Анкета эмоциональное выгорание у студентов

Синдром эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа. Как его избежать.
статья

Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. ”
Генрих Гейне

Актуальность: Студенчество, являясь составной частью молодежи, представля­ет собой специфическую прогрессирующую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием. Представления об особенностях психологии развития студентов медицинского колледжа могут способствовать к более квалифицированному подходу членов образовательной организации к реализации учебного взаимодействия, а также к преодолению коммуникативных барьеров, что позволит минимизировать риск появления синдрома эмоционального выгорания у студентов.

Цель исследования: изучение синдрома эмоционального выгорания у студентов 2,3,4 курсов по специальности Сестринское дело Медицинского колледжа № 6 СП № 3, определение путей его преодоления.

  1. Изучить литературные источники и специализированные интернет сайты по психологическим особенностям студентов медицинского колледжа
  2. Провести анкетирование среди студентов медицинского колледжа на базе ГБПОУ ДЗМ «МК № 6» СП3, выявить признаки эмоционального выгорания.
  3. Предложить рекомендации для уменьшения эмоционального выгорания у студентов
  4. На основании собранного материала сделать вывод о проделанной исследовательской работе и практической значимости исследования

Объект исследования: особенности синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа.

Предмет исследования: выявление особенностей синдрома эмоционального выгорания и возможностей его преодоления у студентов 2,3,4 курсов Медицинского колледжа № 6 СП3 по специальности Сестринское дело.

Методы исследования: анализ источников по теме, наблюдение, статистика, анкетирование.

Скачать:

Вложение Размер
statya_sindrom_emotsionalnogo_vygoraniya.docx 341.3 КБ
statya_sindrom_emotsionalnogo_vygoraniya.docx 341.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №6»

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА. КАК ЕГО ИЗБЕЖАТЬ.

Курбонова Нозанин Илхомовна

Мужаева Батина Ахмедовна

студентки 4 курса, специальность 34.02.01 Сестринское дело

Научный руководитель –Пантелеева Елена Михайловна, преподаватель профессиональных модулей ГБПОУ ДЗМ «МК№6»

“ Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. ”
Генрих Гейне

Актуальность: Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую прогрессирующую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием. Представления об особенностях психологии развития студентов медицинского колледжа могут способствовать к более квалифицированному подходу членов образовательной организации к реализации учебного взаимодействия, а также к преодолению коммуникативных барьеров, что позволит минимизировать риск появления синдрома эмоционального выгорания у студентов.

Цель исследования : изучение синдрома эмоционального выгорания у студентов 2,3,4 курсов по специальности Сестринское дело Медицинского колледжа № 6 СП № 3, определение путей его преодоления.

  1. изучить литературные источники и специализированные интернет сайты по психологическим особенностям студентов медицинского колледжа
  2. провести анкетирование среди студентов медицинского колледжа на базе ГБПОУ ДЗМ «МК№6» СП3, выявить признаки эмоционального выгорания.
  3. предложить рекомендации для уменьшения эмоционального выгорания у студентов
  4. на основании собранного материала сделать вывод о проделанной исследовательской работе и практической значимости исследования

Объект исследования: особенности синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа.

Предмет исследования : выявление особенностей синдрома эмоционального выгорания и возможностей его преодоления у студентов 2,3,4 курсов Медицинского колледжа № 6 СП3 по специальности Сестринское дело.

Методы исследования: анализ источников по теме, наблюдение, статистика, анкетирование.

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

По данным многих исследований, деятельность студента-медика относится к числу напряженных в эмоциональном плане видов труда, что отражается на уровне их психического и соматического здоровья. Высокая интенсивность умственных нагрузок, частые стрессогенные ситуации зачетов и экзаменов с одной стороны, а с другой — низкий уровень психологической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что на уровне эмоциональной сферы студента-медика такие нарушения часто проявляются как синдром эмоционального выгорания (СЭВ). (Приложение Б)

В 11-й пересмотренный вариант Международной классификации болезней (МКБ 11) включен профессиональный синдром эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание — это синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте (месте учебы), который не был успешно преодолен.

Таблица 1- Фазы эмоционального выгорания

Организация и методы исследования

В исследовании принимали участие 78 студента 2,3,4 курсов по специальности 34.02.01 Сестринское дело Медицинского колледжа № 6 СП 3. Возраст опрошенных — от 16 до 20 лет

В программу эмпирического исследования входило проведение анонимного анкетирования в группах. В состав каждой экспериментальной сессии входило:

  • 1 проведение тестирования с выявлением степени эмоционального выгорания
  • 2 диагностика, а также анализ представленных результатов

Каждый обследуемый принимал участие в эксперименте однократно. Личностные и ситуативные психологические методики заполнялись обследуемыми в анкетной форме. ( см. Приложение А)

Предложенная схема исследования позволила оценить степень эмоционального выгорания.Так, например, студенты, у которых не зарегестрировали СЭВ на 2 курсе составляют 36% (рисунок 1), в то время как на 4 курсе она снизилась на 13% (рисунок 3), что говорит об усугублении состояния психического здоровья студентов. Пик фазы истощения среди всех курсов обнаружен во 2 курсе-22% (рисунок 1). На 3 курсе ее удалось полностью погасить. Но, из-за нарастающих стрессовых воздействий, значение фазы истощения незначительно повысилась до 4% на 4 курсе (рисунок 3). Общее количесто ответов «нет» на 40% преобладает над ответами «да», то есть студенты, у которых еще не развилось СЭВ составляет 70% (рисунок 5).

Нежелание идти на учебу после воскресенья выразили 38%-29 человек, но

77% хотят продолжить учебу, и лишь 5%-4 человека хотят ее бросить (рисунки 6 и 7). Сокурсники раздражают 22%-17 человек (рисунок 8), а недовольны преподавателями 10%-7 человек (рисунок 9). Не хотят участвовать в конференциях 43%-33 человека, но некоторые студенты отмечают, что их не приглашают (рисунок 10). Выдумывают обидные прозвища окружающим 30%-23 человека (рисунок 11). Настораживают факты поверхностного отношения к учебе 40%-31 человек (рисунок 7)., 30%-23 человек (рисунок 8), отсутствие мотивации 43%-33 человека (рисунок 14), и 20%- 14 человек (рисунок 15).

Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний студентам рекомендованы следующие способы:

  1. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.
  2. Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.
  3. Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и до пущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.
  4. Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.
  5. Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны.
  6. Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности.
  7. Развивать динамичность установок.
  8. Применять техники, снижающие и повышающие эмоциональное напряжение.
  9. Культивировать интересы, не связанные с профессиональной деятельностью.
  10. Вносить разнообразие в свою работу.
  11. Поддерживать свое здоровье, соблюдая режим сна, питания, двигательной активности; овладение техникой медитации.
  12. Удовлетворяющая социальная жизнь
  13. Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих.

Памятка в полном объеме дана в приложении (ПРИЛОЖЕНИЕ В)

Выводы и практическая значимость

Анкетирование 78 студентов 2,3,4, курсов по специальности Сестринское дело показало, что у 70% обучающихся синдром выгорания отсутствует, у 29% слабые проявления, у одного человека выраженные симптомы. По сравнению с другими курсами показатели СЭВ больше выявлены у студентов 2 курса, на котором много общепрофессиональных теоретических дисциплин с большим объемом материала. Настораживает слабая мотивация студентов к учебной деятельности — до 40%. Данные анкетирования могут принять к сведению преподаватели, администрация для коррекции графика учебного процесса, классные руководители и педагог-психолог для индивидуальной работы со студентами. Исследование показывает, что актуальна проблема мотивации студентов.

Список использованных источников

  1. Стресс, выгорание, совладение в современном контексте // под. ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко // Институт психологии Российской Академии Наук (РАН) // Москва, 2017 г. – 874 с.
  2. Бабич О. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения // изд-во «Учитель Волгограда». 2018 г. – 122 с.
  3. Водольянова Н.Е., Старченкова Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. Практическое пособие // изд-во Юрайт // Москва, 2018 г. – 299 с.
  4. Китаев – Смык Л.А. Психология стресса // Изд-во E-Pubmix // Москва, 2019 г. – 367 с.

За каждый ответ «да» начислите 1 балл.

1 группа: 0-1 балл. Синдром выгорания на данный момент у вас отсутствует.

2 группа: 2-6 баллов. Есть некоторые признаки выгорания. Вам необходимо отдохнуть.

3 группа: 7-9 баллов. Высокая степень эмоционального выгорания. Пришло время решать: сменить стиль жизни.

4 группа: 10 баллов. Положение весьма серьезное, но возможно, в вас еще теплится огонек, нужно сделать так, чтобы он не погас.

Таблица 2- Пять ключевых групп симптомов , характерных для СЭВ

усталость, физическое утомление, истощение, изменение веса; бессонница; плохое общее состояние здоровья

пессимизм, цинизм и черствость в учёбе и личной жизни; усталость; раздражительность; тревога, депрессия

малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака,алкоголя, импульсивное эмоциональное поведение

падение интереса к новым теориям и идеям в учебе, малое участие или отказ от участия в образовании

низкая социальная активность; скудные отношения на учёбе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими

Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие способы:

1 Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.

2 Жить с девизом «В целом все хорошо, а то, что делается, делается к лучшему».

3 Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.

4 Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.

5 Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и до пущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.

6 Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.

7 Взять за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально. Иметь нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс.

8 Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам этого хотелось. Необходимо быть гибче в оценках других людей, не стараться переделать партнеров по общению, подогнать их под себя.

9 Развивать динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от негативных стрессов лучше, чем тот, кто ориентирован на достижение единственного, главного конкретного результата. Стремиться к обдуманности обязательств (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам).

10 Применять техники, снижающие и повышающие эмоциональное напряжение:

Техники, снижающие напряжение

Техники, повышающие напряжение

  1. Предоставление партнеру возможность выговориться

2 Вербализация эмоционального состояния (своего, партнера)

3. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений и т. д.)

4 Проявление интереса к проблемам партнера

5 Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах

6 Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации

7 Обращение к фактам

8 Спокойный, уверенный темп

1 Перебивание партнера

Игнорирование эмоционально- го состояния (своего, партнера)

3 Подчеркивание различий между собой и партнером

4 Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера

5 Принижение партнера, негативная оценка личности партнера

6 Поиск виноватого и обвинение партнера

7 Переход на личности

8 Резкое убыстрение темпа речи

11 Культивировать интересы, не связанные с профессиональной деятельностью (например, сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей, любимым хобби; читать не только профессиональную, но и другую литературу, для своего удовольствия без ориентации на какую-либо пользу и пр.).

12 Вносить разнообразие в свою работу (например, создавая и реализуя новые проекты; участвовать в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом; периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися в профессиональном и личностном плане; участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить проблемы, связанные с работой).

13 Поддерживать свое здоровье, соблюдая режим сна, питания, двигательной активности; овладение техникой медитации.

14 Удовлетворяющая социальная жизнь; стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности.

15 Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих, открытость новому опыту, умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни.

Итак, чтобы избежать синдрома сгорания, человек должен хоть изредка оценивать свою жизнь – живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным субъектом личной и профессиональной жизни.

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №6»

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА. КАК ЕГО ИЗБЕЖАТЬ.

Курбонова Нозанин Илхомовна

Мужаева Батина Ахмедовна

студентки 4 курса, специальность 34.02.01 Сестринское дело

Научный руководитель –Пантелеева Елена Михайловна, преподаватель профессиональных модулей ГБПОУ ДЗМ «МК№6»

“ Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. ”
Генрих Гейне

Актуальность: Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую прогрессирующую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием. Представления об особенностях психологии развития студентов медицинского колледжа могут способствовать к более квалифицированному подходу членов образовательной организации к реализации учебного взаимодействия, а также к преодолению коммуникативных барьеров, что позволит минимизировать риск появления синдрома эмоционального выгорания у студентов.

Цель исследования : изучение синдрома эмоционального выгорания у студентов 2,3,4 курсов по специальности Сестринское дело Медицинского колледжа № 6 СП № 3, определение путей его преодоления.

  1. изучить литературные источники и специализированные интернет сайты по психологическим особенностям студентов медицинского колледжа
  2. провести анкетирование среди студентов медицинского колледжа на базе ГБПОУ ДЗМ «МК№6» СП3, выявить признаки эмоционального выгорания.
  3. предложить рекомендации для уменьшения эмоционального выгорания у студентов
  4. на основании собранного материала сделать вывод о проделанной исследовательской работе и практической значимости исследования

Объект исследования: особенности синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа.

Предмет исследования : выявление особенностей синдрома эмоционального выгорания и возможностей его преодоления у студентов 2,3,4 курсов Медицинского колледжа № 6 СП3 по специальности Сестринское дело.

Методы исследования: анализ источников по теме, наблюдение, статистика, анкетирование.

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

По данным многих исследований, деятельность студента-медика относится к числу напряженных в эмоциональном плане видов труда, что отражается на уровне их психического и соматического здоровья. Высокая интенсивность умственных нагрузок, частые стрессогенные ситуации зачетов и экзаменов с одной стороны, а с другой — низкий уровень психологической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что на уровне эмоциональной сферы студента-медика такие нарушения часто проявляются как синдром эмоционального выгорания (СЭВ). (Приложение Б)

В 11-й пересмотренный вариант Международной классификации болезней (МКБ 11) включен профессиональный синдром эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание — это синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте (месте учебы), который не был успешно преодолен.

Таблица 1- Фазы эмоционального выгорания

Организация и методы исследования

В исследовании принимали участие 78 студента 2,3,4 курсов по специальности 34.02.01 Сестринское дело Медицинского колледжа № 6 СП 3. Возраст опрошенных — от 16 до 20 лет

В программу эмпирического исследования входило проведение анонимного анкетирования в группах. В состав каждой экспериментальной сессии входило:

  • 1 проведение тестирования с выявлением степени эмоционального выгорания
  • 2 диагностика, а также анализ представленных результатов

Каждый обследуемый принимал участие в эксперименте однократно. Личностные и ситуативные психологические методики заполнялись обследуемыми в анкетной форме. ( см. Приложение А)

Предложенная схема исследования позволила оценить степень эмоционального выгорания.Так, например, студенты, у которых не зарегестрировали СЭВ на 2 курсе составляют 36% (рисунок 1), в то время как на 4 курсе она снизилась на 13% (рисунок 3), что говорит об усугублении состояния психического здоровья студентов. Пик фазы истощения среди всех курсов обнаружен во 2 курсе-22% (рисунок 1). На 3 курсе ее удалось полностью погасить. Но, из-за нарастающих стрессовых воздействий, значение фазы истощения незначительно повысилась до 4% на 4 курсе (рисунок 3). Общее количесто ответов «нет» на 40% преобладает над ответами «да», то есть студенты, у которых еще не развилось СЭВ составляет 70% (рисунок 5).

Нежелание идти на учебу после воскресенья выразили 38%-29 человек, но

77% хотят продолжить учебу, и лишь 5%-4 человека хотят ее бросить (рисунки 6 и 7). Сокурсники раздражают 22%-17 человек (рисунок 8), а недовольны преподавателями 10%-7 человек (рисунок 9). Не хотят участвовать в конференциях 43%-33 человека, но некоторые студенты отмечают, что их не приглашают (рисунок 10). Выдумывают обидные прозвища окружающим 30%-23 человека (рисунок 11). Настораживают факты поверхностного отношения к учебе 40%-31 человек (рисунок 7)., 30%-23 человек (рисунок 8), отсутствие мотивации 43%-33 человека (рисунок 14), и 20%- 14 человек (рисунок 15).

Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний студентам рекомендованы следующие способы:

  1. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.
  2. Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.
  3. Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и до пущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.
  4. Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.
  5. Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны.
  6. Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности.
  7. Развивать динамичность установок.
  8. Применять техники, снижающие и повышающие эмоциональное напряжение.
  9. Культивировать интересы, не связанные с профессиональной деятельностью.
  10. Вносить разнообразие в свою работу.
  11. Поддерживать свое здоровье, соблюдая режим сна, питания, двигательной активности; овладение техникой медитации.
  12. Удовлетворяющая социальная жизнь
  13. Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих.

Памятка в полном объеме дана в приложении (ПРИЛОЖЕНИЕ В)

Выводы и практическая значимость

Анкетирование 78 студентов 2,3,4, курсов по специальности Сестринское дело показало, что у 70% обучающихся синдром выгорания отсутствует, у 29% слабые проявления, у одного человека выраженные симптомы. По сравнению с другими курсами показатели СЭВ больше выявлены у студентов 2 курса, на котором много общепрофессиональных теоретических дисциплин с большим объемом материала. Настораживает слабая мотивация студентов к учебной деятельности — до 40%. Данные анкетирования могут принять к сведению преподаватели, администрация для коррекции графика учебного процесса, классные руководители и педагог-психолог для индивидуальной работы со студентами. Исследование показывает, что актуальна проблема мотивации студентов.

Список использованных источников

  1. Стресс, выгорание, совладение в современном контексте // под. ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко // Институт психологии Российской Академии Наук (РАН) // Москва, 2017 г. – 874 с.
  2. Бабич О. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения // изд-во «Учитель Волгограда». 2018 г. – 122 с.
  3. Водольянова Н.Е., Старченкова Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. Практическое пособие // изд-во Юрайт // Москва, 2018 г. – 299 с.
  4. Китаев – Смык Л.А. Психология стресса // Изд-во E-Pubmix // Москва, 2019 г. – 367 с.

За каждый ответ «да» начислите 1 балл.

1 группа: 0-1 балл. Синдром выгорания на данный момент у вас отсутствует.

2 группа: 2-6 баллов. Есть некоторые признаки выгорания. Вам необходимо отдохнуть.

3 группа: 7-9 баллов. Высокая степень эмоционального выгорания. Пришло время решать: сменить стиль жизни.

4 группа: 10 баллов. Положение весьма серьезное, но возможно, в вас еще теплится огонек, нужно сделать так, чтобы он не погас.

Таблица 2- Пять ключевых групп симптомов , характерных для СЭВ

усталость, физическое утомление, истощение, изменение веса; бессонница; плохое общее состояние здоровья

пессимизм, цинизм и черствость в учёбе и личной жизни; усталость; раздражительность; тревога, депрессия

малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака,алкоголя, импульсивное эмоциональное поведение

падение интереса к новым теориям и идеям в учебе, малое участие или отказ от участия в образовании

низкая социальная активность; скудные отношения на учёбе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими

Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие способы:

1 Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.

2 Жить с девизом «В целом все хорошо, а то, что делается, делается к лучшему».

3 Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.

4 Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.

5 Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и до пущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.

6 Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.

7 Взять за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально. Иметь нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс.

8 Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам этого хотелось. Необходимо быть гибче в оценках других людей, не стараться переделать партнеров по общению, подогнать их под себя.

9 Развивать динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от негативных стрессов лучше, чем тот, кто ориентирован на достижение единственного, главного конкретного результата. Стремиться к обдуманности обязательств (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам).

10 Применять техники, снижающие и повышающие эмоциональное напряжение:

Техники, снижающие напряжение

Техники, повышающие напряжение

  1. Предоставление партнеру возможность выговориться

2 Вербализация эмоционального состояния (своего, партнера)

3. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений и т. д.)

4 Проявление интереса к проблемам партнера

5 Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах

6 Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации

7 Обращение к фактам

8 Спокойный, уверенный темп

1 Перебивание партнера

Игнорирование эмоционально- го состояния (своего, партнера)

3 Подчеркивание различий между собой и партнером

4 Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера

5 Принижение партнера, негативная оценка личности партнера

6 Поиск виноватого и обвинение партнера

7 Переход на личности

8 Резкое убыстрение темпа речи

11 Культивировать интересы, не связанные с профессиональной деятельностью (например, сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей, любимым хобби; читать не только профессиональную, но и другую литературу, для своего удовольствия без ориентации на какую-либо пользу и пр.).

12 Вносить разнообразие в свою работу (например, создавая и реализуя новые проекты; участвовать в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом; периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися в профессиональном и личностном плане; участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить проблемы, связанные с работой).

13 Поддерживать свое здоровье, соблюдая режим сна, питания, двигательной активности; овладение техникой медитации.

14 Удовлетворяющая социальная жизнь; стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности.

15 Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих, открытость новому опыту, умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни.

Итак, чтобы избежать синдрома сгорания, человек должен хоть изредка оценивать свою жизнь – живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным субъектом личной и профессиональной жизни.

Источник

Читайте также:  Экзамен как психологический стресс
Оцените статью