Арт объекта который поможет выразить чувства
В возрасте до пяти-шести лет применение арт-методов является
Выберите один ответ:
a. не эффективным
Направление игротерапии:
Выберите один ответ:
a. все ответы верны
d. построения отношений
В каком направлении игровой терапии акцент делается на эмоциональных отношениях между терапевтом и ребенком, которым придавалось значение исцеляющей силы:
Выберите один ответ:
a. построения отношений
52. Из данных исследователей первым начал использовать термин «арт-терапия»
Выберите один ответ:
Основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии, с точки зрения________, является механизм сублимации
Выберите один ответ:
Игровая терапия, центрированная на ребенке, основывается на базовых принципах теории:
Выберите один ответ:
Арт-терапия в узком смысле слова это:
Выберите один ответ:
b. музыкальная терапия
c. песочная терапия
d. рисуночная терапия
Впервые идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована:
Выберите один ответ:
Источник
4 метода арт-терапии с доказанной эффективностью
Арт-терапия — сравнительно новое, но уже популярное течение в практической психологии и психотерапии. В России направление арт-терапии получило популярность в 2000-х годах. Но до сих пор существует миф, что арт-терапия подходит только для творческих людей. В статье рассказываем, почему это не так.
Арт-терапия в широком понимании — исцеление искусством, где разные виды творчества используются для коррекции психоэмоционального состояния человека. В узком понимании арт-терапия — использование для исцеления изобразительного творчества (рисунков, скульптуры).
Арт-терапия как метод психической помощи эффективна при работе с кризисными состояниями, тревожностью, страхами, сниженной самооценкой, психологическими травмами, ПТСР (посттравматическим стрессовым расстройством), внутри- и межличностными конфликтами. Одно из преимуществ арт-терапии в том, что терапевтическая работа идет опосредованно, через занятия искусством, которое помогает выражать и проживать подавленные эмоции, прорабатывать психологические травмы и т.д.
Какими методами работает арт-терапия
Специалист выбирает, какой метод арт-терапии использовать, в зависимости от потребностей и особенностей клиента. Рассмотрим самые популярные.
Изотерапия
Одно из самых распространенных направлений арт-терапии (в ее широком понимании), в силу своей универсальности в работе с разными проблемами и клиентами. Изотерапия практически не имеет ограничений и противопоказаний. Этот метод предлагает работу с рисунком, коллажем и другим изобразительным творчеством.
Зачастую он включает проведение диагностики состояния человека и дальнейшую коррекцию при помощи изобразительного искусства. Клиент рисует, а специалист помогает обнаружить внутренний смысл и решение проблемы, найденное с помощью рисунка. В рамках изотерапии применяется не только рисование, но и монотипия (изображения на стекле), техника раздувания краски, рисование на мокрой бумаге и т.д.
Метод подходит для индивидуальной, парной и групповой работы. В основе лежат понятия «бессознательного» и «сознательного контроля» — частей сознания, которые контролируют все, что мы говорим. Однако наши мыслительные образы такому контролю не поддаются. Поэтому в рисунках проявляется то, что человек чувствует и думает на самом деле, а также его бессознательное.
Доказана эффективность метода в работе как со взрослыми, так и с детьми. Это объясняется тем, что у ребенка более яркое воображение, он более подвижен, чаще обращает внимание на мелкие детали. Дети чаще выражают в рисунке эмоции, которые не могут объяснить словами.
Популярное среди детей упражнение — «Каракули». Ребенок рисует хаотичные непрерывные линии на бумаге (каракули) и находит в них образ. Этот образ отражает его внутренние конфликты.
Метод арт-терапии используется для коррекции невротических психосоматических нарушений, в работе с трудностями в социальной адаптации, с внутрисемейными конфликтами.
Музыкотерапия
Исследования доказали , что музыка влияет на мозг частотой звука и частотой смены ритма. Она вызывает два типа эмоций: распознаваемые и испытываемые. Это значит, что когда человек слушает агрессивную музыку, он распознает передаваемую эмоцию (распознаваемые эмоции). Но не всегда сам будет ее испытывать (испытываемые эмоции).
Также музыка влияет на биологические процессы в организме человека. Спокойная музыка замедляет пульс, выравнивает дыхание, стабилизирует давление, а дребезжащая и визгливая, наоборот, повышает тревожность и вызывает панику. Например, существует научно доказанный «эффект Моцарта» — музыка известного композитора благотворно влияет на мозг и физическое самочувствие человека.
Сеанс музыкотерапии проходит следующим образом. Клиент слушает композицию (рецептивная музыкотерапия), или играет на музыкальном инструменте (активная форма музыкотерапии). Или выполняет во время звучания мелодии специальные упражнения.
Например, детям с ограниченными возможностями предлагают под особую музыку представить себя океаном и выполнять движения, похожие на волны. Это упражнение успокаивает нервную систему, развивает воображение, активизирует работу мозга. В конце упражнения его результаты обсуждаются с арт-терапевтом.
Драматерапия
Иногда этот метод называют театротерапия. У драматерапии существует несколько подвидов: терапевтический театр, психодраматические группы поддержки, драматизация сновидений, средневековый театр, комедия дель арте и т.д. Основной рабочий прием — драматизация (разыгрывание сюжетов).
Драматерапию используют при групповой терапевтической работе со взрослыми и детьми. Участники пробуют себя на сцене. Разыгрываться могут и простые жизненные ситуации (например, конфликт с ребенком, мужем или начальником), и сложные экзистенциальные вопросы (например, «Для чего я живу?»). Примеряя на себя разные роли, клиент может осознать и выразить подавленные чувства и эмоции, по-другому посмотреть на болезненные события, изменить поведенческие стратегии и т.д.
Известное упражнение в драматерапии — «Живая скульптура», когда участникам предлагается ее изобразить. Поза и мимика статуи должны отражать внутреннее состояние человека. И даже если участник пытается скрыть свои чувства, тело обмануть он не сможет.
Применяется при работе с ПТСР, межличностными и внутриличностными проблемами, кризисными ситуациями, соматическими заболеваниями, пограничными расстройствами. Доказана эффективность драматерапии как самостоятельного метода реабилитации людей с зависимостями (игровая, наркотическая, алкогольная).
Песочная терапия
В арт-терапию метод песочной терапии пришел из юнгианского анализа. Он стал популярным, потому что, в отличие от других методов (изотерапия, драматерапия), клиенту проще с ним работать.
Метод активно применяется в работе с травмирующими переживаниями довербального периода (когда ребенок еще не говорит). Исследования доказали , что в этот период весь психотравмирующий опыт обрабатывается не корой головного мозга, а более ранними его структурами. Хранятся такие воспоминания в имплицитной (бессознательной) памяти не в виде слов, а виде абстрактных образов. Поэтому и работают с этой информацией невербальным символическим методом.
Когда песочная терапия стала использоваться специалистами, далекими от юнгианского анализа, некоторые правила ее работы изменились. Например, психолог перед началом работы дает инструкцию, а в юнгианской песочной терапии специалист не говорит, как действовать.
На сеансе песочной терапии клиент выставляет фигурки в специальной терапевтической песочнице. Они изображают разные аспекты жизни: людей, животных, природные и фантастические объекты и т.д. Человек выстраивает ситуацию, которая его беспокоит, проигрывает модели ее решения, выбирает фигурки людей или животных для обозначения себя и близких. А потом объясняет, почему он выбрал для себя, например, тигра, а для своей мамы — фигурку змеи.
В работе с детьми песочную терапию совмещают с рисованием песком. Этот метод развивает мелкую моторику и позволяет детям, особенно с проблемами в речи, выразить эмоции и чувства.
Где обучаться на арт-терапевта
Чтобы стать арт-терапевтом, вовсе не обязательно обладать талантом и быть творческим человеком.
В России арт-терапия относится к практической психологии. Это значит, что у вас должно быть образование психолога:
- специалитет;
- бакалавриат по психологии;
- профпереподготовка на базе любого высшего образования.
Получить специализацию по арт-терапии можно на курсах повышения квалификации или после профессиональной переподготовки.
Отдельно учиться юнгианской песочной терапии можно в российском отделении Международной ассоциации юнгианской песочной терапии (IJSTA).
В АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере» действуют образовательные программы для тех, кто хочет освоить арт-терапию.
Слушатели изучают дисциплины для теоретической и практической подготовки психолога, арт-терапевтические предметы. В рамках практикумов учатся:
- проводить психологическое консультирование;
- выбирать материалы для арт-терапии;
- организовывать арт-терапевтические сессии.
В программу входят дисциплины по арт-терапии и арт-педагогике, модули по организации и проведению арт-терапевтических групп, работе арт-терапевтическими методами с детьми и подростками, семьями. На практикумах слушатели учатся:
- собирать базовый набор арт-терапевта;
- работе методами изотерапии, интермодальной терапии, песочной терапией, музыкотерапией, сказкотерапией;
- создавать и организовывать арт-терапевтические программы.
В рамках курса слушатели узнают, что такое страхи у детей, как их диагностируют и корректируют при помощи арт-терапевтических приемов. На практикумах осваивают работу: рисуночными техниками, сказкотерапией, песочной терапией.
Источник
База тестовых заданий по дисциплине «Арт-технологии в деятельности психолога»
1 База тестовых заданий по дисциплине «Арт-технологии в деятельности психолога» Тестовые задания по курсу «Методы арт-терапии» 1. Термин «арт-терапия» впервые был использован в: а) 1938 г.; б) 1990 г.; в) 1988 г.; г) 1878 г. 2. Арт-терапия это а) один из видов искусства; б) вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве; в) методика аутотренинга; г) медикаментозная помощь психиатрическим больным. 3. Основная цель арт-терапии заключается в: а) получении общественно-полезного результата; б) художественном самовыражении; в) гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания; г) познании мира прекрасного. 4. Из данных исследователей первым начал использовать термин «арт-терапия» а) М.Наумбург; б) Э.Крамер; в) А.Хилл; г) Г.Рид; 5. На современном этапе арт-терапия является одним из направлений — а) психиатрии; б) психокоррекции; в) психотерапии; г) психопрофилактики; 6. Метод арт-терапии заключается в создании: а) арт-объекта, который поможет выразить чувства; б) арт-субъекта, который поможет выразить чувства; г) объект-субъектных отношений; д) субъект-субъектных отношений. 7. В каком году в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация. а) в 1950 г.; б) в 1970 г.; в) в 1940 г.; г) в 1960 г. 8. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является: а) сублимация; б) изоляция; в) компенсация;
2 г) супер-компенсация. 9. В задачи арт-терапии НЕ входит: а) Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам. б) Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода. в) Получить материал для психодиагностики. г) Сконцентрировать внимание на сознании и логике. 10. В задачи арт-терапии НЕ входит: а) Проработать подавленные мысли и чувства. б) Улучшить физическую подготовленность; в) Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах; г) Развить творческие способности и повысить самооценку. 11. Первый шаг в арт-терапевтической сессии: а) выражение собственных эмоций в процессе создания художественного образа; б) клиент прямо на рисунке изменяет ситуацию таким образом, чтобы она стала приемлемой для него; в) клиент развивает творческие способности и повышает самооценку. 12. Второй шаг в арт-терапевтической сессии: а) выражение собственных эмоций в процессе создания художественного образа; б) клиент прямо на рисунке изменяет ситуацию таким образом, чтобы она стала приемлемой для него; в) клиент концентрирует внимание на сознании и логике. 13. Арт-терапия в узком смысле слова это: а) песочная терапия; б) фототерапия; в) рисуночная терапия; г) музыкальная терапия. 14. Арт-терапия сформировалась на стыке двух областей: а) психологии и искусства; б) психотерапии и живописи; в) педагогики и искусства. 15. Кто впервые стал(а) использовать новый метод не как вспомогательный инструмент в психологической практике, а как основной способ лечения: а) Э.Крамер; б) М. Наумбург; в) Э. Адамсон; г) Л. Вильсон. 16. Занятия арт-терапией могут проходить: а) только индивидуально; б) только в группе; в) как индивидуально, так и в группе. 17. Арт-терапевтическое пространство это: а) это та атмосфера творчества, приподнятости, арт-терапевтического взаимодействия, которое складывается во время арт-терапевтической работы;
3 б) это место, в котором проходит арт-терапевтический процесс; в) верно «а» и «б». 18. К формам групповой арт-терапии не относится: а) студийная; б) динамическая; в) тематическая; г) клиническая. 18. Изотерапия психотерапевтическая работа с использованием методов: а) педагогики; б) изобразительного искусства; в) фотографии; г) лепки. 19. Ограничение арт-терапии: а) пол клиента; б) отсутствие мотивации у клиента; в) образование клиента; г) уровень социальной активности клиента. 20. В возрасте до пяти-шести лет применение арт-методов является а) малоэффективным; б) эффективным; в) не эффективным. 21. Форма арт-терапии, которая предполагает длительную работу в диаде «клиентпсихотерапевт»: а) индивидуальная арт-терапия; б) групповая арт-терапия; в) динамическая арт-терапия. 22. Неосознаваемые или частично осознаваемые реакции клиента на личность психотерапевта, возникающие в его присутствии: а) сублимация; б) перенос; в) изоляция; г) конфронтация. 23. Эмоциональный резонанс, необходимый для взаимного обмена чувствами, мыслями, образами арт-терапевта и клиента: а) профанация; б) перенос; в) раппорт; г) конфронтация. 24. Форма арт-терапии, предполагающая большую степень структурированности, которая достигается, главным образом, за счёт использования тем, затрагивающих общие интересы и проблемы участников: а) тематическая группа; б) студийная группа; в) аналитическая группа.
4 25. Завершающий этап арт-терапии; период подведения итогов и оценки результатов психотерапии: а) терминация; б) изоляция; в) вживание. Модуль Куклотерапия не используется для — а) разрешения конфликтов; б) улучшения социальной адаптации; в) при работе с эмоциональной травмой; г) лечения внутренних болезней; 27. Во время рисования сильный контроль дают: а) пальчиковые краски; б) гуашь; в) фломастеры; г) пастель. 28. Ахроматические цвета: а) белый, черный и все серые; б) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. 29. Цвет, который цвет уравновешивает радужные цветовые контрасты, теплые и холодные цвета, в нем существуют единство и борьба противоположностей: а) синий; б) зеленый; в) красный; г) желтый. 30. Что не относится к методикам проективного рисования (классификация С. Кратохвила): а) свободное рисование; б) коммуникативное рисование; в) совместное рисование; г) негативное рисование. 31. Способ работы с готовыми рисунками: а) демонстрация всех рисунков одновременно; б) разбор каждого рисунка отдельно; в) верно а и б. 32. Техника «Мандала» это: а) создание циркулярных композиций; б) создание эллиптических композиций; в) рисование квадратных композиций. 33. К этапам изотерапии НЕ относится: а) предварительный ориентировочный этап; б) создание коллажа или скульптуры, эмоциональное включение в процесс творчества;
5 в) поиск адекватной формы выражения; г) нарушение процесса изобразительного творчества. 34. Метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром: а) аромотерапия; б) фолк-терапия; в) сказочная терапия; г) музыкотерапия. 35. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации: (исключите лишнее) а) о жизненно важных явлениях; б) о жизненных ценностях; в) о внутреннем мире автора; г) о состоянии окружающей среды. 36. В сказке в символической форме НЕ содержится информация о том: а) как устроен этот мир, кто его создал; б) как получать хорошие оценки; в) как приобретать и ценить дружбу и любовь; г) какими ценностями руководствоваться в жизни. 37. Выражение чувств, потребностей и мыслей клиента посредством его работы с различными изобразительными материалами и создания художественных образов: а) художественная депрессия; б) художественная профонация; в) художественная экспрессия. 38. Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета». Нравственный иммунитет это: а) способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума; б) способность человека к восприятию негативных воздействий духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума; в) отрицание нравственных ценностей. 39. К принципам психологического анализа сказок не относится: а) Принцип безусловного принятия внутреннего мира клиента. б) принцип доступности; в) принцип объективности; г) принцип результативности. 40.К ключевым характеристикам сказки не относится: а) энергоинформационное поле сказки; б) основная тема сказки; в) сюжет сказки; г) дедуктивное поле сказки. 41. Особая энергия сказки, оставляющая у слушателя определенное «послевкусие», состоящее из ощущений, чувств, мыслей и впечатлений это: а) сюжет сказки; б) линия главного героя;
6 в) смысловое поле сказки; г) энергоинформационное поле сказки. 42. Идея, пронизывающая весь сюжет сказки, отражающая актуальные жизненные ценности, потребности, показывающая то, что является для клиента наиболее значимым в данный момент, к чему он стремится, над чем он сознательно или бессознательно «работает», это: а) сюжет сказки; б) развязка сказки; в) линия главного героя; г) основная тема сказки. 43. Это ключевая характеристика, отражающая актуальное самоощущение и стремление автора: а) сюжет сказки; б) развязка сказки; в) линия главного героя; г) основная тема сказки. 44. Что отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах: а) символическое поле сказки; б) развязка сказки; в) линия главного героя; г) основная тема сказки. 45. Выделяют сказки: а) традиционные; б) народные; в) художественные; 46. Разновидности народных сказок: а) сказки-загадки; б) сказки-басни; в) сказки-страшилки; 47. Литературную сказку роднит с народной: а) сюжет; б) линия главного героя; в) использование фантастики, передающей действительность; г) развязка сказки. 48. Контролируемое использование звуков и музыки в лечении и реабилитации клиентов: а) звукотерапия; б) волнотерапия; в) музыкотерапия; г) лечение звуковыми волнами. 49. Популярная книга одного из ведущих просветителей в области связи музыки и целительства Дона Кемпбелла а) «Эффект Моцарта»; б) «Эффект звуковых чаш»; в) «Лечение музыкой»; г) «Музыка и мир». 50. Чтобы создать безопасное пространство для музыкотерапии, необходимо учитывать фактор: а) физические условия;
7 б) качество и набор музыкальных инструментов; в) количество людей в помещении; 51. Эрготропная музыка это музыка, в которой: а) идет постепенное ускорение; б) основной лад мажорный; в) имеют место диссонансы; 52. Трофотропная музыка это музыка, в которой: а) преобладает минорный лад; б) существуют нежность и напевность мелодии; в) присутствует гармоничность; 53. Какая музыка приводит к повышению сердечно-сосудистого давления, учащению дыхания и пульса; возбуждению, сходному с состоянием опьянения: а) эрготропная; б) трофотропная; в) все варианты верны. 54. Какая музыка приводит к снижению сердечно-сосудистого давления, урежению дыхания и пульса; чувству спокойствия и умиротворенности: а) эрготропная; б) трофотропная; в) все варианты верны. 55. Использование музыкальной терапии НЕ имеет эффекта: а) позволяет преодолеть психологическую защиту; б) помогает развить коммуникативные и творческие возможности клиента; в) понижает самооценку на основе самоактуализации; г) способствует отреагированию чувств. 56. Учитывая все механизмы воздействия музыки на человека, музыкальную терапию можно применять для клиентов: а) любого возраста; б) до 70 лет; в) только после 5-6 лет. 57. Продолжительность индивидуальной музыкотерапии составляет, как правило: а) 50 минут; б) полтора часа; в) 20 минут; г) 5 минут. 58. Групповые занятия по музыкотерапии чаще всего продолжается: а) минут; б) минут; в) минут. 59. Эффективная техника в рамках музыкотерапии:
8 а) «Музыкальные каракули»; б) «Дирижер»; в) «Свободный танец»; 60. Психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности: а) иппотерапия; б) хромотерапия; в) танцевальная терапия; г) танцевальный мастер-класс. 61. Функции танца: а) психофизиологические, психологические и психотерапевтические; б) функции общения; в) социально-психологическая и социокультурная функции; 62. Основоположница танцевального экспрессионизма: а) М. Вигман; б) А. Дункан; в) В. Вильнес; г) К. Хорни. 63. Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем: а) М. Вигман; б) А. Дункан; в) В. Вильнес; г) М. Чейз. 64. Принцип целостности в танцевальной терапии, где триада «мысли чувства поведение» рассматривается как единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других, это: а) концентрический принцип; б) холистический принцип; в) эвристический принцип. 65. Вид танцевальной терапии: а) индивидуальная; б) диадная (парная); в) терапия в малых группах; 66. Использование танцевально-двигательных техник позволяет: а) провести диагностику как отдельной личности, так и группы в целом (выявить стереотипы движения, мышечные зажимы, проблемные зоны); б) снять напряжение (первичное в начале группыили постоянное, принесенное на группу из социальной жизни); в) приобрести новые паттерны движения, способствующие эффективному взаимодействию с собой, миром и людьми посредством изучения себя и подражания другим;
9 г) научиться осознавать свои и чужие желания, чувства, поступки, посредством анализа движений; д) все ответы верны. 67. К техникам танцевальной терапии не относится: а) спонтанный, неструктурированный танец; б) круговой танец; в) практический танец; г) аутентичное движение. 68. Психокоррекционное использование игры, которое оказывает сильное влияние на развитиеличности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снять напряженность, повышает самооценку, это: а) психотерапия; б) драматерапия; в) игротерапия; г) сказкотерапия. 69. Задача игровой терапии: а) облегчение эмоционального состояния клиента; б) осознание и принятие своего «внутреннего ребенка»; в) развитие способности эмоциональной саморегуляции; 70. Основная цель игровой терапии с детьми: а) самоактуализация и саморазвитие; б) помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе; в) рефлексия познавательной деятельности; 71. Возможности игровой терапии: а) предупреждение развития у детей нервно-психических патологий; б) коррекция поведенческих проблем; в) развитие творческого потенциала; 72. Минимальный размер игровой комнаты составляет приблизительно а) от 9,5 до 14,5 м 2 ; б) от 5 до 10 м 2 в) от 10 до 15 м Направление игротерапии: а) психоаналитическое; б) построения отношений; в) отреагирования; 74. Психоаналитическое направление игровой терапии было впервые представил: а) А. Адлер; б) М. Кляйн; в) З. Фрейд; г) К. Юнг.
10 75. В каком направлении игровой терапии акцент делается на эмоциональных отношениях между терапевтом и ребенком, которым придавалось значение исцеляющей силы: а) психоаналитическом; б) построения отношений; в) отреагирования. 76. Игровая терапия, центрированная на ребенке, основывается на базовых принципах теории: а) К. Юнга; б) А. Маслоу; в) К. Роджерса; г) З. Фрейда. 77. Среди отечественных подходов к игротерапии можно выделить сказочную игротерапию, разработанную учеными: а) Л. С. Выготским, А.Н. Леонтьевым; б) Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Т. М. Грабенко; в) Б.М. Тепловым, В.Д. Небылициным. 78. Впервые идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована: а) Д. Кальфф; б) М. Ловенфельд; в) Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. 79. Песочную терапию используют: а) в гештальт-терапии; б) в когнитивно-поведенческой и семейной терапии; в) в детском психоанализе; г) в интегративной арт-терапии; д) все ответы верны. 80. Основная цель песочной терапии: а) психическое расслабление и самоактуализация, рефлексия переживаний и чувств; б) познание граней искусства; в) помощь клиенту достигнуть эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения личного и коллективного бессознательного; г) анализ архетипов. 81. К основным задачам песочной терапии НЕ относится: а) возвращение в состояние играющего, свободно творящего ребенка посредством глубокой возрастной регрессии; б) соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание; в) соприкосновение с архетипами коллективного бессознательного, постижение самых таинственных пластов психики; г) проработка архетипических содержаний индивидуальной психики, выведение их из глубины бессознательного и интеграция в сознание. д) психическое расслабление и активизация внутренних ресурсов, самоактуализация личности. 82. Песочную терапию применяют в том случае, если клиент: а) направлен к вам для консультации; б) способен объяснить словами то, что он чувствует или думает; в) ограничен в проявлении своих чувств или находится в состоянии фрустрации; г) может свободно принять решение.
11 83. Что отражает актуальные жизненные ценности, потребности, «зону ближайшего развития» автора песочной картины а) сюжет песочной картины; б) основная идея песочной картины; в) энергоинформационное поле песочной картины. 84. Песочные картины по сюжетной динамике можно разделить на три вида: а) динамичные, статичные, смешанные; б) позитивные, негативные, нейтральные; в) пассивные, активные, смешанные. 85. В правый верхний угол песочной картины, как правило, попадают фигурки, отражающие: а) то, о чем в данный момент думает, фантазирует клиент; б) прошлые эмоциональные переживания, связанные с домом, матерью, значимой женщиной; в) мечтания, планы на будущее, мысли о взаимодействии в социуме; г) все варианты верны. 86. Терапия, основанная на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности: а) гипнотерапия; б) слайдотерапия; в) терапия творческим самовыражением; г) фототерапия. 87. Автор книги «Терапия творческим самовыражением»: а) М. Е. Бурно; б) В.И. Бойко; в) Д. Кальфф; г) А.Адлер. 88. Возможности фотографии (слайда): а) играет с реальностью и ее зримыми отображениями; б) передает личное отношение к изображенному событию; в) проясняет события, скрытые за кадром; г) выступает универсальным инструментом сохранения и передачи информации и образного познания реальности; д) все варианты верны. 89. Фотография содержит в себе следующие психологические функции: а) расслабляющая, интегрирующая, стимулирующая, мотивационная; б) фокусирующая, стимулирующая, организующая, объективирующая, смыслообразующая; в) волнующая, возбуждающая, интегрирующая, успокаивающая. г) все варианты верны. 90. Функция фотографии, которая связана с тем, что фотография может «удерживать» чувства от их бессознательного отреагирования в реальности: а) фокусирующая; б) стимулирующая; в) удерживающая; г) смыслообразующая.
12 91. Функция фотографии, связанная с ее способностью обеспечивать дистанцирование от травматичных и малопонятных переживаний и ту или иную степень контроля над ними: а) защитная; б) катарсическая; в) удерживающая; г) организующая. 92. Методика лечения и профилактического воздействия на организм человека с помощью света и цвета: а) хромотерапия; б) ахромотерапия; в) фототерапия; г) иппотерапия. 93. В обстановке с преобладанием какого цвета увеличивается мускульное напряжение, ускоряется ритм дыхания и повышается давление: а) синего; б) красного; в) лилового; г) желтого. 94. Какой цвет признан наиболее полезным, вызывает внутреннюю гармонию? а) синий; б) желтый; в) зеленый; г) красный. 95. В США и Европе лечение цветом получило известность: а) в конце 19 века; б) в начале 19 века; в) в конце 20 века; г) в начале 21 века. 96. Новое направление арт-терапии, использующий широко распространённый технический приём, как разыгрывание какого-либо сюжета: а) сказкотерапия; б) песочная терапия; в) драматерапия; г) хромотерапия. 97. Метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено: а) гипнотерапия; б) хромотерапия; в) игровая терапия; г) психодрама. 98. Сферы применения драматерапии: а) межличностные и внутриличностные проблемы; б) семейная и детско-родительская терапия;
13 в) развитие креативности в определённой профессии; г) пограничные расстройства, психосоматика; д) все ответы верны. 99. Задачи, которые решаются драматерапией: а) осознание своих телесных и поведенческих моделей, развитие спонтанности и импровизационности; б) развитие и совершенствование способности к «режиссуре» собственной жизни, возможность «переиграть» жизненные сценарии и паттерны; в) развитие телесной пластичности и пластики (телесной, эмоциональной, когнитивной), расширение репертуара поведенческих моделей, г) возможность стать иным (развитие множественности личности), возможность вернуться в прошлое и заглянуть в будущее. д) все ответы верны Техники психодрамы: а) тематические, структурированные упражнения; б) групповые игры; в) телесные разогревы; г) медитативные разогревы; д) все ответы верны.
Источник