- Эмоциональное отчуждение
- PSYCHOLOGY-BEST.RU — ВСЁ О ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ
- Что такое эмоциональное отчуждение?
- Эмоциональное пренебрежение
- Эмоциональная поддержка
- Как определить проявляет ли ваш партнер эмоциональное пренебрежение по отношению к вам?
- Лабораторная работа: Эмоциональное отчуждение
- «Отчуждение»
Эмоциональное отчуждение
Для большинства людей скука является наиболее навязчивым ощущением, которое указывает, что взаимоотношения близятся к концу. Но иногда ощущения оказываются гораздо более острыми. Вы обнаруживаете что человек, с которым вы теснее и ближе всего связаны в жизни, вдруг оказывается вне вашей досягаемости, когда вы испытываете желание пообщаться с ним. Вы пытаетесь завести разговор, но не получаете ответа или встречаете отпор. Вы занимаетесь сексом и не переживаете при этом радостных ощущений, да что там, вы не испытываете даже негативных ощущений, и все потому, что между вами образовалась такая дистанция, что вы даже не чувствуете себя задетым. Или так — вы хотите поговорить, но человека вечно не оказывается дома.
Именно это подразумевают люди, когда говорят, «отсутствие контакта». Вербальное общение — то, что мы говорим друг другу и как мы это говорим, наша откровенность, душа, которую мы вкладываем в слова, является одним из важнейших средств поддержания эмоциональной близости. При возникновении разрыва в любой из форм коммуникации — вербальной, сексуальной, эмоциональной — происходит охлаждение в отношениях, ощущаемое как эмоциональное отдаление друг от друга. Эмоциональное дистанцирование происходит, когда вы начинаете осознавать, что по определенным причинам отдалились от партнера, от ваших отношений. Можно выразиться и так: в общении с партнером вы сдерживаете эмоции а проявляете их где-то в другом месте. Как будто у вас есть деньги, которые вы тратите не в универсаме своего партнера, а совершаете покупки в других магазинах. Самое значимое общение протекает у вас в другом обществе: на работе, наедине с самим собой в церкви, в спортивном клубе, с близким другом или в кругу друзей и т. п. По каким-то причинам вы предпочли ограничить глубину контактов с партнером.
Рассказывает Джун: «Однажды я поняла, что годами не говорила ему ничего важного. Даже не сознавая этого, я перестала делиться с ним тем, что имело для меня важность. Я поняла, что изменилась настолько, что он больше не знает меня. Я стала совершенно другим человеком и незнакомкой для него».
Анализируя, как это произошло, Джун обнаружила, что несколько лет назад поделилась с мужем своими планами. Она рассказала, что снова хочет пойти учиться, чтобы получить диплом магистра в менеджменте, а он ответил: «Еще одна дурацкая затея. У тебя нет на это времени».
Реакция мужа явилась поворотной точкой для Джун, моментом, начиная с которого она постепенно начала в эмоциональном плане отдаляться от мужа.
Она не поступила в университет, но записалась на подготовительные курсы, причем не поставив о том в известность мужа. Его равнодушие к ее отлучкам явилось вторым этапом эмоционального отдаления. «Где ты была?» — иногда спрашивал он, и когда Джун отвечала: «На занятиях», муж больше не касался этой темы. «Я поняла, что ему действительно неинтересно, к чему я стремлюсь. С этого момента занятия стали моей тайной жизнью. Я перестала делиться с мужем чем бы то ни было, помимо повседневных домашних дел. Не знаю, почему меня так обидело его равнодушие и то, что он назвал мою идею о получении степени магистра дурацкой и скоропалительной, но я чувствовала себя глубоко задетой».
Тони, бизнесмен средних лет, пережил тот же опыт. «Я отдалился от нее, когда понял, что она не желает добиваться цели вместе со мной, — рассказывал он. — Ее интересовал только результат. Она хотела, чтобы я был богат, хотела иметь большой дом и шикарные автомобили, ей нужны были часы „Картье“ и поездки в Европу. Однако ее совершенно не интересовало, как я буду добиваться этого. Она не желала мне помогать.
У меня были фантастические планы и поддержка со стороны совершенно посторонних людей, но она меня игнорировала. Так что я приступил к осуществлению своих планов сам. Я перестал делиться с ней, но не отказался от своих идей. Я решил, что это только мое дело, которое не касается нашего брака».
«Вы знаете, — добавил Тони, — когда спустя год мы разводились, а в это же время я уже нашел нескольких инвесторов и был готов начать производство новой продукции, она вдруг спросила: „Кстати, как там дела с твоей идеей, видимо, ты ее совсем забросил?“ Мы были настолько далеки друг от друга весь последний год и добрую половину совместной жизни, что она не имела ни малейшего представления о том, чем я занимаюсь».
Иногда эмоциональное дистанцирование даже не является процессом, а представляет собой постоянно существующее положение вещей, которое все больше углубляется. Нэн и Роб обратились ко мне за консультацией, во время которой выяснилось, что за все 12 лет их брака они практически не удосужились нормально пообщаться друг с другом. У меня создалось впечатление, что именно я познакомила их друг с другом. Они прожили 12 лет в бессодержательном союзе, и только предложение о работе, которое получил Роб, послужило им темой для серьезного обсуждения, в результате которого они обратились ко мне и выяснили, насколько они несовместимы. По мере того как мы анализировали их отношения, они сами начали удивляться тому, что вообще поженились. То, что им удалось прожить в одном доме больше десяти лет, почему-то удивляло их гораздо меньше. Эмоциональная дистанция являлась истинной сутью их отношений, но когда реальная жизнь вступила в свои права и потребовала от них настоящего взаимодействия, они оказались не способны найти общий язык и прийти к согласию.
Роб был человеком организованным, умным и в чем-то педантичным. Он любил, чтобы в жизни все шло по плану и было разложено по полочкам. Нэн была совершенно другим человеком: любила беспечную жизнь, разбрасывалась, ее настроение и планы часто менялись. Она хваталась за все, что захватывало ее воображение.
В конце концов они выяснили, что им не по душе образ жизни и убеждения друг друга. «Ты и правда считаешь, что детей не надо учить застилать свои постели? — неистовствовал Роб. — Ты правда считаешь что мы должны откладывать треть своих доходов?» Нэн не знала, что сказать. Во время курса психотерапии они определили эти и многие другие свои противоречия как непримиримые и в конце концов согласились на развод, во время которого держались так же эмоционально отстраненно, как и во время своего неудавшегося брака.
Глубокая эмоциональная дистанция часто является показателем того, что возврат к прежним отношениям невозможен, что на бессознательном уровне партнеры уже создали каждый для себя альтернативную частную реальность, основанную на индивидуальной системе ценностей. Когда это происходит, партнеры перестают контактировать друг с другом по поводу построения совместной реальности, которая бы служила их общим потребностям.
Осознание эмоциональной отчужденности очень болезненно и может сопровождаться шоком, похожим на тот, которые переживают люди, получив известие о внезапной смерти близкого человека. «Внезапно он перестал находиться рядом», «Внезапно она ушла». Возникает ощущение потери. Нам кажется, что у нас внезапно отняли человека, с которым мы мечтали провести жизнь и строили планы на будущее.
Источник
PSYCHOLOGY-BEST.RU — ВСЁ О ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ
От внутренней работы вашего мозга до внешних проявлений в человеческом поведении. Используйте эти знания, чтобы создать жизнь, которую вы любите.
Что такое эмоциональное отчуждение?
Эмоциональное отчуждение — как определить, что ваш спутник жизни эмоционально пренебрегает вами?
Эмоциональное отчуждение включает в себя неоказание эмоциональной поддержки, которую необходимо обеспечить, учитывая близкие отношения. Таким образом, считается, что родитель эмоционально пренебрегает ребенком, если не дает ребенку тот уровень любви и внимания, что, как родитель, должен обеспечивать (даже в том случае, если удовлетворяет физические потребности ребенка: питание, одежда,жилье, необходимые условия жизни).
Эмоциональное пренебрежение
Эмоциональное отчуждение отличается от эмоционального насилия. Эмоциональное насилие включает в себя оскорбления, то есть то, что может эмоционально травмировать (например, унизительные прозвища, травля и т. д.); в то время как эмоциональное отчуждение включает пренебрежительные упущения, то есть забывать делать те вещи, которые способствуют эмоциональному благополучию.
Достаточно много написано о вредных последствиях эмоционального отчуждения в детстве, меньше написано об эмоциональном отчуждении во взрослых отношениях.
Определение эмоционального отчуждения допускает разночтения, то есть, как и при определении других ценностных суждений, концепции изначально расплывчаты. Тем не менее, есть определенная логика для того, чтобы обосновать понятие эмоционального пренебрежения.
Таким обоснованием является цель и суть самих отношений. Например, целью воспитания является обеспечение условий для расцвета своего ребенка. Эти условия включают в себя и эмоциональную поддержку ребенку, как-то: любовь, понимание ребенка.
Цель брака или совместной жизни партнеров также включает в себя эмоциональную систему поддержки. Это обмен жизненным опытом, как положительным, так и отрицательным, получение взаимопонимания, близости и заботы.
Эмоциональная поддержка
Тем не менее, есть очевидные случаи эмоционального пренебрежения.
Итак, какие вещи семья должна делать в обеспечении эмоциональной поддержки, которую она должна обеспечивать? Эмоциональная поддержка включает в себя физические, поведенческие и когнитивные формы. Физические формы — это интимные контакты привязанности, такие как объятия, поцелуи, прикосновения, сексуальные контакты.
Поведенческие формы включают в себя действия, которые показывают заботу друг о друге — проводить вместе время или помогать в трудной ситуации. Когнитивные формы включают в себя такие вещи как терпеливо слушать, сопереживать, обеспечивать обратную связь по проблемам жизни.
Как правило, эмоциональная поддержка включает в себя сочетание физических, поведенческих и когнитивных аспектов.
Как определить проявляет ли ваш партнер эмоциональное пренебрежение по отношению к вам?
Попробуйте ответить на нижеприведенные вопросы.
1. Является ли система эмоциональной поддержки в вашей семье относительно односторонней — вы предоставляете или пытаетесь обеспечить эмоциональную поддержку вашему партнеру, но не наоборот?
2. Является ли для вашего партнера привычным — не оказывать эмоциональную поддержку?
3. Можете ли вы четко описать конкретный способ, которым ваш партнер обычно не в состоянии оказать эмоциональную поддержку (физический, поведенческий или когнитивный)?
4. Являются ли ваши ожидания об эмоциональной поддержке разумными, то есть, что большинство людей, как правило, ожидают от совместных отношений?
Если ваш ответ на каждый из перечисленных вопросов да, у вас есть основания полагать, что вы находитесь в эмоционально небрежных отношениях.
В любом случае, выявление эмоционального отчуждения всегда первый шаг в решении проблемы в отношениях. Можно потратить много лет в неблагополучных, несчастливых отношениях из-за эмоционального пренебрежения, и не знать, а почему он или она так несчастны. Действительно, подвергающихся эмоциональному насилию в семье, легче определить, потому что это, как правило, открытые действия. В отличие от этого, как уже говорилось, эмоциональное отчуждение более скрыто. Например, один из супругов не оскорбляет; не жалуется постоянно; не участвует в других формах агрессивной эмоциональной деятельности. Эмоционально небрежный партнер, в конце концов, не делает «ничего плохого»; так что это труднее определить, что не так с отношениями.
Тем не менее, как и эмоциональное насилие, эмоциональное отчуждение может быть весьма вредным, и может разрушить качество взаимоотношений. Таким образом, понимание, что вы находитесь в эмоционально небрежных отношениях может быть важным первым шагом на пути к решению этой масштабной и коварной причины глубокого несчастья.
Источник
Лабораторная работа: Эмоциональное отчуждение
Название: Эмоциональное отчуждение Раздел: Рефераты по психологии Тип: лабораторная работа Добавлен 04:51:16 05 июня 2010 Похожие работы Просмотров: 50 Комментариев: 15 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
2 | Жизнь людей полностью зависит от решений политиков | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Люди занимаются общественной работой только ради получения власти | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Меня восхищают акции протеста, полные опасности и драматизма | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | В нашей стране невозможно чего-либо добиться | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. Обработка результатов.
Для того, чтобы получить итоговый балл по каждой сфере отчуждения, необходимо сложить цифры, обведённые в качестве ответов на утверждения, список номеров которых перечислен под названием соответствующей шкалы.
Шкала | Сумма | Стен | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стен | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Отч. от общества: | = 43 | |||||||||
Отч. от учёбы: | = 65 | |||||||||
Отч. в межличн. отн.: | = 60 | |||||||||
Отч. в семье: | = 53 | |||||||||
Отч. от собств. личн.: | = 63 | |||||||||
Общий уровень отч. | = 267 |
Для того, чтобы проинтерпретировать полученное значение в стенах по каждой шкале, воспользуйтесь таблицей:
Стен | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Уровень отчуждения: | низкий | несколько ниже среднего | средний | несколько выше среднего | высокий |
5. Анализ результатов и их обсуждение
В нашем исследовании участвовало 6 испытуемых.
Сведения об испытуемых
№ | Испытуемый | Пол | Возраст | Образование |
1 | Лиля | женский | 18 | среднее |
2 | Замира | женский | 20 | среднее |
3 | Ирана | женский | 25 | среднее |
4 | Азиза | женский | 53 | высшее |
5 | Юля | женский | 33 | среднее-специальное |
6 | Таня | женский | 58 | высшее |
Проведенная методика выявила следующие данные:
Результаты испытуемых по методике «Отчуждение»
№ | Отчуждение от общества | Отчуждение от учебы | Отчуждение в семье | Отчуждение от собственной личности | Общий уровень отчуждения | ||
1 | Лиля | 31 | 31 | 35 | 31 | 43 | 171 |
2 | Замира | 31 | 46 | 65 | 58 | 59 | 259 |
3 | Ирана | 20 | 24 | 25 | 33 | 29 | 131 |
4 | Азиза | 42 | 48 | 62 | 45 | 68 | 265 |
5 | Юля | 26 | 40 | 51 | 43 | 54 | 214 |
6 | Таня | 25 | 38 | 35 | 32 | 39 | 69 |
Переведем полученные баллы в стены.
Результаты Стен испытуемых по методике «Отчуждение».
№ | Отчуждение от общества | Отчуждение от учебы | Отчуждение в семье | Отчуждение от собственной личности | Общий уровень отчуждения | ||
1 | Лиля | 6 | 3 | 4 | 5 | 6 | 4 |
2 | Замира | 6 | 6 | 10 | 10 | 9 | 9 |
3 | Ирана | 3 | 2 | 1 | 5 | 3 | 2 |
4 | Азиза | 9 | 6 | 10 | 8 | 10 | 9 |
5 | Юля | 5 | 5 | 7 | 7 | 7 | 7 |
6 | Таня | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 |
При этом для получения более достоверных результатов нами были придуманы различные контрольные вопросы и заданы испытуемым в ходе беседы.
1) «Правила существуют, чтобы их нарушать». Согласны ли Вы с этим утверждением?
2) Хотели бы Вы стать политическим деятелем? Почему?
3) Как Вы думаете, отличники стараются получить высокую оценку для того, чтобы избежать плохую, или потому, что им интересен сам предмет?
4) Учеба: необходимая ступень на пути получения высшего образования или интересный и увлекательный процесс?
5) Друзья остаются друзьями, пока их объединяют общие интересы. Считаете ли Вы это утверждение верным?
6) Как вы думаете, несчастен ли тот человек, у которого нет друзей?
7) Является ли семья гарантом безопасности и уюта?
8) Устаете ли Вы от проведения времени в семье?
9) Часто ли Вы находите время для себя?
10) Чем Вы чаще всего занимаетесь в свободное время?
Переходим к анализу и обсуждению полученных результатов
Мы проанализировали результаты и ответы испытуемых на контрольные вопросы по 5 субшкалам, суммируя соответствующие пункты опросника по таблице №5 и обсуждая результаты по таблице№6.
1) Проанализировав результаты испытуемых по субшкале Отчуждение от общества , мы подразделили наших испытуемых на 3 группы.
У данных испытуемых отчуждение от общества находится на уровне несколько ниже среднего уровня. Это означает, что отчуждение у этих испытуемых выражено в незначительной степени. Для проверки полученных данных мы задали испытуемым контрольные вопросы. Например, на вопрос №1 испытуемая Ирана ответила: «Не совсем. Я считаю, что правила можно нарушать лишь в тех случаях, когда это ненаказуемо». А на вопрос №2 Таня ответила: «Я хотела бы стать политиком только в той стране, в которой не нужно что-либо менять для того, чтобы улучшить жизнь народа». Таким образом, мы делаем вывод, чтобы эти испытуемые ощущают некоторую отчужденность от общества, но не в очень выраженной степени. Они согласны идти наперекор нормам, установленным в обществе лишь тогда, когда это найдет поддержку в данном обществе.
Б) Лиля, Замира и Юля
У данных испытуемых средний уровень отчуждения от общества. Для уточнения уровня отчуждения наших испытуемых, нами были проанализированы их ответы на контрольные вопросы. На вопрос №2 испытуемые ответили: «Да. Для того, чтобы развеять скуку». Мы делаем вывод, что эти испытуемые стремятся достичь чего-то большого, выходящим за пределы их возможностей.
У данной испытуемой высокий уровень отчуждения от общества. Ответ на контрольный вопрос №2 подтверждают результаты этих испытуемых. На этот вопрос испытуемая ответила: «Я никогда не хотела бы стать политиком, т.к. политики всегда врут». Из этого ответа мы делаем вывод, что испытуемая не стремится к осуществлению более высокой деятельности, т.к. ее прошлый опыт подсказывает ей, что это бесполезная деятельность. Хотя, она, может быть, стала бы хорошим политическим деятелем и принесла большую пользу обществу. Таким образом, ответы испытуемой полностью подтверждают ее результаты.
2) По результатам испытуемых по субшкале Отчуждение от учебы наши испытуемые разделились на 3 группы.
У данной испытуемой низкий уровень отчуждения от учебы. Из этого мы заключаем, что данная испытуемая всегда стремится учиться, т.е. ее интересует сам процесс получения знаний. Она переживает смысл и ценность в процессе учебы. Ответы на вопросы подтвердили полученные результаты.
Уровень отчуждения от учебы у этих испытуемых несколько ниже среднего значения. Т.е. отчуждение у них наблюдается, но не находит слишком яркой выраженности. Например, на вопрос №3 испытуемая Лиля ответила: «Я думаю, что отличники преследуют обе цели в одинаковой мере». А на вопрос №4 Таня дала ответ: «Учеба является как увлекательным процессом, так и необходимым условием получения высшего образования». Таким образом, мы заключаем, что данные испытуемые стремятся и удовлетворить свои потребности и, получить от этого выгоду. Это подтверждает полученные результаты.
В) Замира, Азиза и Юля
У этих испытуемых средний уровень отчуждения от учебы. Т.е. данные испытуемые чувствуют некоторую отчужденность от процесса получения знаний. Мы задали испытуемым контрольные вопросы. Например, на вопрос №3 испытуемые Замира и Юля ответили: «Для того, чтобы избежать плохую оценку». А на вопрос №4 Азиза дала ответ: « Учеба – это необходимая ступень на пути получения высшего образования». Проанализировав данные ответы, мы заключаем, что испытуемые стремятся лишь достичь определенных целей, которые они, ставя перед собой, не увлекаясь и не интересуясь самим процессом. Т.е. этих испытуемых интересует лишь результат, а не сам процесс.
3) По результатам субшкалы Отчуждение в межличностных отношениях наши испытуемые разделились на 4 группы.
У данной испытуемой низкий уровень отчуждения в межличностных отношениях. Это может означать, что Ирана не избегает общения со сверстниками и близкими ей людьми, а наоборот уделяет этому большое внимание. Ответы на контрольные вопросы подтвердили полученные результаты.
Уровень отчуждения у этих испытуемых находится на уровне несколько ниже среднего значения. Это означает, что этот вид отчуждения у испытуемых выражен в незначительной степени. Для контроля результатов были проанализированы ответы данных ответы данных испытуемых. На вопрос №5 Лиля ответила: «Я совсем не согласна с этим утверждением. Настоящие друзья остаются таковыми даже если их не объединяют общие интересы». А на вопрос №6 Таня дала ответ: «Человек без друзей очень несчастен». Таким образом, мы заключаем, что данные испытуемые очень ценят дружеские отношения и будут чувствовать себя одинокими при их отсутствии. Это подтверждает полученные результаты.
У испытуемой Юли уровень отчуждения в межличностных отношения выражен несколько сильнее, чем в норме. Проанализировав ответы Юли на вопросы, мы заключили, что, действительно, у испытуемой данный вид отчуждения проявляется в значительно большей мере, чем в норме, что полностью подтверждает полученные результаты.
Г) Азиза и Замира
У данных испытуемых, согласно результатам тестирования, наблюдается высокий уровень отчуждения в межличностных отношениях. Для проверки достоверности результатов, мы задали испытуемым контрольные вопросы. На вопрос №5 обе испытуемые полностью согласились с утверждением. А на вопрос №6 они дали отрицательный ответ. Таким образом, мы делаем вывод, что для этих испытуемых дружба не имеет столь важного значения и и они всегда стараются избегать дружеских отношений и относятся к ним скептически. Вследствие этого данные испытуемые ощущают отчужденность, хотя и не признают этого.
4) Подсчитав результаты наших испытуемых по субшкале Отчуждение в семье , мы подразделили их на 3 группы.
А) Лиля, Ирана и Таня
У данных испытуемых средний уровень отчуждения в семье. Для получения более ясных результатов, мы проанализировали ответы испытуемых на контрольные вопросы. На вопрос №7 испытуемая Лиля ответила: «В какой-то степени, да». Т.е. эта испытуемая не может дать твердо утвердительный ответ, она сомневается. А на вопросе №8 точки зрения Ираны и Тани совпали и они ответили: «Когда я нервничаю или чувствую себя плохо, я быстро устаю от проведения времени в семье». Таким образом, мы видим, что испытуемые уделяют время своей семье лишь в тех случаях, когда им этого хочется, а в трудные минуты они не ищут поддержку среди своих близких.
У данных испытуемых уровень отчуждения в семье выражен несколько сильнее, чем у испытуемых предыдущей группы. На вопрос №7 испытуемая Азиза ответила: «Не всегда», т.е. она не всегда может положиться на поддержку со стороны своих близких. Таким образом, это подтверждает полученные результаты. А испытуемая Юля на вопрос №8 ответила отрицательно. Из этого мы заключаем, что уровень отчуждения в себе у нее выражен в средней степени.
Уровень отчуждения в семье у этой испытуемой находится в выраженной степени. На вопрос №8 Замира ответила: «Да, я порой очень устаю от проведения времени в семье, т.к. меня никто не понимает». Это означает, что общение с близкими людьми часто сильно утомляет ее, вследствие чего у нее наблюдается высокий уровень отчуждения.
5) По результатам субшкалы Отчуждение от собственной личности наши испытуемые подразделились на 4 группы.
У этой испытуемой данный вид отчуждения находится на уровне несколько ниже среднего. Т.е. отчуждение от собственной личности у Ираны почти что отсутствует, что означает, что она живет в гармонии с самой собой, не противореча собственным мотивам и желаниям. Ответы на контрольные вопросы подтвердили нашу гипотезу.
У этих испытуемых отчужденность от собственной личности проявляется на среднем уровне. На вопрос №9 испытуемые ответили, что они не очень часто находят время на себя. А на вопрос №10 мы получили ответ, что они в свободное время чаще всего отдыхают. Из этого мы заключаем, что не прислушиваются к собственным мотивам.
У данной испытуемой уровень отчуждения от собственной личности несколько выше среднего уровня. Это означает, что отчужденность у Юли несколько выше нормы. Но, ответы на контрольные вопросы опровергают полученные результаты. Проанализировав ответы этой испытуемой, мы пришли к выводу, что уровень отчуждения у Юли сильно превышает допустимую норму, т.е. данная испытуемая чувствует и ощущает сильную отчужденность от собственного «Я».
Г) Замира и Азиза
Согласно результатам этих испытуемых, у них высокий уровень отчуждения от собственной личности. Для получения подтверждения, мы адресовали Замире и Азизе контрольные вопросы. На вопрос №10 испытуемая Замира ответила: «Я читаю книгу», а Азиза сказала: «Я смотрю телевизор». Таким образом, мы удостоверились в том, что эти испытуемые не уделяют время собственным внутренним желаниям, а лишь стараются заглушить их физическим отдыхом.
Лиля. Эта испытуемая стремится достичь всего, чего от нее требует общество и старается не отделяться от него. Лиля всегда получает удовольствие от процесса учебы, но преследует при этом также материальные ценности. Лиля очень ценит дружеские отношения и чувствует себя плохо при их отсутствии. Этой испытуемой не всегда нравится проводить время в семье, чаще она избегает этого. Лиля в большинстве ситуаций прислушивается к своему внутреннему голосу.
Замира. Данная испытуемая также живет в гармонии с обществом, не противореча нормам, установленным в нем. В большинстве случаев Замира не интересуется процессом учебы. Ее интересует только результат достижения отличной оценки. Человеку не нравится заводить новые знакомства. Из-за того, что испытуемую никто в семье не понимает, она не любит проводить время со своими близкими. Замира также находится в конфликте с собственным «Я». Она часто не понимает, чего хочет.
Ирана. Испытуемая предпочитает жить, не противореча нормам, установленным в обществе. Она всегда интересуется самим процессом учебы, а результаты ее не очень беспокоят. Испытуемая не старается избегать новых знакомств, а, наоборот, с радостью общается со сверстниками. Когда у испытуемой плохое настроение, она предпочитает быть одна, даже избегает контакта с членами своей семьи. Кроме того, Ирана живет в согласии со своими внутренними мотивами, часто прислушиваясь интуиции.
Азиза. Эта испытуемая никогда не участвует в общественных мероприятиях, часто избегает их. Для этой испытуемой учеба лишь условие на пути получения высшего образования, т.е. ей совершенно не интересен сам процесс приобретения знаний. В большинстве случаев испытуемая избегает дружеских отношений и редко прислушивается к своему внутреннему голосу.
Юля. Данная испытуемая редко принимает участие в общественных мероприятиях. В тех редких случаях она делает это для того, чтобы развеять скуку. Человека также не интересует процесс учебы. Она считает это лишь необходимостью. Вследствие того, что у испытуемой очень мало друзей, она переживает сильную отчужденность в межличностных отношениях. Человек не всегда может рассчитывать на поддержку со стороны своих близких. Из-за того, что интуиция часто подводит Юлю, она всегда находится в состоянии конфликта с собственной личностью.
Таня. Эта испытуемая всегда находит контакт с обществом, но она участвует в жизни общества лишь с целью удовольствия. Испытуемая как интересуется процессом учебы, так и старается получить из этого выгоду для себя, например, получить высшее образование. Испытуемая очень высоко ценит дружеские отношения и считает жизнь человека при их отсутствии лишь существованием. Но, в отличие от этого, испытуемая редко проводит время в семье. Таня очень редко находит время для себя, что иногда отражается на ее эмоциональном состоянии.
Наше мнение о методике
По нашему мнению, эта методика позволяет выявить, в какой степени человек испытывает отчуждение, т.е. утрату смысла жизни. Она может быть полезна при выявлении у человека скрытых форм тревожности.
Источник