- Агрессивное поведение детей
- МКБ-10
- Общие сведения
- Причины
- Патогенез
- Классификация
- Симптомы
- Осложнения
- Диагностика
- Лечение агрессивного поведения детей
- Прогноз и профилактика
- Расстройства настроения в детском возрасте
- Расстройства настроения в детском возрасте
- Беседа с детским и подростковым психиатром Саркисовой Овсанной Акоповной
- Как распознать болезнь?
- Что можно посоветовать родителям, в чье сознание закралось сомнение по поводу болезни ребенка?
Агрессивное поведение детей
Агрессивное поведение детей – вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, оскорблениями, клеветой, угрозами, отказами от общения, актами насилия (укусами, ударами). Диагностируется врачом-психиатром, психологом. Исследование проводится методом беседы, наблюдения, используются анкеты, опросники, проективные тесты. Лечение включает групповую, индивидуальную психотерапию – обучение способам контроля эмоций, безопасному выражению злости.
МКБ-10
Общие сведения
Агрессивное поведение выявляется у детей всех возрастов. Первично служит способом выражения негативных эмоций – раздражения, гнева, злости. Наблюдая результат такого поведения, ребенок оценивает его полезность. Вторично он демонстрирует агрессию с определенной целью – заполучить игрушки, еду, привлечь внимание родителей, доказать силу, значимость, подчинить окружающих. Чем чаще достигается желаемое, тем прочнее закрепляется агрессивность в поведении, становясь качеством характера. Распространенность данного феномена определить затруднительно, поскольку каждый ребенок в течение жизни проявляет агрессию. У мальчиков она возникает раньше, носит открытый характер. У девочек проявляется косвенно.
Причины
Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу сверстникам. Часто дети причиняют вред окружающим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут разобраться в собственном состоянии, не владеют коммуникативными навыками для разрешения проблемы. Выделяют следующие группы причин агрессивности:
- Семейные отношения. Формированию агрессии способствует демонстрация жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, безразличие родителей. Ребенок копирует поведение матери, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание с целью привлечения внимания.
- Личностные особенности. Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию выражается страх, усталость, плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, заниженная самооценка.
- Особенности нервной системы. К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
- Социально-биологические факторы. Выраженность агрессивности определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями, социальным положением. Мальчикам нередко внушается мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать сдачи».
- Ситуационные факторы. Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гневливости при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Спровоцировать ребенка может плохая школьная оценка, необходимость выполнять домашние задания, физический дискомфорт, вызванный голодом, утомительной поездкой.
Патогенез
Физиологической основой агрессивности детей является дисбаланс процессов возбуждения-торможения ЦНС, функциональная незрелость отдельных структур головного мозга, отвечающих за контроль эмоций, поведения. При воздействии раздражителя преобладает возбуждение, «запаздывает» процесс торможения. Психологическая база детской агрессивности – низкая способность к саморегуляции, отсутствие развитых навыков общения, зависимость от взрослых, неустойчивая самооценка. Детская агрессия – способ снятия напряжения при эмоциональных, умственных нагрузках, плохом самочувствии. Целенаправленное агрессивное поведение ориентировано на получение желаемого, защиту собственных интересов.
Классификация
Разработано множество классификаций агрессивного поведения. По направленности действий различают гетероагрессию – причинение ущерба окружающим, и аутоагрессию – нанесение вреда себе. По этиологическому признаку выделяют реактивную агрессию, возникающую как реакция на внешние факторы, и спонтанную, мотивируемую внутренними импульсами. Практическое значение имеет классификация по форме проявления:
- Экспрессивная агрессия. Методы демонстрации – интонация, мимика, жесты, позы. Диагностически сложный вариант. Агрессивные акты не осознаются либо отрицаются ребенком.
- Вербальная агрессия. Реализуется посредством слов – оскорблений, угроз, ругани. Наиболее распространенный вариант среди девочек-школьниц.
- Физическая агрессия. Ущерб наносится с применением физической силы. Данная форма распространена среди детей раннего возраста, школьников (мальчиков).
Симптомы
Базовые проявления агрессии наблюдаются у младенцев до года. У малышей 1-3 лет конфликты возникают из-за присвоения игрушек, других личных вещей. Дети кусаются, толкаются, дерутся, кидаются предметами, плюются, кричат. Попытки родителей пресечь реакции ребенка наказаниями усугубляют ситуацию. У дошкольников физическое выражение агрессии наблюдается реже, поскольку активно развивается речь, осваивается ее коммуникативная функция.
Нарастает потребность в общении, но продуктивному взаимодействию препятствует эгоцентричность, неумение принимать чужую точку зрения, объективно оценивать ситуацию взаимодействия. Возникают недопонимания, обиды, порождающие вербальную агрессию – ругань, оскорбления, угрозы. Младшие школьники имеют базовый уровень самоконтроля, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха.
Вместе с тем, они активно используют ее для защиты интересов, отстаивания точки зрения. Начинают определяться гендерные особенности агрессивности. Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание. У представителей обоих полов определяются признаки заниженной самооценки, депрессии.
В подростковом возрасте агрессивность возникает как результат гормональной перестройки и сопутствующей этому периоду эмоциональной лабильности, усложнения социальных контактов. Возникает потребность доказывать свою значимость, силу, востребованность. Агрессия либо подавляется, заменяется продуктивными видами деятельности, либо принимает крайние формы – юноши и девушки дерутся, наносят соперникам увечья, совершают попытки суицида.
Осложнения
Частая агрессивность, подкрепляемая воспитанием, неблагополучной семейной обстановкой закрепляется в качествах личности ребенка. К подростковому возрасту формируются характерологические черты на основе гнева, озлобленности, обиды. Развиваются акцентуации, психопатии – личностные расстройства с преобладанием агрессии. Возрастает риск социальной дезадаптации, девиантного поведения, правонарушений. При аутоагрессии дети наносят вред себе, предпринимают попытки самоубийства.
Диагностика
Диагностика агрессивного поведения детей актуальна при чрезмерной частоте, выраженности проявлений. Решение обратиться к врачу-психиатру, психологу формируется у родителей самостоятельно или после рекомендации педагогов. Основой диагностического процесса является клиническая беседа. Врач выслушивает жалобы, выясняет анамнез, дополнительно изучает характеристики из детского сада, школы. Объективное исследование включает применение специальных психодиагностических методов:
- Анкеты, наблюдение. Родителям, педагогам предлагается ответить на ряд вопросов/утверждений об особенностях поведения ребенка. Наблюдение проводится по схеме, включающей ряд критериев. Результаты позволяют установить форму агрессии, ее выраженность, причины.
- Личностные опросники. Применяются для обследования подростков. Выявляют наличие агрессивности в общей структуре личности, способы ее компенсации. Распространенные методики – опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (Личко).
- Рисуночные тесты. По особенностям рисунков определяется выраженность симптомов, причины, неосознаваемые эмоции. Используются тесты Несуществующее животное, Кактус, Человек.
- Интерпретационные тесты. Относятся к проективным методам, выявляют неосознаваемые, скрываемые переживания ребенка. Обследование проводится с помощью Теста фрустрационных реакций Розенцвейга, Hand-теста (теста руки).
Лечение агрессивного поведения детей
При выраженной агрессии требуется коррекция методами психотерапии. Применение медикаментов обосновано, когда гнев, импульсивность, озлобленность являются симптомами психического расстройства (психопатии, острого психоза). Вылечить агрессивность навсегда невозможно, она будет возникать у ребенка в определенных жизненных ситуациях. Задача психологов, психотерапевтов – помочь разрешить личностные проблемы, обучить адекватным способам выражения чувств, разрешения конфликтных ситуаций. К распространенным методам коррекции относятся:
- Игровые упражнения. Представлены экспресс-методами безопасного выражения агрессии. Ребенку предлагается выплеснуть гнев, раздражение, злость без вреда для окружающих. Используются игры с мячом, сыпучими материалами, водой, «листками гнева».
- Тренинги коммуникации. Групповая работа позволяет ребенку выработать эффективные стратегии общения, способы выражения эмоций, отстаивания своей позиции без ущерба для других. Дети получают обратную связь (реакцию участников), анализируют успехи, ошибки с психотерапевтом.
- Релаксационные занятия. Направлены на уменьшение тревожности, эмоциональной напряженности – факторов, увеличивающих риск вспышек агрессивности. Дети обучаются восстанавливать глубокое дыхание, достигать мышечного расслабления, переключать внимание.
Прогноз и профилактика
Агрессивное поведение детей успешно корректируется при совместных усилиях родителей, педагогов, психологов. Прогноз в большинстве случаев благоприятный. Чтобы предупредить закрепление агрессии как предпочтительного способа взаимодействия, необходимо придерживаться гармоничного стиля воспитания, демонстрировать способы улаживания конфликтов мирным путем, относиться к ребенку с уважением, позволять проявления гнева в безопасной форме. Не стоит акцентировать внимание на незначительных агрессивных поступках. Обсуждая проявления агрессивности, важно говорить о действиях, но не о личностных качествах («ты поступил жестоко», а не «ты жестокий»).
Источник
Расстройства настроения в детском возрасте
Расстройства настроения в детском возрасте
Беседа с детским и подростковым психиатром Саркисовой Овсанной Акоповной
Я работаю детским и подростковым психиатром в ЛРНЦ «Феникс» вот уже 5 лет. Ко мне на прием ежедневно приходят отчаявшиеся родители, зашедшие в тупик в общении со своим ребенком, напуганные его буквальным перерождением: все ухудшающимися отношениями как со взрослыми, так и со сверстниками; потерей интереса к учебе; пристрастием к алкоголю, табакокурению, наркотикам. Ребенок из благополучной семьи вдруг уходит в уличную компанию. В семье наступает разлад … Катастрофа!
В «Феникс» они обычно приходят по совету тех знакомых, у кого был положительный результат обращения к нам в Центр. Но, случается, взрослые приводят своих детей, когда уже позади печальный опыт бесполезного хождения по кабинетам психологов, невропатологов, наркологов, когда проведен не один курс лечения лекарственными препаратами, назначенными врачами, но ребенок по-прежнему сам не свой. Бывают, обращаются родители с желанием во что бы то ни стало доказать школе, что у их ребенка все в порядке, а все учителя «сговорились против него»: «Дайте справку, чтобы они убедились в его абсолютном психическом здоровье».
На заочном (без ребенка) консультационном приеме я как психиатр обнаруживаю, что предчувствия и опасения близких, а также неутешительные прогнозы педагогов оказываются небезосновательны. И только после встречи и беседы с самим пациентом, его родителями можно определить, насколько тревожна ситуация и в каком характере медицинской помощи нуждается ребенок. Работа с каждым пациентом у нас в Центре строится по четко установленному порядку. На основе клинического исследования выявляется патология, ставится диагноз, правильность и точность которого обсуждается на наших врачебных консилиумах, на которые в случае необходимости привлекаются врачи- консультанты других специальностей. Только после такой процедуры назначается индивидуальная терапия в том объеме, который необходим именно этому пациенту, включая работу психотерапевта и психолога. Никаких шаблонов и заранее готовых схем! Кстати сказать, 50% успеха в лечении ребенка с заболеванием «расстройства настроения» зависит от грамотно проведенного семейного психотерапевтического лечения, рассчитанного на работу не только с самим пациентом, но и с его родителями.
Как распознать болезнь?
Какие изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей и сделать безотлагательным визит к психиатру?
О некоторых из них расскажем в доступной для широкой аудитории форме.
Расстройства настроения (биполярное аффективное расстройство) — заболевание, встречающееся как у взрослых, так и у детей. Связано оно с нарушениями деятельности мозга, что проявляется в чередовании состояния депрессии и мании (приподнятого настроения). Родителей должны встревожить резкие перепады в настроении ребенка в течение дня («суточная динамика»), периодичность таких состояний (фаз). Но если депрессия легко диагностируется и современным родителям не составляет особого труда распознать ее, то маниакальное состояние часто протекает в виде «масок».
«Маской» настроения могут быть внезапно возникающие соматовегетативные нарушения. Так, поверхностный гастрит у ребенка с эмоциональным расстройством сопровождается болями, тошнотой, рвотой, не характерными для течения желудочно-кишечного заболевания.
Одной из «масок» может быть демонстрируемое подростком асоциальное поведение: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических средств. Не торопитесь списать на подростковый возраст резкие перемены, возникшие в характере и поведении ребенка — то неожиданно возникающую пассивность, то гиперактивность. Для этого периода взросления свойственно лишь обострение черт характера, а не перерождение личности до неузнаваемости. Когда ваш ребенок, вчера еще домашний, вежливый, увлеченный чтением или музыкой, вдруг от всего отказывается и превращается в «дитя улиц и подворотен» — это серьезный повод проконсультироваться у подросткового психиатра. Асоциальная компания новых товарищей, потеря ценностных ориентиров, утрата интереса к учебе — все это возможные побочные эффекты, которыми может сопровождаться психическое расстройство. Хотя ни депрессия, ни мания не ослабляют интеллекта, но из-за потери позитивного жизненного опыта ребенок перестает развиваться. А каждая упущенная в детстве минута полноценной жизни невосполнима!
Что можно посоветовать родителям, в чье сознание закралось сомнение по поводу болезни ребенка?
Не откладывайте консультацию у психиатра, ведь депрессия и мания успешно лечатся!
Современная фармакология предлагает эффективные лекарственные препараты, которые не вызывают зависимости и привыкания, не оказывают побочного неблагоприятного воздействия. А длительность их приема продиктована исключительно особенностями протекания процесса нормализации работы мозга, его биохимическими реакциями.
Ну а если вы затянули с визитом к психиатру, то будьте готовы к безрадостной перспективе.
Во-первых, заболевание с огромной долей вероятности может перейти в хроническую форму. Тогда лечение пациента растянется на годы: неизбежен постоянный прием лекарств и систематическое наблюдение у врача. Только при стабильном состоянии возможно снижение доз лекарственных препаратов.
Во-вторых, со 100% гарантией заболевание, которое не вылечено в детстве, даст о себе знать во взрослом возрасте. К примеру, для здорового человека, если говорить о жизненных целях, то приоритетными являются те, что связаны с самореализацией личности – достижение карьерного роста, создание семьи, путешествие по миру и многое другое. А для человека с эмоциональными проблемами главным становится совсем иное: как бы не заболеть, и как следствие из этого — не лишиться работы. Таким образом, ограничиваются жизненные цели и интересы человека, сужается круг общения — все это приводит к существенному снижению качества жизни, обеднению личности.
Итак, в разговоре с читателями, в первую очередь с родителями, я ставила цель рассказать о расстройствах настроения в детском возрасте. Возможно, мне удалось предостеречь Вас от ошибок в воспитании ребенка и предупредить возникновение и развитие болезни.
Помните, своевременное обращение к профессионалам – единственно правильный путь решения проблемы восстановления здоровья вашего ребенка!
«Феникс» вот уже более 27-ми лет успешно лечит душевные расстройства как у детей, так и у взрослых.
Специалистами нашего Центра разработаны уникальные методики, имеются соответствующие патенты. Наши опытные психотерапевты и психологи помогут вам откорректировать внутрисемейные отношения, обострившиеся в связи с болезнью ребенка. Родителям полезно будет получить уроки основ гармоничного воспитания, направленные на то, чтобы помочь своему ребенку найти себя в этом мире, вновь ощутить радость жизни, вернуть счастье в семью.
Знайте, от вашего правильного выбора зависит здоровье и счастье ребенка не только сегодня, но и в будущем, когда он станет взрослым!
Источник