Аппарат абстрактного мышления человека речь эмоции

Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека

Содержание:

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность – это процессы приспособления человека к существованию в окружающем мире. Процесс обеспечивается через нервную деятельность, а именно через рефлексы. Они бывают условными и безусловными.

Безусловные рефлексы

Постоянные генетически сформированные реакции на внешние раздражители, которые происходят при помощи ЦНС. Они управляются низшей нервной деятельностью. Для их выполнения не требуется определенного условия. Например, половой, пищевой, ориентировочный, оборонительный и др.

К таким реакциям относят и инстинкты – это неизменные и стабильные формы поведения, представляют собой связанные между собой сложные безусловные рефлексы, для запуска которых необходимы пусковые механизмы.

Условия обитания и внешней среды индивидуальны, в результате чего условные рефлексы могут меняться, тормозиться или ускорятся. Более совершенные рефлексы формируются в результате жизненного опыта – научения.

Импринтинг (второе название запечатление) – специфическая форма обучения, когда в начале жизни человек запоминает определенные сигналы, которые сопровождаются рядом действий. Таким образом, формируется память о родителях и изучение родного языка.

Условные рефлексы

Это индивидуально приобретенные рефлексы, отвечающие за определенное действие. Чтобы такой рефлекс выработался, необходимо многократное совпадение нескольких действий одновременно. Например, расположение выключателя в комнате сверху. Человек пользуется им много раз, если он переедет, то регулярно будет включать его там, где он был в старой комнате, пока не адаптируется к новому расположению.

Выработка условного рефлекса происходит в коре головного мозга, для его формирования нужно активное состояние мозга. Рефлекс формируется при многократном повторении и закреплении.

Мотивация

Активное состояние мозговых структур, направленное на выполнение поставленной задачи. Возникает при возникновении определенных потребностей. Разделяют на три группы:

Свойственны человеку, так как он способен на интеллектуальную деятельность. Формируется следующим образом:

  • формируется временная связь, как нейрофизиологических, биохимических, ультраструктурных образований, возникает в процессе взаимодействия безусловных и условных рефлексов.

Помимо формирования нужных рефлексов, также есть и ненужные, которые человеческий мозг тормозит. Различают три вида торможения:

  • безусловное (внешнее) – происходит, если в последующем образуется более значимый и сильный рефлекс;
  • условное (внутреннее) – начинается из-за отсутствия безусловного раздражителя, подкрепляющего рефлекс;
  • запредельное (принцип доминанты)– обуславливается длительным или сильным действием условного рефлекса.

Динамический стереотип

Сформировавшийся и закрепившийся комплекс условных рефлексов, основанный на способности мозга воспроизводить последовательность действий на одинаковые раздражители. Например, езда на велосипеде, вождение машины, обучение правописанию, чтение.

Совокупность условных и безусловных рефлексов, психических функций, обеспечивают совершенное приспособление человека к условиям проживания и обитания. Это происходит при помощи работы ЦНС – называется высшей нервной деятельностью. ВНД обуславливается двумя процессами – возбуждением и торможением. Возникают они в коре головного мозга. Приспособление человека зависит от способности формировать новые рефлексы и тормозить старые.

В зависимости от типа нервной системы различают несколько типов поведения. Изучением этих процессов занимался еще Гиппократ. Позже его изучение продолжил И. П. Павлов.

Тип

Описание

Читайте также:  Одиночество откуда это чувство

Сангвинический

Сильная и подвижная нервная система (сильный, уравновешенный, подвижный)

Флегматический

Сильные нервные процессы на фоне слабой подвижности процессов (сильный, уравновешенный, инертный)

Холерический

Значительная сила процессов, возбуждение преобладает над торможением (сильный, неуравновешенный, безудержный)

Меланхоличный

Низкая сила и подвижность процессов, торможение преобладает над возбуждением (слабый, неуравновешенный, инертный)

Сон и его значение

Сон – состояние организма вне физической активности. Бодрствование периодически сменяется сном. Норма сна составляет 8-9 часов в сутки. Растущему организму сна требуется больше. Новорожденные спят до 16 часов в сутки, дети от года 12-13 часов в сутки. Для детей важен дневной сон. Ребенок начинает уставать после 5-6 часов бодрствования.

Во время сна затормаживается деятельность всех органов и систем. Ночной отдых состоит из 5-6 циклов сна. Один длиться 90-100 минут. Чередуются между собой фазы быстрого и медленного сна. Во время медленного сна происходит торможение всех процессов жизнедеятельности. В фазу быстрого сна, наоборот, происходит активация процессов: дергаются глаза, усиливается сердцебиение, происходит сокращение мышц. Именно в фазу быстрого сна человек видит сновидения.

Сновидения – это ночные образы, которые возникают на подсознательном уровне, в это время работает кора головного мозга, активизируется воображение. Сны видят все люди, но мало кто может их воспроизвести позже.

Сознание, память, эмоции, речь, мышление

Сознание — это способность человека воспринимать окружающий мир, отделять себя от окружающих, реально оценивать свою деятельность и других людей. Включает в себя все формы психического воздействия:

Ощущение – это формирование памяти через ЦНС, воздействующих на органы чувств. Все ощущения суммируются в виде восприятия.

Восприятие – процесс преобразования информации, полученной через органы чувств, помогающие воспринимать окружающий мир и легко ориентироваться в нем.

Представление – это образное отражение предмета и явления. Проявляется в пространственно- временной связи, составляющих их признаки и свойства.

Память – способность узнавать, хранить, узнавать, воспроизводить информацию. В основе работы лежит нервная деятельность головного мозга. Противоположный процесс запоминания – забывание. Память бывает:

  1. долговременная;
  2. кратковременная;
  3. оперативная.

Долговременная сохраняется от пары месяцев или пожизненно. Обычно это яркие события. Кратковременная память сохраняется на пару месяцев, после чего выпадает из памяти.

Эмоции – это определенные реакции человека на какие-либо внешние действия или раздражители. Они проявляются в виде положительных или отрицательных реакций. Основные эмоции, которые выделяют:

Речь способность человека воспроизводить определенные комбинации звуков для общения с другими людьми. Существует множество языков в мире. Формирование звуков происходит с раннего возраста. Ребенок с 1,5 летнего возраста начинает повторять слова за взрослыми. С 2-летнего возраста формируется речь. Иногда дети начинают говорить позже, но это считается нормой.

Мышление – это отражение общения, опосредованного отношения, закономерностей. Обладает неразрывной связью между языком и речью. Формируется на основе жизненного опыта и способностью представлять будущие события.

Воля – это сознательное управление эмоциями и действиями, осуществление задуманного.

Особенности психики человека

Психика – это специфическое свойство организма человека, за которое отвечает центральная нервная система. Заключается в отражении предметов и явлений, находящимися за пределами изолированных ощущений.

Это свойство характерно только человеку. Психика формируется в процессе жизнедеятельности человека, биологических, социальных и общих потребностей.

Человек способен передавать свои эмоции, мысли в социальном обществе. У некоторых людей формируется сверхсознание. Оно называется интуицией – это способность человека выстраивать логические цепочки на будущее, которые чаще всего оказываются правильными.

Выделяют несколько типов мыслительной и психической деятельности:

  • Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. Люди художественного типа имеют преимущественно «правополушарное» образное мышление. Они охватывают действительность целиком, не разделяя ее на части.
  • Для мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы над первой, т. е. «левополушарного» абстрактного мышления.
  • Средний тип. Характеризуется уравновешенностью функционирования двух сигнальных систем. Большинство людей относится именно к этому типу.
Читайте также:  Эмоциональный интеллект ребенка дэниел гоулман

Источник

Что такое абстрактное мышление: как и зачем его развивать

Что такое абстрактное мышление

Абстрактное мышление — это мышление об объектах, принципах и идеях, которых нет в физическом мире. С помощью абстрактного мышления мы связываем разные явления между собой и выстраиваем их в общую картину, чтобы использовать полученные выводы на практике.

При абстрактном мышлении объекты заменяют символами, метафорами и аналогиями. Например, чтобы понять неопределенные понятия свободы, счастья или любви — вещей, которых не существуют физических. По-другому такое мышление называют обобщенным: когда перед нами нет четкого набора знаний или данных, мы предполагаем, догадываемся и делаем общие выводы.

Абстрактное мышление помогает отойти от границ и четких определений и мыслить шире существующих понятий.

При конкретном мышлении мы оперируем существующими предметами: деревом, столом или человеком. При абстрактном — используем общие термины, например «неопределенная переменная X». Абстрактное мышление помогает обобщать и комбинировать информацию, которую мы собираем на уровне чувств, и устанавливать ее связь с окружающим миром.

Пример из жизни. Представим, что создаем проект с нуля. Конкретное мышление поможет составить план действий, смету и расписать конкретные инструменты, которые пригодятся в работе. Абстрактное мышление будет отвечать за творческую сторону вопроса. Поможет объяснить инвестору зачем такой проект нужен людям и как он пригодится в будущем. В большинстве случаев человеку следует пользоваться сразу двумя типами мышления и менять их в зависимости от поставленной цели.

Зачем нужно абстрактное мышление

Абстрактное мышление развивает творческую сторону человека. Креативность нужна людям любых профессий. Она помогает придумывать новые идеи, проекты, искать неожиданные инструменты для выполнения сложных или повседневных задач. Креативный подход улучшает общее качество жизни человека и повышает его эффективность. Абстрактное мышление считают продвинутым навыком.

Люди, которые умеют мыслить абстрактно:

  • успешно сдают тесты на развитый интеллект;
  • решают сложные проблемы;
  • расположены к разным видам искусства;
  • генерируют новые идеи и направления;
  • смотрят на проекты в перспективе;
  • мыслят вне установленных рамок;
  • находят несоответствия.

Объясним абстрактное мышление через юмор. Комики наблюдают за собой и окружающим миром, собирают, анализируют информацию и превращают ее в стендапы и миниатюры. Их шутки часто строятся на неочевидных связях, подмеченных при помощи абстрактного мышления. Люди других профессий могут пользоваться этим инструментом, чтобы привносить в свою работу идеи из смежных или далеких областей.

Человек, который использует абстрактное мышление, оперирует набранными знаниями и складывает их в определенную систему. Например, применяет забытые навыки из детства во взрослой жизни, слушает исторические подкасты и внедряет новые знания в технической профессии. Грубо говоря — совмещает несовместимое и получает из этого выгоду.

Формы абстрактного мышления

Абстрактное мышление состоит из понятия, суждения и умозаключения. Когда человек начинает мыслить абстрактно, он последовательно проходит через все три формы и в результате приходит к общему выводу.

Понятие. Помогает объединять общие свойства предметов или явлений. Свойства могут различаться по предназначению, но принадлежать к одному кластеру вещей. Например, хрущевка, дуплекс, высотка и таунхаус. Все они относятся к зданиям, но в некоторых живут люди, в других расположены офисы, в третьих — открывают кафе.

Читайте также:  Как излечить хронический стресс

Суждение. Это мысль, которая утверждает что-либо о предмете. Суждение бывает правдивым или ложным, простым или сложным. Например, утверждение «Дом стоит на поверхности» — будет простым. Сложный вариант — «Дом стоит на поверхности, потому что у него есть фундамент». Оба утверждения — правдивые.

Суждения становятся ложными, когда мы руководствуемся личным интересом или собственными доводами, а не объективной действительностью. Пример такого суждения — «Дом стоит на поверхности, потому что его держат черепахи».

Умозаключение. Это мысль, которая сформировалась из нескольких суждений. Умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылка — это суждение о понятии. Вывод состоит из логических размышлений о суждении с добавлением мыслей о других суждениях. Заключение становится результатом абстрактного мышления. Например:

«В доме есть окна» + «В доме нет сквозняка» → «В окнах дома нет щелей»

Как развить абстрактное мышление

Швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал [1], что абстрактное мышление формируется в человеке в самую последнюю очередь — в возрасте от 11 до 16 лет. У одаренных детей раньше. При этом часть абстрактного мышления доступна детям, даже если они не могут выстраивать сложные логические цепочки. Например, такие дети делают абстрактные выводы о добре и зле на основе сказок.

Часть психологов утверждают, что абстрактное мышление — не естественная стадия развития. Абстрактное мышление не относится к основным способностям человека, а формируется на почве набранных знаний, опыта и окружающей культуры. При этом абстрактное мышление возможно развить и во взрослом возрасте. Такая работа улучшит креативность и творческую сторону сознания.

Вот несколько способов развить абстрактное мышление.

Решайте головоломки. Пазлы и логические задачи помогут найти неожиданные решения.

Исследуйте оптические иллюзии. Смотрите на вещи под разными ракурсами.

Импровизируйте. Запишитесь в импровизационный театр или создайте такой в кругу друзей. Импровизация развивает воображение и помогает мыслить абстрактно.

Делайте поделки. Исследование PNAS [2] доказывает, что декоративно-прикладное искусство развивает креативность у людей из инженерных, математических и технологических областей.

Если у вас есть дети, займитесь поделками вместе. Например, сделайте гоночные болиды из пластиковых бутылок и катушек от ниток. Посмотрите, как организовать такое обучение дома:

Играйте со словесными оборотами. Метафоры, сравнения и аналогии стимулируют абстрактное мышление. Подумайте, как называть предметы по-другому. Например, вместо зеленой стены представьте стену цвета кактуса или мха.

Придумывайте ассоциации. Начните с одного слова и по цепочке выстраивайте линию ассоциаций с каждым последующим. Здание → дом → уют → семья → счастье. Упражнение укрепит умение искать неожиданные связи между предметами и понятиями.

Когда абстрактное мышление не поможет

Чрезмерно развитое абстрактное мышление может привести к негативным последствиям. Творческие люди часто говорят о своих проблемах с ментальным здоровьем, а люди с сильно развитым конкретным мышлением считают подобные высказывания напускными.

Человек с развитым воображением может представлять худшие сценарии развития событий или катастроф, усугубив свое психическое состояние. Или обобщать предметы, между которыми нет связей. Например, считать себя неудачником после одного незначительного промаха. Абстрактное мышление может усилить беспокойство [3], симптомы депрессии или обсессивно-компульсивного расстройства.

Чтобы избежать подобных последствий оставайтесь в балансе между абстрактным и конкретным мышлением. Такой подход поможет смотреть на мир творчески, но при этом оставаться в рамках реальности и не подрывать психологическое состояние.

Что еще почитать об абстрактном мышлении

Книги о развитии абстрактного мышления:

Источник

Оцените статью