Черты эмоциональной незрелости у подростков 16 лет
Термин «инфантилизм» был введен E . Lasegue в 1864 г. Он обозначает относительно равномерную задержку темпа психического и физического развития человека.
Психический инфантилизм — незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту. Но в раннем возрасте признаки эмоционально-волевой незрелости и снижение уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме по существу можно говорить лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда присущие психическому инфантилизму особенности начинают выступать более отчетливо. Достаточно типичными для детей этого возраста являются преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации.
Во взрослой психиатрии симптомы психического инфантилизма рассматриваются в рамках изменений личности при различных психических заболеваниях (E. Kraepelin).
По отношению к детям с задержками развития термин «психический инфантилизм» был введен в начале XIX в. немецким психиатром G. Anton, но он рассматривал его как «парциальный инфантилизм» (в отличие от «тотального инфантилизма» при олигофрении). В отечественной психиатрии эта тема получила свое развитие в трудах М. О. Гуревича, Г. Е. Сухаревой, В. В. Ковалева, К. С. Лебединской и др.
В раннем детском возрасте в связи с присущей ему физиологической гипертимией и большой зависимостью эмоциональных характеристик от условий социальной среды воспитания и индивидуальных особенностей установление психического инфантилизма, особенно его легких форм, затруднено. Однако педиатры и неонатологи [Долецкий С. Я., 1976; Гаврюшов В. В., 1982] отмечали инфантильные особенности эмоционально-волевой сферы и личности детей, формирующиеся в условиях длительной и частичной госпитализации, при повторных хирургических операциях и др. Исходя из анализа психологических и психопатологических проявлений, М. О. Гуревич (1932) и В. В. Ковалев (1985) считали, что наряду с эмоционально-волевой незрелостью для психического инфантилизма в детстве характерны «моторный инфантилизм» и большая или меньшая пограничная интеллектуальная недостаточность. Динамика и исходы психического инфантилизма изучены недостаточно и требуют специальных исследований.
Распространенность психического инфантилизма, по данным психиатрической эпидемиологии детского возраста, довольно значительна —1,6 %.
Причинами психического инфантилизма чаще всего являются относительно легкие поражения головного мозга — инфекционные, токсические и другие, включая травмы и асфиксию плода. Особенно неблагоприятными считаются в этом отношении последний триместр внутриутробного периода и период родов. Предполагается также избирательность поражения функциональных систем головного мозга, определяющаяся асинхронностью их интенсивного формирования и тропностью действия того или иного фактора в соответствующий, наиболее чувствительный период. Не меньшая роль в генезе инфантилизма отводится и конституционально-генетической предрасположенности, а также психогенным факторам в виде особенностей воспитания — гипо- или гиперопеки, деспотического воспитания и т. п. [Лебединская К. С., 1982; Ковалев В. В., 1985].
Различают 4 основных варианта инфантилизма: гармонический (простой), дисгармонический, органический и психогенный.
Наиболее существенными признаками психического инфантилизма является эмоционально-волевая незрелость, которая выражается в несамостоятельности, повышенной внушаемости, стремлении к получению удовольствия от игровой деятельности, беспечность, незрелость чувства долга, ответственности, неумение подчинять свое поведение требованиям, неспособность сдерживать проявления чувств, волевого напряжения. Предпосылки психического инфантилизма в первые годы жизни: слабый уровень мотиваций, низкий исследовательский интерес, симбиотическая привязанность к матери, отсутствие стремления к самостоятельности. О снижении темпа созревания эмоциогенных структур мозга свидетельствуют длительно сохраняющаяся диффузная, склонная к генерализации общая двигательная, мимическая и вокальная реакции на раздражители, замедление дифференциации эмоций, незрелость тонкой моторики на фоне двигательной расторможенности и т. д.
Простой гармонический инфантилизм — равномерная задержка темпа и физического и психического развития, проявляющегося в первую очередь незрелостью эмоционально-волевой сферы, а затем и личности в целом. Считается, что созревание в этом случае отстает от нормы на 1—3 года. Это отражается как на поведении ребенка, так и на его возможностях социальной адаптации. Клиническая картина простого инфантилизма характеризуется чертами незрелости, «детскости» в соматическом и психическом облике. Дети выглядят младше своего возраста и отличаются грацильностью. Им свойственны живая, но поверхностная любознательность, общие нестойкие интересы к окружающему. При полноценном интеллекте отмечается неразвитость интеллектуальных интересов, своего рода диспропорциональность: неутомимость в игровых действиях и быстрая отвлекаемость, утомляемость при выполнении заданий, требующих интеллектуального, волевого усилий и терпения. В связи с этим при поступлении в школу у детей с простым инфантилизмом в ответ на обычные учебные задания могут возникать невротические реакции и нарушения поведения. Возрастная динамика гармонического инфантилизма относительно благоприятна. Постепенно приобретаются индивидуальная активность и самостоятельность, появляются исследовательские и творческие элементы в деятельности, дополняемые воображением и фантазией. Проявления простого психического инфантилизма уменьшаются или полностью исчезают приблизительно к 10 годам. В тех случаях, когда инфантилизм сочетается с пограничной интеллектуальной недостаточностью, наступает ее компенсация. Тем не менее, видимо, прав В. В. Ковалев (1985), который считает, что полной нормализации личностных свойств не наступает и простой инфантилизм, отмечаемый в детском и пубертатном возрасте, сменяется личностной дисгармонией и завершается акцентуацией характера или психопатией преимущественно неустойчивого или истероидного типа. Простой инфантилизм в клинической практике встречается редко и чаще на уровне субклинического состояния.
Дисгармонический инфантилизм отличается сочетанием признаков психической незрелости, свойственной простому инфантилизму с отдельными патологическими чертами характера, такими как аффективная возбудимость, конфликтность, лживость и хвастовство, эгоизм, капризность, повышенный интерес к социальным эксцессам. Отдельные патологические черты характера обнаруживаются уже на 1—2-м году жизни в виде упрямства, реакций протеста, стремления настоять на своем, обидеть близких, сделать им больно. У детей старшего возраста черты незрелости эмоционально-волевой сферы «перекрываются» девиантным поведением и патологическими чертами характера. Структура и возрастная динамика дисгармонического инфантилизма позволяют расценивать его как этап формирующейся психопатии.
Наиболее распространенным вариантом органического, или психического, инфантилизма является инфантилизм, связанный с психоорганическим синдромом. Он развивается вследствие органического повреждения мозга. Поскольку нередко речь идет о внутриутробном повреждении плода, то при этом типе инфантилизма часто встречаются множественные стигмы дизморфогенеза — низкорослость, дискрании, дизотия, высокое небо, неправильный рост волос, зубов и т. п. Клиническая картина этой формы инфантилизма чрезвычайно полиморфна и определяется выраженностью других психопатологических симптомов органического поражения головного мозга. Эмоционально-волевая незрелость, как и при простом инфантилизме, проявляется детскостью поведения, суждений, наивностью, внушаемостью, преобладанием игровых интересов, неспособностью к занятиям, требующим волевого усилия. Особенности интеллектуальной деятельности в этих случаях — инертность и плохая переключаемость мыслительных процессов. Кроме того, отмечаются снижение эмоциональной живости и яркости эмоций, поверхностность эмоциональных привязанностей, бедность воображения. Игровую, а затем и учебную деятельность характеризуют однообразие и малая заинтересованность в оценке своих действий, отражающая низкий уровень притязаний. Наряду с этим наблюдаются некритичность, двигательная расторможенность и элементы психопатоподобного поведения. Пограничная интеллектуальная недостаточность у этих детей выражена в большей степени, чем при других формах инфантилизма: задерживаются в развитии предпосылки интеллектуальной деятельности — внимание, память, психическая работоспособность. Но эти расстройства, имея некоторое сходство с легкими формами умственной отсталости, отличаются от дебильности преобладанием признаков эмоционально-волевой незрелости и меньшей пораженностью собственно интеллектуальных функций (таких как способность к обобщению и абстрагированию).
К осложненным вариантам органического инфантилизма относятся его церебрастенический, невропатический и диспропорциональный варианты, а также инфантилизм при эндокринопатиях. При церебрастеническом варианте эмоционально-волевая незрелость сочетается с симптомами раздражительной слабости и мягкой интеллектуальной недостаточности. Невропатический вариант осложненного инфантилизма характеризуется превалированием астеноневротических явлений в виде повышенной тормозимости, пугливости, робости, внушаемости, неуверенности в себе, трудности адаптации в детских коллективах с симптомами выраженной соматовегетативной дизрегуляции. При эндокринных вариантах клиническая картина определяется сочетанием признаков инфантилизма с особенностями психики, типичными для того или иного типа гормональной дисфункции. Так, при гипогенитализме характерны черты инфантилизма в сочетании с вялостью, медлительностью, несобранностью, рассеянностью, бесплодным мудрствованием. При гипофизарном субнанизме признаки незрелости сосуществуют с чертами старообразности в физическом и психическом облике, склонностью к педантизму, рассуждениям со слабостью волевого усилия, расстройствами внимания и логической памяти.
Исходя из особенностей эмоционально-волевой незрелости, К. С. Лебединская выделяет неустойчивый и тормозимый варианты органического инфантилизма.
Недостаточно изученным остается особый вариант инфантилизма — психогенный инфантилизм [Кириченко Е. И., 1979; Лебединская К. С., 1982]. Этот вариант рассматривается как выражение аномального формирования личности в условиях неправильного воспитания. Формирующиеся в случаях депривации аффективная незрелость и повышенная лабильность, отсутствие внутренних запретов определяются неправильным воспитанием или длительной эмоциональной и социальной фрустрацией. С возрастом формируется эмоционально-незрелая личность. При воспитании по принципу гиперпротекции наряду с инфантильностью ярко выступает эгоцентризм, неумение считаться с окружающими, крайняя несамостоятельность, пассивность, психическая невыносливость, неспособность к напряжению. Деспотичное воспитание детей с физическими наказаниями и постоянными запретами способствует выработке и закреплению эмоционально-волевой незрелости в виде сниженной инициативной активности, недостаточной самостоятельности, нерешительности. Но всем разновидностям психогенного инфантилизма свойственны социальная незрелость личности в виде недостаточности или отсутствия высших этических установок и системы идеалов. У таких детей остаются недостаточно сформированными позитивно направленные социальные и интеллектуальные интересы, потребность в труде, чувство долга, отмечается искаженное понимание своих социальных обязанностей, своего будущего. Все это составляет основу девиантного поведения таких детей.
Дифференциальный диагноз всех форм инфантилизма проводится прежде всего с умственной отсталостью и расстройствами поведения различного генеза. В отличие от умственно отсталых у детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического мышления, они способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных видах деятельности. Если при инфантилизме имеет место интеллектуальная недостаточность, то ее динамика в отличие от таковой при умственной отсталости характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности. Вместе с тем у детей старшего возраста при наличии неблагоприятных средовых факторов возможна отрицательная динамика простого инфантилизма. Для отграничения простого инфантилизма от дисгармонического, являющегося базисом психопатий, имеет значение отсутствие при нем аффективной возбудимости, эксплозивность, нарушений влечений, расстройств социального поведения. Достаточно сложно отграничить органический инфантилизм от осложненных форм умственной отсталости. Главным критерием следует считать преобладание при органическом инфантилизме нарушений предпосылок интеллектуальной деятельности (памяти, внимания, вербального и невербального интеллекта, психической работоспособности, темпа и подвижности психических процессов), тогда как возможности самой интеллектуальной деятельности нарушены значительно меньше. Если оценивать динамику инфантилизма в целом, то она преимущественно благоприятна. Проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию к редуцированию или становится частью синдромов преимущественно пограничной психопатологии.
Источник
Инфантилизм: есть ли шанс повзрослеть?
Инфантилизм — это отсутствие достаточного для определенного возрастного периода уровня эмоционального и волевого компонента личности. «Инфант» в переводе с латинского – дитя, так называли детей королевской крови до двух лет.
Говоря о таком психологическом феномене, как инфантилизм, мы обычно представляем себе следующую картину: великовозрастный человек, опекаемый матерью и неспособный самостоятельно принимать решения. На самом деле, инфантилизм может проявляться таким образом, что окружающие могут и не заметить его. Незрелость может выглядеть как неспособность договариваться, агрессивная реакция на неудачу, страх сменить работу и построить близкие отношения, сваливание ответственности за свою жизнь и благополучие на других (родителей, врача, руководителя и др.), неумение ставить цели, и, как следствие, движение по течению жизни.
Инфантилизм — это застраивание на определенной детской стадии развития личности, продолжение детства во взрослом возрасте. Это не патология, в отличие от психического инфантилизма, а расстройство эмоционально-волевой сферы. Инфантильный человек остается в детском возрасте на уровне реакций в силу тех или иных причин.
Как это происходит? Ребенок в определенной ситуации ведет себя таким образом, который позволяет ему добиваться желаемого. Например, когда ему хочется новую игрушку, он устраивает истерику в магазине, рыдая и топая ногами. Маме стыдно, она, желая прекратить «концерт», потакает капризам отпрыска и совершает покупку. Это срабатывает раз, другой. Ребенок начинает применять подобные стратегии поведения постоянно. Поведенческий репертуар доводится до автоматизма, становясь сначала навыком, а затем стереотипом поведения, установкой. Все автоматические действия переходят на бессознательный уровень, человек перестает контролировать свое поведение и применяет эти установки даже тогда, когда они не работают, усложняя жизнь окружающим и себе. Например, взрослый мужчина, пытаясь добиться своего, может топать ногами, крушить мебель, стрелять, разбивать машины, драться лишь потому, что у него осталась реакция 5-летнего ребенка, кричащего и топающего ногами в стрессовой ситуации. Другой взрослый выбирает тактику избегания. Обидевшись на всех и вся, он решает: «Все проблемы я решать не могу, для меня это слишком тяжело, поэтому я уйду от мира в монастырь, на необитаемый остров, в болезнь или в запой».
Чем отличается поведение взрослого и ребенка? Действия ребенка до определенного возраста аффективны (эмоциональны), но с течением времени человек начинает использовать более сложные модели поведения — действия становятся волевыми, то есть осознанными.
Человеку свойственно не замечать в себе инфантильные черты. За помощью к психологу часто обращаются «взрослые родители» с жалобами на сорокалетних детей с требованием: «Научите меня, как сделать так, чтобы мой сын наконец повзрослел». К сожалению, это фактически невозможно — инфантилизм передается «по наследству». Прежде всего, родителю необходимо самому избавиться от детских реакций и установок.
Понять и увидеть, какие формы поведения можно назвать инфантильным, под силу не только специалисту-психологу. Сложнее дело обстоит с пониманием причин.
Как всегда, истоки психологических проблем нужно искать в детстве. Инфантильность, как черта характера — это результат неправильного воспитания или неблагоприятных условий в период с 8 до 12 лет. В этом возрасте родителям необходимо научиться делегировать ребенку ответственность за себя и за свои поступки. Потребность в самостоятельности и признании является одной из базовых, она может начать проявляться гораздо раньше, в глубоком детстве. Например, ребенок может в возрасте одного года пробовать есть самостоятельно. Родители часто не замечают этого первого «Я — сам!» Или им удобно не замечать? Легче самой покормить ребенка, чем потом отмывать всю кухню.
Итак, причина первая: родителям так удобно. В этом же прослеживается один из характерных признаков инфантилизма — желание сиюминутного удовольствия, неумения видеть последствия и отдаленные результаты своих поступков.
Причина вторая: жестокое воспитание и сверхтребовательные родители, желающие, чтобы дети поступали так, как они хотят. «Ты должен стать таким, каким я не стал!» В этом случае, вырастают правильные, законопослушные, но не самостоятельные, не реализующие себя люди. Без родителей они не способны сделать ни шагу. Сломалась машина — звоню папе, к гинекологу — с мамой.
Причина третья: безрадостное, тяжелое детство — работа по дому, уход за младшими детьми и пожилыми родственниками. В этом случае, человек, вырастая, желает отдохнуть от непосильных обязанностей и во взрослой жизни добирает то, чего он не дополучил ребенком.
Причина четвертая: родители не доверяют миру в целом и своему ребенку в частности, и, как следствие, чрезмерно его опекают. Мама сама боится жить, ее пугает окружающий мир, поэтому она перестраховывается: «Не ходи гулять, это небезопасно».
Сами же родители реагируют по-детски на тяжелые ситуации (развод, проблемы на работе и пр.) обидами, скандалами, конфликтами и желанием, чтобы кто-то другой о них позаботился.
Причина пятая: недостаток собственной значимости неадекватная самооценка родителей. Таким взрослым свойственно использовать детей как инструмент для удовлетворения своих невротических потребностей в любви, признании и власти. «Ты без меня никто, ничего не сможешь, ни на что не годишься». Такие фразы отбирают у детей веру в себя и желание действовать.
Причина шестая: вседозволенность и попустительство. Ребенок получает все «по щучьему велению, по моему хотению», без всяких усилий с его стороны. В семье нет дисциплины и правил.
Причина седьмая: в семьях алкоголиков и наркоманов могут вырасти безответственные, импульсивные дети, не умеющие элементарных вещей, например заплатить за квартиру. Происходит это потому, что родители не стали примером самостоятельности. Но может и возникнуть и обратная реакция – дети алкоголиков часто рано взрослеют.
Есть еще одна глобальная причина инфантильности индивида — ювенилизация общества. Это ориентация человека на молодежное мировоззрение и поведение. Увлечение социальными сетями, погоня за вечной молодостью, потребительские кредиты, поздние браки, бездетность. Эта тенденция началась еще в прошлом веке. В 1980 году советские исследователи провели нейрофизиологическое обследование взрослого населения Москвы: многие взрослые люди имели детскую или подростковую энцефалограмму. «Страна стала напоминать разросшийся детский сад», — резюмировал по этому поводу сотрудник Российского института культурологии Олег Румянцев.
Прогресс, облегчая человечеству жизнь, ввергает его в пучину инфантилизма. У мужчины нет острой необходимости жениться с целью выжить — есть микроволновка, стиральная машина, фастфуд; женщине необязательно учиться готовить, стирать и шить. Нет потребности выходить замуж — есть центральное отопление (не нужен кто-то, кто будет колоть дрова), есть гипермаркет (не нужен мужчина-охотник).
Какие характеристики присущи инфантильным людям?
Иждивенчество, отсутствие трудовой мотивации. В современном мире есть возможность выживать, не работая. В Финляндии предложили всем жителям выплачивать по 600 евро просто так, но дальновидные люди отказались от подобного эксперимента, предвидя всю его пагубность для цивилизованного общества.
Главенствующая потребность в удовольствии и развлечениях. Работа любого рода вызывает у него скуку, а развлечения рано или поздно надоедают, жизнь теряет смысл.
Утрата цели или ее отсутствие. Инфантильный человек не способен работать на перспективу, ему надо «здесь и сейчас», отдаленные и глобальные цели — не для него.
Безответственность на всех уровнях. Инфантильный индивид не в состоянии отвечать ни за себя, ни за кого-то другого. В его проблемах всегда виноват кто-то другой. Его мироощущение предполагает, что ему все должны, и кто-то более могучий о нем позаботится — родители, правительство, врачи, чиновники, школа, Бог.
Гиперответственность – «Я всемогущий, я сделаю всех счастливыми». Но проблема в том, что поинтересоваться потребностями других, узнать, что для них счастье, инфантилу в голову не приходит, поэтому он с завидной упорностью идет к своей цели, делая несчастными своих самых близких.
Инфантильность – «болезнь» бесполая, она поражает и мужчин, и женщин. Однако в проявлении инфантилизма есть гендерные различия.
Многие мужчины, подсознательно не желая взрослеть, совершают инфантильные поступки: женятся на молодой девушке, оставляя старую жену за бортом, погружаясь в пучину молодости и драйва. Такой мужчина полагает, что чем моложе жена, тем моложе он сам.
Есть и другая категория представителей сильного пола — те, кто вообще не хотят жениться. Им немного за тридцать, у них прекрасная карьера, бурная личная жизнь. В современном обществе таким людей называют кидалтами. Они увлекаются компьютерными играми, дорогими гаджетами, фэнтази, мультфильмами, путешествиями и т.д. Погружение в детские развлечения служит им психологической разрядкой. То есть инфантилизм — это не то, что охватывает всю личность целиком. Часто бывает так, что человек в чем-то инфантилен, а в чем-то — зрел. Например, у успешного мужчины есть жена, дети, бизнес и… куча любовниц. Чаще всего инфантильными бывают отношения с людьми, в профессии человек может быть вполне взрослым, у него может быть прекрасная карьера, высокий пост, но нет навыка построения близких отношений вообще или длительных отношений с одним человеком в частности.
Женский инфантилизм тоже проявляется в нежелании заводить семью или, наоборот, в желании поскорее выйти замуж, желая переложить любую ответственность на плечи мужа. Такие женщины имеют неадекватно высокий уровень притязаний во всем, они — капризные принцессы, все их желания должны исполняться. В муже они видят отца, который должен решать все ее проблемы. «Ты должен меня защищать, а я буду делать то, что хочу». То есть у нее — только права, а у мужа — одни обязанности. Такую модель существования можно назвать паразитической.
Другая категория инфантильных женщин – это те, у кого есть острая потребность все контролировать. Они ведут себя как маленькие девочки, которые боятся, не доверяют миру. Это очень по-детски — представлять себя причиной всего (мама с папой ругаются из-за меня) или видеть себя всемогущей (я могу им помочь, все в этом мире зависит от меня). Она не признает, что у нее проблема и приходит на консультацию с вопросом, что ей делать, чтобы ее близкие стали послушными и удобными для нее. Доминирующая и чрезмерно опекающая жена и мать никогда не получит зрелого, ответственного мужа и сына, а ее дочь, вероятнее всего, вырастет похожей на нее. Часто женщины выходят замуж за очень мягкого мужчину, чтобы было кем помыкать и повышать свою самооценку, унижая и обесценивая своего партнера.
Еще одна форма инфанилизма у женщин – погоня за молодостью. Пластические операции, инъекции, аппаратные процедуры. Прекрасно, когда женщина следит за собой. Но некоторые представительницы слабого пола переходят все грани разумного. Новые губы, носы, грудь, ресницы и брови. В 2015 году в Москве на бьюти-процедуры было потрачено 67 млрд. рублей.
Есть и другой тип инфантильных женщин. Они не ходят к косметологу, носят платок и регулярно посещают церковь, подают нищим, кормят бездомных кошек и собак. Но при всей внешней благодетельности они не дают жить окружающим их близким: ни мужу (часто его уже нет в живых – инфаркт или инсульт), ни детям, ни внукам. Они не хотят ни слушать, ни слышать, манипулируют своими близкими. Если что-то идет не так, как они задумали, хватаются за сердце или жалуются на давление. Это типично детское поведение — уходить в болезнь и использовать ее для того, чтобы безраздельно властвовать. Когда ты болеешь — можно все, а тем более, если в твоей болезни они же (близкие) и виноваты!
Иногда жизнь дает шанс человеку самому избавиться от инфантильных установок и поведения. Путь это лежит через потери: финансов, помощи родителей, отношений, нынешнего места жительства. Одни используют эту возможность повзрослеть, в случае с другими жизненные невзгоды усугубляют инфантильные реакции, заставляя их бежать от реальности (алкоголь, наркотики, суицид).
Часто люди специально ведут себя по-детски, рационально и с выгодой используют свой инфантилизм. «Я не умею, мне никогда не научиться, у меня ничего не получится», на самом деле, это послание звучит так: «Отстаньте от меня поскорее, я даже пробовать не собираюсь. Сделайте все за меня!»
Что же теряет человек, который не желает сознательно или бессознательно расставаться с детством? Детский образ жизни всегда ограничен и такому человеку никогда не будет интересно в этом мире. Ребенком быть проще, всегда есть кто-то, кто все за тебя решит. То есть инфантил всегда ждет помощи, заботы, денег. Режим ожидания позволяет примерить на себя образ жертвы. Может ли жертва быть счастлива?
Ожидание длиною в жизнь – это инфантилизм чистой воды. Пока вы ждете, ваши желания — это фантазии, а жизнь проходит мимо в бесплодных мечтаниях и обидах на несправедливое устройство мира.
Как быть? Чтобы стать взрослым, надо уметь отделиться от своих родителей. Это главное условие взросления. Зрелые отношения с родителями — это уважение, почитание и дистанция.
Инфантилизм связан с «неправильным» воспитанием, значит можно свалить всю вину на родителей. Это и есть инфантильная позиция. Ребенок не отвечает за свое личное развитие, но когда вырастает, ответственность за свою жизнь ложится на его плечи. Зрелый взрослый скажет: «У родителей я научился быть только ребенком, а взрослым — нет, мне пришлось это делать самому, и у меня получилось».
Автор: Савилова Елена Петровна
Редакторы: Елисеева Маргарита Игоревна, Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: инфантилизм, родители, дети, ответственность, самостоятельность, безответственность, зрелость, личность, эмоция, воля
Источник фото: pixabay
Источник