- Анализ рассказа «Цифры» (И. А. Бунин)
- История создания
- Жанр, направление
- Суть: о чем?
- Главные герои и их характеристика
- Проблемы
- Основная идея
- Чему учит?
- Критика и художественные особенности
- —>Decadence —>
- Образовательный сайт
- Отзыв на рассказ «лапти»
- Отзыв на рассказ «В деревне»
- Краткий и полный анализ рассказа И.А. Бунина «Цифры»
- п.1. Тематика и проблематика
- п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
- п.3. Основные герои, их место в образной системе
- п.4. Литературные приёмы
- п.5. Конфликт произведения
Анализ рассказа «Цифры» (И. А. Бунин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 22.01.2020 · Обновлено 22.01.2020
Проза И. А. Бунина отличается необыкновенным реализмом и психологизмом. В своих рассказах писатель поднимает самые разные темы: природы, нравственности, любви, жизни и смерти. В рассказе «Цифры» Бунин обращается к еще одной важной для русской литературы теме – детства и взросления. Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию подробный разбор рассказа «Цифры» по плану.
История создания
Во второй половине XIX века в русской литературе формируется традиция обращения к теме детства. Описывают период взросления и становления личности в своих произведениях Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие писатели. Обращается к этой теме и Иван Бунин. В его рассказе «Цифры» на первый план выходит история взаимоотношений дяди и маленького племянника. Автор показывает детское восприятие мира, эмоции и мотивы, которыми диктуется поведение маленького человека.
Рассказ был написан в 1906 году, через год после смерти в Одессе единственного сына Бунина – пятилетнего Коли. Сюжет «Цифр» напрямую не связан с этим событием, однако вся история окрашена в ностальгические, немного печальные тона.
Жанр, направление
Иван Бунин по праву считается одним из мастеров русского Реализма, каждое его произведение необыкновенно точно отражает те или иные аспекты жизни, а тонкий психологизм писателя помогает ему через отдельные реплики и детали изображать мельчайшие душевные движения персонажей.
«Цифры» — это рассказ, один из любимых жанров Бунина. Его отличает небольшой объем, ограниченное количество действующих лиц, но главное – все действие подчинено описанию одной сюжетной линии, раскрытию одной основной идеи. В данном случае речь идет о взаимоотношениях ребенка и взрослого, особенностях детского восприятия.
Суть: о чем?
Рассказ «Цифры» представляет собой своеобразную исповедь дяди перед племянником. Он написан от первого лица, то есть события прошлого раскрываются перед читателем глазами самого дяди, который вспоминает одну из крупных ссор с маленьким Женей.
Душа ребенка захвачена новой мечтой учиться, но дядя откладывает обещанный урок на завтра. Погруженный в свой яркий мир, Женя принимается активно и шумно баловаться, чем вызывает раздражение взрослых. Это приводит к крупной ссоре, в которой ни мальчик, ни дядя не собираются признавать свою неправоту.
Лишь мудрой бабушке удается примирить «мужчин», когда она напоминает внуку о «цифрах», которым может научить его только дядя.
Главные герои и их характеристика
Несмотря на небольшой объем рассказа, Бунину удается создать живые и объемные образы героев в рассказе «Цифры», которые Многомудрый Литрекон заточил в таблицу.
Главные действующие лица – это дядя, он же рассказчик, и мальчик Женя.
Женя | активный и любознательный ребенок. Любая новая мечта, например, обучение счету, способна полностью захватить его душу. Дядя трогательно описывает его так: «Должен сказать тебе: ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу!» И все же безудержная энергия мальчика часто выливается в капризы, которые приводят к конфликтам с самыми близкими людьми. |
Дядя | Из речи рассказчика становится очевидно, что он очень привязан к племяннику, с такой теплотой и нежностью мужчина вспоминает детские годы Жени. В то же время дядя эмоционален и вспыльчив, шалости ребенка быстро выводят его из равновесия, что и приводит к ссоре. |
Женщины | Строгая мама и заботливая бабушка – второстепенные персонажи рассказа, но их образы позволяют полнее обрисовать атмосферу, в которой происходит действие. Пусть любящая бабушка не является для ребенка серьезным авторитетом, как дядя, но именно ее житейский опыт помогает подобрать нужные слова, чтобы примирить дядю с племянником. |
Тематика рассказа «Цифры» может быть описана более подробно, если Вы, уважаемые читатели, шепнете Литрекону в комментариях, чего не хватает его разбору?
- Основная тема рассказа «Цифры» – взаимоотношения детей и взрослых. Необходимо понимать, что ребенок только начинает познавать этот мир, маленькие события часто становятся для него необыкновенно значимыми, а поведением не в последнюю очередь управляют эмоции. Писатель подчеркивает, как важно взрослому быть мудрым в общении с ребенком.
- Еще одна тема – детства как важного периода формирования личности и семьи, играющей одну из ключевых ролей в формировании этой личности. Маленький Женя мечтает учиться новому, энергия этой жажды не дает мальчику сидеть на месте. Мама, дядя и бабушка, как самые близкие люди, становятся проводниками ребенка в большой мир, и им следует подходить к этой роли бережно и ответственно.
- Воспитание становится еще одним поводом для раздумий автора. Необходимо не только не потакать ребенку, но и не ограничивать его в познании. Нужен компромисс и баланс между двумя крайностями, который с трудом нащупывают даже взрослые люди. Это говорит о том, что семья — та же работа, только еще более ответственная.
Проблемы
Проблематика рассказа «Красавица» обусловлена центральной темой детства и взросления. Многомудрый Литрекон расширит ее, если Вам понадобится более обширный комментарий.
- Конфликты в семье. Вспыхнувшая из-за мелочи ссора дяди и племянника не является чем-то уникальным, конфликты в семье часто возникают из самых незначительных событий. Очень важным становится в таких случаях не подчиниться собственному эгоизму, а проявить чуткость и житейскую мудрость.
- Нравственная проблематика рассказа «Цифры» касается общих для ребенка и взрослого пороков: вспыльчивости, эгоизма и категоричности. Они становятся причиной ссоры, при этом и маленький мальчик, и взрослый мужчина одинаково не хотят признать свою неправоту и заключать мир.
- Упрямство. Очевидно, что от него страдают не только дети, но и взрослые и уже сформировавшиеся люди, поэтому каждому из нас необходимо воспитывать себя даже в преклонном возрасте.
Основная идея
Название рассказа имеет сразу несколько значений. Самое очевидное, цифры – это предмет конфликта между дядей и племянником, на обещании «обучить цифрам» строится сюжетная линия повествования. В то же время, цифры – символ детской мечты. Они становятся идеей, которая захватывает сознание маленького Жени и обретает для него большую важность. Наконец, цифры – это возраст. Несмотря на большую разницу в возрасте, оказывается, что рассказчик и Женя ведут себя одинаково: подчиняются эмоциональному порыву и затевают ненужную и неприятную для одного и другого ссору. Смысл рассказа «Цифры» заключается в необходимости вести себя мудро, ценить близких людей и их мечты.
Бунин вложил в свой рассказ не только назидание для взрослых, но и наблюдение за становлением личности ребенка. Главная мысль рассказа «Цифры» выражается в описании детского внутреннего мира, где обретение новых знаний становится настоящей навязчивой идеей.
Чему учит?
О чем заставляет задуматься рассказ «Цифры»? Прием взгляда в прошлое придает произведению не только ностальгическое, но и назидательное звучание. Оглядываясь назад, рассказчик может проследить мотивы своих поступков, попытаться понять психологию племянника и вынести из прошлого определенные нравственные уроки.
Если тогда мужчину раздражало шумное поведение и бесконечные просьбы Жени обучить его счету, то теперь воспоминание о них вызывает у него теплоту и нежность. Он понимает, что мир ребенка отличается от мира взрослого, любая мелочь обретает в этом мире небывалое значение, а новая мечта способна полностью увлечь его сознание.
Задача находящегося рядом взрослого – бережно отнестись к хрупкому миру ребенка и поддержать в его начинаниях. Это и есть вывод, который можно сделать после прочтения книги.
Критика и художественные особенности
Выдающийся вклад И. А. Бунина в литературу многократно подчеркивался писателями и критиками и был отмечен присуждением ему Нобелевской премии по литературе.
Как и другие рассказы Бунина, «Цифры» написаны легким, живым и эмоциональным языком. Сюжетная линия позволяет проследить проблемы, которые волнуют писателя, а яркие образы персонажей – полностью погрузиться в созданный автором мир.
Рассказ «Цифры» раскрывает тему детства и взросления, показывает особенности мировосприятия ребенка, учит читателя проявлять чуткость и житейскую мудрость.
Проникнутый легкой ностальгической грустью, текст показывает, как хрупок мир и как много в нем значат сила мечты, заботы и любви.
Источник
—>Decadence —>
Образовательный сайт
Размышления по произведению Бунина «Цифры» для 7 класса – с ответами на задания и отзывами. Рассмотрим главных героев рассказа и спорные моменты сюжета.
1. Кто виноват в ссоре мальчика и дяди? Как оценивает дядя поступки мальчика и собственное решение?
В ссоре виноват именно дядя, ведь лишь взрослый может повлиять на ситуацию. Несмотря на то, что мальчик сразу начал вести себя непослушно и всячески мешать взрослым, дядя понимал, что изначально он обманул племянника. Он назвал придуманную причину, чтобы не заниматься с ребенком, желая оттянуть момент до вечера или даже до следующего дня.
Дядя сначала оценивает поступки мальчика забавными, но затем срывается и, не сдерживаясь, начинает вести себя с племянником очень грубо. Одергивая мальчика, он понимает, что поступает неправильно. Он даже начинает переживать, понимая, что чувствует ребенок. Но чтобы показать свою непреклонность, как будто не замечает этих страданий.
Почему бабушка и мама поддерживали дядю? На чьей стороне автор? А вы?
Бабушка и мама поддерживают дядю, потому что считают, что ребенок должен беспрекословно слушать взрослых. Чтобы успокоить ребенка, они делали вид, что ничего не происходит, не обращая внимания на плач и активное поведение мальчика.
Невозможно точно сказать, на чьей стороне автор, но некоторые фразы дают понять, что он поддерживает поведение мальчика. Описывая мысли дяди, Бунин подчеркивал, что тот испытывает жалость к ребенку. Говоря о племяннике, он использовал такие фразы, как «ты придумал отличную игру» и «крик божественной радости». Это говорит о том, что автор не осуждает ребенка за баловство.
Я считаю, что мальчик в этой ситуации не был виноват. Он понимал, что дядя может провести с ним время, но не хочет этого делать. Он знал и о том, что тот его обманул, сказав, что нельзя заниматься из-за «царского дня».
2. Какие чувства возникли у вас при чтении этого рассказа? Над чем он заставляет задуматься?
Рассказ вызывает сложные эмоции. Автор хорошо описал обиду, которую чувствует ребенок. После прочтения возникает жалость к ребенку, ведь он не просил ничего, что взрослые не могли бы ему дать. Они не пошли навстречу ребенку лишь для утверждения своего авторитета.
Автор ненавязчиво наталкивает на мысль, что воспитание, основанное на запретах и ограничениях, редко приводит к положительному результату. Желание родителей сделать ребенка послушным иногда порождает лишь обиды и сожаления, которые остаются на всю жизнь.
Прочитайте самостоятельно рассказы И. А. Бунина «Лапти», «В деревне». Напишите отзыв на один из них, обратив внимание на способы выражения авторского отношения к героям рассказов.
Отзыв на рассказ «лапти»
Лапти – это очень печальный и трогательный рассказ о дворнике, который пожертвовал собой ради того, чтобы хоть как-то помочь больному мальчику. Несмотря на то, что мать ребенка не просила уезжать за лаптями, которые мальчик просил в бреду, старик решается отправиться в метель.
Желание тяжело больного мальчика звучит нелепо, это понимают и мать и дворник. Но Нефед твердо решает принести лапти, надеясь, что ребенку станет легче.
Чтобы подчеркнуть решительность и самопожертвование дворника, автор использует такие слова: «Разбитые валенки — всё в снегу, всё обмёрзло… И вдруг твёрдо: Значит, надо добывать».
Отзыв на рассказ «В деревне»
Читая рассказ «В деревне» можно понять, что автор через описание красоты природы попытался передать свою мысль о тех ощущениях, которые дарит жизнь в деревне.
Описывая историю главного героя, автор использует такие фразы: «И весь день не хочется уходить со двора! Все радует» и «я вогул, — кричал я, подпрыгивая от радости и поспешно снаряжаясь в путь». Они помогают понять, насколько яркими были эмоции главного героя. Сравнивая городскую и деревенскую жизнь, Бунин подчеркивает, что вдали от природы нельзя чувствовать себя по-настоящему счастливым. Также он подчеркивает мысль, что в деревне совсем не скучно, если обращаешь внимание на всю красоту окружающей природы и живешь в гармонии с ней.
Источник
Краткий и полный анализ рассказа И.А. Бунина «Цифры»
С большой теплотой и любовью умеет передавать писатель Бунин детскую искренность, любознательность, непосредственность. Рассмотрите краткий и полный анализ рассказа Бунина «Цифры», в котором автор раскрывает внутренний мир ребенка, его чувства, желания, мечты.
Год написания и публикации — Рассказ написан и опубликован в 1906 г.
История создания — Тема детства становится популярной для писателей второй половины XIX века. К ней обращаются Горький, Толстой и другие авторы. Рассказ написан через год после смерти пятилетнего сына Бунина, Коли. Нельзя сказать, что выбор темы рассказа связан именно с этим событием, но в произведении чувствуется большая любовь автора к ребенку, ностальгические воспоминания и печаль.
Жанр — Рассказ.
Направление — Реализм.
Основная идея — Для родителя важно быть взрослым, в полном смысле этого слова, мудрым и любящим человеком, бережно относится к ребенку, не обесценивать его желания и мечты.
Тема — Взаимодействие взрослого, умудренного опытом, человека и мальчика, только начинающего познавать мир.
Проблема — Извечный конфликт отцов и детей.
Композиция — В рассказе описаны воспоминания дяди о своем племяннике, о времени, проведенном с ним. Повествование ведется от лица дяди, что помогает раскрыть его чувства и чувства ребенка.
п.1. Тематика и проблематика
1.
Тема – Взаимодействие родителей и детей.
Проблема – Несоответствие между миром взрослого человека и миром ребенка.
Взрослым не всегда легко понять детей, относиться к их желаниям и мечтам как к чему-то серьезному и важному. У детей — масса энергии, стремящейся выйти наружу. Я считаю, что предназначение родителя или близкого человека – помочь ребенку выразить ее, направить в нужное русло. Для Жени рисовать цифры вместе с любимым дядей – это огромное счастье. Неужели ребенку необходимо пройти все те неприятные моменты в отношениях со взрослыми, чтобы ему уделили немного внимания? Женю унижают, пугают, обманывают, и это делают самые родные, близкие люди.
2.
Тема – Мир детства – яркий, эмоциональный, захватывающий.
Проблема – Ребенок еще не самостоятельный. Он зависим от взрослых, которые не всегда его чувствуют и понимают. С большим удовольствием читаешь о том какой яркий, эмоциональный и правдивый внутренний мир маленького мальчика. Он радуется и ненавидит всей своей душой, стремится как можно скорее познать этот необыкновенный удивительный мир. Взрослые во многом не понимают ребенка, пытаются обуздать его неуемную энергию.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
С пафосом и большой любовью Бунин описывает чувства ребенка, его впечатлительность, стремление к мечте. Чувствуется, что автор разделяет эмоциональные проявления мальчика, понимает, какую неуемную энергию носит в себе ребенок, как ему хочется выразить ее в мир. И как важно взрослым уметь направить ребенка, указать путь, который поможет проявить его способности и таланты, детскую неуемную жажду жизни.
п.3. Основные герои, их место в образной системе
В рассказе описана семья, общение между близкими людьми. Как правило, родственники связаны крепкими узами, и в этом всегда есть единение людей. Несмотря на это, взрослые, как бы образовывают группу, которая противостоит ребенку – мальчику Жене. Они объединены общими представлениями о воспитании, о правилах хорошего тона. Взрослые унижают достоинство ребенка, обманывают его, оттягивают осуществление мечты, одним словом, находятся в противоборстве с ним.
п.4. Литературные приёмы
В каждом произведении символы играют значимую роль. Основной символ рассказа присутствует уже в его названии – это цифры.
Цифры становятся основой конфликта между ребенком и взрослым. Обучение цифрам – это основная сюжетная линия рассказа. Загадочные цифры олицетворяют детскую мечту. Цифры имеют еще один смысл – они обозначают возраст. Когда смотришь на поведение ребенка и взрослого, то не видишь отличия. Мама, дядя, бабушка и Женя – все ведут себя как малые дети. Мне мальчик кажется даже взрослее, он по крайней мере, искренен и увлечен своей мечтой.
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт произведения – конфликт «отцов» и «детей», относящихся к разным поколениям. И те, и другие формируются в разные временные периоды, которые по многим параметрам не совпадают. Взрослые не понимают маленького Женю, а он своих близких. Это тема, которая часто встречается в произведениях литературы, поскольку имеет большое значение для каждого из нас.
Источник