Человек не может жить один высшее счастье радость человеческая общение с другими людьми

2. КАК ВОСПИТЫВАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В ЧЕЛОВЕКЕ

Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая — общение с другими людьми. Каждый твой шаг, каждое слово, даже взгляд, даже то, как ты открыл глаза или поднял руку, — всё это отзывается в сердце другого человека.

Встреча с человеком не проходит бесследно, он входит в душу, человек привязывается к другому человеку, переживает ни с чем не сопоставимую радость открытия человеческого мира.

Дети каждый день встречаются друг с другом у школьного здания, в коридоре, в классе. Они смотрят друг другу в глаза, доверяют друг другу свои тайны, спорят, радуются, огорчаются, бывает — дерутся, уносят свои большие и маленькие обиды. За будничными делами порой теряются тонкости человеческих отношений. Воспитатели, не забывайте, что понимать эти отношения — ваш первый долг. Как видит каждый ваш питомец человека, что он открывает в нем, что оставляет в другом человеке и что оставляет в своем сердце от других людей — это во сто крат важнее, выполнил он или не выполнил сегодня домашнее задание. В сущности, воспитание является длительной, многолетней подготовкой маленького человека к постижению истины: Человек — высшая ценность. Постижению не потребительскому, не для себя, а для людей. Одна из тонких граней педагогического мастерства — творить в своем питомце потребность в человеке, готовить маленького гражданина к тому, чтобы он умел быть верным другому человеку.

Одна из самых тонких сфер духовной жизни человека — верность долгу человека перед человеком. Не может быть и речи о формировании патриота, преданности идеям и идеалам, если в детстве, в отрочестве, ранней юности конкретный человек не стал для вашего питомца единственно дорогим, если он не отдал силы своей души для радостей другого человека. В этой книге много раз будут повторяться слова долг, долженствование. Задача воспитателя заключается в том, чтобы каждый его питомец уже в детстве приобрел нравственный опыт долженствования в глубоко личных отношениях с другим человеком. Поменьше трескучих фраз о любви к человеку вообще, побольше конкретных дел, сердечного участия в жизни, в творении радостей — вот что должно стать правилом нравственного воспитания. Очень опасно, когда добро творится напоказ; оказывая помощь товарищу, ребенок заранее рассчитывает на похвалу, поощрение. Нередко о хорошем поступке пишут в стенгазете, учитывают добрые дела в соревновании пионерских отрядов. Так воспитываются лицемеры и бездушные, бессердечные люди. Идеал воспитания в том, чтобы отдача духовных сил во имя человека хранилась в сердце как нечто сокровенное и неприкосновенное. Чувство потребности в человеке по самому характеру своему — одно из наиболее стыдливых чувств. Л. Н. Толстой считал стыдливым даже чувство патриотизма (см.: Толстой Л. Н. Собр. соч. Т. 12. М., 1973. С. 99).

Источник

Человек не может жить один высшее счастье радость человеческая общение с другими людьми

Благостное материнство запись закреплена

Мудрость В. А. Сухомлинского:

Большое зло — корыстолюбие. Корыстолюбивый не может быть ни правдивым, ни принципиальным, ни мужественным, ни верным своему долгу. С малых лет учись жить бескорыстно.

Скупость обедняет человека, превращает в эгоиста и приобретателя.

Вещи существуют для того, чтобы служить человеку, а не порабощать его.

В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание.

В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу.

Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

Без чистоты интимных чувств немыслима чистота чувств гражданских.

Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, — главная причина отсутствия свободного времени.

Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.

Эгоизм — это первопричина рака души.

Влюбленный в себя не может быть способным на подлинную любовь. Эгоизм — это страшный порок, отравляющий любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи.

Думать только о себе, только о своем благе — это значит быть скотиной.

Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей.

Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства.

Мужское достоинство состоит, в частности, в том, чтобы не быть нахлебником.

Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордости, достоинства — это камень, на котором оттачивается тонкость чувств.

Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.

Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем,

Подлинная гуманность означает прежде всего справедливость.

Там, где есть строгость и требовательность женщины, девушки, юноша становится настоящим мужчиной.

Человек лишь тогда по-настоящему дорожит жизнью, когда у него есть нечто неизмеримо дороже собственной жизни.

Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом — значит самому стать безнравственным человеком.

Неразумное, холодное, равнодушное слово может обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение, потрясти, ошеломить.

Искусство — это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного.

Читайте также:  Ведущая твц настроение ирина сашина инстаграм

Книга — один из важнейших источников радости мышления.

Чтение — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли.

Подлинная самокритика — это голос совести.

Большое зло — лицемерие, угодничество, приспособленчество. Умей распознавать это многоликое зло, будь нетерпим и непримирим к нему.

Любовь — это не только восторженное любование, наслаждение красотой, созданной для тебя, но и бесконечное творение красоты в любимом человеке.

Нравственное невежество и дикость в сфере любви приносят нашему обществу огромный вред. Тот, кто считает любовь только удовольствием, рождает горе, несчастье, слезы.

Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.

Без поисков и находок, а следовательно, и без напряжения сил немыслимы увлеченность, вдохновение.

Убеждения по самой своей природе не могут быть бездеятельным духовным богатством.

Самое трудное — мужество повседневного, многолетнего труда. Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему.

Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств.

Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.

Первое гражданское чувство — чувство создателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Невежество, убогость ума и чувств становятся в наши дни моральным пороком.

Не может быть коммунистической морали без элементарной человечности.

Богатство общества складывается из многообразия составляющих его индивидов, потому что высшая цель воспитания — сам человек.

Забота о воспитательной силе коллектива — это забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива, о богатстве отношений.

Коллектив — это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей.

Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая — общение с другими людьми.

Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть.

Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.

Любого работника — от сторожа до министра — можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно.

Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.

Ребенок ненавидит того, кто бьет.

Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети.

Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед людьми — это твоя подлинная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного человеческого счастья — свободы.

Отчитываться перед своей совестью несравненно труднее, чем перед другим человеком. Если ты наедине с самим собой делаешь что-то плохое и полагаешь, что об этом никто не узнает, — ты ошибаешься. Прятаться от людей — низость, прятаться от себя — низость, помноженная на подлость и лицемерие. Будь предельно честен наедине с самим собой.

Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастье других.

Наивысшее личное счастье — бороться за что-то более значительное, чем личные интересы.

Человек таков, каково его представление о счастье.

Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество.

Поставь над собой 100 учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь заставлять себя и сам требовать от себя.

Источник

КАК ВОСПИТАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В ЧЕЛОВЕКЕ

Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая — общение с другими людьми. Каждый твой шаг, каждое слово, даже взгляд, даже то, как ты открыл глаза или поднял руку, — всё это отзывается в сердце другого человека. Встреча с человеком не проходит бесследно, он входит в душу, человек привязывается к другому человеку, переживает ни с чем не сопоставимую радость открытия человеческого мира.

Однажды мы вошли в лес. В зарослях деревьев пришлось в одном месте идти узенькой тропинкой. Один из мальчиков споткнулся: в стороне от тропинки была ямка. Мы остановились. Я посоветовал детям: засыплем ямку, ведь она рядом с тропинкой. Дети спросили: зачем мы ее засыпаем, ведь больше сюда мы никогда не придем. Это событие заставило задуматься над многоликостью эгоизма. За 35 лет работы с детьми произошло на моих глазах несколько событий, которые я использую для того, чтобы учить жить для людей. На детей производят большое впечатление рассказы об этих событиях.

Идеал этического воспитания в том, чтобы чувство брезгливости не позволило маленькому гражданину перешагнуть ту черту, за которой начинается унижение человеческого достоинства. Как нежная ткань тела не переносит раскаленного железа, так для юной души чуждым должно быть даже представление о том, чтобы своим равнодушием затруднить жизнь другого человека, заронить в его сознание мысль о том, что каждый живет для себя. Детство, отрочество ваших питомцев не должны быть спокойными и беззаботными — лишь при этом условии юность станет долженствующей и гражданственной. Я всегда считал исключительно важным то, чтобы уже в детстве каждый мой питомец переживал заботы, тревоги, волнения оттого, что кому-то в мире сейчас трудно. Радости лишь тогда облагораживают детство, когда маленький человек испытал счастье, облегчив чью-то участь, судьбу, жизнь.

Читайте также:  Пути решения проблем стресса

Однажды я получил от старой учительницы тревожное письмо: в маленьком городке на берегу моря живет десятилетняя девочка Ира. Тяжелая болезнь приковала ребенка к постели. Ира успела до болезни научиться читать и писать. Но теперь ее мир ограничен окошком, видом на далекие горы и вечным шумом морских волн. У девочки единственный родной человек — бабушка, оставляющая внучку на несколько часов, когда она уходит на работу. Ира любит рисовать, но ей тяжело держать не только альбом, но и карандаш. Ежедневно она могла прочитать 2—3 страницы. Девочке нравятся сказки о птицах и зверях, но сказок этих очень мало. Обо всем этом я рассказал детям, показал им и фото: на снимке — огромные задумчивые глаза Иры.

Мне хотелось, чтобы дети мои почувствовали: где-то живет человек, которому невыносимо больно, трудно. Ведь каждый человек — маленькая частица человечества, частица нашего народа, и, если хоть один человек страдает и гибнет в одиночестве, самое отдаленное горе стучится в дверь дома, имя которому — человечество.

Мы составили письмо Ире. Я постарался, чтобы каждый ребенок вложил в это письмо свое слово и свое чувство. Я написал Сказку о Жаворонке; письмо и сказку отослали в маленький городок на берегу теплого южного моря. Через несколько дней получили ответ бабушки; в письме этом было несколько слов и от Иры. Письмо и обрадовало, и опечалило нас. Мои дети близко к сердцу приняли рассказ бабушки о том, как живет Ира. Они поняли, как трудно живется этому маленькому человеку, какую стойкость и какое мужество он проявляет, насколько богат его внутренний мир. Детей поразили рисунки Иры и подписи к ним — по существу это были маленькие поэмы в несколько слов. Каждому захотелось что-нибудь нарисовать и послать девочке. Мы отправили целую серию рисунков, я написал девочке еще несколько сказок.

Несколько лет мои питомцы жили заботами и тревогами о человеке, которому жить невыносимо трудно. Я уверен: какую бы радость ни переживал каждый из моих питомцев, самое светлое чувство всегда окрашивалось мыслью: где-то смотрят на мир эти огромные серые глаза, в которых и боль, и надежда на то, что ни один человек не может оставаться одиноким. Благодаря этой мысли мои питомцы становились воспитуемыми, и чем богаче, многограннее было наше общение — общение учителя и детей, тем ярче выражалось это качество —воспитуемостъ — в чуткости к каждому моему слову.

Источник

Урок по ОРКСЭ «Дружба»

Выбранный для просмотра документ Материал к уроку.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

КАКИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА У МЕНЯ ВЫЗЫВАЮТ ИНТЕРЕС К ЧЕЛОВЕКУ?

Достоинство, щедрость, доброта, надёжность, правдивость, ответственность, открытость, сочувствие, вежливость, честность, участливость, желание помогать, сострадание, жизнерадостность.

Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая — общение с другими людьми.

В.А.Сухомлинский «Самое важное- это заставить себя чувствовать»

— Нелёгкое дело — заставить себя говорить. Ещё труднее — заставить себя молчать. И ещё труднее — заставить себя думать. Но самое трудное — это заставить себя чувствовать.

Как выражать привязанность и интерес? * улыбаться; * кивать; * смотреть друг другу в глаза; * спрашивать и отвечать на вопросы друг друга; * произносить слова “ Ты мой друг. Ты мне нравишься”, “Я думаю, что ты замечательный человек” и т.д.

Как выражать одобрение? * Спасибо! * Отличная работа! * Я беспокоюсь о тебе и хочу тебя услышать. * Твои дела лучше с каждым днём. * Спасибо за помощь. * Спасибо за доброе отношение. * Я думаю, у тебя получится. * Мне очень нравится, что ты помогаешь другим. * Мне твоя работа (рисунок) очень нравится и т.д.

Как вы можете оценить своё общение с людьми? — Может кто-то за себя порадоваться? Чему? — Может быть, кто-то огорчился? Чему? — Может быть, кто-то задумался? Над чем?

Д/з – Написать письмо благодарности для самого верного человека в своей жизни. Подобрать пословицы о дружбе.

Спасибо за работу. Спасибо за внимание.

Выбранный для просмотра документ Урок по ОРК иСЭ.doc

Урок по ОРКиСЭ на тему:

(Как воспитывать потребность в человеке. Как проявлять интерес к другому человеку)

Кляшторная Ольга Ивановна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 5, г. Муравленко

ТЕМА: Дружба. (Как воспитывать потребность в человеке. Как проявлять интерес к другому человеку.)

довести до сознания детей, что высшая человеческая радость в общении с другими людьми;

прививать учащимся правила эффективного общения;

воспитывать уважительное отношение друг к другу;

развивать навык коммуникативного общения.

ОБОРУДОВАНИЕ: листочки для индивидуальной и самостоятельной работы, ручки, слайды по материалам урока.

I. Организационно-психологический момент.

1. Вступительная беседа.

— С каким настроением вы пришли в школу?
— С какими ожиданиями пришли в школу?
— Что хорошего вы ждёте от общения друг с другом?
— При общении друг с другом что вас привлекает?

Читайте также:  Без грусти не бывает радости

(Желательно, чтобы дети давали следующие ответы: умение слушать, умение и желание поддерживать разговор, заинтересованность, искренность, внимание и т.д. Если дети затрудняются отвечать, учитель помогает наводящими вопросами.)

2. Упражнения на релаксацию.

1. Встаньте, посмотрите на солнце. Покажите, как вы защищаетесь от ярких солнечных лучей.
2. Представьте, что вас поливают из шланга тугой струёй воды. Как вы защищаетесь?
3. Вы нечаянно опустили палец в кипяток. Какая реакция будет у вас?
4. Последнее упражнение — стряхните воду со своих рук.

II. Подготовка к усвоению новых знаний.

— Мы с вами начали непринуждённое общение, вы зарядились положительными эмоциями.

— Сейчас подумайте и напишите на листочках ответ на вопрос (индивидуальная самостоятельная работа, вопрос на экране)

КАКИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА У МЕНЯ ВЫЗЫВАЮТ ИНТЕРЕС К ЧЕЛОВЕКУ?

( достоинство, щедрость, доброта, надёжность, правдивость, ответственность, открытость, сочувствие, вежливость, честность, участливость, желание помогать, сострадание, жизнерадостность)

После самостоятельной работы дети озвучивают свои ответы, а на экране — слова.

— Какие черты характера наиболее важны с вашей точки зрения?

III. Усвоение новых знаний.

1. Учитель читает слова на экране:

Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая — общение с другими людьми.

— Вдумайтесь и послушайте рассказ В. Сухомлинского

«САМОЕ ВАЖНОЕ – ЭТО ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ ЧУВСТВОВАТЬ» (на экране)

В третьем классе Генка получал одни пятёрки, решал задачи быстрее всех, писал лучше всех.

Но не любили товарищи Генку: слишком уж выставлял он напоказ свой ум. Ответит на вопрос учительницы и так посмотрит на класс, будто говорит: “Я самый умный”.

Весною класс собрался в поход. Радовались дети: сколько удовольствий даёт им путешествие и ночёвка в лесу!

Думали-гадали, как обед готовить, как ночлег устроить и решили: на двоих ребят надо брать одно одеяло и одну миску. Быстро разобрались по парам. А с Генкой никто не хочет ни одеяла одного брать, ни из одной миски обед есть.

Заплакал Генка, подошёл к учительнице и говорит:

— Я же никому слова плохого не сказал… За что же меня невзлюбили?

— Нелёгкое дело — заставить себя говорить. Ещё труднее — заставить себя молчать. И ещё труднее — заставить себя думать. Но самое трудное — это заставить себя чувствовать.

— Как же мне заставить себя чувствовать? — спросил Генка.

— Надо видеть людей другими глазами. Ты радуешься, что ты умнее всех. А надо горевать, что нет умнее тебя. Потому что каждый, считающий себя самым-самым, становится в конце концов одиноким.

— Спасибо за науку, — сказал Генка. — А в лес мне как же – идти с товарищами?

— Иди. Бери своё одеяло, свою миску и начинай свою новую жизнь. Открывай глаза на людей и учись видеть их по-другому.

2. Общение с детьми — дети высказывают свои мысли вслух ( не надо никаких вопросов).

IV. Первичное закрепление.

1. Знакомство с основными способами эффективного общения (Работа выполняется в парах и сопровождается упражнениями).

а) Как выражать привязанность и интерес? (вопрос на экране)

— Напишите на листах, что нужно делать для того, чтобы с тобой было приятно общаться.

— Обсуждение (Дети предлагают свои варианты и обобщают ответы по ответам на экране, ответы появляются по щелчку ).

* улыбаться;
* кивать;
* смотреть друг другу в глаза;
* спрашивать и отвечать на вопросы друг друга;
* произносить слова “ Ты мой друг. Ты мне нравишься”, “Я думаю, что ты замечательный человек” и т.д.

— Поупражняйтесь в этом друг с другом. Не стесняйтесь это использовать.

б) Как выражать одобрение? ( вопрос на экране)

— Напишите на листах, что нужно делать для того, чтобы с тобой было приятно общаться.

— Обсуждение (Дети предлагают свои варианты и обобщают ответы по ответам на экране, ответы появляются по щелчку ).

* Спасибо!
* Отличная работа!
* Я беспокоюсь о тебе и хочу тебя услышать.
* Твои дела лучше с каждым днём.
* Спасибо за помощь.
* Спасибо за доброе отношение.
* Я думаю, у тебя получится.
* Мне очень нравится, что ты помогаешь другим.
* Мне твоя работа (рисунок) очень нравится и т.д.

— Поупражняйтесь. Поблагодарите друг друга за работу.

-Что вы можете добавить к тому материалу, который подготовила я?
— Как вы можете оценить своё общение с людьми? (на экране)
— Может кто-то за себя порадоваться? Чему? (на экране)

— Может быть, кто-то огорчился? Чему? (на экране)

— Может быть, кто-то задумался? Над чем? (на экране)

V. Подведение итога.

Инсценирование рассказа В. Сухомлинского “Одинаковые” (предварительно подготовленные дети)

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе маленькие, розовощёкие, очень походили друг на дружку. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, учились девочки на одни пятёрки.

— Мы во всём- во всём одинаковые, с гордостью говорили девочки.

Однажды Соня прибежала и говорит:

— Я получила пять, а Вера – три. Мы уже неодинаковые.

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом грустно сказала:

— Да, ты стала хуже.
— Я? Но ведь три получила не я!
— Три получила Вера, но она получила, потому что болела. А ты обрадовалась — это очень плохо.
— Права ли мама Сони?
— Будет ли общение с вами приятным, если вы будете придерживаться правил, с которыми мы познакомились?

VI. Д/з – Написать письмо благодарности для самого верного человека в своей жизни. Подобрать пословицы о дружбе.

Источник

Оцените статью