Синтаксические средства выразительности
Презентация содержит теоретический материал и примеры. Хорошо помогает при подготовке к ЕГЭ
Просмотр содержимого документа
«Синтаксические средства выразительности»
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
- Ненавижу всякую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! (Маяковский В.)
- Час разлуки, час свиданья им ни радость, ни печаль (М.Лермонтов)
- Не видать мне, что ли, ни денёчков светлых, ни ночей безлунных (В.Высоцкий)
- Черныйвечер,белыйснег.Beтер. Ветер (А.Блок)
- Полюбил богатый – бедную, Полюбил учёный – глупую, Полюбил румяный – бледную, Полюбил хороший – вредную: Золотой – полушку м едную. (М.Цветаева)
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Лето – припасиха, зима – прибериха.
- «Война и мир», «Толстый и тонкий»
- Я всё имел, лишился вдруг всего: Лишь начал сон… исчезло сновиденье (Е.Баратынский)
- В доме два лифта. Один — слабенький, барахлит, часто ломается. Другой работал надёжно, без перебоев. И вдруг именно он сломался. Безнадёжно. Перегорел мотор. Все стали пользоваться вторым, хилым лифтом. Тот поначалу едва справлялся, по привычке выходил из строя, думали, ему тоже не выжить. Но он мало-помалу обрёл уверенность в себе и заработал бесперебойно.
- Закон жизни, оказывается, распространяется и на технику. Сколько раз доводилось видеть: на чьи-то слабенькие плечи ложится ответственность — и хилое создание, ощутив собственную необходимость, почувствовав, что на него возложены надежды, начинает вкалывать и вкалывать.
- (А. Яхонтов)
На антитезе могут быть построены значительные фрагменты текста:
В основе этого текста лежит антитеза: противопоставляются слабое и сильное, ненадёжное и надёжное, неуверенность и уверенность.
- Анафора
- Эпифора
- Градация
- Кольцо стык (эпонафора)
- «Клянусья первым днем творенья,Клянусьего последним днем,Клянусьпозором преступленья И вечной правды торжеством
- Полюбил богатый – бедную, Полюбил учёный – глупую, Полюбил румяный – бледную, Полюбил хороший – вредную: Золотой – полушку медную. (М.Цветаева)
- Ты полон весь мечтою необъятной, Ты полон весь таинственнойтоской (Е.Баратынский)
- Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами (М.Цветаева)
- И снится Разину – сон: Словно плачет болотная цапля. И снится Разину – звон: Ровно капельки серебряные капают. (М.Цветаева)
- Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света. Этот синий свод. Эти стаи, эти птицы, Этот крик и вереницы, Этот говор вод (А.Фет)
- Струится нетихнущийдождь,томительныйдождь.
- О, не медли на соседней Колокольне! Быть хочу твоей последней Колокольней! (М.Цветаева)
- Земного счастья мы не ценим, Людей привыкли мы ценить; Себе мы оба не изменим, А нам не могут изменить. (М.Лермонтов)
- Досталась им буханка светлого хлеба – радость! Сегодня фильм хороший в клубе – радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли – радость! (А.Солженицын)
- На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция… я поднялся не по трём-четырём примощённым ступенькам, но по сотням или даже тысячам их – неуступным, обрывистым, обмёрзлым (А.Солженицын)
- Не жалею, не зову, не плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым…(С.Есенин)
- Жалобный, жалостный, каторжный вой (М.Цветаева)
- И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь и слёзы, и любовь (А.Пушкин)
- Твой ум глубок, что море, Твой дух высок, что горы
- Без вас мне скучно – я зеваю; При вас мне грустно – я терплю… (А.Пушкин)
- В лоб целовать – заботу стереть. В лоб целую. В глаза целовать – бессонницу снять. В глаза целую. (М.Цветаева)
- И смертью чуждой сей земли не успокоенные гости. Где глаз людей обрывается куций
- Там некогда в горах, сердечной думы полный, Над морем я влачил задумчивую лень… (А.Пушкин)
- Буду долго, буду просто разговаривать стихами я (В.Маяковский)
- Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком (С.Есенин)
- Воют в сумерки долгие, зимние, волки грозные с тощих полей (С.Есенин)
- Выбегу, тело в улицу брошу я (В.Маяковский)
- Скоро – закат, скоро – назад.: тебе в детскую, мне – письма читать дерзкие… (М.Цветаева)
- Радостно книгу возьмите — и в класс! (В.Маяковский)
- Реже и реже перевозил Афиногеныч богомольцев. По целым неделям – никого (А.Серафимович)
- Они даже не взглянули на приведённого, одного из тысяч здесь пребывавших. Обыскали. Произвели измерения. Записали приметы. ( А.Серафимович)
- Слова отзвучивают и утекают как вода – без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа. (А.Солженицын)
- И для них тут, и для вех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва… (А.Солженицын)
- Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни,казаки, Аптеки, магазины моды, Баоконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. (А.Пушкин)
- Приманивать изысканным убором, Игрою глаз, блестящим разговором. (Е.Баратынский)
- Швед, русский – колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, гомон, ржанье, стон, И смерть , и ад со всех сторон… (А.Пушкин)
- И для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь (А.Пушкин)
- И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.(А.Пушкин)
- И новое солнце заблещет в тумане, И будут стрекозами тени, И гордые лебеди древних сказаний На белые выйдут ступени. (Н.Гумелёв)
- Я сама не из таких, Кто чужим подвластен чарам, Я сама.. Но, впрочем, даром Тайн не выдаю своих. (А.Ахматова)
- Какое лето! Что за лето! (Ф.Тютчев)
- Да, скифы мы! Да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами! (А.Блок)
- Боже! Как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога! (Н.Гоголь)
- О верю, верю, счастье есть! (С.Есенин)
- Чья злоба надвое землю сломала? Кто вздыбил дым над заревом боен? Или солнца одного на все мало?! Или небо над нами мало голубое?! (В.Маяковский)
- Клён ты мой опавший, клён заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой? С.Есенин)
- Ох, лето красное! любил бы я тебя… (А.Пушкин)
- Что такое осень? Это небо, Плачущее небо Под ногами (Ю.Шевчук)
Источник
§ 16-2. Антонимы как средство выразительности
Сайт: | Профильное обучение |
Курс: | Русский язык. 10 класс (материалы для повышенного уровня) |
Книга: | § 16-2. Антонимы как средство выразительности |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Среда, 13 Октябрь 2021, 05:45 |
Оглавление
§ 16-2. Антонимы как средство выразительности
Упражнение 97
97. Найдите антонимы, определите их роль.
1. Поверхностная вежливость заменила глубокое почтение (А. Пушкин). 2. Дверь тоже как-то конфузливо то отворялась на вершок, то затворялась (А. Чехов). 3. И верхние, и нижние — все ноты хороши. (Н. Некрасов). 4. Расстаться казалось нам трудно, но встретиться было б трудней! (М. Лермонтов). 5. То яркие, то тусклые фонарики горят (В. Брюсов). 6. Отправлена была рота солдат, дабы взять его, мёртвого или живого (А. Пушкин). 7. Уроды стали красавцами, злые добрыми, гордые смиренными (А. Чехов). 8. Это были бесполезные слёзы. Они не облегчали горя, а, наоборот, утяжеляли его (К. Паустовский). 9. Я всё былое бросил в прах: мой рай, мой ад в твоих очах (М. Лермонтов). 10. Бывает, и безнадёжные выздоравливают. А благодаря препарату или вопреки ему — один Бог знает (Л. Жуховицкий). 11. Он видел, что глубина её души, всегда прежде открытая перед ним, была плотно закрыта для него (Л. Толстой). 12. Час разлуки, час свиданья — им ни радость, ни печаль; им в грядущем нет желанья и прошедшего не жаль (М. Лермонтов). 13. Дома новы, а предрассудки стары (А. Грибоедов).
Упражнение 98
98. Выпишите из текстов художественной литературы предложения, содержащие антитезу и оксюморон.
Упражнение 99
Лексическое значение слова: обобщающие упражнения и тесты
99. Проанализируйте приведённые группы слов и заполните таблицу, указав их номер в соответствующей колонке. В случае затруднений используйте словари.
1) Активный — пассивный; 2) благородный человек — благородная красота — благородные намерения; 3) богатство — бедность; 4) важный мотив — весёлый мотив; 5) дубовая доска — доска почёта; 6) душистый цветок — ароматный чай; 7) ехать в экипаже — экипаж корабля; 8) жить в ладу — музыкальный лад; 9) здесь — тут; 10) прелестный — очаровательный; 11) рыболовная сеть — сеть морщин — торговая сеть; 12) светлая комната — светлая душа; 13) старейшина рода — роды и виды растений — существительные среднего рода; 14) скупой — жадный; 15) храбрый — смелый; 16) шутя — серьёзно.
Упражнение 100
100. Подготовьте презентацию (3 — 4 слайда) на одну из тем.
1. Оформление многозначных слов и омонимов в толковых словарях и словарях омонимов (на примере слова свет).
2. Оформление антонимов в антонимических словарях (на примере антонимической пары счастье — несчастье).
3. Сравнение словарных статей из «Словаря синонимов русского языка» З. Е. Александровой и «Словаря синонимов русского языка» А. П. Евгеньевой в 2 т. (на примере многозначного и омонимичного слова мешать).
Упражнение 101
101. Выполните тест.
1. В каких предложениях выделенные слова употреблены в прямом значении?
1. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. 2. Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно. 3. Корабли толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся. 4. Перед утренней зарёю братья дружною толпою выезжают погулять. 5. Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? 6. У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том. 7. Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса. 8. Мы лучше поспешим на бал. 9. Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива. 10. В той норе, во тьме печальной, гроб качается хрустальный (А. Пушкин).
2. Найдите предложения, в которых прилагательные употреблены в переносном значении.
1. Вся комната янтарным блеском озарена.
2. Медленно падал ленивый снег.
3. Серебряные песни летят по воздушным ступеням.
4. Холодная усмешка скривила губы Базарова.
5. Мысль важная в уме его родилась.
6. У ворот стоял пожилой старик.
3. Соотнесите слова с их лексическим значением.
4. Разграничьте омонимы и разные значения многозначного слова.
5. В каких отношениях находятся между собой слова? Соотнесите содержание двух столбцов.
6. Установите соответствие между прилагательными и их антонимами в составе словосочетаний.
Источник