Базаровское отрицание любви как высокого чувства

Отношение Базарова к любви

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» продемонстрированы взгляды Евгения Базарова на жизнь и основные ее составляющие. Данный материал покажет отношение Базарова к любви, а также внутренние изменения главного героя.

Нигилистические принципы

Евгений Базаров считал себя нигилистом, отрицающим все общепринятые нормы и авторитеты. Нигилизм не позволял Базарову верить в любовь, он отрицает ее.

Главный герой называл любовь белибердой и непростительной дурью. Базаров не верил в то, что между мужчиной и женщиной есть духовная связь, все отношения нигилист объясняет физиологией.

Базаров иронизирует над выражением «загадочный взгляд», который свойственен влюбленным. Он говорит о том, что с точки зрения анатомии глаз не может выражать загадочность, ведь все это «романтизм, чепуха, гниль, художество».

Базаров упрекает Павла Петровича за то, что тот «раскис» из-за неудачи в любви: «А я все-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец».

Встреча с Одинцовой

Когда Евгений Базаров знакомится с Анной Одинцовой, он еще придерживается своей теории нигилизма.

Увидев героиню, Базаров высказывает свое мнение: «Что за фигура, на остальных баб не похожа». Вскоре главный герой романа «Отцы и дети» про Одинцову отзовется следующим образом: «Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр».

Данные цитаты подчеркивают, что Евгений Базаров считает всех женщин «бабами» и не относится к ним серьезно, расценивая как предмет анатомии.

Любовь к Одинцовой

Но со временем Базаров стал чувствовать себя неловко рядом с Анной Одинцовой. Один раз он почувствовал свой конфуз, тогда он подумал: «Вот тебе раз!

Евгений Базаров долгое время не мог признаться даже самому себе, что он влюблен в Одинцову. Он понимал, что если признает это, то его нигилистические взгляды оказались неверными. Базаров не хотел признавать свою неправоту, поэтому долгое время старался избавиться от своих чувств к Одинцовой.

Но бороться с самим собой у Базарова не получилось. Он принял чувство любви, которое раньше отрицал, Базаров понял, что поддался тому романтизму, который раньше презирал. Главный герой признался Анне Одинцовой в любви: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».

Развенчание нигилизма

Образ Евгения Базарова меняется на протяжении всего повествования. На это указывает и то, как относился к любви Базаров. Человек, считающий любовь белибердой, признается самому себе, что по-настоящему влюбился, как самый обычный романтик. Испытание любовью в наибольшей степени помогает автору показать несостоятельность нигилистических взглядов Базарова.

Источник

Что же заставляет читателя усомниться в базаровском отрицании любви как высокого романтического чувства? (ЕГЭ по литературе)

Евгений Базаров ы герой произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети» ы нигилист, отрицающий всю приобретенную веками культуру. Любовь для него лишь физиологическая связь, не имеющая ничего глубокого и таинственного. Однако несколько раз на протяжении всего произведения поведение Базарова заставляет нас усомниться в его отрицании любви как высокого романтического чувства.

Во-первых, когда Евгений в первый раз видит Одинцову, он восхищается её богатым телом. «Хоть сейчас в анатомический театр», — говорит он в диалоге с Кирсановым. Это звучит пошло и некорректно по отношению к женщине. В то время как Аркадий искренне влюбляется в Анну Сергеевну, Базаров хочет лишь, по своему убеждению, добиться от нее толку, а в противном случае — просто отвернуться. Но Евгений от Одинцовой толку не добился, а отвернуться не смог.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Читайте также:  Как люди теряют сознание что чувствуют

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Когда он оставался один, думал о ней, воображал, что в один день её руки обовьются вокруг его шеи, потом вдруг останавливал себя на такой «позорной» мысли и, озлобясь, уходил в лес. Это позволяет нам понять, что в глубине души герой действительно чувствителен.

Во-вторых, в одном эпизоде романа, когда Аркадий играл на музыкальном инструменте, Катерина пела, а Базаров и Одинцова остались наедине, произошло одно событие, которое повлияло на дальнейшее развитие сюжета. Сначала Евгений и Анна Сергеевна говорили о «счастье», затем она спросила у Базарова о его будущем. Это был разговор личный, что уже может говорить о духовной близости этих двух людей. Более того, Одинцова хотела понять, почему он ведёт себя с ней «сдержанно» и «напряжённо». В конце концов, Евгений Васильевич не выдержал и признался в любви. Несмотря на то, что сделал он это сухо и нетактично (Евгений сказал, что привязан к ней «глупо» и «безумно», а затем прижал ее к своей груди), такое откровение противоречило всем убеждениям Базарова: он хотел насладиться любовью «в смысле романтическом».

В-третьих, уже в конце произведения, Евгений понял, что его убеждения бессмысленны. «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» — говорит он. Базаров даже согласился на то, чтобы родители привели священника, который должен был совершить над ним церковный обряд перед смертью. Он считал себя «гигантом», цель которого теперь — «умереть прилично». И, самое главное, когда Евгений лежал больной на кровати, Одинцова приехала его навестить. В этот раз Базаров дал волю своим чувствам: в маленьких монологах при разговоре с ней он употреблял множество эпитетов («красивая», «славная»). Именно перед смертью Евгений понял, что любовь вовсе не «белиберда».

Таким образом, базаровские убеждения касательно любви на протяжении романа постепенно утрачивают свою актуальность, и Евгений начинает ценить любовь как высокое романтическое чувство.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id110354

• К1 Соответствие сочинения теме и ее раскрытие – 3/3

• К2 Привлечение текста произведения для аргументации – 3/3

• К3 Опора на теоретико-литературные понятия – 1/2

Всего пару терминов на все сочинение. Нужно использовать больше неповторяющейся терминологии.

• К4 Композиционная цельность и логичность – 3/3

• К5 Соблюдение речевых норм – 0/3

«ы»- не нужный символ.

«богатым телом»- лучше написать «красивым телом».

«толку. толку»- повтор.

«нам»- лучше не использовать данное местоимение, а написать «читатели».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Что заставляет читателя усомниться в базаровском отрицании любви как высокого романтического чувства? (ЕГЭ по литературе)

В своём романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева, главный герой Евгений Базаров является нигилистом. Это значит, что он отрицает все чувства, присущие людям, не признаёт изобразительное искусство, музыку, литературу. Как говорит Евгений: «Рафаэль гроша медного не стоит». Базаров создает образ скептика, отрицающего любое проявление романтизма, так же, герой презирает аристократию и гордится своим происхождением. Отец Евгения врач, а дед был дьячком.

Несмотря на уверенность в своих убеждениях, теория Базарова терпит крах, и герой влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Богатую помещицу, проживающую в имении Никольское вместе со своей сестрой Катей. Главный герой тщательно пытается скрыть свои чувства к Одинцовой.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Евгений нарочито ведет себя развязно, иронизирует, называет Анну Сергеевну «бабой с мозгом», а ее красоту комментирует фразой «Богатое тело…хоть сейчас в анатомический театр. ». Чувства, пробудившиеся в главном герое, вводят Евгения в ступор, сначала он их отрицает, затем маскирует своей напускной грубостью и скептицизмом, но в конце, у Базарова больше нет сил справляться с ними и Евгений признаётся Одинцовой в любви.

Читайте также:  Как не портить настроение маме

На примере Евгения Базарова, Тургенев показывает читателям, что невозможно выстроить свою жизнь по какой-либо теории. Нельзя запретить себе чувствовать. И пускай всю свою жизнь Евгений прожил как нигилист, умер он романтиком, так и не добившись ответный чувств от Анны Сергеевны. Покой и комфорт для Одинцовой оказался важнее, чем любовь главного героя.

Таким образом, невозможно не усомниться в Базароской теории, ведь он сам показал её нежизнеспособность.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id90766

• К1 Соответствие сочинения теме и ее раскрытие – 3/3

• К2 Привлечение текста произведения для аргументации – 3/3

• К3 Опора на теоретико-литературные понятия – 1/2

• К4 Композиционная цельность и логичность – 3/3

• К5 Соблюдение речевых норм – 1/3

«В своём романе»- и так понятно, что это текст автора. Не нужно использовать такую концепцию.

«Одинцовой. Одинцовой»- повтор.

» показывает читателям»- автор ничего не показывает читателям, лучше не использовать такую формулировку.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Источник

Истоки трагизма базаровской любви

Базаров боготворит естественнонаучные знания. В запальчивости ему кажется, что с помощью естественных наук можно легко разрешить все вопросы, касающиеся сложных проблем общественной жизни, искусства, философии. Но Тургенев, знавший труды немецких естествоиспытателей, кумиров революционных шестидесятников, из первых рук, лично знакомый с Карлом Фогтом, обращает внимание не только на сильные, но и на слабые стороны вульгарного материализма Фогта, Вюхнера и Молешотта. Так, грубой ошибкой вульгарных материалистов было упрощенное представление о природе человеческого сознания, о сути психических процессов, которые сводились к элементарным, физиологическим.

Обратим внимание, что и, с точки зрения Базарова, искусство — болезненное извращение, чепуха. Романтической чепухой считает Базаров и духовную утонченность любовного чувства: «Нет, брат, все это распущенность и пустота. Это все романтизм, чепуха, гниль, художество» — говорит он Аркадию. Рассказ о любви Павла Петровича к княгине Р. вводится в роман не как вставной эпизод. Он является в романе как предупреждение заносчивому Базарову. Базаров легко разделывается со всеми загадками бытия.

Нет любви, а есть лишь физиологическое влечение, нет никакой красоты в природе, а есть лишь вечный круговорот химических процессов. Он завидует муравью, который в качестве насекомого имеет право «не признавать чувство сострадания, не то что наш брат, самоломанный». Но кроме правды физиологических законов, есть правда человеческой, одухотворенной природности. И человек должен считаться с тем, что природа на высших уровнях — «храм», а не только «мастерская». Да и склонность того же Николая Петровича к мечтательности — не гниль и не чепуха. Мечты — не простая забава, а естественная потребность человека, одно из проявлений творческой силы его Духа.

С тринадцатой главы в романе назревает поворот: непримиримые противоречия обнаружатся со всей остротой в характере главного героя. Конфликт произведения из внешнего (Базаров и Павел Петрович) переводится во внутренний план («поединок роковой») в душе Базарова.

Виновницей этих перемен оказывается Анна Сергеевна Одинцова. Любовь к Одинцовой — начало трагического возмездия заносчивому Базарову: она раскалывает его душу на две половины.

Читайте также:  Чувство плеча значение фразеологизма

Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них — убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной природы любви. Другой — страстно и одухотворённо любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством этого высокого чувства Дорогие его уму «естественнонаучные» убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицатель всякого рода принципов, теперь служит, тайно ощущая, что служба эта слепа, что жизнь оказалась сложнее того, что знают о ней «физиологи».

Обычно истоки трагизма базаровской любви ищут в характере Одинцовой, изнеженной барыни, аристократки; не способной откликнуться на чувство Базарова, робеющей и пасующей перед ним. Но Одинцова хочет и не может полюбить Базарова не только потому, что она аристократка, но и потому, что этот демократ, полюбив, не хочет любви и бежит от нее. Интересно, что в вопросе любви пути Базарова и Павла Петровича однажды пересекаются.

Это связано с их отношением к Фенечке. Павла Петровича привлекает в Фенечке демократическая непосредственность: он задыхается в пустоте своего аристократического интеллектуализма. Но любовь его к Фенечке слишком заоблачна и бесплотна: «Так тебя холодом и обдает», — жалуется героиня Дуняше на его «страстные» взгляды. Базаров ищет в Фенечке жизненное подтверждение своему взгляду на любовь как на простое и ясное чувственное влечение. Но эта «простота» оказывается хуже воровства: она глубоко оскорбляет Фенечку, и нравственный укор, искренний и неподдельный, слышится из ее уст. Уроки любви повели за собою тяжелые последствия в судьбе Базарова. Они привели к кризису его одностороннюю, вульгарно-материалистическую жизнь.

Перед героем открылись две бездны: одна загадка его собственной души, которая оказалась глубже и бездоннее, чем он предполагал; другая — загадка мира, который его окружает. Трагизм положения Базарова еще более усугубляется под кровом родительского дома. Мрачному, замкнутому, холодеющему герою противостоит рвущаяся к нему великая сила беззаветной родительской любви.

Базаров хочет вырваться из этого мира любви и гармонии, стремиться убежать от самого себя, но это ему не удается. Тургенев еще раз проводит Базарова по тому кругу, по которому он уже прошел в первой части романа: Марьино, Никольское, родительский дом. Но теперь мы не узнаем прежнего Базарова: затухают его споры, догорает несчастная любовь. Второй круг жизненных странствий героя сопровождают последние разрывы; с семейством Кирсановых, с Фенечкой, с Аркадием и Катей, с Одинцовой и, наконец, роковой для Базарова разрыв с мужиком. Дорого обходится Базарову подчеркнутое пренебрежение глубиной и серьезностью крестьянской жизни. Наигранное равнодушие, снисходительную иронию сменяет шутовство: «Ну, излагай мне свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории. » — обращается он к мужику.

Герой и не подозревает, что в глазах мужика он является не только барином, но и чем-то вроде «шута горохового». Неотвратимый удар судьбы читается в финальном эпизоде романа: есть что-то символическое в том, что смелый «анатом» и «физиолог» русской жизни губит себя при вскрытии трупа мужика. Медицина оказывается неспособной помочь Базарову в трагическую минуту, оставив Базарова наедине с самим собой.

И тут приходят к герою на помощь силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые на дне его души. Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм».

Базаров умирает удивительно. Он думает не о себе, а о своих родителях, готовя их к ужасному концу. Почти по-пушкински прощается герой с возлюбленной, и говорит он языком поэта: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Любовь к женщине, любовь сыновняя к отцу и матери сливаются в сознании умирающего Базарова с любовью к родине, к таинственной России, оставшейся отнюдь не до конца разгаданной тайной для Базарова. Тургенев многое в русском нигилизме предугадал.

Он показал, к каким последствиям может привести революционера сила гнева, презрения и разрушения, если она примет нигилистические формы.

Источник

Оцените статью