенка, аварии и т.д.), а испытывая чувство тревоги, чело­век не знает, чего боится. Поэтому состояние тревоги тяжелее, чем состояние страха.

• Первый шаг — превратить тревогу в страх. Нужно постараться понять, что именно тревожит. Иногда этого достаточно, чтобы напряжение снизилось, а переживания стали не такими мучительными.

• Самое мучительное переживание при тревоге — это невозможность расслабиться. Напряжены мышцы, в го­лове крутятся одни и те же мысли: поэтому полезно быва­ет сделать несколько активных движений, физических уп­ражнений, чтобы снять напряжение. Особенно полезны упражнения на растяжку мышц.

• Сложные умственные операции тоже помогают сни­зить уровень тревоги. Попробуйте считать. Например: по­очередно в уме отнимать от 100 то 6, то 7, перемножать двузначные числа, посчитать, на какое число приходился второй понедельник прошлого месяца. Можно вспоминать или сочинять стихи, придумывать рифмы и т.д.

Плач. Каждый человек хотя бы раз в жизни плакал и знает, что слезы, как правило, приносят значительное облегчение. Плач позволяет выразить переполняющие человека эмоции. Поэтому этой реакции можно и нужно дать осуществиться. Часто, видя плачущего человека, ок­ружающие бросаются его успокаивать. Считается, что если человек плачет — то ему плохо, а если нет — значит, он успокоился или он «держится». Давно известно, что слезы несут лечебную функцию: врачи говорят, что в сле­зах содержится большое количество гормона стресса, и, плача, человек избавляется от него, ему становится лег­че. Этот эффект отражается и в языке — говорят: «Слезы лечат», «Поплачешь, и полегчает!». Нельзя считать, что слезы являются проявлением слабости. Если вы плаче­те, то это не свидетельствует о том, что вы «нытик»; вам не должно быть стыдно за свои слезы. Когда человек сдерживает слезы, эмоциональной разрядки не происхо­дит. Если ситуация затягивается, то психическому и фи­зическому здоровью человека может быть нанесен урон. Не зря говорят: «сошел с ума от горя». Поэтому не нужно сразу стараться успокоиться, «взять себя в руки». Дайте себе время и возможность выплакаться.

Однако если вы чувствуете, что слезы уже не приносят облегчения и нужно успокаиваться, то помогут следующие приемы:

• Выпить стакан воды. Это известное и широко ис­пользуемое средство.

• Медленно, но не глубоко, а нормально дышать, кон­центрируясь на выдохе.

Истерика — это состояние, когда очень трудно чем-то помочь самому себе, потому что в этот момент человек на­ходится в крайне взвинченном эмоциональном состоянии и плохо понимает, что происходит с ним и вокруг него. Если у человека возникает мысль о том, что следует прекратить истерику, это уже первый шаг на пути ее прекращения. В этом случае можно предпринять следующие действия:

• Уйти от «зрителей», свидетелей происходящего, ос­таться одному.

• Умыться ледяной водой — это поможет прийти в себя.

• Сделать дыхательные упражнения: вдох, задержка дыхания на 1—2 секунды, медленный выдох через нос, за­держка дыхания на 1—2 секунды, медленный вдох и т.д. — до того момента, пока не удастся успокоиться.

Апатия является реакцией, которая направлена на за­щиту психики человека. Как правило, она возникает пос­ле сильных физических или эмоциональных нагрузок. Поэтому, если вы чувствуете упадок сил, если вам трудно собраться и начать что-то делать и, особенно, если вы по­нимаете, что не способны испытывать эмоции, дайте себе возможность отдохнуть. Снимите обувь, примите удобную позу, постарайтесь расслабиться. Не злоупотребляйте на­питками, содержащими кофеин (кофе, крепкий чай), это может только усугубить ваше состояние. Поместите в теп­ло ноги, следите за тем, чтобы тело не было напряжено. Отдохните столько, сколько потребуется.

• Если ситуация требует от вас действий, дайте себе короткий отдых, расслабьтесь, хотя бы на 15—20 минут.

• Помассируйте мочки ушей и пальцы рук — это мес­та, где находится огромное количество биологически ак­тивных точек. Эта процедура поможет вам немного взбодриться.

• Выпейте чашку некрепкого сладкого чая.

• Сделайте несколько физических упражнений, но не в быстром темпе.

• После этого приступайте к выполнению тех дел, ко­торые необходимо сделать. Выполняйте работу в среднем темпе, старайтесь сохранять силы. Например, если вам нужно дойти до какого-то места, не бегите — передвигай­тесь шагом.

• Не беритесь за несколько дел сразу, в таком состоя­нии внимание рассеяно и сконцентрироваться, а особен­но на нескольких делах, трудно.

• Постарайтесь при первой же возможности дать себе полноценный отдых.

Чувство вины или стыда. Многие люди, пережившие насилие или потерявшие близких, испытывают чувство вины или стыда. Справиться с этими чувствами самостоя­тельно или без посторонней помощи очень трудно. Поэто­му подумайте об обращении за помощью к специалисту, это поможет вам справиться с ситуацией.

• Говоря о своих чувствах, используйте вместо «мне стыдно» или «я виноват» словосочетание «я сожалею», «мне жаль». Слова имеют большое значение, и такая фор­мулировка может помочь вам оценить свои переживания и справиться с ними.

• Напишите о своих чувствах письмо. Это может быть письмо себе или человеку, которого вы потеряли. Это час­то помогает выразить свои чувства.

Двигательное возбуждение. Состояние, в каком-то смысле противоположное апатии, человек испытывает «переизбыток» энергии. Есть потребность активно дей­ствовать, а ситуация этого не требует. Если двигательное возбуждение выражено слабо, то чаще всего человек нерв­но ходит кругами по комнате, больничному коридору. В крайних вариантах проявления этого состояния человек может предпринимать активные действия, не отдавая в них отчета. Например, после сильного испуга человек куда-то бежит, может наносить травмы себе и окружающим, а за­тем не может вспомнить о своих действиях. Двигательное возбуждение возникает чаще всего сразу после получения известия о трагическом событии (например, если человек получает известие о смерти близкого родственника) или если человеку нужно ждать (например, как ждут исхода трудной операции в больнице).

Если двигательное возбуждение возникает, то:

• попробуйте направить активность на какое-нибудь дело. Можно сделать зарядку, пробежаться, прогуляться на свежем воздухе. Вам помогут любые активные действия;

• попытайтесь снять лишнее напряжение. Для этого дышите ровно и медленно. Сосредоточьтесь на своем ды­хании. Представьте, как вместе с воздухом вы выдыхаете напряжение. Поместите в тепло ноги и руки, можно ак­тивно растереть их до появления ощущения тепла. Поло­жите руку себе на запястье, почувствуйте свой пульс, попробуйте сосредоточиться на работе своего сердца, представить, как оно размеренно бьется. Современная медицина утверждает, что звук биения сердца позволяет почувствовать себя спокойно и защищенно, так как это тот звук, который каждый человек слышит в безопасном и уютном месте — в утробе матери. Если возможно, вклю­чите спокойную музыку, которая вам нравится.

Дрожь. Иногда после стрессового события человека начинает бить дрожь, часто дрожат только руки, а иногда дрожь охватывает все тело. Часто это состояние считают вредным и пытаются как можно быстрее прекратить, в то время как при помощи такой реакции мы можем сбросить лишнее напряжение, появившееся в нашем теле из-за стресса. Итак, если вас бьет нервная дрожь (дрожат руки) и вы не можете успокоиться, не можете контролировать этот процесс, попробуйте:

• усилить дрожь. Тело сбрасывает лишнее напряже­ние — помогите ему;

• не старайтесь прекратить это состояние, не пытай­тесь силой удержать трясущиеся мышцы — так вы достиг­нете обратного результата;

• попробуйте не обращать на дрожь внимания, через некоторое время она прекратится сама собой.

Гнев, злость, агрессия. Гнев и злость — чувства, которые часто испытывают люди, переживающие несчастье. Это естественные чувства. Поэтому, если вы испытываете гнев, необходимо дать ему выход таким образом, чтобы это не шло во вред вам и окружающим. Доказано, что люди, скры­вающие и подавляющие агрессию, испытывают больше проблем со здоровьем, чем те, кто умеют свой гнев выра­жать. Попробуйте выразить свой гнев одним из следующих способов:

• Громко топните ногой (стукните рукой) и с чувством повторите: «Я злюсь», «Я взбешен» и т.д. Можно повторить несколько раз, пока не почувствуете облегчение.

• Постарайтесь высказать свои чувства другому че­ловеку.

• Дайте себе физическую нагрузку, почувствуйте, сколько физической энергии вы затрачиваете, когда злитесь.

Острым стрессовым расстройством называется кратко­временное расстройство, возникающее в ответ на психоло­гический или физиологический стресс, исключительный по силе воздействия. То есть это нормальная реакция че­ловека на ненормальную ситуацию.

Приемами психологической помощи можно суще­ственно облегчить состояние человека и в определенной степени предотвратить отсроченные последствия психоло­гической травмы. Наверное, каждый оказывался в такой ситуации, когда человеку, который находится рядом, пло­хо, а как помочь ему, мы не знаем. Самый верный и самый старый способ помочь человеку, переживающему это со­стояние, — это участие, сострадание, сопереживание, так­же могут оказаться полезны описанные выше приемы.

Вопросы и задания к главе 6:

1. Что такое острое стрессовое расстройство?

2. Какие реакции вызывает интенсивный стресс?

3. Перечислите основные правила оказания экстрен­ной психологической помощи.

4. Расскажите о приемах само- и взаимопомощи при агрессии и при двигательном возбуждении.

5. Расскажите о приемах само- и взаимопомощи при страхе.

6. Расскажите о приемах само- и взаимопомощи при тревоге.

7. Расскажите о приемах само- и взаимопомощи при истерике.

8. В какой период времени после стрессового воздей­ствия может быть оказана экстренная психологическая помощь?

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Вопросы, рассматриваемые в главе:

Определение экстренной психологической помощи Организация психологической помощи на месте ЧС Этапы экстренной психологической помощи Этические принципы специалиста-психолога при рабо­те в ЧС

Методы, применяемые при оказании экстренной психоло­гической помощи

В предыдущей главе мы говорили о приемах «допсихо-логической» помощи в экстремальных ситуациях. Эта гла­ва посвящена проблемам организации профессиональной психологической помощи в ситуациях чрезвычайных. В первой главе уже отмечалось, что экстремальная и чрезвы­чайная ситуация — это далеко не всегда синонимы. Говоря об экстремальной ситуации, мы имеем в виду скорее отно­шение человека к событию. Понятие чрезвычайной ситуа­ции подразумевает объективно сложившуюся обстановку.

Источник

Оцените статью