- 10 простых методов арт-терапии, как снять стресс, повысить самооценку, развить творческие способности
- 1. Открытка своими руками, которую вы никому не отправите
- 2. Нарисуйте картину и создайте коллаж
- 3. Постройте алтарь любимого человека
- 4. Рисуйте в полной темноте
- 5. Раскрасьте своё физическое состояние
- 6. Зентангл (Zentangle): рисование-медитация
- 7. Позвольте себе
- 8. «Напишите» стихотворение-коллаж
- 9. Создайте свой уникальный инструмент для рисования
- 10. Сделайте коробку прощения
- Приемы Арт-терапии в работе психологов и педагогов
10 простых методов арт-терапии, как снять стресс, повысить самооценку, развить творческие способности
Арт-терапия – одна из форм психотерапии, основанная на творчестве и самовыражении. Подход используется как средство для снятия стресса, повышения самооценки и осознанности, а также для посттравматического восстановления. Большинство других форм терапии использует вербальный язык для выражения чувств и преодоления личных преград. В отличие от них, арт-терапия допускает более абстрактные формы общения. Эта тактика подразумевает выражение элементов подсознания, для озвучивания которых, возможно, пока нет готовности либо способности.
Вам не нужно быть художником, чтобы воспользоваться арт-терапией. На самом деле, большинство упражнений опирается не на конечный результат, который вы создадите, а на терапевтический эффект от самого ритуала творческого процесса. Если вас заинтриговала возможность релаксации через художественное воображение, то этот комплект методов для вас.
Мы предлагаем рассмотреть 10 простых способов, которые помогут вам исследовать своё внутреннее «Я». Не все они могут оказаться пригодными конкретно для вас, но хотя бы один из этих методов по своей полезности станет художественным эквивалентом продолжительно приёма тёплой, ароматной ванны.
1. Открытка своими руками, которую вы никому не отправите
Если вы испытываете чувства к кому-либо, в которых не готовы признаться, если вы сердитесь, но знаете, что лучше сдержаться от гневных высказываний, попробуйте в подробностях это расписать. Само написание текста несёт терапевтический эффект, а проектирование открытки его усиливает и активирует различные участки мозга. Когда закончите, запечатайте письмо, подпишите и отправьте в мусорную корзину (или задвиньте в дальний ящик стола), если вы его найдёте, послание потеряет часть своей силы.
2. Нарисуйте картину и создайте коллаж
Нарисуйте картину на бумаге или картоне, когда закончите, разрежьте ёе на части или разорвите. Затем используйте кусочки в качестве составляющих элементов для нового произведения искусства – коллажа. Посмотрите, как ваше оригинальное творение превращается в нечто новое, интересное, непредсказуемое. Это упражнение указывает на непосредственную тесную связь между созиданием и разрушением, поощряет нас рисковать, подталкивает к креативу и в других аспектах жизни.
3. Постройте алтарь любимого человека
Вдохновитесь народным творчеством и создайте алтарь в честь отношений между вами и другим человеком, жив он или нет. Украсьте святыню фотографиями, письмами и реликвиями, напоминающими о временах, проведённых вместе, а также новыми арт-объектами, созданными вами в честь этих отношений. Используйте всё, что может стать художественным материалом, от подарков до конфетных обёрток, если вы знаете, что это ЕГО любимые конфеты. Сооружение такого алтаря другому лицу пробуждает воспоминания и служит физическим проявлением отношений, что может обеспечить душевный комфорт в сложные времена.
4. Рисуйте в полной темноте
Большая часть напряжения, от которого мы страдаем, занимаясь творчеством, прибывает из критики и суждений, кажущихся неизбежными на каждом шагу. Попытайтесь создать произведение искусства в полной темноте, чтобы освободиться от того внутреннего критикана-искусствоведа, который обитает в вашей голове. (Представьте себе это как слепой контурный рисунок.) Вы вдруг освобождаетесь для создания линий, фигур и узоров. Включив свет, скорее всего, изображение вас удивит.
5. Раскрасьте своё физическое состояние
Лягте и закрой глаза. Представьте своё тело, как вы дышите. Попробуйте представить себе цвет воздуха, который вы вдыхаете и тот, что выдыхаете. Что вы видите? Нарисуйте контур своего тела на большом листе бумаги и закрасьте его акварелью, основываясь на физическом состоянии. Подумайте о том, что эти цвета значат для вас, где они сконцентрированы больше и где меньше. Это ваш самый релаксирующий автопортрет.
6. Зентангл (Zentangle): рисование-медитация
Зентангл (дзен-тэнгл, дзен-тангл, дзен-тэнглинг, дзен-танглинг) – это метод рисования придуманный Риком Робертсом и Марией Томас. Его разработали, чтобы сделать рисунок медитативным и доступным для всех. Технике можно обучиться у знающего специалиста либо освоить самостоятельно. Для этого вам потребуется лист бумаги, в оригинале квадрат со стороной 9 см, по краям которого вы карандашом от руки нарисуете границу, можно неровную. Внутри получившейся области рисуют линии, так называемые «строки».
Теперь переключитесь на ручку и начинайте выводить серию паттернов или повторяющихся узоров вокруг «строки». Вот вы и нарисовали зентангл. Процесс предназначен для стимулирования ритуала творения и оставляет место для человеческих ошибок – стирать ничего нельзя, таковы правила. Традиционно зентангл чёрно-белого цвета, но многие одобряют и эксперименты с цветностью. Весь процесс должен занять не более 15 минут, его можно повторять всякий раз, когда вам того захочется. Держите под рукой 9-сантиметровые квадратики, чтобы при вдохновении вы могли их заполнить абстрактными рисунками.
7. Позвольте себе
Подумайте о социальном и самоналоженном давлении, которое вы испытываете изо дня в день, о личных чертах характера, которые считаете недостатками, о промахах, в которых вы видите свои ошибки. Выберите одну из таких вещей и в декоративных деталях позвольте её себе. Если обернуть неудачу в достижение, можно свести к минимуму чувство нелюбви к себе, что способствует достижению более важных целей. Помните, что это художественный проект, поэтому сделайте его красивым.
8. «Напишите» стихотворение-коллаж
Не считаете себя поэтом? Тогда пусть кто-то другой сделает самое сложное, напишет слова, а вы подберёте себе материал из старых книг, журналов, газет или даже писем. Вырежьте слова, которые выскакивают перед вами или вдохновляют вас. Складывайте их в композиции, как если бы вы составляли визуальный коллаж. У вас с самого начала может быть задумана тема или сюжет. Либо просто начните работать и увидите, куда приведёт вас такой словесный коллаж.
9. Создайте свой уникальный инструмент для рисования
Вместо того, чтобы долго рисовать картины, почему бы не сосредоточиться на разработке альтернативной самодельной кисти? Вы можете изготовить оставляющий отметины инструмент, практически из чего угодно: будь то ряд зубочисток, приклеенных к картонной основе, или самодельная кисть из помпонов и пряжи. Когда вы, наконец, сделаете себе новый прибор для рисования, то частично откажитесь от контроля над художеством, которое, конечно, само по себе также является произведением искусства.
10. Сделайте коробку прощения
Если есть такой человек – включая самого себя, – к которому вы больше не хотите питать негативных эмоций, попробуйте сделать для него коробку прощения. Украсьте её успокаивающими изображениями и словами, которые могут характеризовать человека либо соответствовать желаемому внутреннему состоянию. Вы можете написать на листке бумаги, как его зовут, и положить в эту коробку, при необходимости, имя можно удалить либо заменить. Акт создания коробки будет содействовать приятным воспоминаниям о том, для кого она предназначена.
Источник
Приемы Арт-терапии в работе психологов и педагогов
Приемы Арт-терапии в работе психологов и педагогов
Быть педагогом, детским психологом – это огромная ответственность и прекрасная миссия! В раннем детстве формируются базовые представления ребенка о себе и о жизни. Именно по этой причине труд педагогов и детских психологов является одним из самых ответственных и важных в современном мире, их работа направлена на формирование основных видов деятельности, способствующих гармоничному развитию личности дошкольника. Для успешной реализации всех задач педагог проявляет подлинное профессиональное мастерство и творческий подход к своему труду. Арт-терапевтические приемы расширяют профессиональный инструментарий деятельности педагогов, детских психологов, помогают воспитателям и родителям развивать таланты своих детей и воспитанников.
В современной практической психологии, педагогике, в системе дошкольного воспитания, в образовании и даже бизнесе арт-терапевтические техники используются достаточно активно. На самом деле мы все применяем приемы арт-терапии в повседневной жизни, просто не всегда знаем, что, например, сочинение какой-нибудь забавной истории для того, чтобы ребенок успокоился и уснул, является способом сказкотерапии. Давайте разберемся, что же такое арт-терапия, каковы ее виды и направления, и как арт-терапия может влиять на нашу эмоциональную сферу.
Само слово «арт-терапия» состоит из двух: арт — искусство, и терапия — лечение. Именно как метод лечения стал применяться в 30-ые годы прошлого столетия в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенных в США. Поначалу метод арт-терапии предлагался как метод лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. Однако сейчас рамки терапии искусством намного расширились, и из метода лечения арт-терапия перешла в разряд способа эффективного взаимодействия, поиска взаимопонимания и понимания своего отношения к миру и к самому себе. В этом широком смысле мы и будем рассматривать арт-терапию.
Целительное свойство искусства было известно с древних времен. В Греции, в Эпидавре есть храм бога врачевания – Асклепия (в римской мифологии – Эскулапа). И недалеко от святилища находится хорошо сохранившийся античный амфитеатр, где давались театральные представления. Уже тогда люди понимали, что успех лечения зависит не только от снадобий, медицинских процедур, но и от душевного состояния больного. Спектакли были частью лечения тех, кто приезжал в Эпидавр восстановить свое здоровье. Эдакий «санаторий» до нашей эры. Со-переживание, со-участие как совместное переживание и участие в процессе театрального действия давало возможность зрителям осознать и прочувствовать свои эмоции, чувствовать себя частью той истории, которая разыгрывалась на сцене. Такого рода самовыражение создавало исцеляющий эффект, ускоряло процесс выздоровления.
Произведение искусства отражает эмоциональное состояние автора или художника, эти эмоции и чувства могут быть созвучны тем, кто смотрит спектакль, картину, фильм, кто читает книгу или слушает музыку. В каждом человеке есть творческое начало, обратите внимание, как играют дети: они фантазируют, создают свои миры. В игре развивается личность ребенка, и став взрослыми, мы, к сожалению, теряем спонтанность, непосредственность, легкость и творческое восприятие. Вместо того, чтобы выражать свои эмоции, мы их подавляем. Мы часто путаем способность управлять своим эмоциональным состоянием с гиперконтролем.
Дошкольное детство – это период развития эмоционально- волевой сферы ребенка, это период творческой активности, игры, развития воображения и наглядно-образного мышления. Игровая деятельность является ведущей в дошкольный период. Применяя во взаимодействии с ребенком приемы арт-терапии, игровой терапии воспитателям, психологам, родителям проще установить контакт и помочь ребенку справляться с различными проблемами. Например, такими, как:
Повышенная тревожность, неуверенность в себе;
Сложности адаптации в детском коллективе, в общении со сверстниками и со взрослыми;
Агрессивность, импульсивность в поведении
Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная)
Арт-терапевтический подход в воспитании ребенка среднего и старшего дошкольного возраста наиболее эффективен, с помощью арт-терапевтических упражнений ребенку легче социализироваться, развивать коммуникативные навыки, уверенность в себе. Арт-терапия способствует развитию речи, мышления, внимания и памяти.
Применяя арт-терапевтические приемы на занятиях с детьми среднего и старшего дошкольного возраста воспитатели, педагоги-психологи, родители дают возможность каждому ребенку раскрыть свой творческий потенциал, помогают становлению личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
В качестве примера можем рассмотреть вариант одного группового занятия с детьми.
Правила в группе:
Правила трех «НЕ» НЕ драться; НЕ кусаться; НЕ обзываться. Эти правила можно символически обозначить на доске и напоминать, если это необходимо. Или сделать карточки и каждый раз, когда ребенок нарушает одно из правил, показать ему соответствующую карточку. (Как в футболе, когда судья показывает игрокам красную или желтую карточки)
Можно: быть активными, задавать вопросы (только по очереди), слушать других; рисовать, лепить, танцевать, сочинять истории, фантазировать, играть.
Нужно: договариваться, спрашивать у других детей, что им интересно делать, и потом предлагать свои игры.
Важно: поощрять творческую активность детей. НЕ давать оценок, поддерживать инициативу.
Цели занятия: развитие коммуникативных навыков и уверенности в общении, развитие образного мышления и творческой активности.
Приветствие: Я – имя (ребенок называет свое имя) и – качество (веселый, быстрый, шустрый, смелый и т.п.) Группа повторяет имя и качество, которое на этом занятии хочет развивать ребенок. 5 мин.
Разминка: вместе маршируем под музыку. Обсуждаем и принимаем правила работы в группе. 5 мин.
Рекомендации воспитателям и родителям для проведения занятий с применением метода арт-терапии.
Предлагая ребенку или группе детей то или иное упражнение из арт-терапии прежде всего ориентируемся на то, что предлагает сам ребенок, следуем за его фантазией
Чтобы направлять ребенка, задаем ребенку вопросы: «Как ты считаешь, на что это похоже?» «Что бы ты хотел изменить в этом рисунке, композиции, истории?»
Творческая атмосфера на занятиях предполагает, что воспитатель не дает шаблонных решений, а помогает ребенку самому найти свой способ самовыражения
Упражнение «Карточки метафор»
Цель: развитие коммуникативных компетенций ребенка с помощью метафор, узнать с кем ребенок идентифицирует себя. Упражнение развивает образное мышление, способствует развитию воображения и творческой активности.
Ребенку даем по 3 пустые карточки (размер 10см х 15см) и задаем следующие вопросы:
1. Если бы ты был сказочным персонажем, то каким?
2. Если бы я был бы режиссером, то кто был бы главным героем твоего фильма или мультфильма?
3. Если ты был бы артистом, то какую роль хотел бы сыграть?
Предлагаем на каждой карточке символически изобразить ответ.
Далее ребенок показывает, что он изобразил на карточках, и описывает каждую карточку. Отвечает на вопросы проективного интервью:
Как этот сказочный персонаж может отстаивать свою точку зрения? Будет ли он спорить со взрослыми? Как он будет убеждать своих сверстников?
Как герой фильма или мультфильма будет вести себя во время конфликта?
В чем преимущества той роли, которую ты придумал?
4. Подведение итогов занятия. Обсуждение, что было интересным на занятии, и чему хотелось бы уделить внимание на следующем занятии. Рекомендации для родителей. 5 мин.
Подобные занятия и упражнения можно проводить также и в индивидуальном формате. В учебно-методическом пособии А.А.Вороновой «Арт-терапия для дошкольников» , где подробно рассматриваются различные упражнения, которые могут включить в свою работу и педагоги, и психологи. Данное методическое пособие поможет также родителям в гармоничном развитии детей. В пособии предлагается более 30 упражнений и практических приемов, которые основаны на многолетней психолого-педагогической деятельности. Большое внимание уделяется вопросам преодоления эмоциональных и поведенческих проблем с помощью арт-терапии, приводятся примеры из практики.
Источник