Отчет по результатам исследования типа темперамента
Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования типа темперамента. Ориентируйтесь на таблицу 24.
Индивидуальные результаты исследования типа темперамента
Уровни выраженности свойств темперамента | Проявления типа темперамента | |
в обыденном поведении | в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) | в учебной (профессиональной) деятельности |
40% и более | Доминирующий | |
20–30% | Средний | |
31–40% | Низкий |
Задание для самостоятельной работы
Определите формулу темперамента одного из испытуемых и проинтерпретируйте полученный результат.
Литература
1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001. – С. 553– 565.
2. Русалов В.М. Измерение темперамента человека // Психол. журнал.– 1992. – № 2.
3. Семиченко В.А. Психология: темперамент. – Київ, 2001. – С. 12–35.
Контрольные вопросы:
1. Что такое «темперамент» и как он связан со свойствами центральной нервной системы и характером?
2. Как проявляется тип темперамента в поведении и деятелъности человека?
3. Каким образом можно измерить тип темперамента?
4. Можно ли влиять на формирование типа темперамента?
Тема VIII. Экспериментальное изучение уровня притязаний
И настойчивости личности
Вопросы для подготовки:
1. Уровень притязаний личности: понятие, роль в формировании личности.
2. Значение психологических знаний об уровне притязаний и настойчивости личности для практической деятельности.
3. Основные приемы объективизации данных в экспериментальной психологии личности.
Литература
1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000. –
С. 62–73.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001. – С.503–510, 528–529.
3. Мельников ВМ., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985.
Лабораторная работа № 1. Моторная проба Шварцландера
Цель исследования:определить уровень притязания личности, используя моторную пробу Шварцландера.
Материал и оборудование: бланк с четырьмя прямоугольными секциями, каждая из которых состоит из маленьких квадратов, размер стороны которых равен 1,25 см, ручка, секундомер. Образец бланка (см. таблицу 26).
Процедура исследования
Задание испытуемому дается как текст на моторную координацию, об истинной цели исследования испытуемый не должен знать вплоть до окончания исследования.
Экспериментатор должен удобно усадить испытуемого за хорошо освещенный стол, дать бланк с четырьмя прямоугольными секциями, ручку
и провести исследование, состоящее из четырех проб, давая инструкции
и отмечая время их выполнения с помощью секундомера.
В каждой пробе дается задание проставить крестики в максимальное количество квадратов одной из прямоугольных секций за определенное время.
Перед каждой пробой испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он может заполнить крестиками, расставляя их по одному в каждом квадрате за 10 секунд. Он записывает свой ответ в верхнюю большую ячейку первой прямоугольной секции. После пробы, начинающейся и заканчивающейся по сигналу экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество проставленных крестиков и записывает это количество в большой нижней ячейке прямоугольной секции. Важно, чтобы количество предполагаемых
и реально заполненных квадратов записывал сам испытуемый.
Инструкция испытуемому:«Вам необходимо за 10 секунд проставить как можно большее количество крестиков в квадраты данной прямоугольной секции. Прежде чем начать работу, определите, сколько квадратов Вы сможете заполнить. Запишите это число в верхней большой ячейке этой прямоугольной секции. Расставляйте крестики в квадраты по сигналу. Все ли понятно? Если – да, то «Начали!»
Вторая проба проводится по той же схеме, что и первая. Перед ее началом дается такая инструкция: «Подсчитайте количество заполненных Вами квадратов и запишите свой результат в нижнем прямоугольнике первой секции. После этого подумайте и определите, сколько Вы расставите крестиков в таблице 25. Запишите это число в верхней большой ячейке второй прямоугольной секции».
На третьей пробе время выполнения задания уменьшается до 8 секунд (испытуемым об этом не сообщается).
Четвертая проба проводится так же, как первая и вторая.
Дата, фамилия, имя, отчество испытуемого и экспериментатора заполняются с обратной стороны бланка после проведения всех проб данного исследования. Там же помещается самоотчет испытуемого. В самоотчете записывают не только самочувствие испытуемого, но и его оценку исследования. Для этого задаются вопросы: «Понравилось ли Вам исследование?», «Хотели бы Вы еще раз принять участие в подобного рода исследовании?», «Чем Вы руководствовались при определении Ваших возможностей в расстановке крестиков в квадраты?»
Обработка результатов
Цель обработки результатов: получить среднюю величину целевого отклонения, на основании которого определяют уровень притязаний испытуемого.
Целевое отклонение (ЦО)– это разность между количеством графических элементов (крестиков), которые испытуемый намечал расставить, и реально расставленным количеством элементов. Они отмечаются на бланке каждым испытуемым самостоятельно в графах «УП» и «УД». При этом «УП» – это число, находящееся в большой верхней ячейке той или иной прямоугольной секции, а «УД» – в нижней.
Целевое отклонение подсчитывается по формуле:
,
где УП2, УП3, УП4– величины уровней притязаний в расстановке
крестиков в квадраты каждой из 2-ой, 3-ей и 4-й проб;
УД1, УД2, УД3 – величины уровня достижения в 1-й, 2-ой, и 3-ей пробах
Анализ результатов
В предлагаемой методике уровень притязаний определяется по целевому отклонению, то есть по различию между тем, что человек наметил выполнить за определенное время, и тем, что он в действительности выполнил.
Необходимо сравнить полученный результат со следующими стандартами
и определить уровень притязания личности (см. таблицу 25):
ЦО | Уровень притязаний |
5 и более | Нереалистично высокий |
3– 4,99 | Высокий |
1–2,99 | Умеренный |
-1,49–0,99 | Низкий |
-1,5 и ниже | Нереалистично низкий |
Справка. Высокий реалистичный уровень притязаний человека может сочетаться у него с уверенностью в ценности собственных действий, со стремлением к самоутверждению, ответственностью, коррекцией неудач за счет собственных усилий, с наличием устойчивых жизненных планов.
Если у человека высокий нереалистичный уровень притязаний, то, как правило, он сопровождается фрустрированностью, требовательностью
к окружающим, экстрапунитивностью. Лица с таким уровнем притязаний ипохондричны и испытывают трудности и реализации собственных жизненных планов.
Умеренный уровень притязаний характерен для испытуемых, уверенных
в себе, общительных, не ищущих самоутверждения, настроенных на успех, рассчитывающих меру своих сил и самоизмеряющих свои усилия с ценностью достигаемого.
Низкий уровень притязаний зависит во многом от установки на неудачу.
У лиц с нереалистично низким уровнем притязаний часто бывают неясными планы на будущее. Обычно они ориентированы на подчинение и часто проявляют беспомощность. Одной из проблем таких людей может стать планирование своих действий в ближайшем времени и соотнесение их с перспективой.
Неадекватность уровня притязаний может приводить к дезадаптивному поведению, неэффективности какой-либо деятельности, к затруднениям в межличностных отношениях. Занижение уровня притязаний, развивающееся вследствие дефицита социально значимого успеха, может вызывать снижение мотивации, неуверенность и глобальную боязнь трудностей.
Источник
Отчет деятельности психологической службы виртуальной учебной фирмы «Крендель +»
Справка по результатам диагностики темперамента сотрудников.
Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности индивида.
Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Эти основные типы темперамента прежде всего различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического — быстро возникающие, но слабые чувства, для меланхолического — медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического — медленно возникающие и слабые чувства. Кроме этого, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т. д.). Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медленность движений и слабое выражение чувств.
С целью выявления ведущего типа темперамента сотрудников фирмы был использован тест Г. Айзенка.
Испытуемому предлагалось 27 вопросов, отвечать на которые нужно «да» или «нет».
Данный тест содержит две шкалы — шкала эмоциональной устойчивости (эмоциональной неустойчивости) и шкала экстраверсии (интраверсии). Высокие баллы по шкале эмоциональной устойчивости (эмоциональной неустойчивости) говорят о том, что испытуемый не склонен к беспокойству, устойчив по отношению к внешним воздействиям, вызывает доверие, склонен к лидерству. Низкие баллы свидетельствуют о чувствительности, эмоциональности, тревожности испытуемого.
Высокие баллы по шкале экстраверсии (интраверсии) говорят о том, что человеку свойственны такие качества как общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная адаптированность. Низкие баллы свидетельствуют о необщительности, замкнутости, социальной пассивности (при достаточно большой настойчивости) испытуемого. Также можно говорить о склонности интроверта к самоанализу и затруднениях при социальной адаптации.
Результаты исследования: В результате исследования типов темперамента сотрудников виртуальной учебной фирмы «Крендель+» были получены следующие результаты:
Из 54 сотрудников данной фирмы: 35-холерики, 6-меланхолики, 3-флегматики, 6-сангвиники, 1-холерико-меланхолик, 2-флегматико-сангвиники, 1-флегматико-меланхолик. Результаты представлены в процентном соотношении и отражены в диаграмме 1.
Диаграмма 1: Результаты диагностики ведущего типа темперамента сотрудников.
Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, т. е. является экстравертом.
Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания; он скорее экстраверт.
Флегматик. Он обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым; при больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. По своей психологической сути он интроверт.
Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и малоработоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интроверты.
Тренинг на сплочение коллектива.
Сейчас каждый из Вас называет свое имя, и на первую букву вашего имени назовите качество, которым вы обладаете, и которое вас характеризует в большей степени.
— Теперь мы узнали, что каждый из нас уникален и неповторим!
А теперь давайте поприветствуем, друг друга, а заодно и немного подвигаемся. Но приветствовать мы будем друг друга необычно. Вам необходимо в хаотичном порядке расположиться и перемещаться по аудитории, затем по моей команде, вы начинаете здороваться с рядом стоящим человеком, тем способом, которым я вам предложу. (Плечом к плечу, рука к руке, нога к ноге, спина к спине, локоть к локтю).
— Мы поприветствовали друг друга и можем продолжать наш тренинг.
3. «Мы с тобой похожи тем, что. »
Каждый участник говорит своему соседу справа, то чем он с ним похож.
-Вот видите, как оказывается у нас много общего, что может и не всегда заметно. Ведь это так важно найти близких и похожих на тебя людей.
Рефлексия: Поделитесь, пожалуйста, легко ли вам было назвать объединяющие вас с соседом качества и почему?
Необходимо молча стоять в круге и по команде начать называть числа от 1 до 10, при этом нужно, чтобы счет был по порядку и одно число называл один человек, если счет сбивается, то нужно начать заново, пока не получиться.
— Это упражнение помогает научиться доверять друг другу, чувствовать другого человека и выполнять действия максимально слажено.
Рефлексия: Поделитесь, какие ощущения вызывает это упражнение?
5. Говорящее и молчащее зеркало.
А сейчас давайте «посмотримся в зеркало», даже в два, одно зеркало будет говорящим, а другое молчащим. Нам нужен доброволец, тот, кто будет смотреться в зеркало. Выберите себе два зеркала — молчащее и говорящее.
Ваша задача, только по отражению в зеркалах отгадать, кто из участников группы подошел сзади. Одно зеркало молчащие, оно может объяснять только при помощи мимики и жестов, второе — говорящее, оно будет объяснять, что за человек, не называя его имени. Сначала работает молчащее зеркало, потом, если не угадали, говорящее и т.д.
Рефлексия: Трудно ли вам было отгадать своих одногруппников? Какое зеркало было легче понять?
— Какому зеркалу было легче? Те, кого угадывали, вы узнали, о себе что-нибудь новое, ожидали ли вы, что именно так вас будут показывать?
6. Угадай человека.
Еще одно упражнение на угадывание человека. Для него необходимо, что бы один участник вышел за дверь. Остальные участники загадывают одного человека и вышедший за дверь, задавая различные вопросы, с чем или кем этот человек ассоциируется, пытается угадать, какого человека загадала группа.
— Сложно ли вам было угадать?
— Узнали ли вы что-нибудь новое о себе?
Возьмитесь за руки так, чтобы у одного человека обе руки были сверху, а у другого снизу. Вам необходимо встать в круг, распутав руки, но при этом, не разжимая их.
Это упражнение направленно на развитие способности чувствовать другого человека, на умение договориться, и научиться принимать групповые решения, что очень важно не только в студенческой, но и обыденной жизни!
Рефлексия: Быстро ли у вас получилось распутаться, какие эмоции вызывает это упражнение?
8. Никто не знает, что я…
А сейчас каждый из нас поделится маленьким секретом. Мы по кругу будем передавать клубок. Сделав два витка нити вокруг пальца, вы продолжаете фразу «Никто не знает, что Я. » и предаете клубок соседу.
— Теперь мы знаем маленькие секреты друг друга и более того мы крепко связаны одной нитью! Нужно всегда помнить, что такая нить хоть невидима, но всегда связывает людей, даря поддержку и опору со стороны близких людей!
— Трудно ли вам было поделиться вашим секретом.
— Скажите, пожалуйста, что дал вам сегодня наш тренинг, какие эмоции вы испытываете и хотели бы вы, чтобы мы снова встретились!
9.Теперь давайте завершим наш тренинг и передадим друг другу Импульс доброты и тепла. Для этого возьмемся за руки, я пущу импульс, а вам необходимо почувствовать его и передать соседу легким сжатием ладони.
Содержание тренинга, направленного на командообразование.
Цель – создание благоприятной и доверительной атмосферы.
Участники делятся на две группы, затем встают в два круга (внешний и внутренний). Участники из внутреннего круга стоят на месте, участники из внешнего круга делают шаг против часовой стрелки и обмениваются комплиментами с участниками, стоящими во внутреннем круге.
2. Знакомство сотрудников организации с правилами проведения тренинга.
1) «Мой вклад в команду»
Упражнение помогает каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогает осознавать различные варианты того, как вносится вклад в общий результат, и развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.
Описание: Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека.
Ведущий просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. При этом если в тренинге участвуют лица из одной группы, имеется в виду вклад в работу всей команды, пришедшей на тренинг. Если в тренинге участвуют лица из разных групп, то можно говорить о том вкладе, который каждый делает в свою конкретную команду на своем рабочем месте. Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.
Группам дается время на подготовку. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.
Рефлексия: Насколько сложно/легко было выявить вклад каждого в команду?
С чем связаны трудности?
Можно подчеркнуть, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали, подчеркнуть то, что в хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.
Можно подчеркнуть, что вносить свой вклад в команду можно по-разному – выполняя определенные профессиональные или организаторские функции либо влияя психологически на атмосферу в команде (вселяя энтузиазм и уверенность в своих силах либо сглаживая конфликты и т.д.). После этого можно перейти к более подробному рассмотрению ролей в команде.
2) «Кодовый замок»
Упражнение направлено на развитие навыков совместной деятельности.
Материалы: листы А4 по количеству участников.
Описание: Листы раскладываются по кругу на полу на расстоянии 20 – 25 см. друг от друга. Участники встают на них – каждый на свой лист. Ведущий называет комбинацию кода замка. К примеру «пять вперед и семь назад». Задача команды — всем вместе одновременно пропрыгать код замка. То есть пять прыжков вперед и семь назад. Если кто-то касается пола, то все начинается заново.
Инструкция: Злой ученый проводил свои опыты и поместил всех вас в пробирку. Вам необходимо выбраться из лаборатории, но сначала нужно выбраться из сейфа, куда вас поместил ученый. Чтобы это сделать, нужно открыть кодовый замок. Для этого вам необходимо всем расположиться на замке и прокрутить кодовую комбинацию.
Как вы себя чувствовали? Какие сложности возникали, почему?
Упражнение направлено на развитие навыков совместной деятельности.
Материалы: Конверты с пазлами (в зависимости от количества групп).
Описание: Участники делятся на несколько групп по 4 – 5 человек. Им раздаются конверты с пазлами. Задача участников – не переговариваясь, собрать картинку из пазлов.
Легко ли было взаимодействовать с участниками без использования речи?
Какую роль вы играли в процессе сбора картинки (наблюдатель, лидер и т.д.)?
Источник