Час духовности тысяча поводов для радости

Час духовности

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Михайловская общеобразовательная школа »

ЧАС ДУХОВНОСТИ «Церковные таинства»

Романенко Марина Сергеевна

Тема: «Церковные таинства»

— обучающая: содействовать усвоению учащимися знаний об основных таинств Русской Православной Церкви согласно Священного Писания, их религиозного смысла и порядка совершения.

-развивающая: способствовать развитию у учащихся навыков самообучения, приобщение их к информационной культуре;

-воспитательная: формирование у учащихся мотивации для приобщения к православному образу жизни.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Описание: Данная работа предназначена для учеников 6 класса, она вкратце описывает церковные таинства. Ее можно использовать учителям на часах духовности в школе.

Посылая учеников на проповедь, Иисус Христос сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28, 19-20). Речь тут, как учит Св.Церковь, о Таинствах, установленных Господом.

Церковные таинства — это священнодействия, явленные в православных церковных обрядах. Через Таинства людям сообщается Божественная благодать, или спасительная сила Божия.

В Православии принято семь Таинств: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение.

Является как бы дверью в Церковь Христову, только принявший его может пользоваться другими Таинствами.

Это такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Святой Троицы – Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатию Духа Святаго в новую, духовную жизнь.

В этом Таинстве верующему подаются дары Святого духа, которые отныне будут укреплять его в христианской жизни.

Таинство Миропомазания состоит из двух священнодействий, разделяемых временем и местом их совершения:

Приготовление и освещение Мира, совершаемое раз в несколько лет.

Помазание освященным Миром новокрещеного, совершаемое священником непосредственно после Таинства Крещения.

Покаяние есть Таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Иисуса Христа.

Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на его милосердие.

В этом Таинстве православный христианин под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинство соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.

Соединяясь с Христом, мы на какое-то время, может быть, на миг, становимся святы и чисты. Тело и Кровь Его, проникнув в нас, выжигают наши грехи и страсти. Он живет в нас, а мы – в Нем.

Это Таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных болезней и отпущения ему забытых без злого умысла грехов.

Таинство елеосвящения еще называют соборованием, потому что для совершения его собираются семь священников, хотя по нужде может совершить его и один иерей.

Таинство брака (венчание)

Брак есть Таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг дугу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и воспитания детей.

Браковенчание – великое Таинство, а не только красивый обряд, поэтому и относиться к нему следует со страхом Божиим, дабы разводом не поругать святыню.

Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово.

Таинство Священства — установление божественное. Св. Апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос «поставил…иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения, для созидания Тела Христова» (Ефес. 4, 11-12).

Источник

Час духовности по теме: «Добро во имя блага»

Цели часа духовности

· Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», » убедить в необходимости добра и недопустимости зла.

· Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям, библейским заповедям.

Развивать умение сопереживать другим людям, понимать их чувства, мотивы поведения.

Просмотр содержимого документа
«Час духовности по теме: «Добро во имя блага»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГБОУ ЛНР «МИХАЙЛОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Час духовности по теме:

Гулякина Неля Владимировна

учитель русского языка и литературы

Час духовности по теме: «Добро во имя блага»

Цели часа духовности

Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», » убедить в необходимости добра и недопустимости зла.

Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям, библейским заповедям.

Развивать умение сопереживать другим людям, понимать их чувства, мотивы поведения.

Наглядность (название темы на доске, цель, эпиграф, основные понятия, пословицы, афоризмы, библейские заповеди)

Ход часа общения

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней!

Добрый день, ребята! Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну из актуальных тем. «Добро во имя блага». Обратите внимание на эпиграф. Согласны ли вы с этим высказыванием?

Итак, сегодня наш разговор пойдет о важности добра во имя блага. Добро и зло – важная тема, заслуживающая того, чтобы постоянно уделять внимание на ее обсуждение.

Послушайте притчу о добре и зле:

«Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.
— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — тёмный. Понимаешь?
— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Ответьте на вопросы к притче.

1.Какие две половины человека раскрываются в притче?

2.Что значит светлая и тёмная сторона?

3.Как вы понимаете реплику?

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Дайте определение словам «добро» и «зло», «добрый человек» и «злой человек» ( работа в парах).

Добро — все положительное, хорошее: ласковое, доброе дело; поступок , приносящий пользу.

Зло — все дурное, плохое, вредное ; беда, несчастье, неприятность; злое чувство, гнев, досада.

Добрый человек — человек ,обладающий мягким характером, расположенным к людям , сострадательный, сердечный.

Злой человек — человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.

Учитель. — А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.

Добро – всё хорошее в жизни людей, что отвечает их интересам, желаниям, мечтам.

Доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.,

— Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. (ответы учащихся)

Учитель. — Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность).

Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили? (Ответы учащихся)

Учитель. — А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы учащихся)

А теперь поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

Учитель. — В Евангелии от Матфея сказано: “. во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.А для этого нужно творить добро,своими делами пополнять Чашу Добра.

Вывод — Все люди очень разные…. Одни готовы отдать последнее своему другу и просто знакомому; у других и снега зимой не допросишься.

Выполнение теста «Добрый ли я»?

Учитель .- Каждый из вас сможет проверить: какие вы, всегда ли вы внимательны и добры к окружающим?

Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Учитель. – Как правильно посчитать балы.

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

Учитель. — А сейчас давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению:

Плохо — хорошо
Зло – добро
Война — мир
Жадность- щедрость
Грубость – вежливость
Жестокость – ласка
Ложь — правда
Предательство – преданность

— Подберём к каждой букве в слове «добро» слова — прилагательные, раскрывающие положительные стороны человека.

Учитель. — Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.

В жизни капельки добра, сливаясь превращаются в ручеёк , ручейки в реку, реки — в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря , если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.”

— Значит не только слова должны быть добрыми , но и дела..

— Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?

Сейчас мы с вами поговорим о доброте и терпении с точки зрения веры.

Понятие “добро” с точки зрения верующих людей означает жизнь по Божиим заповедям. Как вы думаете, в какой книге написаны Божии заповеди? Правильно – в Библии.. Эта книга – самая читаемая в мире. В ней описано, как пророку Моисею (показывается картина с изображением пророка Моисея) Богом были даны десять правил – как нужно жить человеку, чтобы ему было хорошо. Заповеди были написаны на каменных досках – скрижалях. Посмотрим на них. (10 заповедей).

Источник

Классный час «День духовности»

Цель: Раскрыть понятие духовности и поработать над его осмыслением с детьми, дать возможность ребенку выразить свои мысли вслух, учить вести дискуссию.

Содержимое разработки

Подготовила: Тусупканова Жанар

Тема классного часа: Учимся менять свое настроение. Духовность.

Цель: Раскрыть понятие духовности и поработать над его осмыслением с детьми, дать возможность ребенку выразить свои мысли вслух, учить вести дискуссию.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап

По пустырю, по берелому,

Через сугроб, через ухаб.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь.

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь

Итак, кто же обязан трудиться и день и ночь? Как вы понимаете это слово?

В словаре Ожегова нам дается такое определение души : душа – это внутренний мир человека, его сознание.

Это значит, что сознание человека всегда должно быть трезвым.

Ситуация №1 Давайте, рассмотрим ситуацию с найденным вами кошельком.

1 группа. Что вы с ним сделаете? Если вы его взяли, то что вы испытываете?

Ситуация №2 Предположим, что вы потеряли кошелек. Что вы испытываете при этом?

Ситуация №3 Вы едете в автобусе и решили не покупать билет. Как вы себя чувству-

3 группа ете? Хорошо ли у вас на душе?

( Каждую ситуацию обсудите и выскажитесь)

Вывод: Итак мы видим, что от совершения плохих поступков нас удерживает совесть. Мы испытываем терзания, сочуствие, проявляем уважение друг к другу.

В стихотворении, если вы обратили внимание, говорится нашу душу нужно тащить с этапа на этап. Таким образом, как бы трудно не было, мы должны стараться перебороть плохое в нашей душе. Для этого у нас должна быть: душа, совесть, сочувствие и уважение.

Попробуйте найти обобщающее слово этих понятий. Это слово- духовность.

Духовноть – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Всем ли это понятно? Сейчас в нашей стране основной упор делается на приобретение вещей. Часто материальное превышает духовные ценности.

Давайте теперь немного поиграем, но игра серьезная, вы должны в своих группах решая кроссворд работать над понятиями.

Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Внутренний , психический мир человека. ( Душа)

Наука, изучающая процессы и закономерности психологической деятельности человека. ( Психология)

Проявление заботы и внимания. ( Заботливость)

Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.

Самое ценное, что есть у человека. ( Жизнь)

Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.

Жалость, сочувствие, вызываемые несчастием другого чеолвека.(Сострадание)

Высокий уровень чего-нибудь. ( Культура)

Группа; живущих вместе родственников. ( Семья)

Анкета « История моей семьи »

1.Откуда родом твои предки?

2.Кем были твои предки по профессии? Людей какой профессии было больше всего у вас в роду?

3.Существуют ли в вашей семейной истории какие-нибудь факты, о которых рассказывают каждому члену семьи?

4.Есть ли у вас какие-то осоьые семейные праздники, торжества?

Анкета « История моей жизни »

1.Мои отношения с родителями(подчепкнуть)

а) любовь, уважение, забота.

б) нахожусь в полном одчинении и зависимости

2. Какие детские обтды и радости оставили в дше след?

3. Какие книги вам особеннно дороги?

4. Какова роль родителей в становлении вас как личности?

5. Советуются ли с вами родители при принятии серьезных решений?

6. Испытываете ли вы потребность в общении со своими родителями?

Итак, мы с вами сегодня на классном часу работали и обсуждали тему: духовность, душа.

Обобщим нашу тему, что такое душа?

Результаты анкетирования показали, что вы больше выделяете наиболее значимые ценности жизни: счастливую семейную жизнь, получение образования.

Для нас, для нашей души важны наши родители, друзья, учителя, родственники.

Мы по отношению к этим людям должны быть открытыми душой, должны иметь в себе следующие человеческие качества:

Это наши добродетели.

Какой вывод можно сделать из этого классного часа, если у нас есть: совесть, доброта, сочувстие, уважение друг к другу, взрослым, окружающим. То какие мы дети?

С душевными и духовными качествами, на нас можно полностью положиться и надеяться.

Источник

Оцените статью