12. ПОНИМАНИЕ ГОРЯ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА РАЗВИВАЕТ НРАВСТВЕННУЮ ЗОРКОСТЬ
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир — радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний другим людям. Умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может прийти и к тебе. Не будь равнодушным. Равнодушие — одеревенение н окостенение сердца. Равнодушный — это душевно слепой человек. Есть в этике понятие: хамство. Это одни из пороков человека, дремуче невежественного в нравственном отношении. Хам не понимает и не чувствует душевного состояния человека; он способен посыпать солью раны на сердце другого, тащить тяжелую дубинку туда, где необходимо тонкое прикосновение ласковой руки; громко стучать грязными сапогами там, где нужно затаить дыхание; ломиться в дверь, когда надо тихонько и незаметно отойти на цыпочках от этой двери; смеяться, когда всем грустно. Умей воспитать себя так, чтобы не только сам не был дремучим невеждой в нравственных отношениях, но и ненавидел невежество, хамство.
О горе человеческом в этой книге речь будет идти еще не раз, потому что чувствование и понимание горя своего ближнего развивает нравственную зоркость, благородство, человечность. Горя в жизни будет вообще значительно меньше, если все мы будем уметь видеть его в глазах, в тончайших, незаметных с первого взгляда движениях рук, в том, как человек идет, как дышит, как смотрит на мир.
С радостным трепетом я вспоминаю один свой классный коллектив, с которым я шел по жизни десять лет, мы вместе ходили в поле, на луг, животноводческую ферму не только чтонибудь сделать, но и всматриваться в человека, — мы учились читать душу, видеть горе, страдания, чтобы потом помогать людям. Вот несколько женщин стоят, беседуют. Детям бросилось в глаза, как одна их них (потом мы узнали ее имя — тетя Елена) сложила руки на груди, смотрит куда-то вдаль. «Она видит что-то такое, что другие не видят, — тихо сказала Оля, синеглазая девочка. — У нее что-то нелегкое на сердце. » Потом мы узнали, что эта женщина пережила много горя. У нее погибли на фронте один за другим муж, сын, брат. Маленькая дочь тяжело заболела и лежала несколько месяцев прикованная к постели. Через несколько лет после войны возвратился из госпиталя муж сестры — без ног. Мы подружились с тетей Еленой, она привязалась к детям, ждала их. Я заботился тогда о том, чтобы в нашей сердечной участливости не было ни малейшей черточки бестактности. Чем ближе принимали дети к сердцу радости и горести других людей, тем зорче становился их взгляд, тем тоньше они’чувствовали душу человека, который впервые им встретился. Однажды мальчики и девочки прибежали ко мне и с тревогой сообщили, что на лавочке у школы сидит дедусь, в глазах у него такая скорбь, такое отчаяние, что страшно уходить от него. Дети познакомились со стариком, оказалось, что у него большое горе — в больнице умирает жена.
Источник
Сухомлинский. Заветы
О В.А. Сухомлинском у меня уже было сказано, что он был подлинным советским святым. И как бы в подтверждение этой «мысли» я вдруг нахожу в старых папках такие его «максимы», которые иначе, как заветами, не назовешь. (Это у меня «варварская выдерка» из журнала «Новый мир», 1974, №3, с.171-194)
Озаглавлено это в журнале так:»В.А. Сухомлинский. СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ. Афоризмы».И сказано, что подготовка текста — Т. Самсоновой.
Опускаю вступительные «разговоры», ибо время уже не для них. Но на с. 172 есть подзаголовок: «1. Нравственная сущность человека. Тайна счастья и смысл жизни».
Видали?! Масштабы! На таком уровне может говорить лишь пророк или Святой Учитель.
Афоризмов — много! Всё не опубликуешь.. Буду выбирать самые-самые.
Истинно человеческое началось в каждой человеческой личности с той поры, как она стала работать на другого человека. Но с этого началось и горе человеческого бытия — угнетение человека человеком.
Человек поднялся над миром всего животного прежде всего потому, что горе других стало его личным горем. (( Но понятно, скажу я, что это только для тех, кто опять-таки стал Личностью))
На твоем человеческом пути — камни, которые ты должен убрать, чтобы идущим за тобой было легче. Если за свою жизнь ты не увидел ни одного камня и не убрал его — ты не человек. (( Видите:тон библейского гневного Пророка, обличителя и предсказателя))
Почему человек ДОЛЖЕН? Весь смысл нашей жизни заключается в том, что мы должны.
(с.173) Чем раньше ты начинаешь отдавать долг старшим, тем спокойнее будет твоя совесть и счастливее люди вокруг тебя.
Если ты в детстве счастлив, это значит: кто-то ни на минуту не забывает о том, что ОН ДОЛЖЕН.
Если ты будешь думать, что тебе все обязаны, и никогда не подумаешь, что ты обязан людям, ты вырастешь хамом и нахлебником.
Хамство начинается с того маленького НЕВЕДЕНИЯ, когда человек забывает о том что ОН ДОЛЖЕН.
Счастье немыслимо без свободы, свобода — без долга и обязанности. Повседневные обязанности — это капли, из которых сливается море человеческого долга.
Умей чувствовать рядом с собой человека; умей читать его душу, видеть в его глазах его духовный мир — радость, беду, несчастье, горе.
Будь участником и не будь равнодушным. Равнодушие — одеревенение и окостенение сердца. Оно ведет к индивидуализму. Равнодушие — ядовитые семена человеконенавистничества.
Человек оставляет себя в человеке. В этом — человеческое бессмертие.
Все мы живем для того, чтобы оставить себя в человеке. Это не просто продолжение рода. В этом высшее счастье и смысл жизни.
((Внемлите, Поэты!))
(с.174) Невежество, убогость ума и чувств становится. моральным пороком.
Человеческая воспитанность немыслима без человеческой благодарности.
Умейте благодарить и быть благодарным. Прежде всего благодарите мать и отца — за то, что они дают вам счастье бытия.
Думай, как твои поступки оцениваются людьми, окружающими тебя. Не всё, что приятно и желательно тебе, приятно и желательно другим.
(с.175) Чувство вины — благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда.
Чувство вины — не самобичевание, а угрызение совести, стремление к нравственной незапятности и порядочности
Важнейшая школа воспитания эмоциональной чуткости и эмоциональной памяти — твое отношение к матери, к девушке, к женщине. Отношение к женщине — тончайший измеритель чести, совести, порядочности,благородства.
«Патриотизм — чувство самое стыдливое» (Л.Н. Толстой).Береги святые слова и дорожи ими. Не кричи о любви к Родине, а трудись во имя ее блага, счастья, могущества.
(с.176)Для того, чтобы иметь моральное право один раз сказать о бедах и горечах своей Родины, надо десять раз что-то сделать для ее возвышения и укрепления.
Примечание: Набранное заглавными — это мой набор того, что было набрано в журнале в разрядку (а сделал ли это сам В.А., не сказано).
((На этом пока остановлюсь, посмотрю, как меня и В.А. будут ругать или. )
Источник
Будь человеком диктант умей чувствовать рядом с собой человека
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир — радость, беду, несчастье, горе.
Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека. Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревог и беспокойства.
Во всей человеческой жизни нет ни одной минуты, в которую было бы позволительно относиться к человеку легкомысленно и беспечно.
Уважайте в себе и других человеческую личность.
Уважение к людям есть уважение к самому себе. Никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом.
Каждый человек отличается от другого, и с каждым днем отличается от себя.
Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь.
1 комментарий
Похожие цитаты
Их нравы
В Берлине тетка нашла кошелек с тыщей евро. Традиционные немецкие
порядочность и щепетильность не позволили ей присвоить чужое. Тетка
позвонила по номеру телефона, найденному в бумажнике, и предложила
вернуть кошелек за вознаграждение в сто евро « плюс 20 евро транспортные
издержки».
Но пенсионер, потерявший кошелек, оказался еще порядочнее и щепетильнее.
Он сообщил в полицию, и тетку арестовали в момент передачи кошелька за вымогательство. Два цивилизованных человека в правовом государстве
всегда найдут общий язык…
Когда милая молодая девушка выходит замуж за богатого старичка, в церкви она должна сказать ему: «Спасибо за покупку!»
Вчера ужинаю с сыном и его девушкой Юлей. Говорю сыну ( 21 год): «Где распечатка, которую я тебе вчера давала? У тебя на компьютерном столе бардак. И все, что не дай, исчезает, как в Бермудском треугольнике».Сын тихонько себе под нос:»Ну почему? Юля вот мне дала — и ничего, не исчезла, сидит вот, кушает…»
Источник
Урок доброты и милосердия «Умей чувствовать рядом с собой человека»
- Формировать потребность и стремление учащихся бережно и внимательно относиться к маме.
- Развивать познавательную мотивацию, наблюдательность, желание быть достойным сыном и дочерью своих родителей.
- Способствовать проявлению положительных эмоций, внимания к маме.
- Воспитывать гордость, ответственность за свои поступки.
Что посеешь, то и пожнёшь, о сын мой.
Это значит, что за добро тебе воздастся добром,
а за зло ты заслужишь лишь страдания и муки.
К.Насыйри
Учитель: Благотворительность и милосердие. Как вы понимаете эти слова, скажете к концу урока.
А сейчас, ребята, мы должны дать себе установку – умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай, как твои поступки могут отразиться в душевном состоянии другого человека.
Да, добрые чувства начинают себя проявлять с детства, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.
Но невозможно говорить о человечности, если в сердце не закрепилась привязанность к близкому, дорогому человеку. Слова любви к людям ещё не любовь. Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости – это семья: отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сёстрам является испытанием человечности.
Ученик: Ты проснулся. Нет, тебя разбудила мама. Умывшись, ты съел завтрак, приготовленный мамой. А когда вернулся из школы, у мамы уже готов обед, хотя она сама только что вернулась с работы. А когда ты заболел, помнишь, как выхаживала тебя мама, сколько бессонных ночей провела у твоей постели?
Есть страшная легенда. Потребовала злая красавица у юноши, полюбившего её, живое сердце его матери. Тёмной ночью совершил сын злодейство. Когда нёс материнское сердце в руках, упал, ударился о камень и вдруг услышал, как оно прошептало: «Тебе не больно, сынок?»
Бесконечно великодушно сердце матери.
Учитель: А твоё? Так же оно наполнено любовью к маме? Что для тебя значат слова « материнская любовь» и «любовь к матери».
Люди не уважают того, кто обижает мать, кто забыл о ней. По отношению к матери мы определяем, каков человек.
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
«Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.
Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать – старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот поди же, всех вас собери».
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать
«Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?
Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте!
У кого есть мамы,
Приезжайте к ней без телеграмм!
Учитель: А если бы хоть раз увидели одиноких стариков и старушек, послушали бы их рассказы о себе, то вам стало бы стыдно, и вы почувствовали себя виновным в том, что мы, люди, имеющие пока здоровье и немного времени, не уделяем им ни одной минуты разговора, ни капли заботы о них.
Послушаем быль о Чернокосой и Белокосой матери.
В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день: у Чернокосой матери – утром, у Белокосой – вечером. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.
— Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде. Вот для чего хочется жить.
— А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, — сказала Чернокосая мать. — Чтобы никогда не забывал мать и родной дом. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов.
Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у кроватей своих жён и долго-долго о чём-то шёпотом говорили с ними. У колыбели новорождённого мечтают о будущем – конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жён и сыновей.
Прошло тридцать лет. В ту же больницу на окраине большого города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где три десятилетия назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и ещё больше горя. Мужья их погибли на фронте, защищая Родину. Но почему-то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях. Наконец, Чернокосая мать спросила:
— Кем же стал твой сын?
— Выдающимся музыкантом, — с гордостью ответила Белокосая мать. — Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына?
И Белокосая мать назвала имя музыканта. Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.
— А твой сын кем стал? – спросила Белоснежка.
— Хлеборобом. Ну, чтобы тебе понятнее было – механизатором в колхозе, то есть и трактористом, и комбайнёром, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает. Живём мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трёх лет и девочка недавно родилась.
-Всё-таки счастье тебя обошло, — сказала Белокосая. — Твой сын стал простым, никому неизвестным человеком.
Чернокосая мать ничего не ответила.
И дня не прошло, как к Чернокосой матери приехал из села сын. В белом халате, он сел на белую скамейку, долго-долго о чём-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость Она, казалось, в эти мгновенья забыла обо всём на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные грозди, мёд, масло. «Поправляйтесь, мама»,- сказал он на прощанье и поцеловал её.
А к Белокосой матери никто не пришёл. Вечером, когда воцарилась тишина и Чернокосая мать, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:
— У сына сейчас концерт. Если бы не концерт, он, конечно, пришёл бы.
На второй день вечером к Чернокосой матери снова приехал сын – хлебороб из далёкого села. Опять он долго сидел на белой скамейке, и Белокосая мать услышала, что в поле сейчас горячая пора, работают они день и ночь. Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой женщины светилось, и морщины расправились.
К Белокосой матери никто не приходил. Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, а Белокосая тихо вздыхала, боясь, чтобы её вздохи не услышала соседка.
В третий день вечером к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далёкого села – привёз два больших арбуза, виноград, яблоки. Вместе с сыном приехал трёхлетний черноглазый внук. Сын и внук долго сидели у постели Чернокосой матери; в её глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке: вместе с отцом вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна. «Я тоже буду комбайнёром», — сказал мальчик, и бабушка поцеловала его. Белокосая мать в эти мгновения припомнила, что её сын, выдающийся музыкант, отправляясь в длительные поездки, сдавал, как говорили в семье, маленького сына в какой-то интернат.
Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебороб из далёкого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. Казалось Белокосой матери, что когда к её соседке приезжал сын, даже больничным стенам хотелось, чтобы мать сына- хлебороба скорее выздоровела.
К Белокосой матери так никто и не пришёл. Прошёл месяц. Врачи сказали Чернокосой матери: «Теперь ты совершенно здоровая женщина. В сердце нет ни шумов, ни перебоев». А Белокосой матери врач сказал: «Вам ещё надо полежать. Конечно, вы тоже станете здоровым человеком?» Говоря это, врач смотрел почему-то в сторону.
За Чернокосой матерью приехал сын. Он привёз несколько больших букетов красных роз. Цветы подарил врачам и сёстрам. Все в больнице улыбались.
Прощаясь с Чернокосой матерью, Белокосая попросила её остаться с ней на несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мать со слезами на глазах спросила:
— Скажи, дорогая, как ты воспитала такого сына? Ведь мы родили их в один день. Ты счастлива, а я. — и она заплакала.
— Мы расстаёмся, и никогда больше не увидимся, — сказала Чернокосая, — потому что не может быть в третий раз такого чудесного совпадения. Поэтому я сказу тебе всю правду. Сын, которого я родила в тот счастливый день, умер. Умер, когда ему и года не исполнилось. А это. не кровный сын мой, но родной! Я усыновила его трёхлетним мальчиком. Он, конечно, смутно помнит это. Но я для него – родная мать Ты это видела своими глазами. Я счастлива. А ты несчастный человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если бы ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего сына приносил тебе тяжёлые переживания. Выйдешь из больницы, пойди к сыну и скажи: его бездушие повернётся против него. Как он относится к матери, так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.
Учитель: Какие уроки можно извлечь из неё?
Ученики: Стараться больше заботиться о своих близких: родителях, бабушках, дедушках.
Быть внимательным не только к ним, но и к незнакомым людям, не проходить мимо, если им нужна помощь.
Приучить себя обдумывать поступки, прежде чем совершать их.
Учитель: Вы показали, что уже знаете значение слов благотворительность, милосердие.
Из далёкой – далёкой древности, из VI века до нашей эры, греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями»
Через два столетия к такому же умозаключению пришёл другой житель Эллады, публицист и оратор Сократ. Он советует: «К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе».
Ребята, я надеюсь, что после сегодняшнего нашего разговора вы задумаетесь о жизни, о себе, станете милосерднее.
А сейчас получим задание на дом: предлагаю вам написать сочинение-рассуждение в любой форме на одну из тем:
- Какие чувства вызвала во мне эта быль?
- Как я понимаю слова Сократа?
Источник