Антиутопия люди без эмоций

15 книг-антиутопий, которые меняют представления об идеальном мире.

Джордж Оруэлл «1984»

Роман описывает мир, разделенный между тремя тоталитарным государствами. Книга о полном контроле, уничтожении всего человеческого и о попытках выжить в мире ненависти. Роман неоднократно подвергался цензуре со стороны социалистических стран. Был запрещен в СССР.

Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

451° по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага. Это мир будущего, в котором все письменные издания безжалостно уничтожаются специальным отрядом пожарных, хранение книг преследуется по закону, а интерактивное телевидение успешно служит всеобщему оболваниванию.

Олдос Хаксли «О дивный новый мир»

Перед нами предстаёт общество, в котором, казалось бы, нет места боли и печали. Каждому человеку едва ли не с самого рождения внушается, что его место в обществе — самое лучшее; все обеспечены любыми нужными им благами. Если же всё-таки в душу закралась грусть — достаточно принять пару таблеток сомы, и от плохого настроения не останется и следа.

Джордж Оруэлл «Скотный двор»

«Скотный двор» — притча, аллегория на революцию 1917 года и последующие события в России. Животный мир скотного двора долго терпел скотское обращение со стороны людей, но однажды это терпение лопнуло. Четвероногие взбунтовались и прогнали фермеров, ну а сами объявили себя свободной республикой под руководством свиней.

Евгений Замятин «Мы»

Одна из самых знаменитых антиутопий мира. В двадцать шестом веке жители Утопии настолько утратили свою индивидуальность, что различаются по номерам. Во главе Единого Государства стоит некто, именуемый Благодетелем, которого ежегодно переизбирают всем населением, как правило, единогласно. Руководящий принцип Государства состоит в том, что счастье и свобода несовместимы.

Энтони Бёрджесс «Заводной апельсин»

Это злая сатира на современное тоталитарное общество, стремящееся превратить молодое поколение в послушных воле вождей «заводных апельсинов». Умный, жестокий, харизматичный антигерой Алекс, лидер уличной банды, проповедуя насилие как высокое искусство жизни попадает в железные тиски новейшей государственной программы по перевоспитанию преступников и сам становится жертвой насилия.

Татьяна Толстая «Кысь»

«Кысь» — актуальная антиутопия, страшная и прекрасная сказка о гибели нашей цивилизации, о мутировавших горожанах, дичающих в радиоактивных лесах, но главное — о деградации языка, все еще узнаваемого, но уже малопонятного.

Андрей Платонов «Котлован»

В «Котловане» как в кривом зеркале отражены главные события проводившейся в СССР первой пятилетки: индустриализация и коллективизация.

Замечательный пример антиутопии, жёсткой сатиры на реалии быта и социального устройства советского государства.

Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня»

Кэти, Томми и Руд росли в закрытой школе. Учились, рисовали картины, играли в школьных спектаклях. Со временем они узнали, что их судьба — это донорство. Они были созданы специально для того, чтобы спасти безнадежно больных. И этих детей это не шокирует. Они безропотно готовятся к тому, чтобы сначала стать помощниками и скрасить последний дни своих товарищей, а потом и самим получить вызов на выемку.

Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»

Хотите представить себя на месте Билли Пилигрима, который ложится спать пожилым вдовцом, а просыпается в день свадьбы, входит в дверь в 1955 году, а выходит из нее в 1941-м? Нужно только научиться у тральфамадорцев видеть в четырех измерениях. Один вам совет: блуждая во времени, выбирайте двери, чтобы случайно не оказаться на бойне номер пять.

Владимир Набоков «Приглашение на казнь»

В неназванной вымышленной стране молодой человек по имени Цинциннат Ц. ожидает казни, будучи заточен в крепость и приговорен к смерти за свою нарушающую общественный покой непрозрачность или, как говорится в заключении суда, «гносеологическую гнусность». Навещаемый «убогими призраками» охранников и родственников.

Аркадий и Борис Стругацкие «Улитка на склоне»

В повести «Улитка на склоне» существуют два мира, два разных общества, каждое из которых живёт по своим законам. Мы видим мир глазами Кандида и Переца. Это ученые, люди мысли, которые не приемлют насилия и преследований. Оба они «больны тоской по пониманию» и до самого конца будут стремиться к истине, но каждый своим путем.

Алекс Гарленд «Пляж»

Пляж – это кусочек рая на земле среди таиландских островов. Его обнаруживает группа людей. Полное отсутствие цивилизации и сплошная дикая природа пленяет всех людей, которые видят это. Об этом месте ходит масса слухов, его даже окрестили Эдемом. Но попасть туда не так-то просто. Чтобы там очутиться, нужно быть сообразительным, смелым и целеустремленным.

Лорен Оливер «Делириум»

Недалекое будущее. Мир, в котором запрещена любовь, потому что любовь — болезнь, опаснейшая амор делириа, и человеку, нарушившему запрет, грозит жестокое наказание. Посему любой гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста, обязан пройти процедуру освобождения от памяти прошлого, несущего в себе микробы болезни.

Стивен Кинг «Бегущий человек»

В обычном маленьком городке живет обычный человек, медленно, но верно погружающийся в пучину черной ненависти к себе и окружающим. И когда повод находится, его уже не остановить. Америка превратилась в ад. Люди умирают от голода, и единственный способ заработать – принять участие в самой чудовищной из игр, порожденной извращенным разумом садиста.

Взято с сайта AdMe.ru

Найдены возможные дубликаты

Я брал не оттуда.

Но на пикабу то не было.

Честно говоря никогда не понимал почему некоторые люди так хвалят «Мы» Замятина. Читая его как в школьном возрасте, так и в более зрелом, он все равно не произвёл на меня ровным счетом никакого впечатления. Слабо раскрытые персонажи и недостаточно понятные мотивации, сам мир выглядит не антиутопией, а лишь пародией на неё.
В «1984» я действительно переживал за главного героя, чувствовал физически его страх, угнетение, желание изменить что-то. И концовка была действительно сильной!
«Дивный новый мир» — Логичный, все расставлено по полочкам. Мир в котором нет места чувству взаимной симпатии и родительской любви. Опять-же переживаешь за дикаря, который попал в этот непонятную вселенную, где он физичиески не может существовать, не понимает как это сделать и что ему делать дальше. Всё очень эмоционально, глубокие персонажи, которые с каждой страницей становятся всё реальнее со всеми своими достоинствами и недостатками.
По сравнению с ними «Мы» для меня выглядит скорее карикатурой на антиутопию.
Ну и конечно рекомендую ВСЕМ обязательно прочесть «Скотный двор» — он коротенький, спойлерить не буду, просто начните читать и вас затянет )

Честно говоря никогда не понимал почему некоторые люди так хвалят «Мы» Замятина. Читая его как в школьном возрасте, так и в более зрелом, он все равно не произвёл на меня ровным счетом никакого впечатления. Слабо раскрытые персонажи и недостаточно понятные мотивации, сам мир выглядит не антиутопией, а лишь пародией на неё.
В «1984» я действительно переживал за главного героя, чувствовал физически его страх, угнетение, желание изменить что-то. И концовка была действительно сильной!

Именно. У меня наоборот почему-то очень тяжело дался 1984. А вот Замятин зашел на ура. Хотя, тут может сыграла роль, что я тупой и не особо разобрался со всем.

«Читая его. он все равно не произвёл. «

Больше тебе читать надо. )

«Дивный Новый Мир» готовится к прочтению, «1984» только 1 часть закончил, «Улитка на склоне» тоже только готовится, «Заводной апельсин» как я и говорил уже прочитал.

Кстати можете попробовать ещё «Райскую машину» Успенского. Я остался доволен, хотя и ожидал несколько большего от одного из любимых авторов.

Опаньки, адмешники-то сами «Заводной апельсин» не читали:) Или скопипастили не глядя

«Котлован» — лютый вин с точки зрения стиля.

А что касаемо «Заводного Апельсина», то я считаю его одной из любимых своих книг.

Алексей Доронин. Чёрный день. Книга первая. Часть 1

Всем привет. Творческая группа СамИздат принялась за переозвучку книги Алексея Доронина «Чёрный день». Всем кому будет интересно, по мере поступления озвученных глав всё будет доступно в плейлисте по порядку: https://www.youtube.com/watch?v=-9pZWN76UHM&list=PLLRx3g.

Какие книги по палеонтологии пора издать на русском?

Константин Рыбаков подготовил для Paleonews топ научно-популярных книг, которые стоило бы издать на русском языке.

Летом 2022 выходит новый «Мир юрского периода» и принесёт с собой новый всплеск интереса к динозаврам. А заодно и новый всплеск возмущения со стороны любителей палеонтологии. Да, на этот раз авторов консультирует не кто-нибудь, а известный палеонтолог Стивен Брусатти. Но он все же консультант, а не режиссер и не сценарист. Так что он может сколько угодно рассказывать, как было на самом деле, но если создателям фильма покажется, что «на самом деле» было недостаточно зрелищно, они спокойно забьют на научную достоверность.

Читайте также:  Жизнь с рабыней познание чувств android

Я не издатель, но кажется, что было бы логично издать к выходу фильма какую-нибудь хорошую книгу о динозаврах. Некоторое время назад я уже делал подборку книг, которые стоило бы издать на русском. Но с тех пор много воды утекло. Одни книги потеряли актуальность, другие уже вышли в России, так что пора писать новый список. Вот он.

Дональд Протеро, «История динозавров в 25 открытиях»

(The Story of the Dinosaurs in 25 Discoveries)

Положа руку на сердце, книги о самих динозаврах в России всё-таки есть. Те же «Динозавры» Нэйша или «Время динозавров» Брусатти. «Принстонский определитель динозавров» Грегори Пола на подходе, опять же. А вот чего не хватает, так это хорошей книги об истории изучения динозавров. Чтобы подробно и последовательно, от Мантелла с Оуэном до наших дней. Отдельные байки пересказывает у себя в книге тот же Брусатти, очень кратко история изложена в «Научном комиксе» от МИФа. Но полноценной книги нет. Книга Протеро — как раз такая. В 25 главах он подробно, хотя и не слишком, рассказывает о 25 динозаврах. А также о том, кто и когда их открыл. В итоге получается довольно полная картина как самих динозавров, так и истории их открытия.

Джон Пикрелл, «Причудливые динозавры»

(Weird Dinosaurs: The Strange New Fossils Challenging Everything We Thought We Knew)

Несмотря на жутковатую generic обложку, с которой на нас скалится спинозавр, это не очередной каталог динозавров. Это, можно сказать, продолжение книги Протеро. Или «Времени динозавров» уже упомянутого Брусатти. Пикрелл тоже рассказывает об открытиях динозавров, но он не стал рассказывать все обо всех, а выбрал самые эффектные и интересные истории последнего десятилетия, связанные с динозаврами. Спинозавр-пловец, перепончатокрылые скансориоптеригиды, дейнохейр — вот это все. Приятно, что в число самых примечательных открытий попал и российский кулиндадромей. Историй в книгу вошло не так уж много, но это даже хорошо: на каждую получилось выделить достаточно места, а не бежать галопом по Европам. Очень интересно.

«Факты и цифры о динозаврах: Тероподы и прочие динозавриформы»

Dinosaur Facts and Figures: The Theropods and Other Dinosauriformes.

Об этой книге я писал совсем недавно, так что подробно останавливаться не буду. Но раз уж у нас регулярно выходят «икеевские каталоги динозавров», то давно пора издать и царя всех каталогов. В кои-то веки можно написать на обложке «всё, что вы хотели узнать о динозаврах» и не соврать. Опять же, если хорошо зайдет, потом можно и второй том выпустить, а там и третий не за горами. Да и картинки там красивые, сам Атучин рисовал.

Стивен Брусатти, «Палеобиология динозавров»

Брусатти — не просто консультант «Мира юрского периода» и автор «Времени динозавров». Он активно занимается палеонтологией, преподает в Университете Эдинбурга и написал несколько книг, среди которых — полноценный университетский учебник палеобиологии динозавров. Признаться, я не знаю, по каким книгам сейчас занимаются студенты-палеонтологи. Подозреваю, что по Кэрроллу (1993 год). Классику, конечно, знать надо, но более современный учебник был бы кстати. А книга Брусатти вышла все-таки в 2012 году. Ее рекомендует главный динозавролог России Александр Аверьянов, остается только присоединиться.

Стивен Уайт, «Мезозой в искусстве»

«Мир юрского периода» ругают за то, что динозавры там неправильные. Дескать, отстают они от современной науки, не учитывают последние достижения. Так вот в этой книге картинки точно будут учитывать все что надо. Пока известна только обложка, но первые два тома говорят сами за себя. Составитель Стивен Уайт верен себе: раз в пятилетку он выпускает красивый альбом, фиксирующий состояние палеоарта и палеонтологии. В 2012 и 2017 книги были отличные (см. обзор второго тома на Paleonews). Уверен, что и эта не подкачает.

Казалось бы, сейчас медиапространство занято «Дюной». Причем тут «Мир юрского периода», который выйдет только через девять месяцев? Но книги делаются долго. Перевод, редактура, корректура, верстка, печать — все это требует времени. Поэтому чтобы успеть к выходу фильма, издателям надо заниматься книгами уже сейчас.

С чего начать читать Warhammer 40000 в 2021 году

Дайджест самых лояльных для новичков произведений

«Владыки и Тираны»

Сборник рассказов про инквизиторов, псайкеров, мирных жителей, гвардейцев, космодесантников-предателей, альдари, тау и генокрадов.

Половина рассказов связана с циклами произведений, так что если вам понравятся герои или стиль автора, то можно будет читать дальше.

Открывающий роман цикла Crime — книжной серии про мир из актуальной редакции Warhammer 40,000 в духе «Бегущего по лезвию». Роман про детектива из города Варангантюа написан так, чтобы быть понятным для человека, который никогда не читал сороковник.

Роман про лояльных космодесантников и их врагов в декорациях актуальных кодексных событий.

Если вы уже знаете про Императора-на-Троне и Империум, но пока слабо понимаете, что за разлом открылся посреди галактики и как он повлиял на жизнь в 42-м тысячелетии.

Роман из цикла Horror, написанный чтобы быть понятным для новичков. В центре истории космодесантники ордена Ангелов Сияющих, который живут возле магического Леса. История описана с точки зрения будущего космодесантника, который постепенно вовлекается в дела ордена.

Космические викинги ростом 2.5 метра отправляются в приключение, чтобы завоевать славу и вернуть своего командира. Брат за брата — так в за основу в Кодексе Астартес взято.

В числе пунктов назначения: граница между космосом и варпом Око Ужаса, город темных эльдаров Коммораг.

Доктор Кто 40,000 путешествует со своей командой по демоническим мирам и сражается со своим злейшим врагом — колдуном-космодесантником.

Орки нападают на мир-кузницу техножерцов. Половину книги занимает повествование от лица орка, который говорит на коверканном быдло-языке и постоянно хочит падраца.

Один из редких романов, в котором орки выступают в качестве разумных персонажей, а не пушечного мяса, которым закидывают космодесантников.

Росгвардеец 40-го тысячелетия приезжает из провинции в столицу, чтобы распутать дело в канун имперского Рождества.

Первый роман расскажет, как живёт имперский мир Гидрафур. Второй роман — про дележку наследства во торговом флоте. Третий роман — про устройство жизни в закрытом бастионе имперских телепатов, которые работают как «глухой телеграф».

«Война за Армагеддон»

Сборник, в который входит роман «Хельсрич» и десяток рассказов. Все они повествуют о Третьей Войне за планету Армагеддон.

Если вам хочется прочувствовать эпик сражения за целый мир, то лучшего варианта не найти.

Классика сороковника — роман про лояльного Инквизитора, который постепенно становится радикалом-отступником. Приключенческий янг эдалт, но в мире «далекого и мрачного будущего».

Сейчас по циклу снимают сериал.

Экипаж самого большого в Империуме танка длиною в 40 метров сражается с орками в радиоактивном аналоге Ирака.

Коcмодесантник-отступник из 32-го тысячелетия оказывается в 40-м. История о знакомстве с реалиями сороковника от лица маньяка, который хочет захватить целый город-улей.

Для тех, кому хочется посмотреть, как Бэтмен с двумя сердцами и тремя лёгкими будет вести себя как Джокер.

Очень удачливый комиссар попадает в самое пекло битвы, но каждый раз выходит сухим из воды. Если бы Ринсвинд был качком и носил пистолет, который стреляет маленькими ракетами (на самом деле пистолет у Каина лазерный, но имперская пропаганда для пафоса рисует его с болтерным).

Книга «Бойня» Оса Эриксдоттер. Шведская антиутопия геноцида

Книга про геноцид, нетерпимость и ужасные последствия «правильных» решений.
Бррррр…

Описание:
Одна из самых благополучных стран, Швеция, решила устроить “новый прекрасный мир”, очистив его от людей, которые не удовлетворяют стандартам здорового образа жизни – от всех, у кого вес превышает определенную правительством норму. Ожирению объявлена война. Выпечка, мясо, сладости и много чего еще отныне вне закона. Если ты не укладываешься в весовую норму, то тебе прилетают официальные предупреждения, соседи косятся, на улице вслед летят оскорбления. Но это только начало. Церкви постепенно превращаются в фитнес-залы, фермы закрываются, по ТВ агрессивно рекламируются все способы сбросить вес – от диет до хирургии…

Джаспер Ффорде о кроликах, расизме и писательстве как способе «слегка улучшить несовершенный мир»

На русском языке вышел роман «Вечный кролик» от одного из самых оригинальных фантастов современности, Джаспера Ффорде. Это антиутопия, похожая на кроссовер «Района №9» (2009, реж. Нил Бломкамп) с «Обитателями холмов» Ричарда Адамса. Роман начинается с несколько абсурдной предпосылки «А что, если бы кролики эволюционировали в наших братьев по разуму?» и раскручивается в неплохую социально-политическую драму, которой, впрочем, как и остальным книгам Ффорде, нельзя отказать в отличном чувстве юмора. Здесь все в лучших традициях эксцентричного британца: множество аллюзий на поп-культуру, пародий и насмешек над миром, в котором мы живем с такими серьезными лицами.

В честь публикации книги в России публикуем перевод статьи о романе от The Guardian.

В «Вечном кролике», безумной истории с мрачным подтекстом и кучей мемов, автор поднимает весьма серьезные темы.

Читайте также:  Утята маленькие комочки радости кормление

Как бы выглядела Великобритания, если бы 55 лет назад благодаря некому загадочному событию кролики вдруг выросли бы до человеческих размеров, приобрели интеллект и стали бы вести себя, как в книгах Беатрис Поттер? По мнению Джаспера Ффорде, этот мир не слишком бы отличался от нынешнего. Конечно, с некоторыми поправками — классические романы переведены на кроличий, а кроликов-новобранцев кролики-деды троллят, подбрасывая им в койки морковки и экземпляры «Обитателей холмов» Ричарда Адамса — но все же ключевые черты общества остаются, увы, в целом теми же.

Если вам кажется, что все это звучит немного сюрреалистично и невероятно, то вы наверняка удивитесь, узнав, что «Вечный кролик» — пожалуй, самая жуткая и реалистичная книга Джаспера Ффорде на данный момент.

Британский автор знаменит своими альтернативно-историческими сатирическими романами, которые бросают косые взгляды на современное общество. Ффорде двенадцать лет получал отказ за отказом в публикации вплоть до 2001-го года. Его дебютный роман «Дело Джен», книга, которая рассказывает о литературном сыщике, чье задание — найти и вернуть пропавшую со страниц романа о ней же Джен Эйр, быстро стал бестселлером. С тех пор Ффорде постоянно конструирует миры, которые выглядят почти, но не совсем как наш собственный, полные поп-культурных отсылок, исторических развилок и сквозных комментариев на тему общества.

«Вечный кролик» — «это как будто об одном, но на самом деле о другом», говорит автор, слегка улыбаясь. «То есть это книга об антропоморфных кроликах, которые живут в Великобритании, и это странно, да? Но она еще и об инаковости и дискриминации. Она о сопричастности. О том, как кто-то принимает свою лепорифобию (боязнь кроликов), и как кто-то, возможно, думает, что он хороший парень, а потом смотрит на себя, на свою страну и свое правительство с иной точки зрения, которая раньше была недоступна, а теперь стала очевидной».

На первый взгляд «Вечный кролик» — забавный и слегка безумный роман. История вращается вокруг Питера Нокса (человека), отца-одиночки и сотрудника правительственного агентства, занятого расследованием преступлений, которые совершает популяция разумных кроликов, с коими люди отныне живут бок о бок. Большинство людей не отличают кроликов друг от друга, но не Питер. И его навыки необходимы, чтобы агентство могло распознавать и задерживать кроликов-преступников. Однако с кроличьей точки зрения преступление имеет куда более широкое значение, нежели с человечьей. У Питера с кроликами нет трений, но он старается не особенно задумываться о последствиях своей работы.

Любовь Ффорде к игре слов, культурным отсылкам и дурашливости проглядывает тут в каждом предложении. На огонек заглядывают знаменитые кролики, от Харви до Баггза Банни, есть мощный оммаж «Скотному двору» Джорджа Оруэлла: главная группа анти-кроликалов имеет название «ДвеНогиХорошо». Правящая партия называется UKARP (отсылка к UKIP — Партии независимости Соединенного Королевства — прим. пер.) под предводительством Найджела Сметвика. А еще тут множество упоминаний Рика Эстли (исполнителя хита Never Gonna Give You Up. «Рикроллингом» называется розыгрыш, в ходе которого под любую другую гиперссылку маскируется ссылка, которая ведет на клип на песню Never Gonna Give You Up в исполнении Рика Эстли — прим. пер.). «Рик Эстли? О, я упоминаю его всего два раза! Нет, три, верно?» — восклицает Ффорде, на вопрос об этом. (Готовьтесь к тому, что Ффорде называет «текстовым рикроллингом» — он поклялся упоминать Рика Эстли в каждой своей книге, начиная с этой).

Но под слоем веселья медленно разворачивает щупальца хоррор. В магазинах за кроликами внимательно следят камеры наблюдения, кроликам запрещено читать определенные книги, за ними насмехаются из-за их диалекта и не позволяют посещать университеты. Люди зовут их «крольчатами» — теперь это оскорбление. А еще есть Мегакрольчатник, строение, спроектированное с расчетом на то, чтобы вмещать всю популяцию антропоморфных кроликов. «Я начинал с идеи, что это будет стена, постройку которой заставят оплатить самих кроликов, — говорит Ффорде. — Ну да, хо-хо, очень поверхностно».

Ффорде часто говорит о социальной иерархии в своих книгах: в романе «Полный вперед назад, или Оттенки серого» люди разделены на касты в зависимости от цветов, которые они способны различать; в «Ранней пташке» — в зависимости от того, впадают ли они зимой в спячку, или нет. Обратная связь от читателей «Вечного кролика» предполагает, что некоторый эффект это производит. «Люди говорили…я пишу о том, что происходит с кроликами, и они вдруг думают: “О боже, ведь мы поступаем так с людьми”», — говорит Ффорде. «И это звучит так, будто они и не думали об этом раньше: если сказать что-то о кроликах, это может звучать забавно. Но если сказать то же самое о людях, выходит совсем не смешно».

Он согласен, что вызвать эмпатию и сделать свою мысль более комфортной для восприятия часто проще через сатиру и дурачества. Ффорде не хочет вещать с трибуны, как он сам говорит; его основная цель — развлечение. Но: «Есть в писательстве что-то такое величественное и помпезное… что когда ты пишешь художественную литературу, ты пытаешься немного улучшить несовершенный мир».

Герои Ффорде часто втайне замешаны в создании несовершенной системы. «Быть мелкой шестеренкой системы, как мне кажется, не так уж плохо, — объясняет он. — Ты находишься внутри машины и, значит, можешь увидеть неисправность».

Он говорит, что, несмотря на то, что протагониста «Вечного кролика» можно оправдать, «он все же не хороший человек, однако считает себя таковым, потому что сравнивает себя с другими людьми — и, думаю, мы часто так делаем в реальной жизни. Есть “настоящие” расисты, и мы вроде бы их видим, и затем сравниваем себя с худшими примерами, и вдруг становимся отличными ребятами, и Питер делает именно это».

Ффорде говорит, что в процессе написания старался удостовериться, что попадет в верную аудиторию. «Я очевидный член привилегированного класса, меня никогда не дискриминировали, ни разу. Никогда. И это совсем не то, что может сказать о себе большинство моих земляков, британцев, да и остальных людей».

«Самая сложная часть “Вечного кролика” для меня была в определении, где провести границу. Ты говоришь о дискриминации, так когда о ней можно говорить фривольно? Когда твои шутки перестают быть попыткой решить проблемы и становятся частью проблемы?».

У Ффорде весьма невысокие ожидания от «Вечного кролика». «В первую очередь я надеюсь, что эта книга кого-нибудь развлечет. Я надеюсь, что люди будут улыбаться во время чтения, а когда дочитают, возможно, немного нахмурятся и подумают: “Окей, могу ли я с этим что-то сделать?”. Если множество людей сделает по чуть-чуть, то, знаете ли, могут случиться грандиозные перемены».

Только книги поднимут тебя!

Поиск дубликатов молчал.
Найдено тут: https://acomics.ru/

Книги открывают миры

Закрыть нельзя читать: какие книги пытались запретить – и почему их все-таки стоит прочитать

О вкусах не спорят? Как бы не так! Даже расхваленные критиками бестселлеры могут не понравиться множеству читателей. Обычно это недовольство выражается тихо-мирно: в личных разговорах, в крайнем случае в блогах. Но есть ситуации, когда негодование выплескивается в виде попыток запретить книги или ограничить к ним доступ в библиотеках. Таких случаев множество, и в этой подборке, естественно, не поместилась бы и десятая часть — но интересные примеры вы в ней точно найдете. Так за что же пытаются запрещать книги — и как их защищают сами авторы?

«Жизнь мальчишки» Роберта Маккаммона

Знаменитый роман «Жизнь мальчишки» оказался путевкой Роберта Маккаммона, до того момента писавшего в основном хорроры, в большую литературу. «Жизнь мальчишки» стала, что называется, instant classic – мгновенной классикой, и американские школы стали включать ее в списки для чтения. Несмотря любовь читателей и признание критиков, такая ситуация устроила не всех: в 2006 году роман пытались запретить в школе во Флориде из-за наличия в книге ненормативной лексики. На слушание по этому вопросу приехал сам Роберт Маккаммон! Он произнес проникновенную речь о том, что эта книга – одновременно воспоминание о его юности и путеводитель для подростков, в жизни которых случаются и беды, и настоящие чудеса. В итоге все решилось в его пользу, и книгу запрещать не стали.

«Гарри Поттер» Дж.К. Роулинг

Входила в списки 10 самых запрещаемых книг года (2001, 2002, 2019)

Да, старый-добрый «Гарри Поттер», которого современные подростки знают с пеленок – это один из книжных циклов, на которые чаще всего пишут жалобы. В книгах жалующимся не нравится пропаганда магии и колдовства, наличие конкретных заклинаний и проклятий, аморальные действия персонажей, сатанизм (!) и насилие. Несмотря на претензии, «Гарри Поттер» остается бестселлером на протяжении многих лет, и невозможно спорить с тем, что этот цикл оказал серьезное влияние на всю современную поп-культуру.

Огромным достоинством чтения этой истории в реальном времени выхода книг было то, что читатели-дети могли взрослеть вместе с персонажами. Сравнить настроение первой и, скажем, шестой книг невозможно: это детская сказка против большого и сложного романа, где есть и жестокость, и трагичные повороты сюжета (что как раз и стоит учитывать при чтении книг детьми).

Читайте также:  При повышенной температуре чувствую себя лучше

«Темные начала» Филипа Пулмана

Знаменитая трилогия британского писателя Филипа Пулмана («Северное сияние», «Чудесный нож», «Янтарный телескоп») когда-то всерьез взбудоражила умы читателей: вроде бы детская литература, но вопросы там поднимаются совсем не простые. Там, где младшие читатели увидят захватывающие, хотя и немного страшные приключения, взрослые найдут глубокие религиозные и политические рассуждения, заключенные в оболочку фантастической истории. Именно это и не нравится подателям жалоб на «Темные начала»: слишком много взрослых вопросов, слишком много атеизма, а вдобавок ко всему и сцены насилия.

Впрочем, читавшие Пулмана знают, что он своего мнения никому не навязывает, а вместо этого предлагает окунуться в удивительный мир, так похожий на наш – и населенный такими же неоднозначными персонажами, как мы сами.

«Девятнадцать минут» Джоди Пиколт

По данным Американской библиотечной ассоциации, это была одна из 100 самых часто запрещаемых книг в 2010-2019 гг.

У посетителей библиотек и родителей старшеклассников, которым «Девятнадцать минут» рекомендуют читать в школах, к этой книге много претензий, в основном из-за насилия и ненормативной лексики. Может сложиться впечатление, что «Девятнадцать минут» — это запечатленный на бумаге кошмар, который призван шокировать взрослых и травмировать детей. Шокировать и даже пугать она действительно будет, но совсем не так, как вы думаете.

«Девятнадцать минут» — это проникновенный и жуткий роман о стрельбе в средней школе, которая навсегда изменила жизнь целого города. Пиколт, будучи мастером литературного психологизма, представляет сразу несколько точек зрения на причины и последствия этой трагедии: это взгляды полицейского, судьи, школьницы и даже матери стрелявшего, который и сам учился в этой школе. Читать ли это подросткам? Пусть решают сами. Читать ли их родителям? Обязательно.

«Ведьмы» Роальда Даля

Эта популярная детская книга одновременно получала литературные премии и шквал критики со стороны родителей и учителей. В качестве причин для жалобы могли указать, что «Ведьмы» не прививают моральных ценностей, содержат насилие и мизогинию. Особенно часто эту книгу запрещали для чтения школьниками в 90-х. История о ведьмах, которые ненавидят детей, и о детях, которые всеми силами пытаются им противостоять, влюбила в себя одну часть аудитории – другая же часть забила тревогу. Впрочем, для произведений Даля это не новость: он славился своим нестандартным подходом к детской литературе – с легкостью мог ввернуть черный юмор и редко проявлял сентиментальность.

«1984» Джорджа Оруэлла

Роман «1984», вероятно, самая знаменитая антиутопия всех времен и народов – и вместе с этим одна из книг, вызывающих много недовольства у читателей. Как правило, многих возмущают социальные и политические темы, поднимаемые Оруэллом, а также сексуальный контент – хотя однажды во Флориде на эту книгу подали жалобу из-за «прокоммунистической позиции». Претензии нисколько не мешают роману Оруэлла оставаться невероятно популярным уже много десятков лет, но если изначально он явно был рассчитан на взрослую аудиторию, то теперь его в первую очередь читают подростки. Время изменилось, и вещи, которые в 50-х казались жесткими, в 2020-х уже мало у кого вызовут трепет – зато идеи, заложенные в «1984», все так же интересуют читателей.

«Рассказ служанки» Маргарет Этвуд

В 2019-м вошла в список 10 самых часто запрещаемых книг года

«Рассказ служанки» был довольно известной книгой задолго до появления одноименного сериала: в 80-х его даже номинировали на престижные литературные премии вроде Букера и «Небьюлы». Но пока одни поют этой книге дифирамбы, другие пытаются убрать ее из библиотек и школьных списков для чтения. Основными причинами для запретов обычно становятся содержащиеся в романе ненормативная лексика, непристойности и насилие. Рассказанная Этвуд история действительно может шокировать неподготовленного читателя: это мрачная антиутопия об ультра-традиционалистском государстве. Пугают в ней даже не отдельные сцены, к которым предъявляются претензии, а скорее сама атмосфера безвыходности, повисшая в Республике Гилеад.

«Дом духов» Исабель Альенде

Исабель Альенде – звезда латиноамериканской литературы, современная представительница магического реализма. Роман «Дом духов» в некоторых школах был включен в список чтения для старших классов, но не всех родителей эта идея устроила, в основном из-за сцен насилия. Альенде продолжает традиции Габриэля Гарсии Маркеса, Хулио Кортасара и других знаменитых авторов магреализма. «Дом духов» рассказывает об истории семьи Труэба и их фамильного дома, который повидал много трагедий и необъяснимых событий.

На жалобы родителей сама Исабель Альенде ответила, что чтение помогает расширять горизонты, и «Дом духов» знакомит аудиторию с латиноамериканской культурой. Что же до утверждения, что современных подростков можно шокировать какой-то книгой – в этом писательница искренне сомневается.

А вы читали что-нибудь из этой подборки?

ТОП-6: лучшие книги по Warhammer 40,000, которые вышли в 2020 году

(а я успел их прочитать до конца года)

За 2020 год я написал заметки о 26 книгах (омники-сборники, романы, повести). Про роман «Лукас Ловкач» и сборник рассказов «Владыки и Тираны» я написал, но ещё не опубликовал тексты. Поэтому эти книги я тоже включил в список.

Роман «Император: Гнев Омниссии» Гэва Торпа. Еретехи хотят увести у имперцев титан класса «Император». Предательству пытаются помешать инквизитор и невоцерковный обслуживающий персонал титана. Фишка романа: события происходят только внутри титана. В памяти ру-комьюнити история остаётся как «книжка про небинарного магоса».

Антология «Сыны Императора» из цикла The Horus Heresy. Просто сборник хороших историй. Но из-за того, что «просто хорошая история» для ваха-литературы редкость — на общем фоне сборник блистает как изумруд.

Повесть «Ангрон: Раб Нуцерии» Иэна Сент-Мартина из цикла The Horus Heresy. На данный момент лучшая повесть из подсерии «Примархи», так как история рассказывает что-то новое о персонаже и не разваливается на части. Спойлер: до Гвоздей Ангрон был супер-эмпатом.

Роман «Копьё Императора» Аарона Дембски-Боудена. Самый ааронодембски-боуденовский роман из всех романов Аарона Дембски-Боудена. На мой взгляд: идеальная точка входа в литературный сороковник.

Роман «Лукас Ловкач» Джоша Рейнольдса. История про персонажа-трикстера, который ставит под сомнение устои Космических Волков. Не стоит ожидать от романа комедии и балагурства — за этим идите в цикл про Рагнара от Уильяма Кинга. Здесь будет скорее эпос, но с очень циничным главным героем.

Сборник рассказов «Владыки и Тираны». Попал в этот список не только из-за того, что в нём напечатана повесть Петера Фехервари «Высшее зло». Есть не менее крутые рассказы — «Оставленный умирать» Стива Лайонса про дезертира из Корпуса Смерти Крига или «Взлёт» Бена Каунтера про Икара из Комморы.

Катабасис и апокатастасис головного мозга*

*Катабасис — сошествие в ад, преисподнюю.
Апокатастасис — восстановление, пересотворение всего сущего из пустоты.

Приветствую, друзья.
Только что закончил читать «Гномон» британского писателя Ника Харкуэя и, по горячим следам, хочу рассказать пару слов об этой замечательной книге.
Для начала, немного о сюжете.
Относительно недалекое будущее. Великобритания. Сложнейшая нейросеть под названием «Свидетель» контролирует всё население. Всё фиксируется и записывается. Даже воспоминания. Нет преступлений и неизлечимых болезней. Тотальная, хе-хе, демократия ещё никогда не была такой прозрачной и справедливой. И вот в этой прекрасной Англии будущего обнаруживается некая Диана Хантер, диссидентка, живущая в старом особняке превращенном в огромную клетку Фарадея, куда Свидетель не может проникнуть. В общем, подозрительная личность. Её вызывают на допрос: покопаться в голове, посмотреть воспоминания, заодно излечить болезни какие найдут. Процедура не очень приятная, но обыденная, как к стоматологу сходить. Но вот незадача, Диана на допросе умирает. Неслыханное происшествие. Расследование поручают инспектору Свидетеля (что-то типа полицейского следователя в мире где полиция не нужна) с экзотическим именем Мьеликки Нейт. Ей предстоит загрузить себе в голову записанные на допросе воспоминания Дианы и попытаться во всём разобраться.
Затянулась что-то у меня завязка.)
Роман многожанровый: тут и (анти)утопия и киберпанк, магический реализм и социальная философия.
Еще одна особенность, которая мне пришлась по душе — до самого конца книги не понимаешь, что реально, а что иллюзорно. Где настоящий мир, а где симуляция? Чем то всё это напоминает фильм «Начало». Кстати, мне кажется, что у Кристофера Нолана получилась бы превосходная экранизация этой истории.
Подытожим.
Перед нами объемная, сложная книга, переполненная всевозможными отсылками, головоломками и философскими размышлениями, которая читается, однако, вполне бодро и увлекательно. Отдельно стоит упомянуть большое количество сложных, незнакомых большинству, понятий. Однако, часть из них объясняется автором по ходу произведения, еще часть надо погуглить, а остальные можно понять из контекста или просто пропустить сквозь себя как «белый шум». Тут, к месту будет привести цитату, собственно, из Гномона:

Информация настолько плотная и специфичная, что становится поэтичной и полной аллюзий.

Но пусть это вас не пугает. Сюжет в книге плотный и понятный и в совсем уж специфические дебри «философии ради философии» не уходит. Но, всё таки, мозгу придется хорошенько поработать.
Поверьте, оно того стоит.

Источник

Оцените статью