- Развитие чувств
- Высшие чувства личности и их формирование в современных условиях
- Понятие и виды высших чувств личности, возрастные этапы их формирования. Эстетические и моральные переживания, определение мировоззрения. Влияние содержания и организации деятельности человека на развитие и силу интеллектуальных и эстетических чувств.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Введение
- Глава 1. Понятие и виды высших чувств
- 1.1 Возрастные этапы формирования чувств
- 1.2 Формирование высших чувств
- Помимо примитивных крайностей он способен испытывать целый ряд чувств, являющихся в некотором смысле сочетанием или смесью удовольствия и страдания; он переживает такие чувства, как надежда, тревога, отчаяние, чувство безысходности, раскаяние, печаль. По мере усложнения душевных структур взрослый человек познает «сладкую печаль», радости, отмеченные страданием, . «необычное сплетение грусти и веселья», мрачные минуты его неудач осветляются лучами надежды, а моменты триумфа и торжества омрачаются сознанием тщетности человеческих стремлений, недолговечности и зыбкости всех достижений.
- Издавна возникло представление о трехчленной структуре психической жизни: ум, воля и чувство. Историки психологии отмечают — в прошлом большое внимание уделялось познавательным и волевым процессам, а исследование эмоциональной жизни оставалось уделом поэзии и музыки. Сегодня этой проблемой занимаются научные коллективы психологов.
- Переживаемые отношения человека к предметам и явлениям, чувства носят личностный характер, несут информацию об объектах, связаны с жизнедеятельностью организма. Чувства возникают в коре больших полушарий мозга. Их отличительная черта — полярность. Существуют две первичные и фундаментальные формы чувства — удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают и определяют в некоторой, хотя бы незначительной, степени все устремления организма. Удовольствие является следствием и знаком успеха, страдание — неуспеха и фрустрации. Возможно, что примитивные удовольствие и страдание были альтернативами друг друга взаимоисключающими, но с развитием познавательных функций мозг одновременно схватывает разные аспекты объектов и ситуаций, вызываемые предвосхищением или воспоминанием. Организм испытывает удовольствия и страдания одновременно.
- Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми; они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира. Динамизм чувств по-своему связан со всей системой ощущений и интуитивного указывания человека; эта система пронизывает собой сознание и в каждом отдельном случае образует конкретную специфику переживания. Одна из сторон проявлений чувств — различение их модальности, качества переживания. Общепринятой классификацией видов чувств психология не располагает, принято выделять интеллектуальные, эстетические и нравственные чувства.
- Различение в составе человеческого существа трех реалий — тела, души, духа — принадлежит религиозной (христианской) антропологии. Эта точка зрения настаивает на необходимости целостного видения человеческой природы. Научная психология (в исследовательской, теоретической части) лишь присматривается, осторожно примеривается к духовной ипостаси человека, существование которой в отечественной психологии из идеологических соображений ещё недавно отрицалось. Сегодня ситуация меняется Заззо Р. Стадии психического развития ребенка // Развитие ребенка / Под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1968. С. 131 .
- Психология интенсивно осваивает наследие религиозной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников духа; расширяет опыт работы с субъективным миром человека. В отечественной психологии работами Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, Б.В. Ничипорова, Ф.Е. Василюка и другими, предпринимаются попытки заложить основы подлинно духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его жизни.
- Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение к процессу познания, его успешности и неуспешности. В психологии выявлены глубокие связи между мыслительными и эмоциональными процессами, развивающимися в единстве. В процессе познания человек постоянно выдвигает гипотезы, опровергая или подтверждая их, ищет наиболее правильные пути решения проблемы. Поиски истины могут сопровождаться чувством сомнения — эмоциональным переживанием сосуществования двух или нескольких конкурирующих в сознании субъекта мнений о возможных способах решения проблемы. Чувство уверенности в справедливости идеи, в истинности того, что познал человек, является поддержкой для него в трудные минуты борьбы за претворение в жизнь убеждений, к которым он пришёл путём активной познавательной деятельности.
- Эволюция человека как мыслящего существа, возникновение и развитие сознания, которое отличает нас от животных, отразились в организациях мозга: в его древних слоях — стволе, который заведует рефлексами и гормонами, а также в лимбической системе, управляющей аффектами и эмоциями. Способы обработки информации, накопленный жизненный опыт, цели и мотивы поведения — всё это почти целиком находится на территории бессознательного. Согласно современным представлениям, бессознательное — глубинная сфера психики, сложный комплекс генетических предрасположенностей, врождённых и приобретённых автоматизмов. Детское бессознательное — ядро планеты Человек. О роли, которую младенческий опыт играет в становлении личности, одним из первых заговорил З.Фрейд. «В этом смысле Фрейд был почти пророком, — говорит Г. Рот. — Сегодня эти его идеи подтверждены экспериментально». Лимбическая система может перерабатывать и сохранять эмоциональные переживания уже в материнской утробе.
- Возникшая в ходе эволюции кора головного мозга, управляет, сознательным мышлением, здесь базируется наше сознание. Бессознательная память о нашем прошлом опыте, как выражается американский исследователь Джозеф де Ду, «берёт в заложники рациональную часть мозга». Любая мысль, прежде чем оформиться в сознании, проходит обработку в лимбической системе. Там она эмоционально окрашивается и только затем согласуется с разумом. Бессознательное — недремлющий цензор, который может дать добро или наложить запрет на наши действия.
- С раннего детства человека влечёт к новому и неизвестному — это основа познания и освоения окружающего мира, а значит и важного свойства человека — интеллекта, способности к познанию. За процесс обучения «отвечают» мозговые центры поощрения и удовольствия. Если мозг ученика управляется «модусом страха», он находится под особым влиянием миндалевидного ядра в лимбической системе головного мозга. «Активность» миндалины направляет мышление на то, чтобы избавиться от источника страха. Мыслить творчески в таком режиме невозможно, мозг начинает придерживаться простейших схем, и с усваиваемым материалом в память врезается чувство досады. «Люди учатся лучше, если учение им в радость», — к такому выводу пришёл профессор психиатрии из Ульма М. Шпитцер.
- Высшим продуктом мозга является мышление, которое связано с деятельностью биологического аппарата, его эволюцией и с общественным развитием человека. Результатом процесса мышления является мысль. Способность мышления к опосредованному отражению действительности выражается в способности человека к акту умозаключения, логического вывода, доказательства. Эта способность чрезвычайно расширила возможности человека. Она позволяет, отталкиваясь от анализа фактов, доступных непосредственному восприятию, познать то, что недоступно восприятию с помощью органов чувств. Благодаря этой способности Галилео «закруглил» Землю, Коперник «выселил» человека из центра Вселенной, Фрейд объявил бессознательное господином «Я». А Эйнштейн принёс людям нечто вроде утешения: да, мы всего лишь существа маленькой планеты где-то на обочине Вселенной, но, несмотря на всё это, человек велик, он способен проникнуть в тайны мироздания благодаря силе своего мышления. Это он, человек, всеми доступными ему, исторически сложившимися способами осваивает и очеловечивает действительность Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. .
- Нейробиологи и психологи утверждают, что мозг хранит информацию в виде сетевой структуры. Новые знания «встраиваются» в уже сложившуюся сеть, либо формируют новую «паутину». На современном эволюционном этапе развития мозг воспринимает и обрабатывает части и целое параллельно — в их внутренней взаимосвязи. Он работает с информацией как поисковая машина и как конструктор. Какую конструкцию он сложит — зависит от индивидуальных интересов, качеств и опыта каждого человека. Во взаимодействии этих процессов роль чувств состоит в том, что они выступают как регулятор интеллектуальной деятельности. Как в филогенезе, так и в онтогенезе развитие чувств происходит в единстве с познавательной деятельностью человека, которая порождает у него эмоциональный отклик, переживания, связана с оценкой процесса познания и его результатов.
- Некоторая степень эмоционального качества, называемого интересом, всегда сопровождает побуждение или желание исследовать и лучше освоить какой-либо объект; интерес, не связанный с таким побуждением, просто невозможен. Процесс исследования ведет к проникновению в природу объекта, а это, в свою очередь, может вызвать страх — качество, всегда сопровождающее побуждение вовремя избежать опасности или желание удалиться от объекта. Но с появлением этого нового побуждения и характерного для него эмоционального качества интерес вовсе не обязательно вытесняется или задерживается; побуждение к исследованию может сохраниться наряду с побуждением удалиться, и в этом случае мы переживаем эмоциональное качество, которое обнаруживает сходство, как с интересом, так и со страхом, и которое возможно представлять как смесь этих двух первичных качеств Батуев А.С., Таиров О.П. Мозг и организация движений. Л.: Наука, 1978. .
- Инстинкты и ассоциации, в их сложной форме, входят в состав психики человека, образуя очеловеченный биологический фундамент его сознания, интеллектуальной деятельности. Природа и структура человеческой психики таковы, что собственные сознательные действия уже на самых ранних этапах развития человека становятся предметом непосредственных наблюдений и осознания. В деятельной природе человека и его психики заложены предпосылки первоначального объяснения природных явлений по образцу сознательных человеческих действий. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность — скептицизм, неверие, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.
- Интеллектуальные чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой, способствующей глубокому проникновению в тайны бытия.
- Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и именуются высшими чувствами, ввиду того, что в них заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к действительности. В названии чувств «высшими» подчёркивается их обобщённость, стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным переживаниям, их специфический человеческий характер. Однако понятие «высшие чувства» несколько условно, т.к. к ним приходится относить и безнравственные чувства (себялюбие, жадность, зависть и др.), на самом деле это низменные эмоциональные проявления личности Анохин П.К. Эмоции и эмоциональные расстройства. — М.: Москва, 1966. — С.124 .
- Недостаток совести подрывает и расшатывает нравственную память (фундамент интеллекта). Монолит ума без «цемента совести» разваливается на фрагменты (интеллектуальные блоки). До времени они могут оставаться весьма крупными, если природные способности значительны, но умным (целомудренным) такой «интеллектуал» уже не будет. Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. «У одного человека — отмечал он — ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце, как будто поместилось в мозгу; этот страшно умён и способен на дело, да ничего сделать не может, потому что у него нет воли: а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит или вздор, или зло». Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния — это чувства патриотизма, любви к природе, людям, Родине.
- 1.3 Эстетические и моральные переживания, формирование мировоззрения
- Основные категории сознания архаичного человека сформированы мифологическими представлениями. В науке сложилось представление о мифах как о структурах, выражающих «необычную» реальность, как о символических системах. К.Г. Юнг считал, что это первичные формы, организующие психические содержания, схемы, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества — архетипы — функциональные структуры коллективного бессознательного. Результатом актуализации архетипов становятся архетипические идеи, формируется ценностное сознание человечества. Важнейшими понятиями ценностного сознания выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Эта система ориентаций играет важную роль в индивидуальном и общественном сознании. Современные взгляды на устройство Вселенной, и природу человека делают жесткие выводы об ответственности людей за все живое на земле. Искусство приводит к таким же заключениям, но в нем речь идет не о доказательстве, а об эмоциональном показе. Искусство может заставить нас прожить тысячи чужих жизней Дельгадо Х.М.Р. Мозг и сознание. — М., 1971. .
- Подобные документы
Развитие чувств
Личная определенность проявляется в устойчивой ориентации человека на определенную систему ценностей, а его чувства представляют собой то, как он оценивает человеческие существа. Чувства — это системы поведения, которые формируются по мере того, как человек научается взаимодействовать со значимыми другими.
Каждый индивид научается играть межличностные роли путем подражания или реагируя на модели. Он может учиться путем прямого участия во взаимодействии или путем замещающего участия, наблюдая взаимоотношения между другими людьми. Как данный индивид будет вести себя в определенных ситуациях, зависит от требований, которые предъявляют ему люди, с которыми он тут встречается. Каждый значимый другой обладает особой личностью, и существуют определенные способы обращения с ним, которые более целесообразны, чем другие.
Нельзя смешивать межличностные роли с конвенциальными ролями, как это сделал Фрейд в своей безупречной в других отношениях работе о формировании чувств. Излагая теорию эдипова комплекса, например, он пишет о влечении мальчика к своей матери и его неспособности успешно конкурировать с могущественным отцом. Но сети межличностных отношений сплетаются из реакций уникальных индивидов друг на друга: в одной семье доминирует отец, а в другой — мать, старший брат или гувернантка. Кроме того, в некоторых случаях эротические влечения могут быть гомосексуальными. Конечно, психоаналитики говорят о «фигурах отца» и «заместителях матери», но многие из их изысканий все-таки основываются на этноцентрических предпосылках. Малиновский давно указал, что принципы Фрейда могли бы получить большее применение, если бы они учитывали разнообразие систем родства. Было бы желательно даже пойти дальше и принять в расчет разные типы межличностных отношений внутри семьи.
Поскольку все дети зависимы от других, какого-то рода сотрудничество неизбежно. В кооперативных взаимодействиях индивид научается оценивать своих партнеров как желаемые объекты, как источник удовлетворения. Типичные переживания в таких ситуациях включают негодование против тех, кто не внес свою долю, озабоченность по поводу тех, кто поглощен мыслями лишь о своих личных целях, и благодарность по отношению к тем, кто вносит вклад, превышающий его конвенциальные обязанности. Фрейд считал, что все дети сначала эгоцентричны и научаются любить других людей лишь постольку, поскольку те полезны как средство, приносящее им удовольствие. Впрочем, ребенок научается любить других людей в зависимости от его индивидуального опыта сотрудничества. Тот, например, кто сталкивается с эгоистическими требованиями источника удовлетворения, может выработать условную и защитную ориентацию по отношению ко всем объектам любви.
Поскольку среди тех, кто состоит в устойчивой ассоциации, обязательно возникают конфликтующие интересы, враждебность также неизбежна. Именно в состязаниях всякого рода дети научаются оценивать других людей как фрустрирующие или даже опасные объекты и вырабатывают способы обращения с соперниками и врагами. Типичные переживания включают разочарование при поражении, радость при победе, уважение к способностям сильного противника, понимание важности честной игры. Формирование дизъюнктивных чувств зависит от того, как складывается судьба человека в ситуациях конкуренции, — от частоты успехов или интенсивности лишений. В родственном^ соперничестве значительно труднее состязаться с привлекательной сестрой, которая может получить все, что только захочет, чем иметь дело с упрямым братом, которого всегда считают виноватым. Агрессивность основывается на контрастных понятиях, и индивиды различаются по способности приписывать другим людям подлые мотивы. Способность к сильной ненависти развивается, вероятно, еще в раннем детстве. Некоторые из детей, которым дали кукол, представляющих различных членов их семей, разбивали их на мелкие куски.
Поскольку эгоцентрические импульсы детей должны быть обузданы, оказывается необходимым какого-то рода внешний контроль. В каждой группе кто-нибудь принимает на себя ответственность за координирование действий. Большинство родителей относятся к своим отпрыскам снисходительно, рассматривая их как милых, но неразумных, и стараются принимать за них важные решения. В то же время дети сами вступают в контакт с персонификациями, над которыми они могут господствовать, — более слабые и младшие дети, домашние животные, куклы и другие игрушки. Очень рано каждый ребенок вырабатывает способы подхода как к сильнейшим, так и к зависимым фигурам, и именно в таких ситуациях он научается оценивать людей как выше и нижестоящие объекты. Чувства формируются в зависимости от личности отца, старшей сестры, лидера шайки, инструктора бойскаутов, учителя или кого-нибудь другого, кто обеспечивает руководство.
Хотя только что описанные взаимодействия неминуемы, частота, с которой разные люди вынуждены принимать те или иные межличностные роли, различна. Отчасти этим и объясняется неповторимость чувств различных индивидов. Существуют различия в чувствительности, в типах персонификаций, которые обычно конструируются, и в способности эффективно играть межличностные роли. Когда ребенок очень избалован, он остается эгоцентричным; он считает само собой разумеющимся, что все на свете существует только ради него одного. Пользуясь психоаналитической терминологией, можно сказать, что при отсутствии адекватной авторитетной фигуры «сверх-Я» не развивается. Такие индивиды испытывают трудности в кооперировании с другими на равной основе и имеют тенденцию избегать такого рода контактов, где они могли бы научиться ценить альтруистические ориентации.
Важная черта ориентации каждого индивида по отношению к другим людям—социальная дистанция, на которой он обычно от них держится. Одни люди весьма непосредственны, другие, хотя они учтивы и деликатны, всегда сохраняют достаточную дистанцию. Может быть предложена гипотеза, что характерная для данного человека социальная дистанция устанавливается в результате приспособления к требованиям людей, с которыми он имел дело в своих первичных группах. Травмирующие переживания, следующие за искренним проявлением внутренних чувств, могут привести к величайшей осторожности в отношениях с другими людьми. Способность устанавливать близкие отношения с людьми, по-видимому, связана с определенным представлением о человеческой природе, с тем, рассматриваются ли человеческие существа как опасные или как источники удовольствия.
Чувства, которые сформировались в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты, придавая каждому человеку особый стиль подхода к людям вообще. Чтобы проверить гипотезу, будто людей привлекают персонификации, сходные с теми, которые обеспечивали удовлетворение в прошлом, было изучено 373 помолвленных или недавно сочетавшихся браком субъекта. Между супругом и родителем противоположного пола большого сходства не обнаружилось ни в физическом типе, ни в политических взглядах, но выявилась значительная взаимосвязь в складе личности: те, кто любил своих родителей, стремились подобрать для брака человека точно такого же типа, а те, кто не любил, обнаруживали тенденцию избирать противоположный тип. Некоторые психиатры утверждают, что ряд людей, в которых влюбляется человек, суть только многие трансформации единственного объекта любви, сформированного в ранней жизни. Некоторые реагируют на все авторитетные фигуры — учителей, полицейских, мастеров, сержантов — во многом так же, как некогда они реагировали на своих родителей. Кое-кто, по-видимому, в течение всей своей жизни переносит на других людей ненависть к своим родителям. Не случайно Бёрджес и Коттрелл обнаружили, что счастливые браки наиболее часты у детей счастливых супружеских пар. Шаблоны чувств, установившиеся в детстве, имеют тенденцию быть пронесенными через всю взрослую жизнь.
Важнее всего, что чувства переносятся на самого себя. Я-концепцию человек создает внутри социальной матрицы, и то, как он оценивает самого себя, зависит от того, как с ним обращались значимые другие.
Среди психиатров возрастает согласие в том, что развитие адекватного уровня собственного достоинства зависит от того, является ли человек объектом бескорыстной любви. Уважение к себе не основывается на успехе, и гордость не является автоматическим следствием способностей или красоты. Ощущение собственной ценности, по-видимому, зависит от спонтанной любви и уважения тех, с кем человек себя идентифицирует. Если его слова не подвергаются сомнению, его способности не умаляются и его суждения, может быть и незрелые, принимаются всерьез и поправляются без того, чтобы его унизить, человек в состоянии почувствовать, что он заслуживает уважение и доверие. Любовь должна быть безусловной. Тогда ребенок может ощущать себя как объект, ценный сам по себе, а не потому, что ему случилось на какое-то время быть послушным. И напротив, у человека вырабатывается низкий уровень собственного достоинства, если в детстве он являлся объектом дизъюнктивных чувств или собственнической любви. Родители, которые не уверены в себе, часто утверждают себя за счет принижения окружающих. Отец смеется над стремлениями ребенка, злорадствует при его неудачах и смотрит сквозь пальцы на успехи как на что-то незначительное. Другие родители снова и снова говорят ребенку, что он «плохой». Низкий уровень собственного достоинства может возникнуть также, если к ребенку подходят как к утилитарному объекту. Некоторые родители любят своего ребенка только тогда, когда он «хороший», когда он отвечает их требованиям. Некоторые видят в своих детях возможность осуществления собственных несбывшихся стремлений и с раннего возраста начинают готовить юнца для карьеры, к которой он не испытывает никакого интереса. Такие дети получают много преимуществ, но, стоит им потерпеть неудачу, они начинают мучиться угрызениями совести и убеждаются, что они никчемны.
Иногда родители душевнобольных оскорбляются, когда им говорят, что они недостаточно любят своих детей; они начинают указывать на материальные блага, которыми они их обеспечивали, и приводить примеры постоянного проявления своей любви. Но многие чувства бессознательны, и, если некоторые склонности остаются вне контроля, с ребенком последовательно обращаются как с источником лишений. Видимо, решающее значение имеют предпосылки, на которых основывается продолжительный ряд явных действий. Если разнообразные действия, направленные на ребенка, включая наказание, основываются на заботе о его благополучии, он, вероятно, будет в состоянии рассматривать себя как ценный объект.
Однажды сформировавшись, чувства приобретают свойство самоподкрепления. Всякий раз, как человек усваивает новую конвенциальную роль, шаблоны поведения несколько изменяются, но его характерные способы подхода к людям обычно остаются весьма стабильными. Каждый склонен строить персонификации, исходя из тех мотивов, которые кажутся ему правдоподобными, и он воспринимает в других людях то, что уже приготовился видеть. Чувство собственного достоинства формируется, когда человек еще очень молод, и не очень вероятно, что оно изменится последующими переживаниями успехов или неудач. Ощущение собственной неполноценности обычно ухудшает его способность к изменениям: тот, кто уверен, что он не достоин любви, столь одержим беспокойством, что окружает себя защитной оболочкой и не может стать достаточно близким к другим людям, чтобы узнать их действительные чувства. Тому, кто ощущает себя нелюбимым, трудно также любить других. Человек с низким уровнем собственного достоинства нуждается в уважении и любви, но он настолько поглощен тем, чтобы защитить самого себя, что неспособен любить кого-нибудь, за исключением объекта, приносящего пользу. Это говорит о том, что трудности могут продолжаться в нескольких поколениях, поскольку эгоцентрические родители неспособны на безусловные чувства.
Хотя характерные способы подхода к людям кристаллизуются в ранние годы, они не обязательно фиксируются на всю жизнь. Поскольку чувства формируются в первичных группах, любое резкое изменение в сети межличностных отношений, в которую вовлечен человек, может привести к каким-то изменениям. Каждый раз, когда новые люди вступают в его жизнь, или когда посторонний становится близким другом, или друг не оправдывает ожиданий, субъект узнает что-то новое о человеческой природе. Устойчивое взаимодействие с человеком, весьма отличающимся от тех, с кем прежде приходилось встречаться, может привести к новому взгляду на жизнь. Те, кто прежде был не способен к бескорыстной любви, могут быть побуждены к ней совершенно беспомощным и зависимым ребенком, с которым они себя тесно идентифицируются.
Ориентация каждого человека на его человеческое окружение формируется и поддерживается в социальном взаимодействии. Его чувства по отношению к самому себе и к другим людям организуются в то время, как он научается иметь дело с определенными людьми. С установлением новых межличностных отношений, особенно с появлением в критические моменты новых значимых других, человек может изменить свою картину мира и воспринять самого себя и своих товарищей в новом свете. Психоаналитикам уж никак не следовало бы утверждать, будто чувства не изменяются. Если бы это было так, для психотерапии оставалось бы мало возможностей. Однако, как указывал Фрейд, трансформация может иметь место только после того, как установится «перенесение» — специфичный контакт между пациентом и терапевтом.
Источник
Высшие чувства личности и их формирование в современных условиях
Понятие и виды высших чувств личности, возрастные этапы их формирования. Эстетические и моральные переживания, определение мировоззрения. Влияние содержания и организации деятельности человека на развитие и силу интеллектуальных и эстетических чувств.
Рубрика | Психология |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.08.2013 |
Размер файла | 102,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Высшие чувства личности и их формирование в современных условиях
- Введение 3
- Глава 1.Понятие и виды высших чувств 6
- 1.1Возрастные этапы формирования чувств 6
- 1.2 Формирование высших чувств 21
- 1.3Эстетические и моральные переживания, формирование мировоззрения 28
- Выводы по главе 1 36
- Глава 2.Определение уровня развития высших чувств на материале эстетической оценки 38
- 2.1Влияние условий и среды на формирование высших чувств 38
- 2.2Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности 43
- 2.3Влияние содержания и организации деятельности на развитие и силу интеллектуальныхи эстетических чувств 47
- Выводы по главе 2 62
- Заключение 65
- Список использованной литературы 68
Введение
Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучать и учитывать те изменения, которые претерпевают базовые характеристики личности в условиях современных общественных и социальных трансформаций. К таким базовым характеристикам относятся стремление к самосовершенствованию и идеалы, принятые личностью. От того, какой идеал, какой образец для подражания выбирает человек, во многом зависят его судьба и жизненный путь (К.А. Абульханова, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн). Содержание идеалов может меняться, но на определенном этапе оно задает направление личностного развития.
Знания о психике человека накапливались в течение тысячелетий. На протяжении истории человеческого общества люди прошли огромный путь в развитии психических свойств, явлений и способностей. Тысячелетия общественной истории дали в этом отношении гораздо больше, чем сотни миллионов лет биологической эволюции животных. Среди животных человек — вид, который находится на вершине одной из пирамид организменных информационных систем.
Исходным пунктом анализа психики как системы является общепринятое в психологии положение о целостности психики в норме. Существование, функционирование и развитие человека определяются генетической и социальной программами.
Реализация названных программ оказывается возможной благодаря информационному взаимодействию человека со средой и целенаправленному воздействию на нее.
Образ мира у человека отличается от образа мира, созданного в естествознании и обществоведении. Человеческие образы, представления и мысли, по выражению психолога А.Н. Леонтьева, пристрастны, они пронизаны эмоциями, чувствами, переживаниями.
Выражение «субъективный мир человека» имеет такой смысл: человеческое восприятие внешнего мира — это живое, эмоционально окрашенное восприятие, которое зависит от имеющихся у субъекта желаний, настроений, нередко приводящих к искажению истинной картины мира. Невозможно представить себе человека, лишенного чувств и переживаний. Наш внутренний опыт учит, что предметы, не вызывающие эмоционального отклика в нашей душе, оставляют нас равнодушными, воспринимаются как внешний фон.
Формирование чувств является необходимым условием развития человеческой субъективности. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался. Только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями и регуляторами деятельности.
В отечественной психологии проблеме идеалов личности (прежде всего — нравственных идеалов) традиционно уделялось большое внимание (работы Л.И. Божович, Б.Д. Эльконина, С.Г. Якобсон, Э.В. Чудновского, Б.С. Братуся, Н.И. Судакова, Т.А. Флоренской и др.). В западной психологической традиции эта тема также нашла свое отражение. При неправильном соотношении, непропорциональном развитии чувств возникает риск формирования невротического развития высших чувств. При так называемом «нормальном» уровне высших чувств человек получает удовлетворение от усердной работы, стремится к саморазвитию и улучшению результатов, оставаясь при этом способным принять факт наличия предела, личностного или ситуативного своего совершенства. При невротическом перфекционизме, человеку ничто не кажется достаточно совершенным. Глубоко укоренившееся чувство неполноценности и уязвимости ввергают его в круг саморазрушительных усилий, и всякое дело или задача превращаются в очередной угрожающий вызов.
Теоретическая гипотеза — Содержание идеалов личностей каждого из трех уровней развития высших чувств обладает своей спецификой.
Предмет исследования — содержание идеалов личностей с разным уровнем развития высших чувств.
Объект исследования — ученики 10 — 17 лет, учащиеся средних общеобразовательных школ.
Цель исследования — выявить и описать специфические особенности содержания идеалов испытуемых с разным уровнем развития высших чувств.
Содержание идеалов личностей с разным уровнем развития высших чувств различны по сложности, дифференцированности, продуманности, отрефлексированности и по характеру отраженных в них жизненных ценностей.
1. Провести эмпирическое исследование с одновременным использованием шкалы МПС для диагностики уровня развития высших чувств испытуемых и специально подобранной методики исследования идеалов личностей с разным уровнем развития высших чувств.
2. Соотнести уровень развития высших чувств с содержанием идеалов испытуемых.
Методологическую основу исследования составили общенаучные принципы познания; принцип единства сознания и деятельности; принцип субъектности; принцип системности; принцип развития, а также основные положения по проблеме идеала, сформулированные в работах С.Л. Рубинштейна (1976), Л.И. Божович (1968), А.В. Брушлинского (1988).
Глава 1. Понятие и виды высших чувств
1.1 Возрастные этапы формирования чувств
чувство личность эстетическое мировоззрение
Развиваясь в «пространстве-времени детства» человек становится «культурным человеком» в пространстве-времени вполне определенной культуры, внутри которой и происходит развитие. Эта координатная сетка зафиксирована в языке, в ритуалах обыденной жизни, в системе религиозных, моральных, исторических, других представлений народа и, не в последнюю очередь, в представлениях о возрастах жизни, в тех социальных институтах, которые эти возраста поддерживают, в системе воспитания и обучения подрастающего поколения, в знании о конечности земной жизни и идеях о смерти и возможном или невозможном бессмертии, в социальных ожиданиях, которые сознательно или неосознанно, явно или неявно адресуют ребенку окружающие его взрослые и общество в целом.
1.Первый год жизни, младенчество. Современные представления о природе психического в качестве едва ли не главной ее характеристики включают способность к антиципации, предвидению, «целестремительности», учету фактора будущего даже в простейших актах поведения простейших организмов Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М.: Медгиз, 1949. . Уже поэтому есть все основания полагать, что и у человека способность к предвосхищению событий и учету будущего в своем поведении должна фиксироваться в каких-то генетически заложенных механизмах, или, говоря словами Л.С. Выготского, исходно иметь форму некоторой натуральной психической функции Выготский Л. С. Конкретная психология человека //Вести. МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. № 1. С. 52-65. . В жизни человека нет такого периода, когда бы он был полностью лишен предвосхищающих схем. Новорожденный, открывая глаза, видит мир, бесконечно богатый различной информацией. Он должен быть готов, хотя бы частично, начать перцептивный цикл и подготовиться к приему последующей информации. Это предполагает наличие некоторых врожденных схем. Однако человек не имеет готовых знаний в духе платоновских идей. Врожденное знание оказалось бы не адекватно меняющимся условиям жизни. Люди должны познавать свой мир. Поэтому врожденны лишь самые общие схемы первоначальной организации и сбора информации, которые впоследствии детализируются во взаимодействии с окружением. Развитие антиципации уже в первые недели, месяцы жизни идет с невероятной скоростью. Весь ход развития представляется как переход от первоначально некоторой общей предвосхищающей схемы к последовательной ее дифференциации, конкретизации, наполнению новым содержанием в процессе взаимодействия с окружением. Бесспорным при этом полагается то, что развитие идет по путям, существующим во внешнем мире, но выбор возможных путей реализации потенциалов развития принадлежит самому человеку.
В свете этого последнего замечания важно посмотреть на внутренний мир ребенка первого года жизни с точки зрения развития его личности. Так, по мнению Л.И. Божович, уже с первых дней жизни «ребенок является не просто «реагирующим аппаратом», . но существом, обладающим хотя и очень диффузной, но все же своей индивидуальной психической жизнью. У него имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении), потребности, связанные с функциональным развитием мозга (например, потребность в новых впечатлениях), и, наконец, социальные потребности, проявляющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке». Можно думать, что гипотетически предполагаемые Л.И. Божович исходные эмоционально-потребностные состояния — это тот же самый лежащий в основе антиципации «прототипический механизм», который иногда называют избирательностью. Иными словами, это та «клеточка», с которой начинается развитие психики, личности и которая включает в себя и внешний и внутренний мир человека.
Есть серьезные основания полагать, что превращение этих исходных эмопионально-потребностных состояний, «прототипических механизмов» в культурные формы человеческой психики начинается буквально с первых реакций взрослого на проявления эмоционально-потребностных состояний новорожденного — реакций, которые эти состояния фиксируют. Нечто чрезвычайно важное в контексте обсуждаемых нами проблем происходит в жизни ребенка до (можно даже сказать: задолго до) его двухнедельного возраста, с которого психологи на материале зрительного восприятия начинают в эксперименте фиксировать реакции антиципации. Как показывают психофизиологические исследования, зрительный анализатор включается не сразу. Этому предшествует пренатальное созревание вестибулярного и слухового анализаторов, синхронизированное функционирование которых начинается с 12-й недели пренатального развития. Ктючевым фактором является при этом синхронизированный ритм движений и речи матери. Лишь на второй неделе после рождения на базе этого ритма происходит включение зрительного анализатора. До этого идет процесс синхронизации работы сенсорных отделов коры головного мозга, которая возможна лишь при одном условии — когда мать берет ребенка на руки, качает его и одновременно разговаривает с ним, напевает песенки, поддерживая уже имеющуюся у него синхронизацию работы вестибулярного и слухового анализаторов. С этим согласуется также мимика материнского лица — первого подвижного объекта, доступного зрительному восприятию младенца Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности / Отв. ред. Ю.М. Забродин. М.: Наука, 1980. .
Сегодня неоспоримо положение о характере материнской заботы как ключевом факторе развития в раннем онтогенезе и, в частности, в становлении индивидуального чувства времени. Именно в начинающемся с первых секунд жизни ребенка общении с матерью и происходит превращение натуральной функции антиципации в высшую психическую функцию. Происходящий на самых ранних этапах новорожденности переход от физиологического ритма существования эмбриона в материнском организме и непосредственной пренатальной общности «мать-ребенок» к ритму культурного взаимодействия матери и ребенка можно рассматривать как начало индивидуального культурного хронотопа человека.
В отечественной психологии интимно-личностное общение с матерью или другим заменяющим ее близким взрослым рассматривается как ведущая для этого периода развития деятельность, в которой, согласно деятельностной концепции, и формируются все основные новообразования этого возраста.
Роль ритмов физиологического функционирования и вызываемых ими кинстетических ощущений, служащих основой для дифференциации интервалов и, как следствие, возникновения представлений о времени, подчеркивают и психологи других школ и направлений, в частности представители психоанализа. При этом все они, а не только сторонники теории привязанности, подчеркивают решающую роль диалога «мать — ребенок», тех переживаний, которые характеризуют их отношения. В результате то, что было биологическим, становится психологическим.
Огромное внимание уделяет общению ребенка с матерью Э. Эриксон, полагающий, что от характера этого общения зависит то, возникнет ли у ребенка к концу первого года его жизни чувство базисного доверия — краеугольный камень витальной (т.е. живой, здоровой, активной) личности. В юности, на стадии становления идентичности, именно это будет определять такую важную сторону развития личности, как наличие четкой временной перспективы или, напротив, ее размытость, спутанность. Стимулы, которые взрослые адресуют ребенку, «как и пища, должны быть своевременны и нужной интенсивности; в противном случае готовность к восприятию у ребенка может смениться либо диффузной защитой, либо апатией».
На первом году жизни главная задана воспитания и состоит в том, чтобы дать возможность сформироваться этой способности удерживать потребностное состояние. Длительность удержания интенционального состояния может служить критерием развитости, зрелости ребенка первого года жизни. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопр. психол. 1971. №2. С. 37-49.
Воля как способность удерживать интенциональное состояние развивается не только тогда, когда отсрочка связана с кормлением, но и в других ситуациях взаимодействия взрослого с младенцем, например, в различных народных играх, которые доставляют большое удовольствие ребенку начиная с 7-8 мес. жизни, а также в играх, в основе которых лежат простые ритмические стишки, сопряженные с движениями ребенка. Они необходимы не только для синхронизации работы разных отделов коры головного мозга, развития межполушарных связей, установления единого ритма функционирования сенсорных и двигательных систем, но и для развития апперцепции, расширения временного горизонта. Если такие игры повторяются, то ребенок начинает «с замиранием сердца» ждать этого «сели» или «бух» и, следовательно, раздвигать границы антиципации, развивать свою «гипобулическую волю». В ситуациях с такими играми ее «культурный характер» представляется очевидным. К тому же можно добавить, что если отсрочка в ситуации кормления базируется на органической потребности в пище, то в описанных выше играх ситуации, развивающие антиципацию, задаются взрослым, буквально, по словам А.Н. Леонтьева, «производящим» новую потребность.
2.Ранний возраст. Все описания раннего возраста начинаются с рассказа о том, сколько возможностей открывает перед ребенком ходьба, которой он к началу второго года своей жизни овладел: она значительно расширила его возможности самостоятельно перемещаться в пространстве
и, высвободив руки, дала тем самым новые возможности для развития их умелости. Ведущая деятельность в этом возрасте — предметно-манипулятивная, т.е. включющая действия с самыми разными объектами, находящимися в доступном ребенку пространстве. Манипулируя с ложкой, чашкой, горшком, ребенок не только осваивает мир доступных ему предметов (кстати, в разных культурах разный), но и преобразует собственную моторику, делая ее культурно опредмеченной. В определенном смысле можно сказать, что ребенок встраивает свое тело в пространство предметного мира Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. .
Новообразование, возникающее к концу раннего детства и ярко проявляющееся в период кризиса трех лет, — «система я»; по Л.И. Божович, она знаменует и новый этап в развитии субъектности — осознание ребенком себя как субъекта собственных действий. Настаивая на справедливости нашей гипотезы, заметим, что возникновение Я в этом возрасте — это тоже выделение себя «в пространстве», отделение себя от других объектов.
3.Дошкольный возраст. В дошкольном возрасте вновь главным становится время, в первую очередь, будущее. Недаром Э. Эриксон называем параграф, посвященный этой стадии, — «Детство: антиципация ролей», вставляя в заголовок как главную характеристику стадии именно антиципацию, предвосхищение. А завершает он этот параграф формулой, характеризующей итог стадии: «Я есть то, чем, я могу вообразить, я стану».
Исследователи справедливо отмечают тот контроль за временем, который бывает непременно включен взрослыми в борьбу за приучение ребенка к туалету и другим режимным моментам. Однако речь в этих случаях идет о сравнительно коротких временных интервалах, в то время как в дошкольном детстве ребенку начинает открываться далекая временная перспектива всей его жизни, пусть пока смутная, нереалистичная и во многом оторванная от актуальной жизни.
Многие авторы в качестве одной из важнейших линий развития в этом возрасте выделяют знакомство с большим числом социальных ролей вследствие развития воображения. Как пишет Э. Эриксон, ребенок «старается представить себе возможные будущие роли и понять, о каких из них стоит повоображать». Расширяет временной горизонт ребенка и период отсрочки удовлетворения сексуальной потребности, что особенно подчеркивают сторонники психоанализа. «В этот «латентный» период ребенок вынужден признать тот факт, что, несмотря на все усилия представить себя в принципе способным на то же, на что способны мать и отец, ни сейчас, ни даже в достаточно отдаленном будущем нечего и стараться стать отцом в его сексуальных отношениях с матерью или матерью в ее сексуальных отношениях с отцом». Это, собственно, и порождает знаменитый эдипов комплекс. Запрет на инцест рассматривается как запрет, выдвинутый временем. Фрустрация усиливается, и параллельно растет когнитивное понимание времени. Все эти специфические когнитивные и эмоциональные факторы сознательно и бессознательно перерабатываются и интегрируются. В результате время начинает играть в воображении роль могущественной фрустрирующей силы.
Определенные переживания, связанные с отсрочкой, прежде всего. кормления, как мы отмечали выше, возникают в онтогенезе достаточно рано, но только в дошкольном детстве (в фаллической, эдиповой фазе) субъективное переживание отсрочки, отношение к ней простирается на столь длительный — вплоть до представлений о событиях взрослой жизни — срок.
Вообще следует сказать, что в психоаналитических интерпретациях рассматриваемого периода детства проблеме времени уделяется достаточно много внимания, прежде всего, как уже было сказано, в связи с эдиповым комплексом и постулируемым психоанализом сложным отношением ребенка к родителям своего и противоположного пола. Действенным фактором здесь становится не только «материнское время» (как на предшествующих стадиях развития), но и «отцовское время»: оба родителя оказывают значительное влияние на отношение ко времени в эдипов период.
Все же большинство психологов, признавая ключевую в развитии дошкольника роль семьи с той системой взаимоотношений, которые складываются между ее членами и которые ребенок имеет возможность наблюдать, не склонны сводить ее лишь к эдиповой проблематике. Так, фактом огромной важности для развития идентичности ребенка Э. Эриксон называет то, что «родители собственным примером, рассказами о жизни и о том, что для них значит великое прошлое, передают детям этого возраста страстно заряженный этос действий в форме идеальных типов людей или техник, настолько чарующих, что они способны заменить детям героев волшебных сказок».
Некоторые авторы полагают, что первоначально современные дети западной цивилизации усваивают представления о времени как о времени циклическом и лишь позже — в дошкольном детстве — переходят к представлению о линейности времени: «Освоение представлений о времени и пространстве, согласующихся с современной западной культурой, требует перехода, который для некоторых детей оказывается трудным: от более ранней идеи времени, определяемой повторяющимися событиями — зима и лето, день и ночь, ланч и отход ко сну, — к более поздней концепции линейного времени. Воспроизводящиеся последовательности без отчетливого линейного движения, выражающие время для маленького ребенка, подобны мифопоэтическому времени, которое описывают археологи». Когнитивное развитие, совершенствование речи, расширение сознания, помноженные на «неограниченную любознательность» ребенка «от трех до пяти», приводят к тому, что ребенок-дошкольник очень многое узнаёт о времени: «вчера» и «завтра», «через неделю» и «летом», «подожди минуточку» и «никогда», «воскресенье» и «когда вырастешь» — все эти слова дошкольник вполне сознательно и довольно точно соотносит с определенными временными интервалами, понимает их в речи других людей и осмысленно использует сам.
Острым для большинства детей оказывается разрыв циклического времени в тот момент, когда они осознают факт конечности человеческой жизни вообще и своей собственной в частности. С момента осознания факта неизбежности своей смерти, возможно, и следует начинать отсчет того, что называют обыденной жизнью во времени. По-видимому, именно этим моментом следует датировать не просто начало временной перспективы как любых репрезентаций будущего, а именно репрезентацию жизненной перспективы как времени своей жизни. Обычно проблема встречи со смертью, осознания смерти исследуется психологами в связи с тревожностью, страхами и т.п. эмоциональными состояниями. Между тем она важна и для понимания развития временной перспективы. И. Ялом, считающий, что преодоление страха смерти, беспомощности и уничтожения — значительно более важная задача развития в детском возрасте, чем столь существенные для 3. Фрейда сексуальные проблемы, делает в этой связи следующее важное замечание: «Фрейд верил, что дети полностью поглощены безмолвным исследованием сексуальности, вопросом «Откуда?» и что это главным образом и создает пропасть между ребенком и взрослым. Однако имеются многочисленные свидетельства, что вопрос «Куда?» также очень активно занимает нас, пока мы дети, и продолжает звучать у нас в ушах на протяжении всей жизни; мы можем прямо задаваться им, бояться его, игнорировать, вытеснять, но не можем от него освободиться».
Еще один аспект формирования временной перспективы в дошкольном детстве — освоение своеобразной «шкалы возрастов», создание представлений о характеристиках людей разных возрастов. Можно думать, что шкала возрастов первоначально осваивается ребенком, если можно так выразиться, в пространстве, т.е. не как этапы жизни одного и того же человека во времени, а как представленность в окружении людей разного возраста. Обычно это происходит в общении ребенка с родственниками разного возраста, что характеризует жизнь в нормальной семье, где есть родители, прародители, старшие и младшие братья и сестры, соседи и т.д. В отсутствие такой разновозрастной группы шкала возрастов в дошкольном детстве не осваивается, что, например, случается с детьми-сиротами, воспитывающимися в учреждении Файзуллаев А.А. Принятие мотива личностью // Психол. журн. 1985. Т. 6. № 4. С. 87-96. .
Перейдем теперь к обсуждению проблемы развития воли и произвольности в этом возрасте. С нашей точки зрения, дошкольное детство — это возраст, сензитивный для развития свободной воли. Представление об игре как ведущей в этот период жизни деятельности точно отражает важность именно акцента на свободу волеизъявления. Именно этим ценна творческая ролевая игра, которой такое большое значение придавали Л.С. Выготский Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4.: Детская психология. М.: Педагогика, 1984. , Д.Б. Эльконин и другие психологи, рассматривая ее как ведущую в указанном возрасте. То, что Э. Эриксон в качестве достижения этой стадии называет инициативностью, также содержит признание первостепенное именно свободной воли. «Необходимый вклад обсуждаемой стадии в дальнейшее развитие идентичности, — завершает он рассказ об эдиповой стадии, — Это высвобождение детской инициативы и чувства цели для выполнения взрослых задач».
Вместе с тем большинство отечественных исследований воли в дошкольном возрасте было направлено, скорее, на изучение произвольного поведения, которое развивается, в том числе и в игре. Л.И. Божович, например, полагала, что у дошкольника формируется тот вид воли, который она назвала «непроизвольная произвольность», когда ребенок может сделать то, что надо, а не то, что хочется, при условии, что это «надо» оказывается для него притягательнее, чем «хочется». Не отрицая ни фактической представленности «непроизвольной произвольности» у дошкольника, ни ее важности для развития личности и саморегуляции, скажем все же, что на первом месте должно быть именно развитие способности к свободной постановке целей, та самая инициативность, которая не является просто активностью для достижения кем-то поставленной пели, а соединяет в себе и лично поставленную цель, воплощающую собственное желание, собственную мечту, и активность по ее достижению. Про слабость и неразвитость игры (об этом нередко говорят применительно к современным детям) можно, наверное, сказать то же, что Л.С. Выготский говорил о слабости воли у подростков, которая есть не слабость воли, а слабость целей Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. С. 6-328. .
Не вступая в дискуссию по проблеме природы детской игры в современном обществе, выскажем свои предпочтения. Вначале — в образной игре 3-4-летнего ребенка — замысла вообще нет, а есть лишь желание, попытка удержать эмоционально привлекательное действие: как скачет конь, как крадется кошка и т.п. Ребенок еще не в состоянии удержать это во внутреннем плане и поэтому включает моторику, подражая увиденному действию. Таким образом, в образной игре ребенка этого возраста, являющей собой по сути дела отсроченное подражание, смысл действия удерживается за счет собственной образной опредмеченной моторики. На следующем этапе развития игры (4-5 лет) — в играх с образной игрушкой — рождается новое средство фиксации образа — фиксация его в пространстве с помощью предметов-заместителей (кукол, образных игрушек и т.п.). Это происходит по ходу реализации изображаемого смысла действия или деятельности. Замысла, предваряющего игру, тоже пока нет, но смысл берется не из воспоминания, а непосредственно из здесь-и-сейчас творимой деятельности. Такая игра, в отличие от образной, может уже продолжаться несколько часов или даже дней именно благодаря опорам в пространстве, и тем самым ребенок не только длительное время удерживает определенное интенциональное состояние, но может по своему желанию выйти из игры, а потом в нее вернуться. В групповой игре ребенок может проникнуть в чужой смысл и чужой уже реализованный замысел, что потом дает возможность обратиться и к собственному замыслу. В 5-6 лет ролевая игра как форма групповой игры включает предществующий игре замысел: дети заранее договариваются, во что играть, кто какую роль будет выполнять. Примерно в пять с половиной лет при полноценном ходе развития игровой деятельности на базе ролевой игры возникают игры с правилами, в которых дети могут отделить правило от роли, от всех материальных, пространственных атрибутов игры, научаются пользоваться правилами и подчиняться коллективному договору. Из ролевой игры вырастает и режиссерская игра, где из целостного сюжета игры вычленяется не правило, а смысловой контекст. Ребенок уходит от игры с партнерами и становится «кукловодом»: его личному замыслу и его воле подчиняется весь сюжет, все поведение персонажей, вообще вся игра. Розенгарт-Пупко Г.Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. М.: Изд-во АМН СССР, 1948.
Прослеживая логику развития замысла в онтогенезе игровой деятельности, мы видим, как он появляется, как затем последовательно перемещается во внутреннем плане из области памяти в область воображения и сознательного целеполагания, как от этапа к этапу изменяются — качественно и количественно — соотношения между игровым пространством и игровым временем. Ключевым фактором, «мотором» этого процесса является, по нашему мнению, свободная воля ребенка. Возникающая же в этом процессе произвольность поведения есть лишь невольное следствие развивающейся в процессе игровой деятельности воли Аверинцев С.С. Попытка объясниться. М.: Правда, 1988. (Библиотека «Огонек»; № 13). .
Возникновение в сознании ребенка-дошкольника сознательной репрезентации будущего признается практически всеми исследователями независимо от их теоретико-методологического подхода, который лишь расставляет акценты, выдвигая как приоритетные те или иные объяснительные механизмы возникновения и развития этого феномена. Отчетливость существования последнего подтверждается наличием эмпирических исследований, объектом которых оказывается непосредственно перспектива будущего дошкольников. Данный объект предметно выступает то, как способность к планированию будущего, то как аспект Я-концепции, то как представления о будущем. Все эти исследования подтверждают не только фактическую субъективную представленность у ребенка временнбй трансспективы и, в первую очередь, персцективы будущего, но и важность этого обстоятельства для развития его личности и поведения, что позволяет, с нашей точки зрения, использовать именно временные параметры хронотопа как дифференцирующий критерий в определении характера психического и жичностного развития в этом возрасте. Тимошенко Е.П. Психологическое время в структуре самосознания шестилетнего ребенка: Канд. дис. М., 1988.
4.Младший школьный возраст. Ключевым фактором психического и личностного развития является ведущая в этом возрасте учебная деятельность, или, шире, школьное обучение, с чем согласны представители разных психологических школ и направлений. В начальной школе происходит систематическое освоение понятий пространства и времени и связанных с ними представлений о расстоянии, площади, скорости и т.п. Конечно, любая образовательная технология дает школьникам эти знания, но делается это по-разному. Знания и связанные с ними переживания должны всемерно расширять поле представлений детей об устройстве мира, о своем месте в нем, о том, что этот мир и все, что его составляет, находится в постоянном развитии. В таком случае у них формируется умение жить здесь-и-сейчас, в реальной действительности, а не в грезах и мечтах о счастливом будущем или в желаниях вернуться в прошлое. Именно такой путь развития приводит к моменту перехода в среднюю школу и к более высоким показателям временной компетентности учащихся.
Сравнительные исследования показывают, что хорошая норма или даже высокие показатели, с разных сторон характеризующие развитие личности и субъектности в этом возрасте, оказываются связанными с содержательными характеристиками мотивации, с широким кругом интересов ребенка, а не с глубиной временной перспективы. Хорошо развитые и хорошо развивающиеся дети также принципиально лучше владеют пространством своего тела, лучше ориентируются и лучше «вписываются» в окружающее пространство, умеют видеть его с разных позиций и отобразить это в рисунке или в рассказе.
Что касается произвольности, то важность рассматриваемого возраста как периода интенсивного развития такой психической способности является общепризнанной и, по-видимому, не требует дополнительных доказательств.
5.Отрочество и юность. Временную перспективу будущего, устремленность в будущее, самопроектирование и т.п., что в данном случае можно расценивать как синонимы, практически все исследователи переходного возраста рассматривают как главный его акцент и главную характеристику, а именно преимущественную значимость по сравнению с фактором содержательным, если речь идет о мотивационном подходе в изучении психологического времени. Это отражается и в факторной структуре мотивационной сферы, и в том, что именно темпоральные характеристики временной перспективы выступают как основной дифференцирующий критерий при сравнении различных групп подростков и юношей Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1988. .
Что касается проблемы развития воли и произвольности, то переход от младшего школьного к подростковому возрасту связан с возникновением нового отношения к будущему, с новым этапом развития временной перспективы. Этому соответствует развитие целеполагания и воли как желаний, обращенных в будущее. Спецификой развития воли в раннем юношеском возрасте является то, что в это время в определенном смысле объединяются две реальности воли — собственно воля и произвольность: возникновение жизненного плана, т.е. целей и мотивов, во времени далеко выходящих за пределы актуальной ситуации жизнедеятельности субъекта, становится средством саморегуляции, преодоления ситуативного поведения, формирования способности к активному (а не реактивному) поведению. Возникновение такого способа овладения собственным поведением является и критерием перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту, и существенным параметром психологического здоровья и психологической зрелости личности на данном возрастном этапе ее развития.
О важности целеполагания для развития воли и произвольности в переходном возрасте красноречиво свидетельствует опыт практической (консультационной, психотерапевтической) работы. Главная проблема часто состоит именно в том, что подросток или ничего не хочет, или не знает, чего хочет, и если ее удается решить, то и задача развития произвольности может быть решена. В противном случае любые упражнения на развитие произвольности бесполезны. Об этом нельзя сказать лучше, чем это в свое время сделал Л.С. Выготский, заметив, что многие трудности подросткового возраста объясняются слабостью не воли, а целей. По его мнению, в переходном возрасте впервые возникает то, что он назвал «целевой волей», которая «дает человеку возможность управлять собой и своим поведением, ставя ему определенные цели и направляя его процессы так, чтобы они вели к достижению этих целей. Целевая воля, господствующая над аффектом, овладение собственным поведением, управление собой, умение ставить цели своему поведению и достигать их — вот то новое, что лежит в основе развития всех психических функций в этом возрасте».
Различие между младенцем и подростком состоит, с одной стороны, в многократно увеличивающемся времени этого удержания (отсрочки удовлетворения потребности), а с другой — в характере самой интенции. Если в младенчестве это было удержание непосредственно возникающего потребностного состояния, желания, то у подростка речь идет об удержании уже сознательно поставленной цели Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем: Избр. труды. М.: Наука, 1978. .
Воля у подростка связана, конечно, не только с целомудрием, но вообще со способностью ставить перед собой цели, удерживать их во внутреннем плане и уметь действовать, руководствуясь этими целями. Как свидетельствуют многочисленные исследования, в том числе и проведенные нами, психологическое здоровье в этом возрасте напрямую связано с глубиной временной перспективы, дальностью целей. Поэтому известные слова Л.С. Выготского о возникновении у подростка жизненного плана как критерия, позволяющего судить о зрелости личности, очень точно отражают главную «болевую точку» этого периода жизни человека. Возможно, эту точку можно в определенном смысле рассматривать и как точку бифуркации, потому что различие содержания и отнесенности этого жизненного плана и разводит молодых людей по разным дорогам жизни Толстых Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопр. психол. 1984. № 3. С. 82. .
Именно поэтому с последующими возрастами дело обстоит сложнее. Влияние характера образования на временную перспективу наблюдается и на предыдущих этапах развития, в школе, но в период студенчества, думается, различия еще более увеличиваются, так как сам «материал» профессии, профессиональные установки ведут к становлению профессиональной ментальности.
1.2 Формирование высших чувств
Помимо примитивных крайностей он способен испытывать целый ряд чувств, являющихся в некотором смысле сочетанием или смесью удовольствия и страдания; он переживает такие чувства, как надежда, тревога, отчаяние, чувство безысходности, раскаяние, печаль. По мере усложнения душевных структур взрослый человек познает «сладкую печаль», радости, отмеченные страданием, . «необычное сплетение грусти и веселья», мрачные минуты его неудач осветляются лучами надежды, а моменты триумфа и торжества омрачаются сознанием тщетности человеческих стремлений, недолговечности и зыбкости всех достижений.
Издавна возникло представление о трехчленной структуре психической жизни: ум, воля и чувство. Историки психологии отмечают — в прошлом большое внимание уделялось познавательным и волевым процессам, а исследование эмоциональной жизни оставалось уделом поэзии и музыки. Сегодня этой проблемой занимаются научные коллективы психологов.
Переживаемые отношения человека к предметам и явлениям, чувства носят личностный характер, несут информацию об объектах, связаны с жизнедеятельностью организма. Чувства возникают в коре больших полушарий мозга. Их отличительная черта — полярность. Существуют две первичные и фундаментальные формы чувства — удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают и определяют в некоторой, хотя бы незначительной, степени все устремления организма. Удовольствие является следствием и знаком успеха, страдание — неуспеха и фрустрации. Возможно, что примитивные удовольствие и страдание были альтернативами друг друга взаимоисключающими, но с развитием познавательных функций мозг одновременно схватывает разные аспекты объектов и ситуаций, вызываемые предвосхищением или воспоминанием. Организм испытывает удовольствия и страдания одновременно.
Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми; они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира. Динамизм чувств по-своему связан со всей системой ощущений и интуитивного указывания человека; эта система пронизывает собой сознание и в каждом отдельном случае образует конкретную специфику переживания. Одна из сторон проявлений чувств — различение их модальности, качества переживания. Общепринятой классификацией видов чувств психология не располагает, принято выделять интеллектуальные, эстетические и нравственные чувства.
Различение в составе человеческого существа трех реалий — тела, души, духа — принадлежит религиозной (христианской) антропологии. Эта точка зрения настаивает на необходимости целостного видения человеческой природы. Научная психология (в исследовательской, теоретической части) лишь присматривается, осторожно примеривается к духовной ипостаси человека, существование которой в отечественной психологии из идеологических соображений ещё недавно отрицалось. Сегодня ситуация меняется Заззо Р. Стадии психического развития ребенка // Развитие ребенка / Под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1968. С. 131 .
Психология интенсивно осваивает наследие религиозной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников духа; расширяет опыт работы с субъективным миром человека. В отечественной психологии работами Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, Б.В. Ничипорова, Ф.Е. Василюка и другими, предпринимаются попытки заложить основы подлинно духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его жизни.
Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение к процессу познания, его успешности и неуспешности. В психологии выявлены глубокие связи между мыслительными и эмоциональными процессами, развивающимися в единстве. В процессе познания человек постоянно выдвигает гипотезы, опровергая или подтверждая их, ищет наиболее правильные пути решения проблемы. Поиски истины могут сопровождаться чувством сомнения — эмоциональным переживанием сосуществования двух или нескольких конкурирующих в сознании субъекта мнений о возможных способах решения проблемы. Чувство уверенности в справедливости идеи, в истинности того, что познал человек, является поддержкой для него в трудные минуты борьбы за претворение в жизнь убеждений, к которым он пришёл путём активной познавательной деятельности.
Эволюция человека как мыслящего существа, возникновение и развитие сознания, которое отличает нас от животных, отразились в организациях мозга: в его древних слоях — стволе, который заведует рефлексами и гормонами, а также в лимбической системе, управляющей аффектами и эмоциями. Способы обработки информации, накопленный жизненный опыт, цели и мотивы поведения — всё это почти целиком находится на территории бессознательного. Согласно современным представлениям, бессознательное — глубинная сфера психики, сложный комплекс генетических предрасположенностей, врождённых и приобретённых автоматизмов. Детское бессознательное — ядро планеты Человек. О роли, которую младенческий опыт играет в становлении личности, одним из первых заговорил З.Фрейд. «В этом смысле Фрейд был почти пророком, — говорит Г. Рот. — Сегодня эти его идеи подтверждены экспериментально». Лимбическая система может перерабатывать и сохранять эмоциональные переживания уже в материнской утробе.
Возникшая в ходе эволюции кора головного мозга, управляет, сознательным мышлением, здесь базируется наше сознание. Бессознательная память о нашем прошлом опыте, как выражается американский исследователь Джозеф де Ду, «берёт в заложники рациональную часть мозга». Любая мысль, прежде чем оформиться в сознании, проходит обработку в лимбической системе. Там она эмоционально окрашивается и только затем согласуется с разумом. Бессознательное — недремлющий цензор, который может дать добро или наложить запрет на наши действия.
С раннего детства человека влечёт к новому и неизвестному — это основа познания и освоения окружающего мира, а значит и важного свойства человека — интеллекта, способности к познанию. За процесс обучения «отвечают» мозговые центры поощрения и удовольствия. Если мозг ученика управляется «модусом страха», он находится под особым влиянием миндалевидного ядра в лимбической системе головного мозга. «Активность» миндалины направляет мышление на то, чтобы избавиться от источника страха. Мыслить творчески в таком режиме невозможно, мозг начинает придерживаться простейших схем, и с усваиваемым материалом в память врезается чувство досады. «Люди учатся лучше, если учение им в радость», — к такому выводу пришёл профессор психиатрии из Ульма М. Шпитцер.
Высшим продуктом мозга является мышление, которое связано с деятельностью биологического аппарата, его эволюцией и с общественным развитием человека. Результатом процесса мышления является мысль. Способность мышления к опосредованному отражению действительности выражается в способности человека к акту умозаключения, логического вывода, доказательства. Эта способность чрезвычайно расширила возможности человека. Она позволяет, отталкиваясь от анализа фактов, доступных непосредственному восприятию, познать то, что недоступно восприятию с помощью органов чувств. Благодаря этой способности Галилео «закруглил» Землю, Коперник «выселил» человека из центра Вселенной, Фрейд объявил бессознательное господином «Я». А Эйнштейн принёс людям нечто вроде утешения: да, мы всего лишь существа маленькой планеты где-то на обочине Вселенной, но, несмотря на всё это, человек велик, он способен проникнуть в тайны мироздания благодаря силе своего мышления. Это он, человек, всеми доступными ему, исторически сложившимися способами осваивает и очеловечивает действительность Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. .
Нейробиологи и психологи утверждают, что мозг хранит информацию в виде сетевой структуры. Новые знания «встраиваются» в уже сложившуюся сеть, либо формируют новую «паутину». На современном эволюционном этапе развития мозг воспринимает и обрабатывает части и целое параллельно — в их внутренней взаимосвязи. Он работает с информацией как поисковая машина и как конструктор. Какую конструкцию он сложит — зависит от индивидуальных интересов, качеств и опыта каждого человека. Во взаимодействии этих процессов роль чувств состоит в том, что они выступают как регулятор интеллектуальной деятельности. Как в филогенезе, так и в онтогенезе развитие чувств происходит в единстве с познавательной деятельностью человека, которая порождает у него эмоциональный отклик, переживания, связана с оценкой процесса познания и его результатов.
Некоторая степень эмоционального качества, называемого интересом, всегда сопровождает побуждение или желание исследовать и лучше освоить какой-либо объект; интерес, не связанный с таким побуждением, просто невозможен. Процесс исследования ведет к проникновению в природу объекта, а это, в свою очередь, может вызвать страх — качество, всегда сопровождающее побуждение вовремя избежать опасности или желание удалиться от объекта. Но с появлением этого нового побуждения и характерного для него эмоционального качества интерес вовсе не обязательно вытесняется или задерживается; побуждение к исследованию может сохраниться наряду с побуждением удалиться, и в этом случае мы переживаем эмоциональное качество, которое обнаруживает сходство, как с интересом, так и со страхом, и которое возможно представлять как смесь этих двух первичных качеств Батуев А.С., Таиров О.П. Мозг и организация движений. Л.: Наука, 1978. .
Инстинкты и ассоциации, в их сложной форме, входят в состав психики человека, образуя очеловеченный биологический фундамент его сознания, интеллектуальной деятельности. Природа и структура человеческой психики таковы, что собственные сознательные действия уже на самых ранних этапах развития человека становятся предметом непосредственных наблюдений и осознания. В деятельной природе человека и его психики заложены предпосылки первоначального объяснения природных явлений по образцу сознательных человеческих действий. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность — скептицизм, неверие, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.
Интеллектуальные чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой, способствующей глубокому проникновению в тайны бытия.
Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и именуются высшими чувствами, ввиду того, что в них заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к действительности. В названии чувств «высшими» подчёркивается их обобщённость, стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным переживаниям, их специфический человеческий характер. Однако понятие «высшие чувства» несколько условно, т.к. к ним приходится относить и безнравственные чувства (себялюбие, жадность, зависть и др.), на самом деле это низменные эмоциональные проявления личности Анохин П.К. Эмоции и эмоциональные расстройства. — М.: Москва, 1966. — С.124 .
Недостаток совести подрывает и расшатывает нравственную память (фундамент интеллекта). Монолит ума без «цемента совести» разваливается на фрагменты (интеллектуальные блоки). До времени они могут оставаться весьма крупными, если природные способности значительны, но умным (целомудренным) такой «интеллектуал» уже не будет. Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. «У одного человека — отмечал он — ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце, как будто поместилось в мозгу; этот страшно умён и способен на дело, да ничего сделать не может, потому что у него нет воли: а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит или вздор, или зло». Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния — это чувства патриотизма, любви к природе, людям, Родине.
1.3 Эстетические и моральные переживания, формирование мировоззрения
Основные категории сознания архаичного человека сформированы мифологическими представлениями. В науке сложилось представление о мифах как о структурах, выражающих «необычную» реальность, как о символических системах. К.Г. Юнг считал, что это первичные формы, организующие психические содержания, схемы, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества — архетипы — функциональные структуры коллективного бессознательного. Результатом актуализации архетипов становятся архетипические идеи, формируется ценностное сознание человечества. Важнейшими понятиями ценностного сознания выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Эта система ориентаций играет важную роль в индивидуальном и общественном сознании. Современные взгляды на устройство Вселенной, и природу человека делают жесткие выводы об ответственности людей за все живое на земле. Искусство приводит к таким же заключениям, но в нем речь идет не о доказательстве, а об эмоциональном показе. Искусство может заставить нас прожить тысячи чужих жизней Дельгадо Х.М.Р. Мозг и сознание. — М., 1971. .
Подобные документы
Понятие об эмоциях и чувствах. Физиологические механизмы эмоций и чувств. Выражение эмоций и чувств. Функции чувств и эмоций. Формы переживания эмоций и чувств. Основные классификации эмоций.
реферат [29,7 K], добавлен 12.09.2006
Сигнальная и регулятивная функции эмоций человека, основания их классификации. Понятие нравственных, интеллектуальных, эстетических чувств. Определение термина «воля». Структура и назначение волевой регуляции. Виды и результаты волевых действий.
презентация [337,9 K], добавлен 10.12.2013
Общая характеристика чувств человека, их развитие и воспитание. Основные виды чувств: альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические, романтические, эстетические. Особенности фундаментальных эмоций. Понятие, типы, структура и модели любви.
курсовая работа [55,3 K], добавлен 22.10.2012
Черты, формы и особенности проявления чувств. Выражение отношения к процессу познания, к культурным факторам, к человеку и обществу посредством интеллектуальных, эстетических и нравственных эмоций соответственно. Взаимодействие сложных ощущений.
контрольная работа [37,6 K], добавлен 15.01.2011
Функции чувств — переживаемых внутренних отношений человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Виды высших чувств. Характеристика понятий «настроение», «аффект», «страсть». Изображение рта при разных эмоциональных состояниях.
презентация [880,1 K], добавлен 06.04.2015
Источник