Человек умирает когда радость
Кардиолог рассказал НСН, чем опасен переизбыток гормона радости и кому не грозит «умереть от счастья».
«Разбить» человек сердце может не только горе, но и радость, предупреждают кардиологи. Свои доводы исследователи опубликовали в статье в журнале European Heart Journal.
Врачи с 2011 по 2015 год обследовали 1750 пациентов со всего мира с кардиомиопатией такоцубо (КТ) — нарушением работы сердечной мышцы, нередко приводящей к острой сердечной недостаточности.
Свое название болезнь получила из-за изменения в строении левого желудочка, который образно называют «ловушка осьминога» («тако цубо»).
Исследователи выяснили, что у 485 человек КТ было спровоцировано сильным эмоциональным переживанием. Причем, у 20 «спусковым крючком» стали счастливые события — свадьба, победа любимой спортивной команды и даже рождение внука.
Кардиолог Владимир Хорошев в беседе с НСН подтвердил, что бурная радость, как и сильное горе, таит в себе опасность для сердца.
«Разница от негативного и позитивного стресса для сердца в том, что в позитивном стрессе вырабатываются эндорфины, так называемые гормоны счастья, в негативном — вырабатывается кортизол – стрессовый гормон (гормон несчастья). Это разные гормоны, но итог может быть один – кардиомиопатия», — заявил кардиолог Хорошев НСН.
Он пояснил, что излишество эндорфина приводит к усилению работы сердца, из-за этого может возникнуть не только кадиомиопатия, но другие «сердечные» болезни.
«В моей практике были случаи, когда из-за переизбытка эндорина нарушались ритмы сердца. Это вело к блокаже синусового узла. Помню, была пожилая женщина, у которой родился долгожданный правнук (до него рождались только правнучки). На фоне бурной радости у нее случился синус-арест, произошла остановка сердца. Мне пришлось ее оперировать и имплантировать кардиостимулятор», — признался доктор Хорошев.
Кардиолог также отметил, что люди, смотрящие на жизнь в позитивном ключе, меньше подвержены риску получить получить повреждение сердца из-за радости.
«Вообще, уметь контролировать свои эмоции – очень важное обстоятельство», — заключил Владимир Хорошев.
Добавим, в большинстве случаев сердце человека, получившего КТ, восстанавливается естественным образом в течение нескольких месяцев. Согласно статистике, в 3-5 процентах случаев этот синдром может стать причиной смерти.
Источник
Жизнь на земле — скорбь или благо? Радоваться или горевать, когда человек умирает?
Приблизительное время чтения: 6 мин.
В редакцию журнала «Фома» пришел вопрос читательницы:
Не так давно похоронила сразу двоих дорогих мне людей. Начала изучать мнение Церкви о смерти, беседовать с батюшками, читать Писание. И вот какой парадокс: все батюшки меня утешали тем, что — судя по обстоятельствам жизни и смерти – мои, скорее всего, сейчас в раю, что им там лучше, чем здесь, и что Бог никому зла не желает. Но в Писании сам Бог почитает земную жизнь за благо. В Библии об этом говорится во многих местах. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». И в 90-м псалме: «Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». Получается, жизнь на земле — никакая не скорбь, а благо? Тогда почему батюшки говорят, что надо радоваться, а не горевать, когда христианин отходит к Богу, особенно если это дети до 7 лет — они, мол, точно сразу в рай попадают. Но как же так? Бог обделил одним благом и дал другое?
На вопрос отвечает протоиерей Александр Елатомцев, настоятель храма Рождества Христова в селе Рождествено Московской области
Отец Александр, так жизнь на земле — это скорбь или благо?
Земная жизнь не может быть ничем, кроме блага, по той простой причине, что ее создал сам Бог. И несмотря на все испытания, тяготы и лишения, верующий человек не перестает видеть ее красоту и чувствовать радость — к примеру, в создании семьи, рождении детей… Так что
неправда, что все земные радости — зло, от которого христианство учит нас избавляться.
Но все же неслучайно в погребальных стихирах преподобного Иоанна Дамаскина есть такие слова (в русском переводе): «Какая житейская радость не смешана с горем? Какая слава стоит на земле непоколебимо? Все ничтожнее тени; все обманчивее сновидений: одно мгновение — и смерть все отнимает. Но, Христе, как Человеколюбец упокой того, кого Ты избрал Себе, во свете лица Твоего и в наслаждении красотою Твоею».
Эти слова — напоминание нам, что все земные радости конечны, как и само наше пребывание здесь, на Земле. Но это вовсе не означает, что жизнь — сплошное страдание, заповеди — суровые запреты, а смерть — избавление от мук. А между тем, если попросить современного человека назвать основные заповеди, он начнет перечислять: не убей, не укради, не сотвори себе кумира… То есть люди чувствуют себя настоящими узниками — этого нельзя, того нельзя… А что можно?
На самом деле источник большинства наших страданий в нашем собственном занудстве и неумении радоваться жизни.
Представьте, что вы солдат-срочник перед демобилизацией: вы можете буквально лезть на стенку — до того невыносимым может вам казаться терпеть все тяготы военной службы еще бесконечные несколько дней; а можете жить в радостном предвкушении скорой встречи с близкими. Если уметь радоваться, всю жизнь можно прожить счастливо — и тогда смерть будет не избавлением, а приобретением.
Но как можно — не в идеале, а в реальности — радоваться, когда человек умирает?
Для нас, христиан, смерть — «воскресение из мертвых и жизнь будущего века», а не просто загробное существование. Вот почему смерть мы воспринимаем как радость, как возможность обрести вечную жизнь. Вот и апостол Павел говорит: Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение (Фил 1:21)
И все таки, если земная жизнь — благо, нам же должно быть грустно с ней расставаться…
Да, мы не можем не любить эту жизнь. Как хорошо дышать этим воздухом, как здорово купаться в реке! А какое счастье влюбиться! Вот только при этом всегда в центре должен быть Господь. Но чаще бывает наоборот: блага земной жизни становятся самоцелью и вместо того, чтобы приводить нас к Богу, отводят от Него.
Скажу больше: величайшая ошибка — считать все приобретенное на земле своей собственностью, приписывать все заслуги себе. И человек лежит на смертном одре и сожалеет о том, что оставляет здесь, на земле: о том, что делал, о детях, о доме, о любимой машине…
главная христианская мудрость: живи, радуйся, но не привязывайся к земному.
Это не означает, что не надо привязываться к ближним. Просто надо понимать, что настоящая любовь к ним не обрывается смертью. Любить их — значит надеяться быть с ними и в вечной жизни.
Но там все-таки лучше?
«Там» совсем не обязательно должно быть лучше. И потом, где гарантия, что произойдет наше соединение с Богом? Не факт, что человеку в принципе будет хотеться попасть к Нему. Многие рай представляют какой-то бесплатной харчевней. Мы и правда не знаем, в каких формах будет происходить наше богообщение в раю, но верим, что будем испытывать огромную радость от самого факта пребывания с Ним, общения и большего Его узнавания.
Однако все это справедливо для человека, который на протяжении земной жизни жил со Христом и ждал своего воскресения. А если ему благодать общения с Богом неведома и неинтересна? Неужели вы думаете, что Господь его насильно к себе протащит?
Чем же тогда отличается земная жизнь от загробной?
Главное отличие в том, что здесь душа и тело вместе. Тело без души — труп, душа без тела — призрак. Человек был создан в единстве души и тела, чтобы эти две части никогда не разлучались, чтобы они взаимопроникали друг друга. Разделение души и тела и есть смерть.
Когда человек умирает, душа отрывается от тела и человек испытывает страх и боль, потому что рвутся созданные Богом связи. Но если душа успела полюбить Бога, она знает: ей остался всего один шаг до воскресения.
Но даже радость праведников от встречи с Богом после смерти не полная — и останется такой до Второго Пришествия Христова и всеобщего воскресения, когда не только их души, но и тела почувствуют эту радость. И здесь, на Земле, мы еще можем что-то сделать для своей души, а вот представ перед Богом — уже нет.
Почему же тогда одним Господь дарует долгую земную жизнь, а других забирает быстро?
Это вопрос, на который у нас нет ответа. Действительно, люди часто ломают голову, почему Господь забрал того или иного человека так рано или послал им самим неизлечимую болезнь. Или просят продлить время их жизни здесь, на Земле. Но одно дело, если человек просит об этом, чтобы успеть приложить усилия для спасения души, а другое — если в выпрошенные у Бога дни он продолжит жить, ничего не меняя.
Так что же вы ответите нашей читательнице? Как ей пережить смерть своих близких?
Когда человек теряет близкого и приходит к священнику, его стараются утешить, оказать первую духовную помощь. Но у человека возникают вопросы, и разные священники отвечают на них по-разному. Поэтому по-христиански пережить смерть близкого можно только в одном случае: если дерзнуть все свои вопросы адресовать не батюшкам и не Священному Писанию, а самому Богу. Может быть, именно благодаря этим трагическим событиям произойдет встреча с Ним.
А когда человек встречается с Богом как с живым существом и осознает Его величие, большинство вопросов отпадают сами собой. Мы же чаще всего воспринимаем Бога лишь как некую инстанцию, у нас, к сожалению, огромный дефицит живого общения с Богом.
Именно поэтому опыт веры должен быть сугубо практическим — через церковные таинства. Ведь исповедь, причастие — это инструменты, которые помогают человеку в богообщении.
И нет смысла пытаться помочь усопшим, ставя рюмки на могилки или желая, чтобы земля «была им пухом». Надо налаживать живой контакт с Богом и принимать все события, даже такие скорбные, как потеря близких, — как повод для общения с Ним.
Источник
Можно ли умереть от счастья?
Совсем недавно в США произошел случай из разряда «я счастлива до смерти», когда 70-летняя американка умерла от остановки сердца через несколько часов после того, как в ее ресторан заглянул президент США Барак Обама. Женщина, которая не знала о предстоящем визите президента, была его большой поклонницей. Так могут ли люди умереть от счастья?
Как утверждают специалисты, такое возможно. Эмоциональное возбуждение может привести к сердечному приступу, инсульту и другим потенциально смертельным состояниям. Наш организм реагирует на возбуждение так же, как на ощущение страха или стресса, вырабатывая гормоны адреналина и норадреналина. Эти гормоны запускают реакцию «борьбы или бегства», что готовит нас к опасной ситуации. Однако слишком высокий уровень этих гормонов может быть опасным для сердца, мозга и других органов.
Сильный шок, будь-то положительный или отрицательный по своему характеру, может вызывать нерегулярное сердцебиение или остановку сердца. Это особенно опасно для людей с сердечными заболеваниями, у которых такая реакция может привести к сердечному приступу или инсульту.
Примеров того, как люди от большой радости и других переживаний уходили на тот свет немало.
1. В 2010 году мужчина из Тайваня умер от инсульта, после того как посмотрел фильм «Аватар».
2. Одно исследование показало, что у футбольных фанатов в немецком городе Мюнхене чаще наблюдались неотложные сердечно-сосудистые состояния во время игры сборной Германии на чемпионате мира по футболу 2006 года.
3. Оргазм может вызвать смертельный сердечный приступ, что случается примерно у 1 процента людей.
4. В 2009 году 12-летний мальчик из Великобритании пережил приступ астмы и сердечный приступ, когда открывал рождественский подарок.
На самом деле, такие случаи относительно редки, особенно среди здоровых людей. Чаще встречаются случаи, когда опасные для жизни состояния возникают на фоне отрицательных эмоций, таких как стресс, страх, печаль или при «смерти вуду»(термин относящийся к смерти из страха наказания сверхъестественной силы), или от «синдрома разбитого сердца» – сердечного нарушения, вызванного эмоциональной травмой.
Источник
Радоваться чужой смерти — это нормально или нет?
Чисто физиологически это нормально. Нам, как организмам, участвующим в естественном отборе, в борьбе за лучшие условия, довольно естественно испытывать радость от улучшения своего жизненного положения, а иногда это положение зависит от других людей и их жизни\сметри. Допустим, помрет бабушка, оставит квартиру, получу наследство. Или вот умрут те, кто меня обижал — так им и надо!
Таких ситуаций много — желать чужой смерти, радоваться чужой смерти это очень естественно и любой поймает себя на таком переживании хотя бы раз в жизни — не важно, расскажет об этом или нет. Другой вопрос — вопрос морали и этики.
Все-таки, будучи частью мира животных, реакции которых естественны и не замутнены представлениями о какой-то там духовности, мы при этом живем в том, что называется «культура». Это совокупность опыта. Кто-то давно заметил циклы в движении солнца, для него это, может быть, было эпохальное открытие, а мы усваиваем это с детства благодаря культуре. Все, что мы думаем, видим, делаем, чувствуем, формируется в культуре и кодируется в нее же. Мы в культуре как в матрице.
И в этой матрице именно «культурный» человек, читающий что-нибудь высокое, имеющий представление, допустим, о структуре Библии и т д, радуясь смерти другого, понимает, что это и горе — ведь его смерть есть напоминание о том, что все мы тоже умрем, умрет «Я», умрут любимые и близкие, умрут наши дети — возможно естественная и неопасная для окружающих радость о чужой смерти приобретает оттенок смерти собственной.
А может и не приобретает — культура широка, разнообразны и люди. В массовой культуре «нормально» радоваться смерти «плохих» людей. Все мы смотрим фильмы про то, как добрый герой убивает кучу злых бандитов, спасает мир — и потом праздник. Наши бабушки плакали над смертью Сталина, но при этом особенно радовались — и не могли не радоваться — Дню Победы, который подразумевает множество смертей. И это «нормально».
В общем, представления о норме различаются не только в культурах разных стран, но и среди разных профессий, разных социальных групп — и никакая из этих норм не будет хуже или лучше других, хотя — ясное дело — норма окружающих нас людей, авторитетов, близких будет нам понятна и близка, в отличие от нормы каких-нибудь других людей с совсем другой жизнью.
Можно (и в некоторых местах наверняка «нормально») радоваться чему угодно, даже собственной смерти — вопрос в том, кто ты — а это вопрос к тому, что мы испытываем реально, «внутри», а не к тому, что мы видим вокруг.
Источник